образование и культурно-просветительные учреждения"> образование и культурно-просветительные учреждения"> образование и культурно-просветительные учреждения">

Эстонская Советская Социалистическая Республика XI. Народное образование и культурно-просветительные учреждения

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ЭА ЭБ ЭВ ЭГ ЭД ЭЕ ЭЖ ЭЗ ЭЙ ЭК ЭЛ ЭМ ЭН ЭО ЭП ЭР ЭС ЭТ ЭУ ЭФ ЭХ ЭЦ ЭЧ ЭШ ЭЭ ЭЯ
ЭСА
ЭСБ
ЭСЕ
ЭСК
ЭСЛ
ЭСМ
ЭСН
ЭСП
ЭСС
ЭСТ
ЭСХ
ЭСЭ

XI. Народное образование и культурно-просветительные учреждения

Первые школы на территории современной Э. появились в 13—14 вв. при домских и монастырских церквях. В 15—16 вв. в больших городах открылись городские школы с преподаванием на латинском языке, в 16 в. — элементарные школы с преподаванием на немецком языке. В 1583—1625 действовала иезуитская гимназия в Тарту, где, вероятно, обучались и эстонцы, в 1630 там же была основана гимназия, позднее преобразованная в университет (см. Тартуский университет), в 1631— гимназия в Таллине. В 1684—88 близ Тарту Б. Г. Форселиусом была основана семинария для подготовки учителей, где получили образование 160 эстонцев. В деревне просвещение стало развиваться с 15 в. К 17 в. существовал ряд школ для крестьян в сельских приходах. После присоединения к России (1710) духовная жизнь Э. постепенно была втянута в общее русло жизни Русского государства. Образование и культура в Э. были привилегией господствующих классов. Сеть школ развивалась медленно. Только после школьного указа 1765 количество школ в селах стало увеличиваться, а на основе Устава 1786 в городах были созданы 4 главных народных училища (с обучением на немецком языке). В 1803 образован Тартуский учебный округ. В 1804 в уездных городах и Балтийском порту открыто 11 уездных училищ и 13 приходских школ, в Тарту учреждена гимназия (с обучением на немецком языке). В 1848 в Тарту открылась ветеринарная школа, преобразованная в 1873 в ветеринарный институт. Законы об освобождении крестьян от крепостной зависимости Эстляндской (1816) и Лифляндской (1819) губерний предусматривали открытие 3-годичных волостных и 2-годичных приходских школ, однако значительное увеличение их числа началось во 2-й половине 19 в. В 80-х гг. имелось 1228 лютеранских волостных и 76 приходских школ, где обучалось около 44 тыс. учащихся, 92 православные приходские и 223 волостные школы (10,5 тыс. учащихся). Грамотность населения к 1897 составляла 91,2%. В 1860—1880 в связи с развитием капитализма расширилась сеть средних учебных заведений. Реальные училища были учреждены в Тарту (1880), в Таллине (1881) и др. городах. Первая (преимущественно для эстонцев) мужская гимназия основанная Х. Трефнером в Тарту в 1883. В 19 в. начали работать учительские семинарии в Тарту (1828), на мызах Атасте (1837), Ядивере (1845), Кууда (1854) и др. К 1887 действовало 27 средних учебных заведений, где обучалось около 4,5 тыс. учащихся, преимущественно дети привилегированных сословий. Школьными реформами конца 80-х и начала 90-х гг. 19 в. царское правительство урезало привилегии прибалтийских дворян в организации образования. Начальные, средние и высшие учебные заведения начали перестраиваться в соответствии с российскими уставами, а обучение велось на русском языке.

Архитектура 13 — начала 20 вв. Церковь в Вальяла. 13—17 вв. Западный портал. Эстонская Советская Социалистическая Республика.

Архитектура 13 — начала 20 вв. Церковь в Вальяла. 13—17 вв. Западный портал.

  Борьба трудящихся в период Революции 1905—07 в России против национального гнета, за демократизацию школ, за преподавание на родном языке привела к увеличению числа начальных, средних и профессиональных учебных заведений с обучением на родном языке. По переписи 1911 на территории Э. насчитывалось 1646 начальных школ с 74,8 тыс. учащихся. В 1916/17 учебном г. было 37 средних учебных заведений разного типа (13 тыс. учащихся) и 32 профессиональных учебных заведения (около 3,4 тыс. у учащихся). В Тартуском университете в 1915 было около 2,8 тыс. студентов, в Тартуском ветеринарном институте — 341 студент. Кроме того, в Тарту действовали частные университетские курсы и высшие женские курсы.

  После Октябрьской революции 1917 и установления Советской власти в Э. были приняты меры по демократизации системы образования: школа была отделена от церкви, введено преподавание на родном языке, в Таллине и Тарту для взрослых были созданы народные университеты и вечерние курсы. В период буржуазной Э. (1919—40) буржуазное правительство использовало школу для укрепления своей политической власти и распространения буржуазной идеологии. В 1920 было провозглашено обязательное начальное обучение детей в возрасте 8—16 лет (в 1934 возраст обязательного обучения был понижен с 16 до 14 лет), но фактически не осуществлялось, большая часть детей школьного возраста не заканчивала начальную школу, а 7,4% (по переписи 1934) вообще не посещали школу. Среднее и высшее обучение было платным. Школьная система включала 6-летнюю начальную школу, 5-летние прогимназии, 3-летние гимназии и реальные училища. В 1939/40 учебном году имелось 43 прогимназии, 37 реальных училищ и 45 гимназий (16,6 тыс. учащихся); 177 профессиональных и средних специальных учебных заведений (13 тыс. учащихся); 7 вузов (4,5 тыс. студентов). По переписи 1934, с полным начальным образованием было 52,6% населения, с неполным — 26,2%.

Архитектура 13 — начала 20 вв. Церковь Нигулисте. Основное строительство — 15 в. Эстонская Советская Социалистическая Республика.

Архитектура 13 — начала 20 вв. Церковь Нигулисте. Основное строительство — 15 в.

  С восстановлением в Э. Советской власти (июль 1940) народное образование начало развиваться в новом направлении. Все учебные заведения стали государственными, установлено бесплатное обучение для детей трудящихся, начались коренная перестройка учебных планов и программ и переход к 7-летнему обязательному обучению. Создание новой системы народного образования было прервано немецко-фашистской оккупацией 1941—44.

  После освобождения Э. началась большая работа по восстановлению советской школы. Продолжено обязательное 7-летнее обучение, в 1960/61 учебный год начался переход к обязательному 8-летнему обучению. В 1966 начался переход ко всеобщему среднему образованию.

  Большое развитие получила сеть дошкольных учреждений. В 1977 в 707 дошкольных учреждениях воспитывалось около 77,3 тыс. детей. В 1977/78 учебном году в 602 общеобразовательных школах обучалось 214,9 тыс. учащихся, в 34 профессионально-технических учебных заведениях около 13,5 тыс. учащихся, в 38 средних специальных учебных заведениях — 24 8 тыс. учащихся. Увеличилось число внешкольных учреждений. В 1978 функционировало 19 дворцов и домов пионеров, 2 станции юных техников, 3 станции юных натуралистов, 57 детских и юношеских спорт, школ, республиканский клуб юных моряков и др. внешкольные учреждения.

  В 1977/78 учебном году в системе высшего образования Э. было 6 вузов: Тартуский университет, Таллинский политехнический институт, Таллинский педагогический институт им. Э. Вильде, Эстонская с.-х. академия (в Тарту), Государственный художественный институт в Таллине и Таллинская консерватория, в которых обучалось свыше 24,7 тыс. студентов. На 1 января 1977 насчитывалась 701 массовая библиотека (свыше 8824 тыс. экз. книг и журналов); крупнейшие библиотеки: Государственная библиотека Эстонской ССР им. Фр. Р. Крейцвальда в Таллине (см. в ст. Библиотеки союзных республик). Научная библиотека Тартуского университета, Научная библиотека АН Эстонской ССР, Республиканская научно-техническая библиотека Эстонской ССР (в Таллине) и др.; 52 музея, крупнейшие из которых — Государственный этнографический музей, Художественный, Зоологический и др. в Тарту, Таллинский художественный музей, Государственный исторический музей Эстонской ССР (с филиалами), Эстонский государственный парк-музей народного зодчества и быта, Государственный музей природы Эстонской ССР, Эстонский государственный морской музей и др. в Таллине, краеведческие музеи в Пярну, Раквере, Кингисеппе и др.; 475 клубных учреждений.

  Ф. Эйсен, Э. Лауль.

Художественная самодеятельность. Развитие художественной самодеятельности качалось в основном во 2-й половине 19 в. (хоры, духовые оркестры, драматические кружки). Еще до Октябрьской революции возникли первые рабочие хоры и оркестры (общества «Валвая», «Пандорин» и др.). В 1976 в Э. имелось 6269 кружков художественной самодеятельности (системы министерства культуры и профсоюзов), в том числе 383 хоровых, 1630 музыкальных, 513 драматических, 771 танцевальный, 187 изобразительного и прикладного искусства и др., в которых занималось около 79 тыс. человек. Наиболее развитые жанры — хоровое пение и народные танцы. В 1976 участниками художественной самодеятельности дано около 15 тыс. концертов и спектаклей.

  А. Лаанемяэ.

Эстонская Советская Социалистическая Республика, Эстония (Ээсти НСВ).

Флаг государственный. Эстонская ССР. Эстонская Советская Социалистическая Республика.

Флаг государственный. Эстонская ССР.

Герб государственный. Эстонская ССР. Эстонская Советская Социалистическая Республика.

Герб государственный. Эстонская ССР.

I. Общие сведения
II. Государственный строй
III. Природа
IV. Население
V. Исторический очерк
Э. в эпоху социализма
VI. Коммунистическая партия Эстонии
VII. Ленинский Коммунистический Союз Молодежи Эстонии
VIII. Профессиональные союзы
IX. Народное хозяйство
X. Медико-географическая характеристика
XI. Народное образование и культурно-просветительные учреждения
XII. Наука и научные учреждения
1. Естественные и технические науки
2. Общественные науки
3. Научные учреждения
XIII. Печать, радиовещание, телевидение
XIV. Литература
XV. Архитектура и изобразительное искусство
XVI. Музыка
XVII. Танец. Балет
XVIII. Драматический театр
XIX. Кино
Так же Вы можете узнать о...


Резонансное излучение, излучение, испускаемое системой связанных зарядов (например, атомом, атомным ядром), при котором частота излучения совпадает с частотой возбуждающего света.
Агентирование, агентское обслуживание, совершается за обусловленное вознаграждение одним (юридическим или физическим) лицом (агентом) по поручению другого лица (доверителя-принципала) от его имени, за его счёт и в его интересах.
Искусствоведческое образование, система подготовки специалистов по теории и истории различных видов искусства (изобразительного и декоративно-прикладного, архитектуры, музыки, театра, кино), а также в области художественной критики для работы в научно-исследовательских институтах, вузах, творческих союзах, музеях, театрах, в печати, на радио и телевидении и в других учреждениях и организациях культуры и искусства.
Плывун, насыщенный водой грунт, способный растекаться и оплывать.
Шашка (от кабард.-черкес. са’шхо, буквально — длинный нож) (воен.
Дрожжи, сахаромицеты (Saccharomycetales), порядок одноклеточных грибов класса сумчатых грибов.
Ожегов Сергей Иванович [9(22).9.1900, поселок Каменное бывшей Тверской губернии, — 15.
Фотодыхание, световое дыхание, совокупность процессов, происходящих в растительных клетках под действием света, в результате которых поглощается кислород и выделяется CO2.
Гомео... (от греч. homoios — подобный, одинаковый), составная часть сложных слов, соответствующая по значению словам: «сходный», «подобный», «тот же» (например, гомеопатия, гомеостаз).
«Молодая эмиграция», русская революционная эмиграция 1860-х гг.
«Тоёта Мотор» (Toyota Motor), см. в ст. Автомобильные монополии.
Вислиценус Йоханаес Вислиценус (Wislicenus) Йоханаес (24.6.1835, Клейнехштедт, близ Галле, — 5.
Лофохлоа (Lophochloa), род растений семейства злаков.
Сосудистый пучок у растений, то же, что пучок проводящий.
Библиография (от греч. biblion — kнига и ...
Костяев Федор Васильевич [8(20).2.1878, Елгава, — 27.
Рявала, прибрежная земля (мааконд) в Северной Эстонии (ныне Харьюский район Эстонской ССР), состоявшая из трёх территориальных объединений (кихелькондов).
Анадырская низменность, на северо-востоке Азии, в Чукотском национальном округе (Магаданская область РСФСР).
Карбонадо (исп. carbonado, от лат. carbo — уголь), разновидность алмаза, представляющая мелкозернистые, иногда пористые агрегаты темно-бурого или чёрного цвета, состоящие из неправильных зёрен алмаза с большим количеством чёрных включений графита и др.