Япония X. Просвещение

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ЯБ ЯВ ЯГ ЯД ЯЁ ЯЗ ЯИ ЯЙ ЯК ЯЛ ЯМ ЯН ЯО ЯП ЯР ЯС ЯТ ЯУ ЯФ ЯХ ЯЦ ЯЧ ЯШ ЯЩ ЯЯ
ЯПЕ
ЯПО
ЯПУ

X. Просвещение

  Первые школы в Япония появились в 6 в. при буддийских монастырях. В начале 8 в. был принят первый законодательный акт по народному образованию, согласно которому была сделана попытка создать систему государственных школ (столичных и провинциальных). В них юноши из высших сословий изучали китайскую классику, философию, законы, историю, математику. Эти школы просуществовали недолго и в период усиления феодальной раздробленности пришли к упадку. Вместо них крупные феодалы при своих дворах создали клановые школы, где юноши получали рыцарское воспитание и изучали военное дело, классическую литературу, математику и этикет. Образование простого народа сводилось к передаче трудовых навыков, а воспитание осуществлялось при помощи буддийских молитв. Бурный рост городов, развитие торговли и ремёсел привели к созданию в середине 17 в. школ для детей купцов, ремесленников и бедных самураев (теракоя), где обучали грамоте, счёту, ручному труду. К середине 19 в. таких школ в Япония было довольно много. Централизованная система образования стала складываться в Япония после незавершённой буржуазной революции 1867—68. Быстрое развитие капитализма потребовало повышения образовательного уровня в стране. Буржуазные реформы 70-х гг. в области просвещения создали единую централизованную систему образования, ввели обязательное начальное обучение, открыли сеть государственных школ вместо храмовых и частных. Особенно быстро начала развиваться сеть начальных школ. Для средней школы этого периода характерно многообразие типов школ: мужские и женские, общеобразовательные и профессиональные, тупиковые и готовящие к продолжению образования. Вступление японского капитализма в империалистическую стадию определяло и содержание образования. В 1890 был опубликован «Имперский эдикт о воспитании и образовании» («Кёику тёкуго»), проникнутый духом милитаризма, шовинизма и монархизма. На основе этого эдикта многие годы в школах осуществлялось воспитание учащихся в духе милитаризма и национализма. После разгрома Япония во 2-й мировой войне 1939—45 существенной перестройке подверглась и система образования. В 1947 был принят «Основной закон об образовании», который провозгласил: равенство доступа к образованию, 9-летнее всеобщее, бесплатное и обязательное обучение, совместное обучение мальчиков и девочек. Была создана однотипная структура школ. Однако провозглашенные демократические принципы не были полностью реализованы. Наличие частных школ и школ, принадлежащих религиозным обществам, плата за обучение в старшей средней и высшей школе говорят о непоследовательности буржуазного законодательства в области образования. Управление системой народного образования осуществляют министерство просвещения и местные комитеты (префектурные и муниципальные). Непосредственно контролирует работу школ институт школьных инспекторов (префектурных и министерских). Дошкольное воспитание детей от 3 до 6 лет в значительной мере осуществляется сетью детских садов. В 1975 в Японии было около 13,1 тыс. детских садов, в которых воспитывалось около 2,2 млн. детей (62% детей данного возраста). Половина детских садов частные, с высокой платой за воспитание. Значительная часть детей поступает в детский сад в возрасте 5 лет за год до поступления в школу. Первая ступень обязательного обучения — 6-летняя начальная школа для детей от 6 до 12 лет. В 1975/76 учебном году в 22,7 тыс. школ обучалось 10,2 млн. учащихся. Вторая ступень — 3-летняя младшая средняя школа для детей от 13 до 15 лет. В 1975/76 учебном году в 9,9 тыс. младших средних школ обучалось около 4,5 млн. у учащихся; учебный план включает обязательные предметы и предметы по выбору. Старшая средняя школа с 3-летним сроком обучения для детей от 16 до 18 лет охватывает около 90% выпускников обязательной школы. В 1975/76 учебном г. в 4,6 тыс. старших средних школ обучалось свыше 2,6 млн. учащихся. Переход из младшей средней школы в старшую осуществляется на основе вступительных экзаменов и тестовых испытаний. Обучение в старшей средней школе платное и строго дифференцированное, с выделением 2 отделений: общеобразовательного и профессионального. Общеобразовательное отделение в свою очередь имеет потоки: академический и общий с выделением в первом гуманитарного и естественно-математического циклов. В профессиональном отделении — с.-х., рыболовный, промышленный, коммерческий, домоводческий и другие потоки, в которых могут быть более узкие курсы — энергетический, садоводческий, агрономический и др. В 1975 63% всех учеников старшей средней школы занималось на общеобразовательном отделении и 37% — на профессиональном. Формальное право поступления в высшую школу имеют все выпускники старшей средней школы, но фактически подготовка выпускников профессиональных потоков не даёт возможности воспользоваться этим правом, дифференцированность обучения в средней школе служит серьёзным препятствием к получению широкими массами молодёжи полноценного образования. В 1975/76 учебном г. в 3,3 тыс. школ обучалось 2,7 млн. учащихся. Существуют вечерние старшие средние школы с 4-летним сроком обучения и сокращённой учебной неделей. В 1975/76 учебном году в 1,4 тыс. вечерних школ обучалось свыше 230 тыс. учащихся. Государственная система профессионально-технического образования развита слабо. Подготовка квалифицированных рабочих осуществляется в учебных центрах на предприятиях, на краткосрочных курсах и в частных профессионально-технических школах. В 1975/76 учебном году в 7952 профессионально-технических школах и на курсах обучалось около 1,2 млн. учащихся.

Кэндзан Огата. Чаша для чайной церемонии. Керамика. 18 в. Япония.

Кэндзан Огата. Чаша для чайной церемонии. Керамика. 18 в.

  Высшее образование осуществляется сетью университетов, младших колледжей и технических колледжей. В 1975 было 420 университетов, где обучалось свыше 1,7 млн. студентов. Срок обучения 4 года, на медицинских факультетах 6 лет. 77% университетов частные, с высокой платой за обучение. Дети рабочих составляют 9% всех студентов. Крупнейшие государственные университеты: Токийский университет (18,5 тыс. студентов в 1975/76 учебном году), Тохоку университет в г. Сендай (основан в 1907, 10,5 тыс. студентов), Киото университет (основан в 1897, около 14,7 тыс. студентов) и др. Из частных наиболее популярны: Нихон университет (основан в 1903, 102 тыс. студентов), Васэда университет (основан в 1882, 41,6 тыс. студентов), Мэйдзи университет (основан в 1881, 33,5 тыс. студентов), Хосэй университет (основан в 1880, 29 тыс. студентов), Токай университет (основан в 1942, 26,6 тыс. студентов) — все в Токио. На экономическом и юридическом факультетах обучается 41% студентов, на инженерном и естественнонаучном — 24%, на литературных — 12%, на педагогических — 7%, медицинских — 4,5% и с.-х. — 3%. Наряду с крупными университетами существуют карликовые с 200—300 студентами и одним-двумя факультетами. Обучение осуществляется па базе старшей средней школы. В 1975 в 513 младших колледжах обучалось около 354 тыс. студентов. Выпускают специалистов со средним техническим или средним педагогическим образованием. 85% младших колледжей — частные учебные заведения, 86% всех студентов — девушки.

  Технические колледжи с 5-летним сроком обучения строятся на базе младшей средней школы, в основном это государственные учебные заведения. В 1975/76 учебном году в 65 колледжах обучалось около 48 тыс. студентов.

  В 1975 в Япония было 895 публичных библиотек. Наиболее значительные принадлежат университетам. Крупнейшие из них — библиотеки Токийского университета (основана в 1887, свыше 4 млн. тт. в 1976) и университета Киото (основана в 1899, свыше 3,4 млн. тт.). Крупнейшая библиотека страны — Национальная парламентская библиотека (основана в 1948, свыше 6,5 млн. тт. в 1976). В Япония 409 музеев, в том числе Токийский национальный музей (основан в 1871), Музей Окура Сюкокан (основан в 1917), Национальный научный музей (основан в 1877), Национальный музей западного искусства (основан в 1959), Национальный музей современного искусства (основан в 1952) и др. — в Токио; Национальный музей (основан в 1889), Галерея современного искусства (основана в 1963), Муниципальный музей (основан в 1933) и др. — в Киото; Муниципальный музей (основан в 1936) и др. — в Хоккайдо; Городской музей изящных искусств — в Осаке (основан в 1936) и др.

Цуба (гарда меча). Железо с золотой таушировкой. 18 в. Музей восточноазиатского искусства. Кёльн. Япония.

Цуба (гарда меча). Железо с золотой таушировкой. 18 в. Музей восточноазиатского искусства. Кёльн.

  М. Л. Родионов.

Япония (япон. Ниппон, Нихон).

Флаг государственный. Япония. Япония.

Флаг государственный. Япония.

I. Общие сведения
II. Государственный строй
III. Природа
IV. Население
V. Исторический очерк
VI. Политические партии, профсоюзы и другие организации
VII. Экономико-географический очерк
VIII. Вооружённые силы.
IX. Медико-географическая характеристика
X. Просвещение
XI. Наука и научные учреждения
1. Естественные и технические науки
2. Общественные науки
3. Научные учреждения
XII. Печать, радиовещание, телевидение
XIII. Литература
XIV. Архитектура и изобразительное искусство
XV. Музыка
XVI. Балет
XVII. Театр
XVIII. Кино
Так же Вы можете узнать о...


Тузлук (тюркое, от туз — соль), раствор поваренной соли (NaCI) для посола пищевых продуктов (рыбы, икры, мяса), кожевенного сырья и т.
Устав внутренней службы Вооружённых Сил Союза ССР, определяет общие обязанности военнослужащих и взаимоотношения между ними, правила внутреннего порядка в полку и его подразделениях, а также обязанности основных должностных лиц полка и его подразделений.
Флорин (монета) Флорин,
Хачатуров Тигран Сергеевич [р. 23.9(6.10).1906, Москва], советский экономист, академик АН СССР (1966; член-корреспондент 1943).
Центры действия атмосферы, области высокого или низкого атмосферного давления на картах распределения давления по земному шару; статистический результат преобладания в том или ином районе антициклонов или циклонов.
Чопич Владимир Чопич (Čopić) Владимир (8.
Штраух Максим Максимович [11(24).2.1900, Москва, — 3.
Энергопоезд ,передвижная электростанция, оборудование которой размещено в ж.
Яунушан Альфред Игнатович (р. 24.3.1919, Рига), латышский советский актёр и режиссёр, народный артист СССР (1973).
Акцидентный набор, акциденция, полиграфическое воспроизведение малых форм, афишно-плакатных форм, титульных книжных форм.
Антидарвинизм (отанти... и дарвинизм), теория, направленная против дарвинизма и несовместимая с ним.
Ауслаут (нем. Auslaut — конец слова), исход слова, позиция звука или сочетания звуков в конце слова, характеризующаяся особыми фонетическими и фоно-морфологическими свойствами.