Япония VII. Экономико-географический очеркБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
VII. Экономико-географический очерк Общая характеристика хозяйства. Япония — высокоразвитая индустриальная страна капиталистического мира. После восстановления довоенного уровня в начале 50-х гг. темпы роста её экономики были самыми высокими среди развитых капиталистических стран. С 1951 по 1973 среднегодовые темпы роста валового национального продукта (ВНП) составили 10%. В 1969 по объёму ВНП и промышленного производства Япония вышла на 2-е место в капиталистическом мире (после США). Доля Япония в мировом капиталистическом производстве в 1976 составила 9,5% (2% в 1950, 5,5% в 1965). По размерам внешнеторгового оборота Япония занимает 3-е место среди капиталистических стран (после США и ФРГ). Её доля в мировом капиталистическом экспорте и импорте в послевоенный период неуклонно возрастала и достигла соответственно 7,5% и 7,1% (1976). Япония. Искусство 18—20 вв. К. Утамаро. Лист из серии «Испытания верной любви». Гравюра на дереве. 1800. Основными факторами, способствовавшими высоким темпам экономического роста, были: коренная реконструкция промышленности и других отраслей экономики на базе новейшей техники и технологии; высокий уровень валовых внутренних инвестиций в государственных расходах (их доля в ВНП составляла 30—35%); относительное уменьшение затрат на социальные нужды; высокая доля личных сбережений (около 30% дохода); наличие высококвалифицированных трудовых ресурсов; до 1973 сказывался также низкий уровень мировых цен на импортируемые сырьевые и топливно-энергетические ресурсы. Действие названных и ряда других факторов развёртывалось в условиях усиления мер государственно-монополистического регулирования экономики. После поражения японского милитаризма во 2-й мировой войне необходимость обеспечения ускоренного экономического роста и быстрой индустриализации рассматривалась государственно-монополистической олигархией Япония в качестве главной цели государственной политики. Реализация этой программы требовала широкого государственного вмешательства в частную производственную деятельность и установления тесных связей между государством и корпорациями. Ведущие отрасли промышленности получили специальную правительств, помощь в виде беспошлинного импорта оборудования, практики ускоренной амортизации, займов, субсидирования экспорта, защиты от иностранной конкуренции, налоговых льгот, квот на сырьё и т. д. Японское правительство содействовало кредитованию производственных компаний, что обеспечивало высокий уровень инвестиций, а отложенные прибыли облагались более низкими налоговыми ставками, чем личные доходы, что способствовало накоплению капитала и росту сбережений. Высокие косвенные налоги также стимулировали сбережения. Структура государственных расходов была подчинена интересам наращивания частных производственных инвестиций. Эти экономические рычаги способствовали перераспределению материальных, трудовых и финансовых ресурсов в пользу наиболее быстро развивающихся отраслей и корпораций. Государственное воздействие на экономику Япония охватывает почти все стороны общественного воспроизводства. Доля государственных средств в формировании основного капитала составляет примерно 25%. Вместе с тем государственный сектор в экономике Япония ограничен традиционными сферами (транспорт, связь, табачная промышленность и т. п.). На него приходится лишь 12% всех занятых в стране, из которых почти 1/2 работает в центральных правительственных учреждениях. Рыболовные суда в порту Яидзу (префектура Сидзуока, о. Хонсю). В 1975 ВНП Япония составил 476,6 млрд. долл. 6,6% чистого внутреннего продукта (национального дохода) было создано в первичных отраслях (сельское хозяйство, лесное хозяйство, морской промысел, добывающая промышленность), 35,9% — во вторичных отраслях (в том числе 26,9% в обрабатывающей промышленности, 8,6% в строительстве), 57,5% в сфере услуг — в торговле (19,3%), на транспорте и связи (7%), в финансовой сфере (12%) и др. В 1975 в структуре валового национального расхода Япония наибольший удельный вес занимало личное потребление (56,6%), доля государственного потребления составляла 11,1%, валовых внутренних инвестиций в основные средства — 30,8%, прироста запасов — 1,5%. Япония имеет широкие внешнеэкономические связи. Доля экспорта товаров и услуг в ВНП составила 13,9% в 1975. В то же время экономика страны нуждается в большом количестве привозного сырья и топлива. Доля импорта в структуре валового национального расхода — 13%. Отсюда высокая зависимость Япония от конъюнктуры мирового капиталистического рынка. Япония — крупный экспортёр капитала. По размерам прямых частных капиталовложений за границей (19,4 млрд. долл. в 1976/77) она занимает 4-е место (после США, Великобритании и ФРГ). Активное сальдо внешнеторгового и платёжного балансов способствовало притоку в страну иностранной валюты. В 1971 и в 1973 Япония произвела две ревальвации иены, после чего перешла на плавающий курс своей валюты. Золотовалютные резервы Япония выросли с 4,8 млрд. долл. в 1970 до 29,4 млрд. долл. в 1978. Накопление Япония крупных валютных резервов ведёт к повышению курса иены по отношению к основным валютам капиталистических стран, прежде всего к американскому доллару, что ухудшает возможности японского экспорта, но одновременно стимулирует экспорт капитала и удешевляет импорт сырья. Для японской экономики характерна высокая степень концентрации производства и централизация капитала. После роспуска в 1946 старых концернов — дзайбацу в стране начали формироваться новые монополистические объединения, среди которых господствующее положение заняли финансовые группы «Мицубиси», «Мицуи», «Сумитомо», «Фудзи-Ясуда», «Санва», «Дайити кангё гинко». В отличие от дзайбацу, которые, как правило, возглавлялись семейными «держательскими компаниями», современные финансовые группы представляют собой объединения мощных промышленных и финансово-кредитных корпораций, связанных общими коммерческими интересами, взаимным владением акциями и переплетающимися директоратами. Такой характер современных финансовых групп придаёт им большую манёвренность в обходе действующих норм «антимонополистического законодательства». Высокомонополизированы такие отрасли промышленности, как чёрная и цветная металлургия, нефтехимия, судостроение, автомобилестроение, производство искусств, волокна, пищевая промышленность. Например, 3 крупнейшие металлургические компании — «Синниппон сэйтэцу», «Ниппон кокан» и «Кавасаки сэйтэцу» — производят около 70% чугуна и стали, 60% проката. В автомобилестроении 2 компании — «Тоёта дзидося» и «Ниссан дзидося» — выпускают свыше 90% автомобилей. На долю 10 ведущих торговых компаний приходится свыше 1/2 общего объёма внутренней торговли, через них проходит 1/2 всего экспорта и 3/5 импорта Япония Деятельность ведущих японских монополий перерастает национальные границы. Среди 200 крупнейших компаний капиталистического мира — 18 японские (1976; в 1961 — только 8). В середине 70-х гг. в структуре экономического развития Япония наметились важные изменения. Экономический, валютный, экологический, инфляционный и энергетический кризисы, охватившие капиталистические страны, вызвали в Япония (которая среди главных капиталистических стран в наибольшей степени зависит от внешних сырьевых и энергетических источников) серьёзные экономические осложнения. Действие многих факторов, благоприятствовавших высоким темпам экономического роста, было ослаблено или сведено на нет. В результате борьбы трудящихся произошло сближение уровней заработной платы в Япония и других развитых капиталистических странах. Резкое повышение мировых цен на нефть и сырьё повысило издержки производства, что снизило конкурентоспособность японских товаров на мировом рынке. С наибольшей силой кризис 1974—75 ударил по т. н. базовым отраслям, развитием которых был обусловлен быстрый экономический рост в предыдущие годы. Япония встала перед необходимостью изменения структуры экономики — перенесения центра тяжести экономического роста с материалои энергоёмких отраслей, таких, как чёрная металлургия, судостроение, нефтехимия на отрасли материалои энергосберегающего типа. В государственных программах экономического развития на 2-ю половину 70-х гг. в 80-е гг. выдвигается задача преимущественного развития наукоемких отраслей, совершенствования экономической и социальной инфраструктуры. Промышленность. С 1965 по 1975 в отраслевой структуре промышленности удельный вес тяжёлой индустрии возрос с 41% до 70%, главным образом за счёт машиностроения и металлургии: удельный вес лёгкой и пищевой промышленности соответственно снизился с 52% до 29%. Характерная особенность японской обрабатывающей промышленности, особенно машиностроения, — сосуществование крупного производства с мелким. Мелкие и средние предприятия (менее 100 занятых), на которых работает 1/2 всех занятых, выпускают около 30% условной чистой продукции. Многие из мелких предприятий выполняют субподрядные операции для крупных компаний. Значительно выросли в Япония такие традиционные отрасли промышленности, как судостроение, чёрная металлургия, производство стройматериалов, нефтепереработка. К числу новых отраслей, которые особенно активно развивались в послевоенное время, относятся: приборостроение, производство электронных изделий, медикаментов, нефтехимия, станкои автомобилестроение (см. табл. 3). Табл. 3. — Структура промышленности (по количеству занятых, %)
В отличие от структуры промышленности, её размещение остаётся в общем без особых изменений. Почти 2/3 территории страны, где проживает до 30 млн. человек, можно отнести к категориям экономически сравнительно менее развитых районов, в то время как 1/3 территории — В. Хонсю (где живёт около 80 млн. человек) сохраняет за собой ведущее положение; именно здесь формируется Тихоокеанский индустриально-транспортный пояс (15 префектур), на который приходится 3/4 промышленного производства Япония Добывающая промышленность. Удельный вес добывающей промышленности в послевоенные годы сокращается. Наибольшее значение имеет угледобывающая промышленность. Начата добыча природного газа. Местная добыча нефти незначительна. За счёт собственной железной руды покрывается менее 10% потребности. Имеются значительные запасы меди (на о. Хонсю — в префектурах Акита, Тотиги и Ибараки, где расположены крупные месторождения — Асио и Хитати; на о. Сикоку — в Бесси), пиритов, цинка, свинца, каолина (главным образом на о. Хонсю — в районе залива Исе и на С.-В.), талька, натуральной серы. В небольших количествах добывают марганец, хромиты, висмут, платину и др. Однако свои потребности по большинству видов полезных ископаемых Япония удовлетворяет в основном за счёт импорта. Традиционный промысел — добыча съедобных водорослей на полуострове Сима (о. Хонсю). Энергетика. В структуре энергетического баланса старые источники получения энергии уголь и гидроэнергия отошли на второй план и тем самым сократилась роль внутренних источников энергии. К 1975 удельный вес внешних источников повысился за счёт нефти до 90%. Доля различных источников в энергобалансе Япония в середине 70-х гг. составляла (%): нефть 75; каменный уголь 18,5; природный газ 1,5; прочие (включая гидроэнергию) 5%. В связи с мировым энергетическим кризисом возросло использование угля, активно ведётся строительство АЭС и изучается возможность использования геотермической энергии. В 1965 в Япония было ввезено 70 млн. т нефти, а в 1977 — 237 млн. Мощность нефтеперерабатывающих заводов 277,6 млн. т (начало 1977). Установленная мощность электростанций за 1955—77 возросла более чем в 5 раз и достигла 81,5 млн. квт, в том числе 50,5 млн. квт — ТЭС, 23 млн. квт — ГЭС, 8 млн. квт — АЭС. В начале 1978 действовало 14 АЭС и сооружалось ещё 13 станций. Обрабатывающая промышленность. Чёрная металлургия Япония занимает по объёму производства 2-е место среди капиталистических стран (после США). Особое внимание уделялось внедрению передовой техники: конверторного способа производства (свыше 80%), увеличению единиц мощности доменных печей. Лидером металлургии является мощная корпорация «Ниппон сэйтэцу» (объединяет свыше 500 разного рода компаний, организаций и научно-исследовательских учреждений) — крупнейшая металлургическая фирма капиталистического мира. Импортная железная руда составляет 90% от всего потребления. В 1977 было ввезено 115 млн. т железной руды, главным образом из Австралии, стран Латинской Америки и Южной Африки; угля (из Австралии, Индии, Канады) — свыше 60 млн. т. Наиболее важными центрами чёрной металлургии являются г. Китакюсю, агломерация г. Осака с группой прилегающих городов от Химедзи на З. до Вакаямы на Ю.-В., г. Нагоя, Токийская агломерация (с главным центром Кавасаки) и г. Тиба. Цветная металлургия имеет своей основой традиционное производство меди, цинка и свинца. Однако внутренние потребности в значительной степени покрываются импортом (в 1977 было ввезено 115 тыс. т первичной меди). Япония занимает 2-е место в капиталистическом мире по производству алюминия (крупный импортёр его, закупает ежегодно от 300 до 370 тыс. т). Производится выплавка и многих других металлов (магния, титана, никеля, редких металлов). Машиностроение — одна из отраслей, которые развиваются особенно быстрыми темпами. К числу наиболее развитых подотраслей можно отнести энергетическое, электротехническое машиностроение, производство технологического. насосно-компрессорного и холодильного оборудования, транспортное, с.-х., строительное машиностроение. Значительное развитие получили приборостроение, изготовление точных инструментов и механизмов, производство шарикоподшипников, медицинской и оптической аппаратуры. Часть продукции японского машиностроения ориентируется на внешний рынок — суда, автомобили, комплектное промышленное оборудование, радиоэлектронная аппаратура. Завод тяжелого машиностроения в промышленном районе Ринкай (близ г. Нагоя); на заднем плане судостроительные верфи и Восточноазиатский химический комбинат. По судостроению и экспорту судов Япония занимает 1-е место в мире; в 1976 на долю Япония приходилось свыше 1/2 всего мирового тоннажа спущенных на воду судов. Более 1/2 производимых судов экспортируется. Электротехническая и электронная промышленность производит прежде всего бытовую аппаратуру (39,7% всего капиталистического производства в 1976), широко идущую на мировые рынки, а также разнообразный ассортимент аппаратуры промышленного и научного назначения. Производство опирается на широкую научно-экспериментальную базу. В этой отрасли также весьма велико использование мелких производителей. Увеличение производства радиоэлектронной промышленности большей частью связано с активизацией внешних поставок (цветные телевизоры, малые электронно-вычислительные машины). Быстро развивающейся отраслью машиностроения стала автомобильная промышленность. К 1976 Япония вышла на 2-е место в капиталистическом мире (около 25% всего капиталистического производства в 1976); на экспорт идёт почти 1/2 продукции. Развито тракторостроение (288 тыс. шт. в 1977). По объёму производства металлорежущих станков и кузнечно-прессового оборудования Япония занимает 3-е место в капиталистическом мире (стоимость продукции 1 млрд. долл. в 1976). Табл. 4. — Производство промышленной продукции
Машиностроение размещается преимущественно в районе гг. Токио — Кавасаки — Йокохама, Нагоя, Осака — Кобе. Некоторые виды машиностроения возникли на С.-З. Кюсю, особенно в г. Нагасаки, где находятся крупные судостроительные верфи. Судостроительные верфи Мицубиси в Нагасаки. Химическая промышленность характеризуется весьма большим разнообразием продукции. Помимо традиционных производств — основной химии, производства минеральных удобрений, искусственного волокна — активно развивается производство синтетических материалов (пластмасс, синтетических волокон и каучука) на базе нефтяных продуктов. Значительное развитие получила нефтепереработка (общий объём производства нефтепродуктов 192 млн. тч 1976) — основа нефтехимии; мощности производства базисного продукта нефтехимической промышленности — этилена — к 1976 составили 5,1 млн. т. По размерам производства многих видов химических товаров Япония уступает среди капиталистических стран только США и ФРГ. Развито изготовление лечебных препаратов, витаминов, средств защиты сельскохозяйственных растений. Основные районы размещения химической промышленности — побережье Токийского залива, район Нагой и западная оконечность о. Хонсю. Лесопиление и деревообработка. Ежегодно заготавливается около 35—37 млн. м3 древесины; импортируется леса около 45 млн. м3 (1977). Кроме того, ввозится технологическая щепа. Т. о., собственные ресурсы леса обеспечивают лишь 40—45% потребностей страны. Производство пиломатериалов составляет около 40 млн. м3 в год. Максимально используются отходы. Большинство лесопилен, работающих на местном сырье, невелики по размерам. Более крупные лесопильные предприятия, использующие импортную древесину, находятся в районе больших портов, на Ю. Хонсю — в Хиросиме, Окаяме, на С. Хонсю и на Хоккайдо. Крупные размеры имеет фанерное производство. Почти 1/3 продукции фанеры вывозится. Целлюлозно-бумажная промышленность достигла значительных размеров, её продукцию составляют различные виды бумаги и картона (5,9 млн. т). По суммарному производству этих товаров Япония занимает 2—3-е место в капиталистическом мире. Основные районы целлюлозно-бумажного производства — о. Хоккайдо и северная часть о. Хонсю. Велико значение текстильной промышленности по количеству предприятий, по числу занятых, по вывозу продукции за границу. Особенно развито производство тканей из выпускаемых в Япония синтетического волокна, а также хлопчатобумажных (12,4% всего капиталистического производства, 3-е место среди капиталистических стран) и шерстяных тканей, изготовляемых из импортных хлопка и шерсти. Япония сохранила позиции крупнейшего в мире производителя тканей из натур, шёлка. В результате конкуренции на мировом рынке со стороны развивающихся стран, японская текстильная промышленность переориентировалась на выпуск высококачественных тканей, что позволило ей сохранить позиции на внешних рынках. В пищевкусовой промышленности занято свыше 600 тыс. человек, а фактически гораздо больше, поскольку для деревни подсобным занятием часто является изготовление ряда пищевых продуктов. Различаются 2 группы отраслей пищевой промышленности: традиционные (обработка риса и рыбы, изготовление сакэ, растительных масел, чайная промышленность) и относительно новые (сахарная, табачная, мукомольная, мясомолочная, консервная, пивоваренная и др.). Предприятия первой группы встречаются повсюду, они преимущественно мелкого и среднего типа. Среди предприятий второй группы преобладают крупные фабрики и заводы. Традиционный промысел — изготовление бумажных фонариков в долине Тикуго (о. Кюсю). Сельское хозяйство. Аграрные отношения. Аграрная реформа 1946—49 ликвидировала помещичье землевладение. Размер участка у землевладельца, самостоятельно обрабатывающего землю, устанавливался в пределах 3 га в среднем для всей страны (кроме о. Хоккайдо). Реформа охватила только пахотные земли, у бывших помещиков оставались лесные участки, оросительные сооружения. Ограничивался также размер аренды — в пределах 1 га (на Хоккайдо — 4 га), натуральная арендная плата была заменена денежной и резко снижена. В фонд аграрной реформы поступило для выкупа свыше 1 млн. га земли. Выиграли от реформы более всего зажиточные и кулацкие хозяйства, которые скупали помещичьи земли. В 1972 под предлогом повышения конкурентоспособности японского сельского хозяйства были сняты ограничения землепользования. Однако карликовый тип крестьянских хозяйств сохранился. Немало крестьянских семей обращается к побочным занятиям. Япония. Сельское хозяйство. Отраслевая структура земледелия претерпела значительные изменения. Обрабатываемая площадь исчислялась к середине 70-х гг. около 5,7 млн. га, посевная площадь — свыше 6 млн. га (за счёт 2 посевов в ряде районов). Под зерновыми (главным образом под рисом, почти исключительно поливным) 54,5% посевной площади, под овощами 27,2%, под техническими культурами и тутовником 6,7%, кормовыми травами 11,6%. Под посевами риса занято 45—46% всех обрабатываемых площадей страны. Урожайность риса высокая (в среднем 50 ц с га поливного поля) за счёт использования химических удобрений и ядохимикатов, подачи воды, селекции семян. Овощи в пригородных хозяйствах обычно производят круглогодично. Возделывают сою, фасоль, чай, табак. Выращивают цитрусовые, яблоки, груши, сливы, персики, хурму, клубнику и др. Сбор плодово-ягодных с 1950 по 1977 возрос более чем в 5 раз. О площади и сборе сельскохозяйственных культур см. табл. 5.
Табл. 5. — Площадь и сбор основных сельскохозяйственных культур
* Млн. т. К середине 70-х гг. собственное производство обеспечивало страну рисом, овощами и фруктами. Животноводство получило значительное развитие лишь в послевоенные годы, что было вызвано увеличением внутреннего спроса на мясо и молочные продукты, ранее имевшие ограниченное употребление. Главным районом животноводства стал С. страны — о. Хоккайдо; здесь производится до 80% всей молочной продукции страны. О поголовье скота и птицы и продукции животноводства см. табл. 6 и 7. Табл. 6. — Состав поголовья скота и птицы, тыс.
Табл. 7. — Продукция животноводства и птицеводства, тыс. т.
Шелководство — традиционная отрасль японского сельского хозяйства, находилась длительное время в состоянии упадка: производство шёлка-сырца 20,6 тыс. т в 1977. Автоматизированные станки по обработке шелка на фабрике Тоёда в Хамамацу (о. Хонсю). Лесное хозяйство. Лесной фонд составляет 23,3 млн. га (в т. ч. 1/2 искусственно лесовозобновлённые), однако значительная часть его приходится на горные районы, неудобные для эксплуатации. Велико значение лесозащитных насаждений (5,6 млн. га). В частном владении находится почти 60% всех лесов. Рыболовство и морской промысел. По размерам рыболовства Япония занимает 1-е место в мире. В 1977 улов рыбы и добыча морепродуктов составили 10,7 млн. т (против 4 млн. т в 1950-х гг.). В составе рыболовного флота (1975) около 400 тыс. судов общим тоннажем свыше 2,5 млн. т. Основными объектами лова являются: сельдь, тунец, треска, лососёвые, камбала и др. В прибрежных водах добывают водоросли и моллюски. Прибрежный лов даёт 1/4 стоимости всех морепродуктов. Океаническое рыболовство в Тихом океане, в водах Антарктики (включая китобойный промысел), в Индийском и Атлантическом океане даёт большую часть улова Япония Плантация жемчуга в море близ г. Тамано (префектура Окаяма, о. Хонсю). Транспорт. Внутренний грузооборот за 1955—75 увеличился с 85 млрд. т·км до 343 млрд. т·км. За этот период железные дороги резко снизили свою долю в общем грузообороте (с 51% до 18%) и резко возросла роль автомобильного транспорта (с 11% до 44%); сохраняет своё значение каботажный флот (38% в 1955, 38% в 1975). На конец 1977 длина железных дорог составляла 27 тыс. км, из которых 16 тыс. км электрифицировано (против 1,5 тыс. км в 1950). Из-за гористого рельефа местности преобладают однопутные узкоколейные дороги. Многочисленны туннели и мосты. Магистральные ж.-д. пути проходят преимущественно вдоль морского побережья о. Хонсю, опоясывая его кольцом. В 1942 вошёл в эксплуатацию подводный туннель Каммон (3614 м) через пролив Симоносеки между островами Хонсю и Кюсю. В 1970—75 построен второй подводный туннель Син-Каммон между гг. Симоносеки и Кокура. Строится (1978) самый большой в мире подводный туннель Сейкан (36,4 км) у пролива Цугару, между островами Хонсю и Хоккайдо. Новым направлением в реконструкции ж.-д. транспорта является сооружение путей для сверхскоростных поездов (свыше 200 км/ч); первая линия Токайдо (515 км) открылась в 1964 и связала Токио с Осакой; в 1975 эта магистраль протянулась на Ю., до г. Фукуока (1090 км). Дл. автодорог с твёрдым покрытием ок. 260 тыс. км. Автострадами связаны почти все крупнейшие центры востока Япония В автопарке (1977) 19,7 млн. легковых машин, 11,3 млн. грузовых, 0,2 млн. автобусов. В Токио, Йокохаме, Осаке, Кобе, Нагое и Саппоро имеется метрополитен; строится (1978) в гг. Киото и Хиросима. В Токио функционирует монорельсовая дорога. Япония. Архитектрура 20 в. К. Маёкава. Метрополитен фестивал холл в парке Уэно. 1960—61. Фрагмент. Токио. Морской торговый флот, обслуживающий в основном внешнюю торговлю, почти непрерывно увеличивался: в 1950 общий его тоннаж исчислялся 1,7 млн. брутто рег. т, в 1977 — 40,0 млн. брутто рег. т, что составило 12% мирового. По тоннажу морской торговый флот Япония занял 2-е место среди стран капиталистического мира (после Либерии). Рост японского морского флота в значительной мере обусловлен огромными масштабами перевозок грузов. Ежегодно Япония ввозит от 500 до 620 млн. т грузов. В морском судоходстве господствуют 6 компаний: «Ниппон юсэн кайся» (основана в 1885), «Осака сёсэн кайся» (1883; с 1942 под названием «Осака сёсэн Мицуи сэмпаку»), «Ямасита-Син-Нихон кисэн» и др. Воздушное сообщение заметно расширилось в послевоенное время, особенно в связи с большим ростом иностранного туризма. Главная японская авиакомпания — «Ниппон коку». Международные рейсы обслуживают новый аэропорт Нарита, к С.-В. от Токио, а также аэропорты международного значения близ гг. Осака и Ниигата. Внутренние воздушные линии связывают почти все крупные города страны. Внешние экономические связи. На внешнем рынке реализуется значительная часть продукции обрабатывающей промышленности Япония Доля готовых промышленных изделий превышает 80% стоимости экспорта. В 1975 на экспорт пошло 86% судов, 47% телевизоров, 70% фотоаппаратов и кинокамер, 59% часов, 41% легковых автомобилей, 56% стальных труб. В то же время японская экономика в очень. сильной степени зависит от импорта топлива и сырья, которые составляют около 70% импорта Япония Размеры внешнеторгового оборота Япония быстро растут (см. табл. 8). Табл. 8. — Динамика внешней торговли, млрд. долл.
В течение первого послевоенного двадцатилетия характерным для внешней торговли был пассивный баланс. Однако с 1965 баланс внешней торговли всё чаще становится положительным. О товарной структуре экспорта и импорта и географии внешней торговли см. табл. 9 и 10. Табл. 9. — Товарная структура экспорта и импорта, в % от стоимости
* Включено в «прочее». Табл. 10. — Некоторые направления географии внешней торговли, млн. долл.
Основные торговые связи у Япония с США (23,3% экспорта и 18,2% импорта) и странами Юго-Восточной Азии (20,9% экспорта и 20,7% импорта); на страны Западной Европы приходится соответственно 16,1% и 7,6%, Ближнего и Среднего Востока — 28,9% импорта, Австралийский Союз — 8,3% импорта; около 6% внешнеторгового оборота — с социалистическими странами (1976). Общий товарооборот СССР с Японией в 1977 составил 2,3 млрд. руб. (экспорт — 853,4 млн. руб., импорт — 1444,4 млн. руб.). Япония. Панорама нового порта Кобе (о. Хонсю). Внешнеэкономические связи Япония и СССР осуществляются по линии торговли (торговый договор и соглашение 1957), рыболовства, организации сухопутных, воздушных и морских перевозок, совместного участия в проектах разработки природных ресурсов Сибири и Дальнего Востока и др. Из Советского Союза Япония получает лес (круглый лес, балансы, технологическую щепу и пиломатериалы), уголь, нефть, калийные соли, цветные металлы, хлопок и др.: Япония закупает также некоторые виды советского оборудования. Япония вывозит в Советский Союз машины и комплектное промышленное оборудование, транспортные средства (в т. ч. судовое оборудование), прокат чёрных металлов (особенно стальные трубы), потребительские товары. Новой формой торговых отношений между Япония и СССР стала прибрежная торговля между районами советского Дальнего Востока и западными районами Япония В 1976 Япония посетило 795,2 тыс. иностранных туристов. Денежная единица — иена. Внутренние различия. В официальной японской литературе принято разделение страны на 8 крупных экономических районов: о. Хоккайдо; Тохоку (Оу), Канто, Тюбу, Кансай (Кинки), Тюгоку (на о. Хонсю); о. Сикоку, о. Кюсю. О хозяйстве префектур и экономических районов см. соответствующие статьи в БСЭ. Япония. Осака. Умеда — один из центральных районов города (о. Хонсю).
Лит.: Треварта Г. Т., Япония. Физическая и экономическая география, пер. с англ., М., 1949; Попов К. М., Минеральные ресурсы Японии, М., 1949; Моисеев П. А., Рыболовство Японии, М., 1967; Воспроизводство общественного продукта в Японии, М., 1970; Динкевич А. И., Очерки экономики современной Японии, М., 1972; Яно С., Японская экономика на пороге двадцать первого века, пер. с япон., М., 1972; Современная Япония, под ред. И. А. Латышева, 2 изд., М., 1973; Петров Д, В., Япония в мировой политике, М., 1973; Власов В. А., Научно-техническая революция в Японии, М., 1975; Рамзес В. Б., Социально-экономическая роль сферы услуг в современной Японии, М., 1975; Добровинский Б. Н., Япония: проблемы эффективности экономики, М., 1975; Навлицкая Г. Б., Бамбуковый город, М., 1975; Баскакова М. В., Япония: государство и накопление основного капитала, М., 1976; Брагина Н. М., Современная японская деревня, М., 1975; Воробьев М. В., Соколова Г. А., Очерки по истории науки, техники и ремесла в Японии, М., 1976; Певзнер Япония А., Государство в экономике Японии, М., 1976; Япония. Ежегодник (изд. с 1972), М., 1972—77; Япония в системе мировых хозяйственных связей, М., 1977; Прохожев А. А., Организация управления экономикой и государством в Японии, М., 1977; Монополистический капитал Японии на рубеже 60—70-х годов, М., 1977; Куцовина Н. К., Рыбное хозяйство Японии, М., 1978; Хлынов В. Н., Рабочий класс Японии в условиях научно-технической революции, М., 1978; Статистический материал по экономике Японии (1960—1977), М., 1978. Япония. Искусство 18—20 вв. Т. Окамото. «Девушка с собакой». 1953. Япония (япон. Ниппон, Нихон). Флаг государственный. Япония. I. Общие сведенияII. Государственный строй III. Природа IV. Население V. Исторический очерк VI. Политические партии, профсоюзы и другие организации VII. Экономико-географический очерк VIII. Вооружённые силы. IX. Медико-географическая характеристика X. Просвещение XI. Наука и научные учреждения 1. Естественные и технические науки 2. Общественные науки 3. Научные учреждения XII. Печать, радиовещание, телевидение XIII. Литература XIV. Архитектура и изобразительное искусство XV. Музыка XVI. Балет XVII. Театр XVIII. Кино |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|