Пастораль

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ПА ПЕ ПЁ ПИ ПЛ ПН ПО ПП ПР ПС ПТ ПУ ПФ ПХ ПЧ ПШ ПЫ ПЬ ПЭ ПЮ ПЯ
ПАА
ПАБ
ПАВ
ПАГ
ПАД
ПАЕ
ПАЖ
ПАЗ
ПАИ
ПАЙ
ПАК
ПАЛ
ПАМ
ПАН
ПАО
ПАП
ПАР
ПАС
ПАТ
ПАУ
ПАФ
ПАХ
ПАЦ
ПАЧ
ПАШ
ПАЭ
ПАЯ

Пастораль (франц. pastorate, от лат. pastoralis — пастушеский), литературные, музыкальные и театральные жанры, основанные на поэтизации мирной и простой сельской жизни. В литературе и театре: 1) античная буколика, посвящена жизни пастухов (например, «Дафнис и Хлоя» Лонга); 2) вид новой европейской литературы, связанный с буколическим миросозерцанием; возник в литературе Раннего Возрождения («Амето», 1341, «Фьезоланские нимфы», 1345, Дж. Боккаччо), расцвёл в 16—17 вв. (Я. Саннадзаро, А. Полициано, Т. ТассоИталия; Х. де Монтемайор — Испания; Ф. Сидни, Э. СпенсерАнглия; О. д'ЮрфеФранция), а в России — в середине 18 в. (А. С. Сумароков, рукописные книжные песни). От античной буколики, в том числе идиллий Феокрита, Пастораль восприняла противопоставление развращённому городу нравственно чистой деревни, интерес к природе, миру чувств и быту простых людей, однако в ней усилился (особенно в 17 в.) свойственный ещё античной буколике условный элемент, подчёркнутая стилизация простоты и безыскусственности. Условность Пастораль также сказалась в застывшей традиционности масок чувствительного пастуха, жестокосердной пастушки, мудрого старца, дерзкого соперника. В 17 в. Пастораль— характерный жанр аристократического барокко; пастухи и пастушки переживают изысканные чувства и ведут галантные диспуты на фоне изящно декорированной природы; фабула запутана многочисленными приключениями героев.

  Жанровые формы Пастораль многообразны: эклога, поэма, роман; после стихотворной драмы «Сказание об Орфее» Полициано (1480) развивается драматическая Пастораль, принятая особенно в 16—17 вв. на придворных празднествах. Пасторальные образы и мотивы вошли в поэзию сентиментализма (идиллии С. Геснера, И. Г. Фосса, Ф. Мюллера, повести Ф. Флориана).

  В музыке: 1) опера, пантомима или балет, сюжет которых связан с идеализированным изображением сельской жизни. Пастораль зародилась под влиянием литературной Пастораль, пользовалась популярностью в 17—18 вв., особенно при итальянских и французских дворах. Среди авторов пасторальных опер — К. В. Глюк, В. А. Моцарт, Ж. Б. Люлли, Ж. Ф. Рамо. В опере «Пиковая дама» Пастораль И. Чайковский воссоздал Пастораль «Искренность пастушки». Изредка пасторальные оперы создавались и в 20 в.; 2) вокальное или инструментальное произведение, рисующее картины природы или сцены сельской жизни. Для инструментальной Пастораль характерно плавное спокойное движение мелодии, часто удваиваемой в терцию, выдержанные звуки в басу, воспроизводящие звучание народной волынки, размеры 6/8, 12/8. Она включалась в кончерто гроссо, создавалась и как самостоятельное произведение. Инструментальные Пастораль писали А. Вивальди, Д. Скарлатти, Ф. Куперен, И. С. Бах и др. Симфонические Пастораль представляют собой части циклического сочинения или целые циклы («Пасторальная симфония» Л. Бетховена).

 

  Тексты и лит.: Тассо Т., Аминта. Пастораль, вступ. ст. М. Эйхенгольца, М.— Л., 1937; Боккаччо Дж., Фьезоланские нимфы, предисл. А. К. Дживелегова, М.— Л., 1934; Marinelli P. V., Pastoral, L., 1971 (лит.).

  И. В. Шталь (Пастораль в литературе).

Так же Вы можете узнать о...


Приёмный радиоцентр, крупная приёмная радиостанция, комплекс сооружений и технических средств для одновременного приёма сигналов многих передающих радиостанций.
Сассари (Sassari), город в Италии, на северо-западе острова Сардиния.
Строцци Бернардо Строцци (Strozzi) [прозвище — Каппуччино (Cappuccino), а также Прете Дженовезе (Prete Genovese)] Бернардо (1581, Генуя, — 2.
Унитарная всеобщая конфедерация труда (УВКТ; Confederation generale du travail unitaire), объединение левых (революционных) профсоюзов Франции в 1922–36.
Цюрупа Александр Дмитриевич [19.9 (1.10).1870, г.
Янушкевич Николай Николаевич [1(13).5.1868 — 18.
Балетоман (отбалет и греч. mania — безумие, неистовство), любитель и постоянный посетитель балета.
Венгерский национальный банк (Magyar Nemzeti Bank), эмиссионный, кредитный и расчётный центр страны.
Годограф (от греч. hodos — путь, движение, направление и .
Единство партии, один из коренных принципов революционной марксистской партии, необходимым условием успешной деятельности которой являются организованность, сплочённость и дисциплинированность, опирающиеся на общность задачи борьбы за коммунизм.
Канонир (нем. Kanonier), в дореволюционной России рядовой солдат артиллерии.
Красноуральск, город в Свердловской области РСФСР.
Малов Сергей Ефимович [4(16).1.1880, Казань, — 6.
Натролит (от натрий и греч. lithos — камень), минерал из группы цеолитов.
Педоморфоз (от греч. páis, род.
Радиоактивные минералы, минералы, содержащие природные радиоактивные элементы (долгоживущие изотопы радиоактивных рядов 238U, 235U и 232Th) в количествах, существенно превышающих величины их среднего содержания в земной коре (кларки).
Силуэтный фильм, мультипликационный фильм, в котором действуют персонажи, выполненные в технике силуэта и вырезанные из одноцветной, как правило, чёрной, бумаги.