Япония XVIII. Кино

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ЯБ ЯВ ЯГ ЯД ЯЁ ЯЗ ЯИ ЯЙ ЯК ЯЛ ЯМ ЯН ЯО ЯП ЯР ЯС ЯТ ЯУ ЯФ ЯХ ЯЦ ЯЧ ЯШ ЯЩ ЯЯ
ЯПЕ
ЯПО
ЯПУ

XVIII. Кино

Первые игровые фильмы были сняты в Япония в 1899. Национальная кинематография развивалась в двух направлениях: гэндайгэки — ленты на современные сюжеты (центр в Токио) и дзидайгэки — на исторические и легендарные сюжеты (центр в Киото). Как и в японском театре, женские роли исполняли мужчины — оннагата, фильмы сопровождались комментарием — бенси. Во 2-й половине 1910-х гг. начался поиск собственно кинематографических средств выразительности. В 1923 центр кинематографии сосредоточился в Киото, что дало толчок расцвету дзидайгэки («Странствия Тюдзи», 1927, режиссер Дайсукэ Ито, «Ребенок-фехтовальщик», 1927, режиссер Тэйноскэ Кинугаса, «Судья Оока», 1928, режиссер Хироси Инагаки, и др.). Гэндайгэки получил развитие в творчестве Хэйноскз Госё, Киёхико Усихара, Кэндзи Мидзогути.

Япония. Кадр из фильма «Полевые огни». Реж. К. Итикава. 1960. Япония.

Япония. Кадр из фильма «Полевые огни». Реж. К. Итикава. 1960.

  В 1929 был основан Союз японского пролетарского кино («Прокино»), выпустивший ряд фильмов о рабочем движении. В конце 20-х гг. стали выходить фильмы, критиковавшие социальное устройство общества, — «Холоп» (1927, режиссер Ито), «Живая кукла» (1929, режиссер Тому Утида), «Перед рассветом» (1937, режиссер Кинугаса) и др. В связи с фашизацией страны в 1934 «Прокино» прекратил существование.

  Утверждение звукового кино связано с фильмом «Соседка и жена» (1931, режиссер Госё). Ленты Мидзогути «Элегия Нанива» и «Гионские сестры» (обе — в 1936) стали вершиной реализма в довоенном кино. Другие наиболее значительные фильмы 30-х гг.: «Необыкновенный патриот». (1932, режиссер Мансаку Итами), «Зонтик Ятаро» (1932, режиссер Инагаки), «Единственный сын» (1936, режиссер Ясудзиро Одзу), «Человеческие чувства и бумажные шары» (1937, режиссер Садао Яманака). В эти годы сложилось стилистическое своеобразие японского кино — долгие общие планы, некоторая замедленность действия, влияние традиционной японской живописи на композицию кадров.

Япония. Кадр из фильма «Рис». Реж. Т. Имаи. 1957. Япония.

Япония. Кадр из фильма «Рис». Реж. Т. Имаи. 1957.

  Принятый в 1939 «Закон о кино» подчинил его нуждам милитаризма, тем не менее в эти годы появилось несколько значительных фильмов: «Земля» (1939, режиссер Утида), «Лошадь» (1941, режиссер Сиро Тоёда и Кадзиро Ямамото), «Жизнь Мухомацу» (1943, режиссер Инагаки). В первые послевоенные годы преимущественное развитие получило документальное кино. В 1948 после 6-месячной забастовки на студии компании «Тохо» были уволены прогрессивные кинематографисты, которые основали затем независимые кинокомпании, поставив лучшие социальные фильмы 50-х гг. Это — Сацуо Ямамото («Зона пустоты», 1952; «Улица без солнца», 1954), Тадаси Имаи («А всё-таки мы живём», 1951; «Мрак среди дня», 1956), Канэто Синдо («Дети атомной бомбы», 1952; «Голый остров», 1960), Фумио Камэи, Кадзабуро Ёсимура и др. К этому времени по объёму производства фильмов Япония вышла на 1-е место в мире. Выходом на мировой экран японского кино обязано творчеству режиссеров Мидзогути («Луна в тумане», 1953; «Управляющий Сансё», 1954), Акира Куросава («Расёмон», 1950; «Идиот», 1951, по Достоевскому; «Семь самураев», 1954; «Замок интриг», или «Замок паутины», 1957, по Шекспиру; «Красная борода», 1964), Кон Итикава («Бирманская арфа», 1956; «Токийская олимпиада», 1965; «Странники», 1973) и Масаки Кобаяси («Восставший», 1967; «Окаменелость», 1975).

Япония. Кадр из фильма «Голый остров». Реж. К. Синдо. 1960. Япония.

Япония. Кадр из фильма «Голый остров». Реж. К. Синдо. 1960.

Япония. Кадр из фильма «Расёмон». Реж. А. Куросава. 1950. Япония.

Япония. Кадр из фильма «Расёмон». Реж. А. Куросава. 1950.

  С начала 60 х гг. в творчестве молодых режиссёров получила развитие тема судьбы послевоенного поколения; Нагиса ОсимаПовесть о жестокой юности», 1960; «Церемония», 1971), Сусуму Хани («Невеста из Анд», 1966), Хироси Тэсигахара («Женщина в песках», 1964; «Сожжённая карта», 1968), Кирио Ураяма («Испорченная девчонка», 1963, «Женщина, которую я бросил», 1969), Кэй Кумаи («Толпа на земле», 1970), Ёдзи Ямада. («Семья», 1970; «Единомышленники», 1975). Новый подъём в конце 60-х гг. получило движение «независимых»: Ямамото («Завод рабов», 1968), Токихиса. Морикава («Молодые люди», 1968), Имаи («Река без моста», 1970).

Япония. Кадр из фильма «Повесть о жестокой юности». Реж. Н. Осима. 1960. Япония.

Япония. Кадр из фильма «Повесть о жестокой юности». Реж. Н. Осима. 1960.

  70-е гг. — период глубокого кризиса национального кино, вызванного конкуренцией телевидения и изменившейся экономической ситуацией в стране. Резко упал художественный уровень фильмов. Распространились «секс-фильмы», «якудзаэйга» — фильмы об организованной преступности, «паникэйга» — фильмы о катастрофах. В 1975 произведено 396 полнометражных художественных фильмов (в 1960—547). Фильмы производят 4 крупные фирмы — «Никкацу», «Сётику», «Тохо», «Тоэй», а также много мелких. Выходят специальные журналы «Кинема дзюмпо», «Синарио» и др.

Япония. Кадр из фильма «Жизнь О-Хару, куртизанки». Реж. К. Мидзогути. 1952. Япония.

Япония. Кадр из фильма «Жизнь О-Хару, куртизанки». Реж. К. Мидзогути. 1952.

 

  Лит.: Ивасаки Акира, История японского кино, пер. с япон., М., 1965; Гене И., Меч и Хиросима. Тема войны в японском киноискусстве, М., 1972.

  И. Ю. Генс.

Япония (япон. Ниппон, Нихон).

Флаг государственный. Япония. Япония.

Флаг государственный. Япония.

I. Общие сведения
II. Государственный строй
III. Природа
IV. Население
V. Исторический очерк
VI. Политические партии, профсоюзы и другие организации
VII. Экономико-географический очерк
VIII. Вооружённые силы.
IX. Медико-географическая характеристика
X. Просвещение
XI. Наука и научные учреждения
1. Естественные и технические науки
2. Общественные науки
3. Научные учреждения
XII. Печать, радиовещание, телевидение
XIII. Литература
XIV. Архитектура и изобразительное искусство
XV. Музыка
XVI. Балет
XVII. Театр
XVIII. Кино
Так же Вы можете узнать о...


Стулов Иван Андреевич [5(18).9.1904, с. Шамбава, ныне Сокольского района Вологодской области,—15.
Товарный фетишизм (французское fеtiche — фетиш, идол, от португальского feitico — колдовство, амулет), овеществление производственных отношений между людьми в условиях товарного производства, основанное на частной собственности.
Устюжский летописный свод, общерусский летописный свод; составлен в г.
Хатов Александр Ильич [28.12.1780 (8.1.1781), Петербург, — 16(28).
Чилийский жёлоб, узкая глубоководная впадина в Тихом океана, протянувшаяся вдоль подножия Анд.
Элементарная теория музыки, первоначальный учебный музыкально-теоретический курс, преподаваемый в музыкальных школах и включающий нотную грамоту, основные сведения о важнейших элементах музыки, средствах музыкальной выразительности (музыкальные звуки, интервалы, аккорды, лад, метр, ритм, темп, динамика и др.
Азиды, химические соединения, содержащие одну или несколько групп — N3, производные азотистоводородной кислоты HN3.
Архангельская область, в составе РСФСР. Образована 23 сентября 1937.
Берёза (род деревьев) Берёза (Betula), род листопадных однодомных деревьев и кустарников семейства берёзовых.
Бьёркский договор, между Россией и Германией, подписан 11(24) июля 1905 Вильгельмом II и Николаем II в Бьёркё, близ Выборга.
Волновое уравнение, дифференциальное уравнение с частными производными, описывающее процесс распространения возмущений в некоторой среде.
Гигантостраки (Gisantostraca) отряд вымерших животных типа членистоногих; то же, что эвриптериды.
Далу Эме Жюль Далу (Dalou) Эме Жюль (31.12.1838, Париж, — 15.
Дружба народов, всестороннее братское сотрудничество и взаимопомощь народов и наций, ставших на социалистический путь развития; в многонациональных государствах — одна из движущих сил развития социалистического общества; в межнациональных отношениях социалистических стран — основа единства в борьбе за мир, за сохранение и умножение социалистических завоеваний, за торжество идей коммунизма.
Зульцер Иоганн Георг Зульцер (Sulzer) Иоганн Георг (16.10.1720, Винтертур, Швейцария, — 27.
Каменная плотина, плотина, основные конструктивные элементы которой выполнены из каменных материалов без применения вяжущих.
Клифтон (Clifton), город на северо-востоке США, в штате Нью-Джерси.