Эстонская Советская Социалистическая Республика XVIII. Драматический театр

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ЭА ЭБ ЭВ ЭГ ЭД ЭЕ ЭЖ ЭЗ ЭЙ ЭК ЭЛ ЭМ ЭН ЭО ЭП ЭР ЭС ЭТ ЭУ ЭФ ЭХ ЭЦ ЭЧ ЭШ ЭЭ ЭЯ
ЭСА
ЭСБ
ЭСЕ
ЭСК
ЭСЛ
ЭСМ
ЭСН
ЭСП
ЭСС
ЭСТ
ЭСХ
ЭСЭ

XVIII. Драматический театр

  Обряды и фольклор Э. содержат элементы театральности и драматического действия. Вторжение в начале 13 в. немецких и датских захватчиков, многовековой социальный и национальный гнет надолго задержали развитие эстонской культуры. Театральное искусство коренному населению Э. не было доступно. В 1529 в Таллинской ратуше была сыграна на латинском языке комедия Теренция «Андриянка». В конце 16 в. ставились первые спектакли в Тарту. Развивалась школьная драма. В начале 17 в. выступали бродячие немецкие труппы. В 1665 возник первый частный театр. В 1784 в Таллине местная интеллигенция открыла любительский театр. В поставленную им пьесу Коцебу «Отцовское ожидание» были включены сцены на эстонском языке. В 1809 в Таллине открылся профессиональный немецкий театр, где шли отдельные драматические спектакли на эстонском языке. Зарождение эстонского театра связано с общим подъемом национального движения во 2-й половине 19 в. В 1870 в Тарту в помещении певческого общества «Ванемуйне» ставились пьесы эстонской писательницы Л. Койдула («Двоюродный братец из Сааремаа» и др.), заложившие основу национальной драматургии, определившие ее демократическую направленность, просветительские тенденции. Начинание общества «Ванемуйне» способствовало тому, что спектакли стали ставиться в Таллине, Нарве, Вильянди, Пярну и др. городах. В создании национального сценического искусства значительна роль первого профессионального эстонского режиссера и театрального деятеля А. Вийра. В полупрофессиональном театре «Ванемуйне» он проложил (1878—1903) дорогу музыкальным спектаклям и воплощению на эстонской сцене мировой классической драматургии (Мольер, У. Шекспир). К созданию современного репертуара и реалистических традиций стремился режиссер К. Юнгхольц, руководивший театральной труппой «Таара» в Тарту (1901—05). В 1906 сложились профессиональные труппы в театрах «Ванемуйне» (Тарту) и «Эстония» (Таллин). Театр «Ванемуйне» в 1906—14 возглавлял основоположник национальной режиссуры К. Меннинг. Он достиг в постановках слаженности исполнительского ансамбля, утверждал реалистические принципы эстонского театра. Этому способствовали вошедшие в репертуар театра произведения национальных драматургов А. Кицберга, Э. Вильде, О. Лутса. Театр «Эстония» славился отдельными талантливыми актерами, в расчете на которых и ставились спектакли. Здесь получили известность Т. Альтерманн, Э. Вильмер, А. Лаутер, П. Пинна. С 1908 театр стал включать в репертуар оперы и оперетты. В годы Революции 1905—07 во многих городах Э. получили распространение пролетарские театральные кружки. Такой кружок, созданный при Народном доме Лютера и с 1915 работавший при обществе «Валвая», после Октябрьской революции 1917 стал первым советским театром таллинских рабочих. Такой же театр был основан и в Нарве. В годы буржуазной республики развитие эстонского театра продолжалось в условиях обострившейся борьбы двух культур. В 20—30-е гг. работали театры: в Таллине — «Эстония», Драматический театр. «Драмстудио» (с 1937 — Эстонский драматический театр, с 1952 — Театр драмы им. В. Кингисеппа), «Утренний театр», Таллинский рабочий театр; в Тарту — «Ванемуйне»; в Пярну — театр «Эндла»; в Вильянди — театр «Угала»; в Нарве — Нарвский театр. В 20-е гг. появились значительные работы эстонских драматургов — М. Метсанурка, X. Раудсеппа, А. X. Таммсааре. Демократически настроенные деятели театра поддерживали связи с советским сценическим искусством. Ставились пьесы М. Горького, В. П. Катаева, А. Е. Корнейчука, Н. Ф. Погодина и др. Значительную роль в развитии театрального искусства Э. сыграло изучение системы Станиславского. Творческие успехи театра связаны в те годы с именами режиссеров — Л. Калмета, А. Лаутера, П. Пыльдрооса, П. Сеппа, А. Сярева и ряда актеров.

А. Кееренд. «Старый дом в Таллине». Из серии «Старые памятники культуры». 1963. Эстонская Советская Социалистическая Республика.

А. Кееренд. «Старый дом в Таллине». Из серии «Старые памятники культуры». 1963.

  Новый период в развитии эстонского театра наступил с восстановлением в республике Советской власти (1940). Национализация театров упрочила их экономическое положение. В репертуаре значительное место заняли пьесы советских драматургов, были открыты театр в Раквере (1940) и Музей театра и музыки в Таллине (1941). В годы Великой Отечественной войны часть деятелей эстонского театра работала в эстонских художественных ансамблях. Многие из этих деятелей (К. Ирд, Э. Кайду, Л, Лаутер, П. Пыльдроос, И. Таммур и др.) сыграли большую роль в утверждении социалистического реализма в послевоенном эстонском театре. Продолжала развиваться национальная драматургия. Произведения М. Рауда, И. Семпера, А. Хинта, А. Якобсона были направлены в значительной степени на разоблачение буржуазной идеологии. Среди лучших спектаклей 40-х — начала 50-х гг.: «Жизнь в цитадели» (1946) и «Борьба без линии фронта» (1947) Якобсона, «Кремлевские куранты» Погодина (1947, в роли В. И. Ленина — П. Пыльдроос), «Неуловимое чудо» Вильде (1952), «Железный дом» Таммлаана (1954), «Антоний и Клеопатра» Шекспира (1955). В 50-е гг. на эстонской сцене новое освещение получили темы ценности человеческой личности, поисков героем своего места в современной жизни, преодоления внутренних конфликтов. Философской трактовкой, тонкостью психологического рисунка отличаются режиссерские работы В. Пансо. Углубленное отражение современности свойственно пьесам А. Лийвеса, Э. Раннета, Ю. Смуула и др. Творческими достижениями стали спектакли: «Атлантический океан» Смуула (1956), «Совесть» (1956) и «Блудный сын» (1958) Раннета, «Господин Пунтила и его слуга Матти» (1958) и «Трехгрошовая опера» (1965) Брехта, «Человек и бог» Таммсааре (1962), «Кориолан» Шекспира (1964), «Кихну Йынн» («Дикий капитан») Смуула (1964 и 1965), «Иосиф и его братья» Райниса (1966), «Мать» Горького (1967).

  Во 2-й половине 60-х гг. в эстонскую режиссуру пришло новое пополнение: Я. Тооминг, Э. Хермакюла, М. Микивер, К. Райд и др. Театр 70-х гг. отражает стремление к глубокому осмыслению сложности жизненных явлений, многообразию и яркости выразительных средств. Наиболее интересные спектакли этих лет — «Трагедия человека» Мадача (1971), «На задворках» Лутса (1974), «Новый Нечистый из Пекла» Таммсааре (1976).

  Большое влияние на эстонский театр оказывают творческое содружество с театрами др. республик, участие во Всесоюзных смотрах и фестивалях. Эстонские театры неоднократно гастролировали в столицах др. республик, а также за рубежом (Финляндия, ГДР, Польша, Венгрия). В театрах братских республик широко ставятся пьесы эстонских драматургов — Э. Ветемаа, Б. Кабура, Р. Каугвера, Лийвеса, Раннета, Смуула, Якобсона и др. Кадры актеров и режиссеров готовят (с 1957) кафедра сценического искусства Таллинской государственной консерватории, а также студии Театрального общества Эстонской ССР (создано в 1945). В Эстонской ССР работают (1978): в Таллине — Театр драмы им. В. Кингисеппа, ТЮЗ (основан в 1965), Русский драматический театр. Театр кукол; в Тарту — театр «Ванемуйне»; в Вильянди — театр «Угала»; в Пярну — Драматический театр им. Л. Койдула (до 1953 — «Эндла»), Раквереский театр. Среди крупнейших деятелей советского эстонского театра: народный артист СССР К. Ирд, К. Карм, А. Тальви, А. Эскола, Ю. Ярвет; народный артист Эстонской ССР—режиссеры А. Сатс, И. Таммур; актеры Э. Коппель, Э. Лийгер, Л. Линдау, В. Отсус, X. Пеэп, А. Ребане, Л. Руммо, С. Реэк, И. Эвер, X. Эльвисте; художники В. Хаас, В. Пейль, М. Л. Кюла и др.

 

  Лит.: Театры Советской Эстонии, Таллин, 1956; История советского драматического театра, т. 1—6, М., 1966—71; Каск К., Тормис Л., Паалма В., Эстонский театр. М., 1978; Kask К., Teatritegijad, alustajad, Tallinn, 1970; ее же, Esimenehooaeg, 1940/41, Tallinn, 1970; Tormis L., Teatrisutited üle idapiiri, Tallinn, 1973.

  К. Каск.

Эстонская Советская Социалистическая Республика, Эстония (Ээсти НСВ).

Флаг государственный. Эстонская ССР. Эстонская Советская Социалистическая Республика.

Флаг государственный. Эстонская ССР.

Герб государственный. Эстонская ССР. Эстонская Советская Социалистическая Республика.

Герб государственный. Эстонская ССР.

I. Общие сведения
II. Государственный строй
III. Природа
IV. Население
V. Исторический очерк
Э. в эпоху социализма
VI. Коммунистическая партия Эстонии
VII. Ленинский Коммунистический Союз Молодежи Эстонии
VIII. Профессиональные союзы
IX. Народное хозяйство
X. Медико-географическая характеристика
XI. Народное образование и культурно-просветительные учреждения
XII. Наука и научные учреждения
1. Естественные и технические науки
2. Общественные науки
3. Научные учреждения
XIII. Печать, радиовещание, телевидение
XIV. Литература
XV. Архитектура и изобразительное искусство
XVI. Музыка
XVII. Танец. Балет
XVIII. Драматический театр
XIX. Кино
Так же Вы можете узнать о...


Чинк (литературная форма; казах. и туркм. шын), обрыв, уступ, ограничивающий плато или небольшие столовые останцы.
Бороздование ,
Дыгай Николай Александрович [11.11.1908, с. Покровское, ныне Неклиновского района Ростовской области, — 6.
Лавуазье Антуан Лоран Лавуазье (Lavoisier) Антуан Лоран (26.8.1743, Париж, — 8.
Осы настоящие, складчато-крылые осы (Vespidae), семейство перепончатокрылых насекомых.
Склеротом (от склеро... и греч. tome — разрез, отрезок), нижняя внутренняя часть первичного сегмента (сомита) у зародышей хордовых животных и человека.
Цвиллинг Самуил Моисеевич [13(25).1.1891, Тобольск, — 4.
Бересфорд Уильям Карр Бересфорд (Beresford) Уильям Карр (2.10.1768 — 8.
Диазотаты, органические азотсодержащие соединения общей формулы  Крепостная мануфактура, мануфактура, обслуживаемая трудом крепостных крестьян и работников; см.
Объединённый институт ядерных исследований (ОИЯИ), международный научный ядерно-физический центр социалистических стран.
Сеидов движение, сейидов движение, народное антифеодальное и антимонгольское движение в Мазендеране и Гиляне (Иран) в 14 в.
Халикарнас Балыкчысы (Halikarnas Balikcisi) (псевдоним; настоящее имя Джеват Шакир Кабаагачлы) (1886, Стамбул, — 13.
Баксан (река на Сев. Кавказе) Баксан, Азау, река на Сев. Кавказе, в Кабардино-Балкарской АССР, правый приток Малки ( бассейн Терека).