Литературно-художественные журналы

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ЛI ЛА ЛЕ ЛЁ ЛЖ ЛИ ЛЛ ЛО ЛУ ЛХ ЛЧ ЛЫ ЛЬ ЛЭ ЛЮ ЛЯ
ЛИА
ЛИБ
ЛИВ
ЛИГ
ЛИД
ЛИЕ
ЛИЗ
ЛИЙ
ЛИК
ЛИЛ
ЛИМ
ЛИН
ЛИО
ЛИП
ЛИР
ЛИС
ЛИТ
ЛИУ
ЛИФ
ЛИХ
ЛИЦ
ЛИЧ
ЛИШ

Литературно-художественные журналы, периодические издания, чаще всего ежемесячные, знакомящие читателя с новинками оригинальной или переводной литературы и новостями литературной жизни и способствующие формированию общественного мнения. Наряду с ведущим отделом беллетристики (не менее трети объёма) Литературно-художественные журналы обычно имеют разделы (рубрики) литературной критики, публицистики, рецензий на новые книги, хроники культурных новостей; как правило, содержат статьи по вопросам экономики, социологии, истории, текущей политики (поэтому многие Литературно-художественные журналы являются и общественно-политическими) и нередко уделяют внимание др. искусствам. Будучи по типу «толстыми» журналами, Литературно-художественные журналы отличаются от еженедельников, включающих беллетристику и рецензии на неё, объёмом и большим жанровым разнообразием публикуемых произведений, обстоятельностью критических разборов; от альманахов, серийных сборников, полугодичных и ежегодных публикаций с аналогичным содержанием Литературно-художественные журналы отличаются оперативностью и планомерностью информации, актуальностью проблем литературно-общественной борьбы. Литературно-художественные журналы предполагают в своём читателе особый интерес к художественной литературе и литературному процессу и определённую (хотя и не обязательно профессиональную) литературную подготовленность (специально о литературоведческих журналах см. в ст. Литературоведение).

Литературно-художественные журналы в России. Литературно-художественные журналы по образцу западноевропейских возникли в России к концу 18 в. Первым условием успешного издания Литературно-художественные журналы является общественно активная читательская аудитория, заинтересованная в литературе. Её формировали нравственно-сатирические издания Н. И. Новикова, литературные сборники А. П. Сумарокова и М. М. Хераскова, ежемесячники И. А. Крылова и Н. М. Карамзина. Само слово «журнал» ввёл в обиход Карамзин, предпринявший издание «Московского журнала», где впервые определился характерный состав Литературно-художественные журналы: «русские сочинения в стихах и в прозе», «небольшие иностранные сочинения в переводе», «критические рассматривания русских книг», а также «известия о театральных пиесах и описание различных происшествий». Первым законченным образцом многочисленных русских литературных альманахов, до 1830-х гг. тесно сосуществовавших с Литературно-художественные журналы и дополнявших их, было карамзинское издание «Аглая» (1794—95). В обстановке общественно-патриотического и культурного подъёма, вызванного Отечественной войной 1812, когда литературная жизнь всё больше насыщалась политическим содержанием, журналы и альманахи стали средоточием общественного духа, трибуной литераторов-декабристов. Умонастроение дворян-революционеров выражали журналы «Соревнователь просвещения и благотворения» (1818—25), альманахи «Мнемозина», «Полярная звезда». Среди наиболее значительных изданий последекабристской эпохи — ежемесячник «любомудров» «Московский вестник» (1827—30), отличавшийся высоким уровнем литературной критики, альманахи «Северные цветы» (1825—31) и «Невский альманах» (1825—33), в которых регулярно публиковались произведения А. С. Пушкина. Однако издания этого времени, имевшие сравнительно узкий круг читателей, были коммерчески несостоятельны и, как правило, недолговечны. Энергичную попытку создать Литературно-художественные журналы нового типа предпринял О. И. Сенковский, чья «Библиотека для чтения», близкая к «журналу-энциклопедии», за короткое время приобрела свыше 2000 подписчиков (ни один из предшествующих журналов не имел более 500); однако Сенковский скорее ловко спекулировал на вкусах и потребностях публики, чем формировал их. В русском обществе ощущалась потребность в «журнале с направлением» — периодическом печатном органе, выражавшем наиболее прогрессивные общественные и художественные устремления. Именно такова была мысль А. С. Пушкина, начавшего в 1836 издание «Современника». «Слова: литературный журнал — уже заключают в себе достаточное объяснение», — писал он (Полн. собр. соч., т. 7, М., 1964, с. 520). «Цель ''Отечественных записок'', — сообщалось в программе другого Литературно-художественные журналы (программа была разработана его неофициальным руководителем В. Ф. Одоевским совместно с Пушкиным. — В. М.), — споспешествовать русскому просвещению по всем его отраслям...» (Одоевский В. Ф., Повести и рассказы, 1959, с. 485—85). В 1839—46 ведущим сотрудником «Отечественных записок» был В. Г. Белинский, определивший в журнале круг задач революционного просветительства. Линию Белинского с 1847 продолжил «Современник» Н. А. Некрасова, ставший в 1850—60-х гг. под руководством Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова боевым органом революционеров-разночинцев (наряду с «Русским словом», где выступал Д. И. Писарев). Идейная направленность становится определяющей характеристикой русских Литературно-художественные журналы 2-й половины 19 в.: так, «Отечественные записки» под редакцией Некрасова и М. Е. Салтыкова-Щедрина снова превратились в журнал революционной демократии, «Русское богатство» было органом народничества, «Вестник Европы» стоял на либеральных позициях, «Русский вестник» с середины 60-х гг. стал изданием реакционно-охранительным и т.д. Уделяя большую часть объёма беллетристике и литературной критике, русские Литературно-художественные журналы неизменно учитывали широкий круг читательских интересов: например, в «Русском богатстве» стихи в среднем занимали 0,8% объёма, проза — 37,2%, литературная критика — 14,2%, политические и общественные обозрения — 10,6%, прочие материалы — 37,2%. В 1860—91 число русских Литературно-художественные журналы оставалось неизменным — 15; однако в начале 20 в., в период оживления общественно-литературной жизни, оно возрастает; каждая литературно-общественная группировка стремится заявить о себе изданием нового Литературно-художественные журналы («Новый путь», 1903—04, «Весы», 1904—09, «Аполлон» символистов и т.д.). Русский литературный процесс протекал в неразрывной связи с революционным движением и прогрессивной общественной мыслью.

  Молодая советская литература создаёт новые Литературно-художественные журналы, опираясь на лучшие традиции большевистской партийной журналистики с её четко выраженной идейной направленностью. ««Большой ежемесячный» журнал..., либо должен иметь вполне определенное, серьезное, выдержанное направление, либо он будет неизбежно срамиться и срамить своих участников... — писал В. И. Ленин. — Журнал без направления — вещь нелепая, несуразная, скандальная и вредная» («О печати», М., 1959, с. 387—88).

  Вслед за журналами Пролеткульта «Грядущее» (1918—21) и «Кузница» и выходившим при Доме литераторов «Вестником литературы» (1919—22) возникают общесоюзные издания, задачей которых является формирование и направление литературного процесса: «Красная новь» (создана по инициативе В. И. Ленина), «Звезда», «Новый мир», «Октябрь» и др. С активизацией культурной жизни на местах появляются как региональные издания «Сибирские огни», «Подъём» (1931—35, 1937—56, с перерывом в 1942—44), «Волга» (с 1966) и т.д.], так и журналы, специально знакомящие с достижениями национальных литератур («Дружба народов»). Возникает дифференциация Литературно-художественные журналы по читательскому назначению: «Молодая гвардия»,«Юность» ориентируются на молодёжную тематику; переводы и информацию о зарубежной литературе, широкий спектр проблем, возникающих в мировом литературном процессе, дают «Иностранная литература» и украинский «Всесвiт», продолжающие традиции журналов 20—30-х гг., — «Вестник иностранной литературы» (1928—30), «Литература мировой революции» (1931—32) и «Интернациональная литература». Литературно-художественные журналы, органы местных писательских объединений, появляются во всех союзных и автономных республиках: белорусское «Полымя», грузинский «Мнатоби», казахские «Жулдыз» и «Простор», латышский «Звайгзне» (с 1950), украинские «Biтчизна», «Жовтень» и «Прапор» и др. Советские Литературно-художественные журналы несут разностороннюю и планомерную информацию о ходе советского литературного процесса и, в свою очередь, активно ему содействуют. Унаследовав от русских Литературно-художественные журналы «энциклопедический» характер и постоянно совершенствуя его, советские Литературно-художественные журналы являются одновременно литературными вестниками и трибуной общественно-литературной борьбы, рупором общественного мнения. Подробнее о Литературно-художественные журналы в России и СССР, об их месте в обществ. и лит. борьбе своего времени см. в ст. Журнал, а также в статьях об отдельных Литературно-художественные журналы

  Литературно-художественные журналы зарубежных социалистических стран, как правило, являются органами союзов писателей: болгарский «Септември» (с 1948) и «Съвременик» (с 1973), венгерский «Uj irás» (с 1961) и «Kortárs» (с 1957), кубинский «Unión» (с 1962), немецкий «Neue deutsche Literatur» (ГДР, с 1953), польский «Miesięcznik literacki» (с 1966), рум. «Luceafărul» (с 1958), чешский «Literárni Mésičnik» (с 1972); целый ряд Литературно-художественные журналы выходит в республиках Югославии; монгольский «Цог» (с 1944), вьетнамский «Так фам мёи» (с 1969), корейский «Чосон мунхак» (с 1953). Ведущий Литературно-художественные журналы Албании — «Nëndori» (с 1954). В Китае Литературно-художественные журналы появились в конце 19 в., впоследствии возникая на всех этапах его исторического и литературного развития: связанный с движением «4 мая» (см. Китай, раздел Литература) «Синь циннянь» (с 1915), издававшийся при участии Лу Синя; периодика Лиги левых писателей Китая и т.д. В КНР существовало несколько представительских Литературно-художественные журналы: «Жэньминь вэнь-сюэ» (с 1949), «Вэньибао» (с 1949), «Цзюйбэнь» (с 1952), «Шикань» (с 1957) и др. В 1966, в ходе «культурной революции», их издание было прекращено.

  Литературно-художественные журналы в странах Западной Европы и Америки. Прямым прототипом Литературно-художественные журналы на Западе являются распространившиеся в середине 18 в. журналы типа «magazine» (смесь, склад новостей), первым из которых был лондонский «Gentleman's Magazine» (1731—1907), вначале состоявший из политической и литературной хроники и перепечаток нравственно-сатирических еженедельных листков, затем, в 1740-х гг. ставший под руководством С. Джонсона популярным литературно-политическим вестником, собранием новых оригинальных статей, эссе, стихотворений, поэм, сатирических этюдов. В то же время появляются «чисто» литературные журналы, например «Literary Magazine» (1756—58) и «The Museum» (1746—47) Р. Додели, в последнем уже есть специальный отдел рецензий. Литературно-художественные журналы почти сразу выявились как орудия идейной борьбы интеллектуальных и творческих сил страны: так, одним из важнейших журналов эпохи Просвещения, а равно и первым собственно Литературно-художественные журналы был «Der Deutsche Merkur» (1773—1810) К. М. Виланда, сплотивший литературную общественность Германии вокруг идеалов Великой французской революции.

  Весьма показательным для литературного развития Франции был Литературно-художественные журналы «Revue de Paris»: в 1829—44 там печатались произведения О. Бальзака, А. Дюма (отца), Э. Сю; в 1851—58 — Т. Готье, Г. Флобера. Возрожденный в 1894 «Revue de Paris» приобрёл характер общественного обозрения, изначально свойственный французскому «revues», публиковавшим беллетристику и занимавшимся собственно литературными вопросами от случая к случаю. Таковы были основанный Ж. Санд и П. Леру журнал «Revue Indépendante» (1841—48) и позднейшие «Revue Bleu» (с 1863), «Revue de France» (c 1871), «Nouvelle Revue» (c 1879). Ведущими английскими Литературно-художественные журналы 1820-х гг. были «London Magazine» (1820—29) при участии У. Хэзлитта, Т. Гуда, Т. Де Куинси и «Blackwood's Edinburgh Magazine» (с 1817); затем — «Chambers's Journal» (с 1832) и «Fraser's Magazine» (1830—82), где активно сотрудничали Т. Карлейль и У. Теккерей. Первые произведения Ч. Диккенса опубликованы в «Old Monthly Magazine» (1833—35), а крупнейшие его романы — в специальных месячных выпусках им самим основанных еженедельников «Household Words» (1850—59) и «All the Year Round» (1859—1895). Роль общегерманского литературного вестника долгое время играл «Leipziger Repertorium der Deutschen und Ausländischen Literatur» (1819—60). Характер Литературно-художественные журналы некоторое время имел «Westermann's Monatsnefte» (с 1856), где участвовали В. Раабе, Т. Шторм, позднее — Г. Хессе. Объединение Германии (1871) вызывает к жизни ряд Литературно-художественные журналы, важнейшими из которых были «Die Gesellschaft» (1885—1902) — орган немецких натуралистов, «Blatter für die Kunst» (1892—1919), выражавший ницшеанские и эстетские устремления кружка С. Георге, а также сохраняющий поныне авторитет и острую социально-критическую направленность «Die Neue Rundschau» (с 1890), где начинали творческий путь Т. Манн и Г. Гауптман. Самым влиятельным Литературно-художественные журналы Италии 19 в. был «Nuova antologia» (1866—1943), ведущие сотрудники журнала — Дж. Верга, Л. Пиранделло, Дж. Кардуччи. Литературно-художественные журналы были специфичны для молодой литературы США. У. Ирвинг основывает и издаёт «Analectic Magazine» (1813—1820); Э. А. По выступает литературным редактором «Graham's American Monthly Magazine» (1826—58) и за два года повышает число его подписчиков с 5 тыс. до 37 тыс.; в «Knickerbocker Magazine» (1833—65) активно сотрудничают Г. У. Лонгфелло и Н. Хоторн. Вехой в развитии «толстых» журналов на Западе было издание «Harper's Monthly Magazine» (с 1850), активно использовавшего возможности иллюстрации и публикаций с продолжением и увеличившего тираж до 100 тыс. До 1900 он сохраняет характер Литературно-художественные журналы; затем превращается в общественно-политическое обозрение. Ответвлением его был еженедельник «Harper's Weekly» (1857—1916), поначалу также литературный, но затем выродившийся в иллюстрированное коммерческое издание (с вкраплением беллетристики и рецензий), наиболее характерное для периодики США 20 в.

  Для литературной жизни стран современного Запада «толстые» Литературно-художественные журналы мало характерны; они либо являются изданиями литературных групп, особенно претендующих на новаторство, либо имеют тенденцию к превращению в ежеквартальные и полугодичные альманахи, либо существуют по инерции на коммерчески ненадёжных основаниях (так, ведущий послевоенный Литературно-художественные журналы Великобритании «London Magazine», 1954—72, был вынужден закрыться за неимением средств к изданию). Не более жизнеспособны и международный Литературно-художественные журналы — брюссельский «Journal des Poetes» (с 1931) или реакционный «Paris Review» (с 1953), существующий на дотации. В числе наиболее стабильных Литературно-художественные журналы, выступающих в роли общенациональных или интернациональных литературных вестников: американский (США) «Transatlantic Review» (с 1959) и ряд университетских ежеквартальников и студенческих Литературно-художественные журналы; аргентинский «Revista Sur» (с 1931); бразильский «Realidade» (с 1966); мексиканский «Sisifo» (с 1969); австрийский «Manuskripte» (с 1960); западно-германский «Welt und Wort» (c 1946) и «Akzente» (c 1954); итальянский «Prove di Letteratura» (c 1960) и «Nuova Corrente» (c 1954); французский «Lettrisme» (c 1957) и «Magazine Littéraire» (c 1966); нидерландский «Spiegel der letteren» (c 1957). Ряд Литературно-художественные журналы существует с целью публикации произведений молодых и начинающих авторов, отличающихся авангардистскими устремлениями: «Perspective» (США, с 1947), «Viga en el ojo» (Испания, c 1965), «Serpe» (Италия, с 1952), «Octopus» (Франция, с 1966), «Vinduet» (Норвегия, с 1947) и др.

  В. С. Муравьев.

Литературно-художественные журналы в странах Азии и Африки. Один из старейших Литературно-художественные журналы в странах Арабского Востока — «Аль-Хиляль» (АРЕ), основан в 1892 Дж. Зейданом, с 1973 выходит литературное приложение к нему — «Аз-Зухур», посвященное творчеству молодых арабских, в основном египетских писателей. Обзоры и переводы произведений мировой литературы даёт «Аль-Катиб» (АРЕ, с 1960). В Алжире с 1958 выходит «Амал»; в Ливане — «Аль-Адиб» (с 1941) и «Аль-Адаб» (с 1952), привлекающие к сотрудничеству прогрессивных ливанских литераторов. Крупнейшие иракские Литературно-художественные журналы — «Аль-Аклам» (с 1965) и «Аль-Мусаккаф аль-Арабий» (с 1969). Состояние современной турецкой литературы, переводы произведений мировой литературы, вопросы общественно-политической и культурной жизни в стране и за рубежом отражаются на страницах Литературно-художественные журналы Турции — «Varlik» (с 1933), «Yeditepe» (с 1950), «Hisar» (с 1950), «Yeni dergi» (с 1963). В Иране «Армаган» (с 1919) и «Йагма» (с 1948) публикуют тексты и материалы по классической персидской словесности, произведения сторонников классического стиля персидской поэзии; противостоящая «традиционалистам» новая поэзия и проза печатается в «Сохан» (с 1944) и «Негин» (с 1965). Развитию литературного процесса в Афганистане деятельно способствует «Кабул» (с 1931; с 1935 — орган Афганской академии), выходящий на языке пушту. В Индии с произведениями писателей хинди, бенгали и урду знакомят соответственно «Алочна» (с 1951), «Паричой» (с 1931), «Навае адаб» (с 1950); писатели урду Пакистана группируются вокруг «Адаб-е латиф» (с 1914), произведения писателей синдхи печатаютсяв «Мехран» (с 1950; до 1947 издавался в Индии). Ведущие Литературно-художественные журналы Индонезии — «Budaja djaja» и «Intisari». Первые Литературно-художественные журналы Японии появились в 70—80-е гг. 19 в. По данным 1965, в стране издаётся 54 Литературно-художественные журналы Орган Союза демократической литературы — «Минею бунгаку» (с 1965). Наиболее известные японские Литературно-художественные журналы — «Синте» (с 1900), «Бунгэй сюндзю» (с 1923), «Бунгэй» (с 1933), «Гундзо» (с 1946).

  В развивающихся странах Африки большинство Литературно-художественные журналы являются средством консолидации прогрессивных творческих сил, действенным орудием просвещения и воспитания масс. Уделяя значительное внимание проблемам национальной культуры, публикуя памятники устного народного творчества (часто на национальных языках), передовая африканская интеллигенция стремится избежать опасной абсолютизации национального своеобразия, пропагандируя актуальное, социально направленное творчество современных африканских писателей, чутко реагирующих на мировой литературный процесс. В качестве издателей африканских Литературно-художественные журналы обычно выступают университеты, колледжи, литературные общества; редакторы — крупнейшие поэты, прозаики. Периодичность, как правило, ежеквартальная или 2—3 раза в год. Самый представительный Литературно-художественные журналы Африканского континента — «Lotus» (с 1968, на арабском, английском и французском языках), орган постоянного бюро писателей стран Азии и Африки (Каир). Другие Литературно-художественные журналы: Гана — «Transition» (с 1972, на английском языке; в 1961—68 выходил в Уганде); Республика Заир — «Dombi» (с 1970, на французском языке); Замбия — «The Jewel of Africa» и «New writings from Zambia» (оба с 1968, на английском языке); Камерун — «Abbia» (с 1964, на английском, французском и национальном языках); Кения — «Zuka» (с 1967, на английском и суахили языках), «Ghala» (с 1968, на английском языке); Нигерия — «Okike» (с 1971, на английском языке); Танзания — «Urnma» (с 1967, на английском и суахили языках).

  Раздел подготовлен Отделом литературы стран Азии и Африки Всесоюзной государственной библиотеки иностранной литературы.

 

  Лит.: Пятковский А., Очерк из истории русской журналистики тридцатых годов, СПБ, [б. г.]; Евгеньев-Максимов В. Е., Очерки по истории социалистической журналистики в России XIX в., М. — Л., 1927; Печать СССР за 50 лет, М., 1967; Федякин И. А., Современная печать Италии, М., 1964; Zimmerman I., A guide to current Latin American periodicals, Gainesville, 1961; Natarajan S., A history of the press in India, N. Y., 1962; Sommerlad Е. Lloyd, The press in developing countries, Sydney, 1966; Gramsci A., Gli intellettuali e l'organizzazione della cultura, Roma, 1971. См. также литературу при статье Журнал.

Так же Вы можете узнать о...


Мензбир Михаил Александрович [23.10(4.11).1855, Тула, — 10.
Миотом (от мио... и греч. tomē — отрезок), зачаток мускулатуры тела у зародышей хордовых животных и человека.
Морзе аппарат, электромеханический телеграфный аппарат для передачи и приёма сообщений знаками Морзе кода.
Мюоны (старое название — m-мезоны), нестабильные элементарные частицы со спином1/2, временем жизни 2,2×10-6сек и массой, приблизительно в 207 раз превышающей массу электрона.
Незаконная охота, по советскому уголовному праву охота без надлежащего разрешения в запрещенных местах либо в запрещенные сроки, запрещенными орудиями и способами.
Новоалександрийский институт сельского хозяйства и лесоводства, одно из первых в Европе высших с.
Обыск, в уголовном судопроизводстве следственное действие, состоящее в принудительном обследовании помещений, участков местности, тела и одежды человека в целях отыскания и изъятия орудий преступления, предметов и ценностей, добытых преступным путем, других предметов и документов, могущих иметь значение для дела, а также для обнаружения разыскиваемых лиц, имущества, на которое может быть обращено взыскание по гражданскому иску или которое может быть конфисковано по приговору суда.
Органические полупроводники, см. Полупроводники органические.
Павлушков Сергей Николаевич (1864—13.2.1942, Москва), один из организаторов советской ветеринарии; доктор ветеринарных наук (1935).
Пахомов Алексей Федорович [19.9(2.10).1900, деревня Варламово, ныне Вологодской области, — 14.