Спиноза Бенедикт

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
СI СА СБ СВ СГ СД СЕ СЁ СЖ СИ СК СЛ СМ СН СО СП СР СС СТ СУ СФ СХ СЦ СЧ СШ СЪ СЫ СЬ СЭ СЮ СЯ
СПА
СПЕ
СПЁ
СПИ
СПЛ
СПО
СПР
СПУ
СПЯ

Б. Спиноза. Спиноза Бенедикт.

Б. Спиноза.

Спиноза (Spinoza, d'Espinosa) Бенедикт (Барух) (24.11.1632, Амстердам, — 21.2.1677, Гаага), нидерландский философ-материалист, пантеист и атеист. Родился в семье купца, принадлежавшего к евр. общине. Возглавив после смерти отца (1654) его дело, Спиноза Бенедикт одновременно завязал научные и дружеские связи вне евр. общины Амстердама, особенно среди лиц, оппозиционно настроенных по отношению к господствовавшей в Нидерландах кальвинистской церкви. Большое влияние на Спиноза Бенедикт оказал его наставник в лат. языке Ван ден Энден — последователь Ванини, а также У. Акоста — представитель евр. вольномыслия. Руководители евр. общины Амстердама подвергли Спиноза Бенедикт «великому отлучению» — херем (1656). Спасаясь от преследований, Спиноза Бенедикт жил в деревне, вынужденный зарабатывать средства к существованию шлифовкой линз, затем — в Рейнсбурге, предместье Гааги, где и создал свои философские произведения.

  В борьбе против олигархического руководства евр. общины Спиноза Бенедикт стал решительным противником иудаизма. По своей идейно-политической позиции был сторонником республиканского правления и противником монархии.

  Философские воззрения Спиноза Бенедикт складывались первоначально под влиянием евр. средневековой философии (Маймонид, Крескас, Ибн Эзра). Её преодоление явилось результатом усвоения Спиноза Бенедикт пантеистическо-материалистических воззрений Дж. Бруно, рационалистического метода Р. Декарта, механистического и математического естествознания, а также философии Т. Гоббса, оказавшего влияние на социологическую доктрину Спиноза Бенедикт Опираясь на механико-математическую методологию, Спиноза Бенедикт стремился к созданию целостной картины природы. Продолжая традиции пантеизма, Спиноза Бенедикт сделал центр, пунктом своей онтологии тождество бога и природы, которую он понимал как единую, вечную и бесконечную субстанцию, исключающую существование какого-либо другого начала, и тем самым — как причину самой себя (causa sui). Признавая реальность бесконечно многообразных отдельных вещей, Спиноза Бенедикт понимал их как совокупность модусов — единичных проявлений единой субстанции.

  Качественная характеристика субстанции раскрывается у Спиноза Бенедикт в понятии атрибута как неотъемлемого свойства субстанции.

  Число атрибутов в принципе бесконечно, хотя конечному человеческому уму открываются только два из них — протяжение и мышление. В противоположность Декарту, дуалистически противопоставлявшему протяжение и мышление как две самостоятельные субстанции, монист Спиноза Бенедикт видел в них два атрибута одной и той же субстанции.

  При рассмотрении мира единичных вещей Спиноза Бенедикт выступал как один из наиболее радикальных представителей детерминизма и противников телеологии, что было высоко оценено Энгельсом (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 20, с. 350). Вместе с тем, выдвигая механистическое истолкование детерминизма, отождествляя причинность с необходимостью и рассматривая случайность только как субъективную категорию, Спиноза Бенедикт приходил к точке зрения механистического фатализма. Он был убеждён в том, что весь мир представляет собой математическую систему и может быть до конца познан геометрическим способом. По замыслу Спиноза Бенедикт бесконечный модус движения и покоя должен связывать мир единичных вещей, находящихся во взаимодействии друг с другом, с субстанцией, мыслимой в атрибуте протяжённости. Другим бесконечным модусом является бесконечный разум (intellectus infinitus), который должен связывать мир единичных вещей с субстанцией, мыслимой в атрибуте мышления. Спиноза Бенедикт утверждал, что в принципе одушевлены все вещи, хотя и в различной степени. Однако основное свойство бесконечного разума — «познавать всегда все ясно и отчетливо» (Избр. произв.,т. 1, М., 1957, с. 108) — относилось у Спиноза Бенедикт лишь к человеку.

  Натуралистически рассматривая человека как часть природы, Спиноза Бенедикт утверждал, что тело и душа взаимно независимы вследствие онтологической независимости двух атрибутов субстанции. Это воззрение сочетается у Спиноза Бенедикт с материалистической тенденцией в объяснении мыслительной деятельности человека: зависимость мышления человека от его телесного состояния обнаруживается, согласно Спиноза Бенедикт, на стадии чувственного познания. Последнее составляет первый род знания, называемый также мнением (opinio). Чувственное познание, по мысли Спиноза Бенедикт, часто ведёт к заблуждению; являясь неадекватным отражением объекта, оно вместе с тем заключает в себе элемент истины.

  Рационализм Спиноза Бенедикт с наибольшей силой проявлялся в противопоставлении им понимания (intellectio) как единственного источника достоверных истин чувственному познанию. Понимание выступает у Спиноза Бенедикт как второй род познания, состоящий из рассудка (ratio) и разума (intellectus).

  Достижение адекватных истин, возможное только на этой стадии, обусловливается тем, что человеческая душа как модус атрибута мышления способна постичь всё, что вытекает из субстанции. Оно возможно также в силу основоположного тезиса рационалистического панлогизма, отождествляющего принципы мышления с принципами бытия: «порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей» (там же, с. 407).

  Третий род познания составляет интуиция, являющаяся фундаментом достоверного знания. Генетически учение Спиноза Бенедикт об интуиции связано с учениями мистического пантеизма о «внутреннем свете» как источнике недискурсивного, непосредственного общения с богом и с учением Декарта об аксиомах «ясного и отчетливого ума» как фундаменте всего знания. При этом интуиция истолковывается Спиноза Бенедикт как интеллектуальная; она даёт познание вещей с точки зрения вечности — как абсолютно необходимых модусов единой субстанции.

  В антропологии Спиноза Бенедикт отвергал идею свободы воли; воля совпадает у Спиноза Бенедикт с разумом. Распространяя на человеческое поведение законы механистического детерминизма, Спиноза Бенедикт доказывал необходимый характер всех без исключения действий человека. Вместе с тем он обосновывал диалектическую идею о совместимости необходимости и свободы, выражающуюся понятием свободной необходимости. Поскольку свобода отождествляется у Спиноза Бенедикт с познанием, стремление к самопознанию становится у Спиноза Бенедикт сильнейшим из человеческих влечений. Спиноза Бенедикт выдвинул положение об интеллектуальной любви к богу (amor Dei intellectualis) и идею вечности человеческой души, связанную с пантеистическим представлением о смерти человека как возвращении в единую субстанцию.

  Философскую систему Спиноза Бенедикт завершает этика. В центре его концепции секуляризированной морали — понятие «свободного человека», руководствующегося в своей деятельности только разумом. Принципы гедонизма и утилитаризма соединяются у Спиноза Бенедикт с положениями аскетической созерцательной этики.

  Подобно другим представителям теории естественного права и общественного договора Спиноза Бенедикт выводил закономерности общества из особенностей неизменной человеческой природы и считал возможным гармоническое сочетание частных эгоистических интересов граждан с интересами всего общества.

  Пантеистическая по своему облику философия Спиноза Бенедикт заключала в себе глубоко атеистическое содержание. Преодоление Спиноза Бенедикт концепции двойственной истиныдало ему возможность заложить основы научной критики Библии. Страх, согласно Спиноза Бенедикт, является причиной религиозных суеверий. Антиклерикализм Спиноза Бенедикт связан с осознанием им политической роли церкви как ближайшего союзника монархического правления. Вместе с тем в духе идей «естественной религии» Спиноза Бенедикт утверждает, что следует различать подлинную религию, основой которой является философская мудрость, и суеверие. Библия излишня для «свободного человека», руководствующегося только разумом, но необходима для большинства людей, для «толпы», которая живёт лишь страстями и не способна к руководству разума. Атеизм Спиноза Бенедикт оказал огромное влияние на европ. вольномыслие 17—18 вв. Вместе с тем сторонники романтизма и Ф. Шлейермахер интерпретировали учение Спиноза Бенедикт в религиозно-мистическом духе; позднее, в конце 19—20 вв., в условиях кризиса религиозного сознания, ряд буржуазных философов — Э. Ренан, Л. Брюнсвик и др. пытались истолковать учение Спиноза Бенедикт в духе идей «новой» религии. Атеистические и натуралистические идеи Спиноза Бенедикт нашли своё продолжение у Д. Дидро и других франц. материалистов 18 в., оказали большое воздействие на нем. философию конца 18 — начала 19 вв., в особенности на Г. Лессинга, И. В. Гете, И. Гердера, а затем на Ф. Шеллинга и Г. Гегеляособенности панлогизм, диалектика целостного истолкования мира и диалектическая концепция свободы в её связи с необходимостью), а также на Л. Фейербаха.

 

  Соч.: Opera, Bd 1—4, Hdlb., 1925: Oeuvres. t. 1—3, P., 1964—65; в рус. пер. — Избр. произв., т. 1—2, М., 1957.

 

  Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 139—42, 144—46, 154; т. 20, с. 350; т. 29, с. 457; Ленин В. И., Философские тетради, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29; Фишер К., История новой философии, пер. с нем., т. 2, СПБ, 1906; Кечекьян Спиноза Бенедикт Ф., Этическое миросозерцание Спинозы, М., 1914; Мильнер Я. А., Б. Спиноза, М., 1940; Беленький М. Спиноза Бенедикт, Спиноза, М., 1964: Соколов В. В., Философия Спинозы и современность, М., 1964; его же, Спиноза, М., 1973: Коников И. А., Материализм Спинозы, М., 1971; Joel М., Spinoza's theologisch-politischer Traktat auf seine Quellen geprüft, Breslau, 1870; Freudenthal J., Gebhardt C., Spinoza. Leben und Lehre, Tl 1—2, Hdlb., 1927; Spinoza — Literatur... — Verzeichnis, W., 1927; Kayser R., Spinoza. Portrait of a spiritual hero, N. Y., [1946]: Serouya H., Spinoza. Sa vie, sa philosophic, P., 1947; Wolfson H. A., The philosophy of Spinoza. Unfolding the latent processes of his reasoning, v. 1—2, 2 ed., Camb. (Mass.), 1948; Saw R. L., The vindication of metaphysics. A study in the philosophy of Spinoza, L., 1951; Brunschvieg L., Spinoza et ses contemporains, P., 1951; Hampshire S., Spinoza, L., [1954]; Roth L., Spinoza, L., 1954; Hallet H. P., B. de Spinoza, L., 1957; Spinoza — dreihundert Jahre Ewigkeit. Spinoza-Festschrift. 1632—1932, hrsg. von S. Hessing, 2 Auf 1., Haag, 1962; Alain Е. А. C., Spinoza, P., 1965.

  В. В. Соколов.

Так же Вы можете узнать о...


Янгиабад, город (с 1953) областного подчинения в Ташкентской области Узбекской ССР, в 22 км от ж.
Гипогенные месторождеения Гипогенные месторождения, магматогенные месторождения, эндогенные месторождения, месторождения полезных ископаемых, связанные с геохимическими процессами глубинных частей земной коры и подкорового материала.
Коретра (Chaoborus, или Corethra), род насекомых семейства кровососущих комаров (Culicidae); по мнению некоторых систематиков, образует вместе с др.
Отруби, побочный продукт мукомольного производства.
Структурный этаж (ярус), комплексы горных пород различного состава и стратиграфического объёма, связанные между собой единством структурного плана и тектонических деформаций, а также однотипностью проявлений магматизма и степени метаморфизма горных пород.
Ямный лов, лов рыбы в углублённых местах (ямах) рек и других водоёмов.
Гиперкератоз (от гипер.... и греч. keras, родительный падеж keratos — рог, роговое вещество), чрезмерное развитие рогового слоя кожи человека.
Кордова (город в Испании) Кордова (Cordoba), город на Ю. Испании, в Андалусии, на р.
Отпуск (металлов) Отпуск металлов, вид термической обработки, заключающийся в нагреве закалённого сплава до температуры ниже нижней критической точки, выдержке и последующем охлаждении.
Стругацкие Аркадий Натанович (р. 28.8.1925, Батуми) и Борис Натанович (р.
Ям (тюрк.),
Гинцбург Александр Ильич [р. 16.2(1.3).1907, Рогачёв, ныне Гомельской обл.
Корбу, горный хребет на северо-востоке Алтая, в Алтайском крае РСФСР, к северо-востоку от Телецкого озера.
Отлучение, исключение из религиозной общины, в прошлом широко практиковавшееся как мера церковного наказания в католицизме, православии, иудаизме и некоторых др.
Строй кораблей, строго определённое расположение кораблей относительно друг друга при совместном плавании и боевом маневрировании.
Якубовская Ванда Якубовская (Jakubowska) Ванда (р. 10.10.1907, Варшава), польский кинорежиссёр.
Гименолепидоз, глистное заболевание человека, млекопитающих животных и некоторых птиц, относящееся к цестодозам.
Корабельная архитектура, архитектура корабля, прежнее название совокупности судостроительных научных дисциплин.
Отечественная война 1941-45 Отечественная война 1941—45, см. Великая Отечественная война Советского Союза 1941—45.