Япония XIV. Архитектура и изобразительное искусство

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
Справка бассеи москве - справки в бассейн москва купить с доставкой spravka-7.ru.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ЯБ ЯВ ЯГ ЯД ЯЁ ЯЗ ЯИ ЯЙ ЯК ЯЛ ЯМ ЯН ЯО ЯП ЯР ЯС ЯТ ЯУ ЯФ ЯХ ЯЦ ЯЧ ЯШ ЯЩ ЯЯ
ЯПЕ
ЯПО
ЯПУ

XIV. Архитектура и изобразительное искусство

Япония. Изобразительное искусство 6—17 вв. «Есуги Шигефуса». Раскрашенное дерево. 13 в. Монастырь Мэйгэцуи. Камакура. Япония.

Япония. Изобразительное искусство 6—17 вв. «Есуги Шигефуса». Раскрашенное дерево. 13 в. Монастырь Мэйгэцуи. Камакура.

  Древнейшие памятники искусства Япония относятся к культуре дзёмон. Формы и узоры глиняных сосудов упрощаются, приобретают более утилитарный (чем в культуре дземон) характер с появлением в 1 в. до н. э. бронзовых изделий (в т. ч. ритуальных колоколов дотаку и зеркал).

  В 3—6 вв. н. э. в связи с развитием культа предков в Япония начинается строительство грандиозных царских курганов (кофун) круглой и подковообразной формы, обнесённых рвом с водой. Расположенные по их поверхности полые глиняные фигурки (ханива), изображающие ноинов, жриц, слуг, коней и птиц, модели жилых домов, отличаются живой непосредственностью мимики и жестов.

  Наряду с курганами первыми сооружениями, выделяющимися среди примитивных земляночных построек древней Япония, были зернохранилища; возведённые из массивных брёвен, лишённые окон, приподнятые для защиты от наводнений столбами над землёй, они перекрывались 2-скатной соломенной крышей, имели высокие приставные лестницы. Расчищенная вокруг них площадь служила местом первых земледельческих обрядов. По типу этих древних амбаров на обширных засыпанных галькой территориях, обнесённых четырьмя оградами, в первые вв. н. э. были возведены синтоистские святилища в Исе и Идзумо. Простотой и ясностью своей конструкции они заложили основу традиции японского зодчества.

  Вместе с распространением буддизма в Япония с конца 6 — начала 7 вв. (т. н. период Асука; по названию древних японских столиц, которые переносились из одного места в другое) началось строительство монастырей, пагод и храмов по китайским и корейским образцам. Небольшие по площади, разнообразные по своей внутренней планировке ансамбли Асукадера (588), Ситеннодзи (593), Хоккидзи (начало 7 в.) и Хорюдзи (607) включали пагоду, главный храм Кондо и ряд 1-этажных храмовых помещений, обращённых фасадом на юг, примыкающих стенами и крытыми коридорами к южным и средним воротам. Здания возводились по стоечно-балочной системе на белокаменной платформе, имели окрашенные красным лаком колонны и кронштейны, поддерживающие массивную черепичную, изогнутую по краям, 1-ярусную или (в главных постройках) 2-ярусную крышу, сочетающую 2-скатное и 4-скатное покрытие (иримойя дзукури). Квадратные в плане пагоды отличались чёткостью и рациональностью форм, значительной сейсмоустойчивостью. В отличие от ничем не заполненных внутри синтоистских святилищ, центральная часть буддийских храмов составляли алтари, включающие изображения буддийских божеств, выполненные из золочёной бронзы или раскрашенного дерева. Статуям высших божеств 7 в., генетически восходящим к раннесредневековой пластике Китая и Кореи, присущи суровость и аскетическая отрешённость. Более разнообразны по типу и позам божества милосердия — босацу (бодхисатвы); их лица озарены выражением одухотворённой нежности, головы увенчаны драгоценными коронами.

«Бодхисатва». Роспись в «Золотом зале» храма Хорюдзи. Кон. 7 — нач. 8 вв. Япония.

«Бодхисатва». Роспись в «Золотом зале» храма Хорюдзи. Кон. 7 — нач. 8 вв.

  Времени утверждения единого централизованного феодального государства соответствует создание в 710 первой постоянной японской столицы Нара (Хэйдзё-кё), выстроенной по образцу китайских регулярных в плане городов. Главные храмовые ансамбли города (Якусидзи, Тодайдзи, Тосёдайдзи) выделялись чёткой симметрией планов, небывалой пространств, масштабностью площадей и путей процессий, величием и мощью конструкций.

Япония. Гора Фудзияма, на переднем плане — озеро Яманака. Япония.

Япония. Гора Фудзияма, на переднем плане — озеро Яманака.

  С укрупнением храмов изменился и характер буддийской пластики — дифференцировались образы божеств, умножилось кол-во статуй. Среди материалов нарской скульптуры — бронза, дерево, сухой лак, глина. Развитие японской государственности отразилось в монументальных, полных внутренней силы, национальных по типу лиц, героизированных скульптурных образах. Их движения приобрели большую свободу, тела — округлость и пластичность; композиции утратили былую замкнутость. Особой экспрессией отличались позы и жесты полубогов — защитников буддизма, изображаемых в доспехах воинов. В 8 в. возникли и первые скульптурные портреты знаменитых проповедников буддизма. Большое распространение получили гротескные ритуальные маски. Исполненные гибкими линиями с лёгкой подкраской настенные росписи храма Хорюдзи (8 в.), близкие индийским и китайским образцам, свидетельствуют о высоком уровне японской живописи того периода.

  Перемещение в 794 столицы в Хэйан (совр. Киото) положило начало т. н. периоду Хэйан (9—12 вв.). Это время, связанное с дальнейшим развитием феодализма, ознаменовалось углублением интереса к миру человеческих чувств, к добуддийским анимистическим представлениям, тягой к созданию более самобытных в национальном отношении художественных ценностей. В связи с расцветом эзотерических сект тэндай и сингон, отождествляющих Будду с самой природой, началось строительство монастырей не только в пределах столицы, но и в её горных окрестностях. Храмы Энрякудзи (782), Конгобудзи (816) и Муродзи (конец 8 — начало 9 вв.) отличаются скромными размерами, интимным сочетанием зданий с природой, отсутствием регулярного плана. Сложнее и разветвленное по тематике стали алтарные композиции. Пытаясь воспроизвести щедрость и бесконечное многообразие сил Вселенной, мастера включили в них ряд изображений многоликих и многоруких божеств — охранителей стран света, целителей от недугов. Раскрашенные в яркие цвета, эти деревянные статуи утратили былую величавую красоту и приобрели устрашающий демонический облик. Для буддийской живописи особенно характерными стали символические схемы мироздания — иконы-мандалы.

Япония. Изобразительное искусство 6—17 вв. «Нисхождение Будды Амиды». Живопись на шелке. 13 в. Монастырь Дзэнриндзи. Киото. Япония.

Япония. Изобразительное искусство 6—17 вв. «Нисхождение Будды Амиды». Живопись на шелке. 13 в. Монастырь Дзэнриндзи. Киото.

  Рост городской цивилизации в 10—12 вв. обусловил значительное развитие светской архитектуры. Новый тип жилого ансамбля приобретает черты т. н. стиля синдэн-дзукури, продолжающего традиции национального зодчества, соединённые с опытом континентальной архитектуры. К просторному однозальному павильону из некрашенного дерева (синдэн), приподнятому на столбах, примыкали с 2 сторон галереи (тайноя), соединяющие основное здание с остальными частями ансамбля. Фасад синдэна открывался на песчаную площадь, завершавшуюся в южной части просторным пейзажным садом с островами, мостами, скалами и искусств, озером (императорский дворец в Киото, воссоздан по образцу 9 в. в 1789). В отделке храмовых интерьеров всё более значительное место наряду со скульптурой занимали орнамент и настенная живопись.

Япония. Архитектура 7—17 вв. Храмовый ансамбль Хорюдзи. Начат в 7 в. Япония.

Япония. Архитектура 7—17 вв. Храмовый ансамбль Хорюдзи. Начат в 7 в.

  Значительного расцвета в период Хэйан достигла и национальная живопись школы Ямато-э, внутри которой сложился тип горизонтальных свитков (эмакимоно), иллюстрирующих литературные произведения. Эти иллюстрации (в т. ч. к роману «Гэндзи-моногатари») отмечены элегичностью образов и изысканностью чётких красочных силуэтов, соответствующих не столько действию, сколько душевному состоянию героев. Иллюстрации 12 в. к буддийским повестям и историческим легендам (Сигисанэнги-эмаки, Бан-дай нагон-эмаки) выполнены в другой манере, они весьма экспрессивно показывают безликие толпы бегущих людей, пожары, чудесные превращения, зверей, подражающих людям в их пороках; здесь преобладает уже не силуэт, а линия. Печать изысканной красоты несут декоративные виды искусства этого периода [художественные лаки — макиэ (с присыпкой золотой пудрой), веера и т. д.].

  С переходом власти в 12—14 вв. к военно-феодальному сословию (т. н. период Камакура, по названию столицы сёгунов Минамото) искусство Япония становится достоянием более широких кругов; в нём наблюдается тяга к простоте, слиянию религиозного и светского начал. Характерны для этой эпохи восходящие к китайским образцам монастыри секты дзэн с величественными крышами, доминирующими над зданием, состоящим из столбов, балок и лёгких перегородок (главное здание монастыря Энгакудзи в Камакуре, 1285). Подчёркнуто простым и рациональным становится и стиль жилого зодчества.

Япония. Изобразительное искусство 6—17 вв. Алтарь Тамамуси. Роспись боковой створки сокровищницы (Ходзо-дэн) монастыря Хорюдзи. Живопись на лаке. 7 в. Фрагмент. Нара. Япония.

Япония. Изобразительное искусство 6—17 вв. Алтарь Тамамуси. Роспись боковой створки сокровищницы (Ходзо-дэн) монастыря Хорюдзи. Живопись на лаке. 7 в. Фрагмент. Нара.

  Скульптура периода Камакура тяготела к достоверности и монументальной значительности образов. Бурно развивалось искусство скульптурного портрета (мастерские скульпторов Кокэя и Ункэя); широко изображались и канонизировались легендарные проповедники буддизма (Мутяку, Сэсин, Куйя и др.), синтоистские святые (Хатимон и др.), а также военачальники.

  Портреты воинов и монахов распространились и в живописи 12—14 вв. В иллюстративных свитках эмакимоно нарастало стремление к подробной повествовательности. В декоративно-прикладном искусстве высокого уровня достигла отделка мечей и кинжалов, в том числе цуб, сёдел, сбруи и т. д.

  В конце 14—16 вв. под влиянием учения дзэн особого расцвета достигло садово-парковое искусство (сады загородных вилл; сёгунов Асикага в Киото, превращенных в храмы Кинкакудзи и Гинкакудзи, 14 — конец 15 вв.). Архитектурный стиль синдэн-дзукури сменился стилем сёин; исчезли длинные галереи, увеличилось количество комнат, разделяемых скользящими перегородками, появилась ниша (токонома), для живописных свитков и полка (тана), для священных книг; полы покрываются матами (татами), которые стали стандартной единицей измерения дома. Раздвижные стены всё более сближали интерьер с садом. Сады выполнялись в самых различных манерах; возникли и т. н. сухие ландшафты, состоящие из гальки, песка и камней.

Япония. Архитектура 7—17 вв. «Сад камней» монастыря Рёандзи. 15 в. Япония.

Япония. Архитектура 7—17 вв. «Сад камней» монастыря Рёандзи. 15 в.

  14-16 вв. — эпоха упадка скульптуры и интенсивного развития живописи тушью (суйбоку). Расцвет монохромных пейзажей на свитках (среди ведущих мастеров — Дзёсецу, Сюоун, Сэссю и др.) подготавливался под воздействием китайской живописи. В конце 15 в. традиции школы Ямато-э нашли продолжение и развитие в живописи школ Кано (Масанобу Кано, Мотонобу Кано, Эйтоку Кано, Санраку Кано и др., создававшие яркие декоративные композиции с изображением птиц и цветущих деревьев) и Тоса (Мицунобу Тоса и др., обращавшиеся к темам литературных произведений из жизни знати и буддийского духовенства). Высочайшего расцвета достигло искусство керамики, претворявшее в художественные образы естественную красоту природных форм (мастерские Сэто, Тамба, Сигараки, Ига, Бизэн и др.).

Япония. Изобразительное искусство 6—17 вв. Х. Тохаку. «Сосны». Живопись тушью на бумаге (деталь ширмы). Кон. 16 — нач. 17 вв. Национальный музей. Токио. Япония.

Япония. Изобразительное искусство 6—17 вв. Х. Тохаку. «Сосны». Живопись тушью на бумаге (деталь ширмы). Кон. 16 — нач. 17 вв. Национальный музей. Токио.

  В конце 16 — начале 17 вв. стиль японского зодчества утратил своё единство. Под воздействием португальской архитектуры в оборонительных целях был возведён ряд грандиозных замков, сочетающих циклопическую кладку цоколя с традиционным деревянным верхом (Адзутидзё, 1576; Осакадзё, 1583; Химэдзидзё, 1601—1609). Просторные сумрачные интерьеры этих сооружений, а также дворцов украшались резьбой по дереву, многоцветными росписями с обилием золота [Замок Нидзё, дворец Фусими (ныне монастырь Нисихонгандзи) — оба начало 17 в.]. Стремление к пышности выразилось и в создании торжественных храмов-усыпальниц, обильно украшенных резьбой, позолотой, росписями (мавзолей сёгунов Токугава в Никко, начало 17 в.).

Япония. Киото. Храм Кигаси Хонгандзи (о. Хонсю). Япония.

Япония. Киото. Храм Кигаси Хонгандзи (о. Хонсю).

  Благодаря распространению культа чая (с 15 в.) сложилась архитектура иного типа; в глубине садов возникали подчёркнуто простые павильоны для чайных церемоний — полухрамы-полухижины, утверждающие красоту и ценность обыденных вещей, естественной природы. Взаимодействие дома и сада здесь стало особенно интимным. В эстетический принцип была возведена «патина вещей», ощущение их давности. Эстетика чайного павильона с его лёгкостью, органической приобщенностью к миру природы, открытостью конструкций оказала существенное воздействие на стиль всего последующего жилого зодчества Япония (наиболее совершенное воплощение она нашла в ансамбле императорской загородной виллы Кацура близ Киото, 1625).

Япония. Архитектура 7—17 вв. Храм Феникса в ансамбле Бёдоин в Удзи. 1052. Япония.

Япония. Архитектура 7—17 вв. Храм Феникса в ансамбле Бёдоин в Удзи. 1052.

  Чайные церемонии стимулировали и дальнейшее развитие керамики. Расцвело производство фарфора с центрами в Кутани, Арита и др.

  С жизнью новой столицы Эдо (Токио) было связано творчество живописца и мастера художественных лаков Корин Огата, а также целой плеяды мастеров демократической гравюры на дереве (Укийё-э; Моронобу Хасикава, Масанобу Окумура и др.), обратившихся к показу труда и быта горожан. Ранняя техника монохромной, подкрашенной от руки гравюры сменилась более сложными приёмами, многоцветной печатью с нескольких досок и т. д. Усложнилось и само отношение художников-гравёров к миру, отмеченное нежным лиризмом (женские образы Харунобу Судзуки, Утамаро Китагава, Сюнсё Кацукава) или интересом к напряжённо-психологическим решениям (театральные образы Дзюробэя Сяраку и Тоёкуни Утагава). Новую страницу в японской гравюре открыло творчество Кацусика Хокусай и Хиросигэ Андо, обращавшихся преимущественно к жанровым и возвышенно-эпическим пейзажным композициям.

Харунобу Судзуки. «Летний ливень» (из серии «Сцены домашней жизни»). Цветная гравюра на дереве. 1765. Япония.

Харунобу Судзуки. «Летний ливень» (из серии «Сцены домашней жизни»). Цветная гравюра на дереве. 1765.

  В живописи 18 — начала 19 вв., отмеченной чертами упадка, заметно стремление сблизить европейскую и национальную манеры (школа Маруяма — Сидзё). Жанр пейзажа возродился в творчестве художников направления нанга или бундзинга (Тайга Икэ, Бусон Еса, писавшие прозрачные, полные воздуха пейзажи тушью и красками).

  Японская городская архитектура после вступления страны на путь капиталистического развития в конце 19 — начале 20 вв. характеризуется эклектическим смешением национального и старых европейских стилей, однако с начала 1920-х гг. значительное распространение получили и идеи европейского рационализма (архитектор Мамору Ямада и др.).

Япония. Архитектура 7—17 вв. Замок Химэдзи в Хиого. 1610. Япония.

Япония. Архитектура 7—17 вв. Замок Химэдзи в Хиого. 1610.

  В живописи рубежа 19—20 вв. сложилось два направления — традиционное «нихонга» и европейское «ёга». Ряд мастеров традиционного стиля (Тэссай Томиока, Тайкан Ёкояма и др.) продолжали развивать принципы средневековой декоративной пейзажной живописи. Творчество обучавшихся за границей мастеров масляной живописи Сотаро Ясуи, Рюйдзабуро Умэхара, Сэйки Курода и др. формировалось под влиянием импрессионизма,постимпрессионизма и фовизма. С 1920—30-х гг. всё большее влияние на изобразительное искусство Япония оказывали кубизм,сюрреализм и другие модернистские течения.

Япония. Изобразительное искусство 6—17 вв. «Китидзётэн» («Богиня судьбы»). Живопись на холсте. 8 в. Монастырь Якусидзи. Нара. Япония.

Япония. Изобразительное искусство 6—17 вв. «Китидзётэн» («Богиня судьбы»). Живопись на холсте. 8 в. Монастырь Якусидзи. Нара.

  Воздействие Великой Октябрьской социалистической революции проявилось в Япония, в частности, и в зарождении нового социально-заострённого по своей проблематике и реалистического по форме искусства. В 1925 образовалась Лига деятелей пролетарского искусства и литературы, а в 1929 — Японский союз пролетарских художников. Большим духовным подъемом проникнуто творчество живописцев Томоэ, Ябэ, Гэндзи, Оцуки, Токи Окамото и графиков Масаму Янасэ, Кэндзи Судзуки, героями произведений которых стали рабочие. В 1930-х гг. все прогрессивные художественные организации были запрещены; в искусстве получили распространение черты шовинизма или пассивного следования средневековым традициям.

Итиро Сакураи. Шкатулка. Дерево, лак. 1957. Музей искусства народов Востока. Москва. Япония.

Итиро Сакураи. Шкатулка. Дерево, лак. 1957. Музей искусства народов Востока. Москва.

  После поражения во 2-й мировой войне 1939—45 и крушения милитаристского режима в Япония интенсивно развиваются архитектура, графика и декоративные искусства. В архитектуре на новой основе возродился интерес к традициям национального зодчества. Лёгкие каркасные конструкции, архитектурные формы, активно взаимодействующие с окружающим пространством, совмещаются с использованием новейших материалов и строительных приёмов (архитекторы Кунио Маёкава, Кэндзо Тангэ и др.). С конца 1950-х гг. усиливаются поиски синтеза архитектурных, скульптурных и живописных форм, интенсивнее используются пластические и декоративные возможности бетона, дерева, шире применяются мозаика и росписи. Однако несмотря на высокий технический и эстетический уровень современного строительства в японской современной архитектуре отсутствует единая градостроительная программа; нехватка земли, особые сейсмические условия, массовая застройка 1-этажными частными домами затрудняют реконструкцию городов.

Япония. Архитектура 7—17 вв. Дворец в Кацуре. 17 в. Фрагмент. Япония.

Япония. Архитектура 7—17 вв. Дворец в Кацуре. 17 в. Фрагмент.

  Для современной живописи характерно обилие разнородных направлений и школ. В ней противоречиво сочетаются демократические тенденции, тяга к архаизации (Сери Аран) и следование авангардистским западноевропейским и американским течениям (Ивами Фурудзава, Сэйдзи Того, Таро Окамато и др.). Ряд мастеров (Сэйсон Маэда, Хигасияма Кайи и др.) умело совмещают традиционную декоративность, поэтическую сказочность с современным мироощущением. Гражданственность, пафос, высокое реалистическое мастерство свойственны монументальным панно Тосико Акамацу и Ири Маруки, а также работам Мита Гэндзиро и Макото Сакураи.

  Скульптура является наименее связанным с традицией видом современного японского искусства. Большинство современных скульпторов, получивших образование в Европе, следует различным зарубежным течениям (Сигэру Узки, Томонори Тойофуку и др.). К произведениям, отражающим подъём послевоенного демократического движения, принадлежат работы Сэйбо Китамура, Кадзуо Кикути и др.

  Графика, наиболее демократический и массовый вид современного японского искусства, от полного разрыва с традицией (в 1920-е гг.) пришла к органическому соединению национальной специфики с современным видением мира. В отличие от прошлых эпох, в японской графике 20 в. работу художника, резчика и печатника выполняет один мастер. Произведения Тадасигэ Оно, Макото Уэно, Дзюньитиро Сэкино, Такидайра Дзиро, Хирохару Нии объединены интересом к судьбам простого человека, природе Япония Работающие в разных манерах Сэмпан Маэкава, Харацка Уньити, Онти Косиро, Сико Мунаката стремятся органически сочетать в своих произведениях европейские и национальные традиции.

 

  Лит.: Всеобщая история искусств, т. 1, 2 (кн. 2), 6 (кн. 1), М., 1956—65; Всеобщая история архитектуры, т. 1, 9, 11, М., 1970—73; Японская гравюра, М., 1963; Николаева Н. С., Современное искусство Японии. Краткий очерк, М., 1968; её же, Декоративное искусство Японии, М., 1972; Федоренко Н. Т., Краски времени. Черты японского искусства, М., 1972; Коломиец А. С., Современная гравюра Японии и её мастера, М., 1974; KuItermann U., Neues Bauen in Japan, B., 1960; Paine R. T., SoperA., The art and architecture of Japan, 2 ecL, Edinburgh — L., 1974; Newman A. R., Ryerson E., Japanese art, L., 1966.

Япония. Искусство 18—20 вв. К. Хокусай. «Волна». Цветная гравюра на дереве. 1820-е гг. Япония.

Япония. Искусство 18—20 вв. К. Хокусай. «Волна». Цветная гравюра на дереве. 1820-е гг.

  Н. А. Виноградова.

Япония (япон. Ниппон, Нихон).

Флаг государственный. Япония. Япония.

Флаг государственный. Япония.

I. Общие сведения
II. Государственный строй
III. Природа
IV. Население
V. Исторический очерк
VI. Политические партии, профсоюзы и другие организации
VII. Экономико-географический очерк
VIII. Вооружённые силы.
IX. Медико-географическая характеристика
X. Просвещение
XI. Наука и научные учреждения
1. Естественные и технические науки
2. Общественные науки
3. Научные учреждения
XII. Печать, радиовещание, телевидение
XIII. Литература
XIV. Архитектура и изобразительное искусство
XV. Музыка
XVI. Балет
XVII. Театр
XVIII. Кино
Так же Вы можете узнать о...


Немда (река в Марийской АССР и Кировской обл.) Немда, река в Марийской АССР и Кировской области РСФСР, правый приток р.
Олег Иванович (умер 5.7.1402), великий князь рязанский с 1350.
Пасхалия, сборник правил, на основании которых определяется день празднования пасхи.
Позиция (в балете) Позиция, основное положение ног и рук в классическом танце (см.
Прохоров Алексей Николаевич (р. 19.1.1923, село Рождественское, ныне Поворинского района Воронежской области), дважды Герой Советского Союза (19.
Риджал Нагендра Прасад (р. 20.4.1927, Чанг-Аманг, район Дханкута, зона Коси), политический и государственный деятель Непала.
«Свенска хандельсбанкен» («Svenska Handelsbanken А.
Словинцы ,
Стечкин Борис Сергеевич [24.7(5.8).1891, с. Труфаново, ныне Тульской области, — 2.
Темучин, монгольский полководец, государственный и политический деятель конца 12 — начала 13 вв.
Туркестано-Сибирская железная дорога, Турксиб, часть Казахской железной дороги.
Физули Мухаммед Сулейман оглы Физули, Фузули Мухаммед Сулейман оглы (1494, г.
Хлынов, название до 1781 г. Кирова в 1781—1934 — Вятка.
Численные методы в математике, методы приближённого решения математических задач, сводящиеся к выполнению конечного числа элементарных операций над числами.
Экскременты (от лат. excrementum — отход, выделение), твёрдые и жидкие испражнения животных и человека.