Япония XVII. Театр

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ЯБ ЯВ ЯГ ЯД ЯЁ ЯЗ ЯИ ЯЙ ЯК ЯЛ ЯМ ЯН ЯО ЯП ЯР ЯС ЯТ ЯУ ЯФ ЯХ ЯЦ ЯЧ ЯШ ЯЩ ЯЯ
ЯПЕ
ЯПО
ЯПУ

XVII. Театр

Исторические корни японского театра восходят к древним обрядовым действам земледельческих празднеств. В 7—8 вв. вместе с буддизмом в Япония проникают театральные формы из стран Восточной Азии. Эти музыкально-танцевальные представления (гигаку и бугаку) способствовали формированию классического японского театра. К концу 14 — началу 15 вв. из разнообразных заимствованных и исконно японских представлений возник театр ноо, включающий музыку, танец и драматическое действие. Главные персонажи этого театра носят маски. Выдающиеся теоретики, актёры и драматурги Киёцугу Канъами (1333—84) и Мотокиё Дзэами (1363—1443) разработали эстетическую основу искусства ноо как рафинированного театра воинов и аристократов. В строгой канонической форме жанр сохраняется и в 20 в. С 17 в. в связи с ростом городов получили развитие и другие театральные жанры, отражавшие запросы третьего сословия. Это театр кукол дзёрури и театр кабуки, ставшие ведущими традиционными жанрами японского театрального искусства. Основу дзёрури составляют музыкально-песенный сказ, исполняемый певцом-сказителем гидаю, и представление кукол. Репертуар состоит из классических пьес японских драматургов, написанных в специфической форме дзёрури. Ведущий драматург, писавший также и для кабуки, — Мондзазмон Тикамацу (1653—1724). Театр кабуки (действуют актёры) соединяет музыкальные, танцевальные и драматические элементы. Он развивался параллельно с театром дзёрури, и оба они оказывали друг на друга влияние. К концу 18 в. театр кабуки сформировался окончательно. Представления кабуки рассчитаны на массового зрителя и отличаются яркой зрелищностью. Женские роли в этом театре по традиции исполняются мужчинами (оннагата).

Япония. Сцена из спектакля театра кабуки «Кагоцурубэ» Каватакэ Синсити. Япония.

Япония. Сцена из спектакля театра кабуки «Кагоцурубэ» Каватакэ Синсити.

  В последней трети 19 в. Япония вступила на путь капиталистического развития. Связанные с этим социальные и политические преобразования оказали заметное влияние и на театр. В начале 20 в. появились новые жанры, созданные в результате обновления традиционного театра (симпа, син-кокугэки) и заимствования европейских форм (современная драма — сингэки, опера, балет), театральное искусство современной Япония четко делится на традиционный театр (бугаку, ноо, кабуки, дзёрури) и европейский театр (драма, опера, балет). Своеобразная прослойка между ними— симпа, японская мещанская мелодрама, и синкокугэки, популярная драма, основа которой — сцены сражений на мечах. Каждый из этих жанров включает разработанную эстетику, репертуар, свой путь развития, ведущих деятелей. Традиционные театры имеют свой репертуар, состоящий из пьес японских классиков, а также произведений современных отечественных драматургов, использующих преимущественно исторические, героические и романтические сюжеты. Режиссёры в японском традиционном театре отсутствуют. Среди наиболее известных актёров 70-х гг.: в театре ноо — Минору Кита, Мотомаса Куро Хосё; в театре кабуки — Кандзабуро Накамура, Утаэмон Накамура, Косиро Мацумото, Байко Оноэ, молодые актёры — Энноскэ Итикава, Кикугоро Оноэ, Китиэмон Накамура, Цумасабуро Бандо; в симпа — Яэко Мидзутани; в синкокугэки — Сего Симада, Рютаро Тацуми.

Япония. Театр «Тэкидан симпа». Ханаяги Сётаро и Иссии Кан в спектакле «Фукэйдзу». Япония.

Япония. Театр «Тэкидан симпа». Ханаяги Сётаро и Иссии Кан в спектакле «Фукэйдзу».

  В 1966 в Токио создан национальный театральный центр «Кокурицу гэкидзё» — единственный в Япония государственный театр, призванный содействовать сохранению и развитию традиционных жанров. При центре организована первая японская театральная школа для подготовки актёров театра кабуки и театра кукол дзёрури (в традиционном театре воспитание велось в актёрских семьях).

Япония. Сцена из спектакля театра кабуки «Рэндзиси» Каватакэ Мокуами. Япония.

Япония. Сцена из спектакля театра кабуки «Рэндзиси» Каватакэ Мокуами.

  Репертуар театров сингэки составляют переводы классических и современных пьес европейских и американских драматургов, а также новые произведения японских авторов. Значительное место в нём занимают произведения русских и советских драматургов. В Япония насчитывается около 100 трупп сйнгэки. Наиболее крупные из них: «Хайюдза», «Мингэй», «Бунгакудза». Ведущие деятели этого театра: режиссёры — Корэя Сэнда, Дзюкити Уно; актёры и актрисы — Осаму Такидзава, Эйтаро Одзава, Исудзу Ямада, Харуко Сугимура, Тиэко Хигасияма, Ясуэ Ямамото. Подготовкой актёров сйнгэки занимается созданная в 1949 школа-студия при театре «Хайюдза».

Япония. Сцена из спектакля «Фауст» И. В. Гёте. Театр «Хайюдза». 1965. Япония.

Япония. Сцена из спектакля «Фауст» И. В. Гёте. Театр «Хайюдза». 1965.

  Среди периодических изданий: ежегодники — театральный «Энгэки нэнкан» (с 1966), балетный «Барэ нэнкан» (с 1972); журналы — теоретический по сингэки «Тэаторо» (с 1946); критический иллюстрированный по традиционному театру «Энгэкикай» (с 1943) и др.

Япония. Представление театра кукол. Япония.

Япония. Представление театра кукол.

 

  Лит.: Японский театр. Сб. статей под ред. Н. И. Конрада, М., 1928; Конрад Н. И., Театр Кабуки, М. — Л., 1928; Театр и драматургия Японии. Сб. статей под ред. Н. И. Конрада, М., 1965; Одзаки К., Новый японский театр, пер. с япон., М., 1960; Гундзи М., Японский театр Кабуки, пер. с япон., М., 1969; Сато К., Современный драматический театр Японии, М., 1973; Гришелёва Л. Д., Театр современной Японии, М., 1977.

Япония. Театр ноо. Сцена из спектакля «Окина». Япония.

Япония. Театр ноо. Сцена из спектакля «Окина».

  Л. Д. Гришелёва.

Япония (япон. Ниппон, Нихон).

Флаг государственный. Япония. Япония.

Флаг государственный. Япония.

I. Общие сведения
II. Государственный строй
III. Природа
IV. Население
V. Исторический очерк
VI. Политические партии, профсоюзы и другие организации
VII. Экономико-географический очерк
VIII. Вооружённые силы.
IX. Медико-географическая характеристика
X. Просвещение
XI. Наука и научные учреждения
1. Естественные и технические науки
2. Общественные науки
3. Научные учреждения
XII. Печать, радиовещание, телевидение
XIII. Литература
XIV. Архитектура и изобразительное искусство
XV. Музыка
XVI. Балет
XVII. Театр
XVIII. Кино
Так же Вы можете узнать о...


Беллами Эдуард Беллами (Bellamy) Эдуард (26.3.1850, Чикопи-Фолс, Массачусетс, — 22.
Бубр (Bobr), Бобрава, река на юго-западе Польши, левый приток Одры.
Вирунга, Муфумбиро (Virunga, Mufumbiro), область современного вулканизма в Восточной Африке, к С.
Гварини Гварино Гварини, Гуарини (Guarini) Гварино (17.1.1624, Модена, — 6.
Гранатомёт, 1) Г. ручной — лёгкое (масса до 15 кг) переносимое оружие, предназначенное для поражения бронированных целей и живой силы противника бронебойной или осколочно-фугасной гранатой.
Дивертикул (от лат. diverticulum — дорога в сторону, отклонение), врождённое или приобретённое выпячивание стенки полого органа человека в форме мешка.
Завки Убайдулла Салих оглы (1853—1921), узбекский поэт.
Инхеньерос Хосе Инхеньерос (Ingenieros) Хосе (24.4.1877, Буэнос-Айрес, — 31.
Катаклаз (от греч. kataklao — ломаю, сокрушаю), деформация и раздробление минералов внутри горной породы под действием тектонических движений.
Коморские острова (франц. Îles Comores, от араб.
Куинси (Quincy), город и порт на Атлантическом побережье США, в заливе Массачусетс, в штате Массачусетс, южный пригород Бостона.
Литературно-художественные журналы, периодические издания, чаще всего ежемесячные, знакомящие читателя с новинками оригинальной или переводной литературы и новостями литературной жизни и способствующие формированию общественного мнения.
Матра (Matra), вулканический массив в южной части Западных Карпат, на севере Венгрии.
Моонзундский архипелаг, Западно-Эстонский архипелаг, название группы островов в Балтийском море, расположенных к С.
«Ника» (Nika), народное восстание в столице Византии Константинополе 11—17 января 532.
Осипович А. (1853 — 1882), псевдоним русского писателя А.