Австралийский Союз XII ЛитератураБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
XII Литература Литература в Австралийский Союз развивается с начала 19 в. на английском языке. В колониальный период формирования литературы австралийские писатели считали себя продолжателями традиций английской литературы 18—19 вв. Наиболее распространённые в это время жанры: ода, пастораль, элегия, памфлет, мемуары, путевые записки, семейно-бытовой и приключенческий роман: патриотическая поэма У. Уэнтуорта «Австралазия» (1823), роман Х. Сейвери «Квинтус Сервинтон» (1830—1831), роман А. Харриса «Поселенцы и каторжане» (1847), стихи Ч. Томпсона. В творчестве поэтов Ч. Харпура, А. Л. Гордона, Х. Кендалла появляются черты национального своеобразия. Реалистические картины австралийских нравов содержал роман М. А. Кларка «Пожизненное заключение» (1872), романы Р. Болдревуда (псевд. Т. А. Брауна) и др. На следующем этапе (конец 19 в.) литература Австралийский Союз приобретает отчётливый национальный характер. Большое влияние на неё оказал рост рабочего движения. В формировании демократического течения (т. н. школы 90-х годов) существенную роль сыграл журнал «Бюллетень» («Bulletin», основан в 1880). В это время преобладали малые жанры. В литературу вошли новеллисты Прайс Уорунг (псевд. У. Астли), Стил Радд (псевд. А. Дейвиса), Х. Лоусон и др. Формируется первая поэтическая школа, т. н. балладистов: Э. Дайсон, В. Дейли, Э. Брейди, Х. Лоусон; Э. Б. Патерсон (псевд. — «Банджо») прославляет мужество поселенцев-пионеров и уходящую патриархально-скваттерскую Австралию. На рубеже столетий выступили поэты Мэри Гилмор, классик австралийской литературы, и К. Бреннан, находившийся под влиянием немецких романтиков и французских символистов. Развивают и углубляют демократические национальные литературные традиции Х. Лоусон, Т. Коллинз (псевд. — Дж. Фёрфи) и Б. О' Дауд, показавшие суровую жизнь народа, его борьбу за существование, протест против социальной несправедливости. Стихи Лоусона, проникнутые революционным духом, стали популярными народными песнями; в его рассказах правдиво повествуется о рабочем человеке (сборники «Покуда закипит котелок», 1896, «Дети буша», 1902). Панорама австралийской жизни представлена T.Коллинзом в реалистическом романе-путевом дневнике «Такова жизнь» (1903); в эти же годы появляются стихи О' Дауда (сборники «К рассвету?», 1903, «Семь смертных грехов. Цикл сонетов», 1909) и первые реалистические пьесы Л. Эссона. Для австралийского критического реализма характерно не разоблачение господствующих классов, а стремление показать нелёгкую судьбу людей труда. 1-я мировая война и Октябрьская революция в России оказали влияние на дальнейшее развитие литературы Австралийский Союз Поэт Фёрнли Морис (псевд. Ф. Уилмота) выступил против милитаризма (сборник «Бдительные», 1920) К. С. Причард и В. Палмер явились зачинателями социального романа. Основная тема Причард («Погонщик волов», 1926 «Кунарду», 1929, и др.) и Палмера («Аванпост», 1924, «Переправа», 1930, и др) — судьба австралийского народа. В демократической литературе 30-х гг. дано правдивое изображение социально-исторической действительности: трилогия Х. Х. Ричардсон (псевд. писательницы Э. Ф. Ричардсон) «Судьба Ричарда Маэни» (1917—29), романы «Всё тот же свегмен» (1936) Майлс Франклин и «Монтфорты» (1928) М. Бойда, «Стеклянный дом» (1929) М. Барнард Элдершоу (псевд. двух писательниц — Ф. С. П. Элдершоу и М. Ф. Барнард), «Каприкорния» (1938) Кс. Херберта, «Захватчики» (1934) Б. Пентона, «Сахарный рай» (1938) Дж. Дэвенни. В связи с экономическим кризисом 30-х гг. возникает тема капиталистического города с его острыми классовыми конфликтами: романы «Семеро бедняков из Сиднея» (1934) К. Стэд, «Тайбурон» (1935) К. Теннант, «Убийство в Сиднее» (1937) Л. Манна и др. Для австралийской поэзии конца 19 — начала 20 вв. характерна лирическая тенденция (Дж. Шоу Нилсон, Дж. Ле Гей Бритон), сохранившаяся и в творчестве Джудит Райт (сборники «Меняющийся образ», 1946, «Женщина мужчине», 1949). В 1938 поэт Р. Ингамелс основал «Джиндиуоробак клуб», объединив поэтов, стремящихся развивать национальную литературу путём освоения устной поэзии аборигенов (Дж. Мьюди, Ф. Хадсон). Вместе с тем уже в 20-е гг. появилась группа т. н. поэтов-интеллектуалов, не чуждых приёмам модернистической поэтики и принимавших модернистическую концепцию абсурдности мира: К. Слессор, Х. Мак-Кре, Р. Фицджералд, А. Хоуп, У. Харт-Смит и др. В 40-х гг. поэты-авангардисты Дж. Даттон, А. Кершоу во главе с М. Харрисом объединились в кружок «Рассерженные пингвины», издавали журнал под тем же названием «Angry penguin». После 2-й мировой войны 1939—45 начинается новый этап в развитии австралийской литературы, отмеченный успехами реализма, во многом обусловленными обострением социальных противоречий и подъёмом массового демократического движения. Эпический размах приобретает роман, повествующий о судьбах австралийской нации: исторические романы Э. Дарк «Страна вне времени» (1941), «Натиск времени» (1948) и «Нет преград» (1953), трилогия Причард: «Девяностые годы» (1946), «Золотые мили» (1948), «Крылатые семена» (1950) — произведение социалистического реализма. Популярная в послевоенной литературе тема рабочего движения — в центре трилогии Палмера «Голконда» (1948), «Время посева» (1957), «Выдающийся деятель» (1959); романов Д. Хьюэтт, М. Кэлсорп, А. Маршалла. Многие писатели решают современные проблемы, осмысливая ход исторических событий: романы о 2-й мировой войне — Э. Ламберта «Двадцать тысяч воров» (1951), Дж. Форреста «Последнее синее море» (1959); романы о современной Австралии и австралийцах — Д. Кьюзек «Скажи смерти “нет!”» (1951) и « Жаркое лето в Берлине» (1961), Дж. Уотена «Соучастие в убийстве» (1957) и «Пора юности» (1966), Д. Крика «Мартин Плейс» (1963). Расовая дискриминация — одна из важных проблем современной прозы: «Мираж» (1955) Ф. Б. Викерса, «Солнце в изгнании» (1955) и «Чёрная молния» (1964) Д. Кьюзек, «Сноубол» (1958) Г. Кейси, «Йенди» (1959) Д. Стюарта, «Сохрани его, моя страна» (1955) М. Дьюрек. Герои, страдающие от индивидуализма и одиночества, ищущие решения жизненных конфликтов в бегстве от реальной действительности — таков мир романов П. Уайта «Восс» (1957), «Мчащиеся в колеснице» (1961), «Амулет» (1966), его пьесы «Похороны с окороком» (1965), характерной для театра абсурда. Р. Стоу своими романами «Свидетель» (1957), «К смерти» (1958) и др. примыкает к П. Уайту, но в романе «Карусель в море» (1966) Р. Стоу соотносит характеры с реальной действительностью. Сражение английских войск с повстанцами во время Эврикского восстания. 1854. Переживает расцвет жанр рассказа. Авторы новелл следуют традиции Х. Лоусона: К. Причард, В. Палмер, Г. Кейси, Дж. Уотен, Дж. Моррисон, А. Маршалл, Ф. Д. Дейвисон, Ф. Харди и др. Становится профессиональной драма, отмеченная интересом к современным проблемам: пьесы А. Тёрнера, С. Локк-Эллиота, К. Данкан, Д. Кьюзек и др. Социальные проблемы ставятся в пьесах О. Грей, Р. Лоулера («Лето семнадцатой куклы», 1956), Р. Бейнона, А. Сеймура («Один день в году», 1962). Ненавистью к колониализму и расизму проникнуты пьесы М. Брэнд. В традиции Г. Ибсена написана историческая драма Х. Портера «Башня» (1963). Для современной поэзии характерно отступление от сюрреалистического видения мира, стремление вернуться к реалистическим образам, к традиционной метрике (сборники Дж. Райт, Р. Фицджералда, А. Хоупа, Р. Добсон, Дж. Маколи, Д. Стюарта, Дж. Мэнифолда, Дж. Даттона).
Лит.: Абрамов А., Литературная Австралия, «Интернациональная литература», 1938, № 11; Домбровская Е. Я., Поэзия Генри Лоусона 80—90-х годов и традиции австралийской поэзии, «Уч. зап. Московского областного педагогического института», 1957, т. 55 (Труды кафедры зарубежной литературы, в. 5); Касаткина Л. М., Роль коммунистической прессы в формировании послевоенной прогрессивной австралийской литературы, в кн.: Из истории зарубежной печати, М., 1958; Петрiкiвська А., Австралiйська проза, «Всесвiт», 1958, №6; Уотен Дж., Социалистический реализм и традиции австралийской литературы, «Иностранная литература», 1960, №7; Green Н. М., A history of Australian literature, v. 1—2, Sydney 1966; Hope A. D., Australian literature. 1950—1962, Melb., 1963; Wilkes G. A., The University and Australian literature, Sydney, 1964; Dutton G. [ed.], The literature of Australia, [Ringwood], 1964; Miller Е. М., Australian literature. A bibliography to 1938. Extended to 1950, Sydney — L. [a. o.], 1956. Л. М. Касаткина.
Австралийский Союз (Commonwealth of Australia). I. Общие сведения Государственный герб Австралийского Союза. А. С. — государство в составе Содружества (брит.). Расположено на материке Австралия, о. Тасмания, мелких прибрежных островах — Флиндерс, Кинг, Кенгуру и др. Площадь 7,7 млн. км2. Население 12 млн. человек (1968). Столица — город Канберра. А. С. владеет колонией Папуа (юго-восточная часть о. Новая Гвинея), островами Норфолк в Тихом океане, Кокосовыми (Килинг), Ашмор (риф), Картье, Рождества (Кристмас) в Индийском океане, Макуори, Херд и Макдональд у границы Антарктиды. А. С. управляет подопечной территорией ООН Новая Гвинея (северо-восточная часть о. Новая Гвинея, архипелаг Бисмарка и северная часть группы Соломоновых островов). В административном отношении А. С. делится на 6 штатов и 2 территории (см. табл. 1). О природе А. С. см. в статье Австралия. Табл. 1.—Административное деление (1969)
II. Государственный строй III. Население IV. Исторический очерк V. Политические партии, профсоюзы и другие общественные организации VI. Экономико-географический очерк VII. Вооружённые силы VIII. Медико-географическая характеристика IX. Просвещение X. Наука и научные учреждения XI Печать, радиовещание телевидение XII Литература XIII. Архитектура и изобразительное искусство XIV. Музыка XV. Театр XVI. Кино |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|