Архитектурное образование

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
АА АБ АВ АГ АД АЖ АЗ АИ АЙ АК АЛ АМ АН АО АП АР АС АТ АУ АФ АХ АЦ АЧ АШ АЩ АЭ АЮ АЯ
АРА
АРБ
АРВ
АРГ
АРД
АРЕ
АРЁ
АРЖ
АРЗ
АРИ
АРК
АРЛ
АРМ
АРН
АРО
АРП
АРР
АРС
АРТ
АРУ
АРФ
АРХ
АРЦ
АРЧ
АРШ
АРЫ
АРЬ

Архитектурное образование, система подготовки архитекторов высшей квалификации и техников-архитекторов. (О подготовке инженеров и техников строителей см. в ст. Строительное образование и Инженерно-строительные институты.)

  Профессия архитектора — одна из древнейших. В странах Др. Востока она была одной из самых почётных и доступна только знати. Образование в Др. Египте архитектор получал в школах писцов, а мастерству учился обычно в семье: навыки и приёмы передавались из поколения в поколение. В Др. Греции (5—2 вв. до н. э.) подготовка архитекторов осуществлялась в небольших частных школах под руководством опытных мастеров. О содержании Архитектурное образование в последние века до н. э. можно судить по классическому труду римского архитектора Витрувия «Десять книг об архитектуре» (2-я половина 1 в. до н. э.). Архитектурное образование включало не только знания в области стройматериалов, строительного дела, конструкций зданий, но и сведения из геометрии, астрономии, истории, философии и др. С развитием строительства в Римской империи для подготовки архитекторов стали создаваться специальные архитектурные школы. Опыт Архитектурное образование в Римской империи был воспринят Византией и другими странами Бл. Востока, где решались уже новые задачи при сооружении нового типа культовых построек. В средние века подготовка архитекторов стала концентрироваться в монастырях, а в городах Зап. Европы архитекторы получали подготовку в цеховых мастерских, где сохранялась преемственность профессий. В эпоху Возрождения в Италии и соседних с ней странах Европы цеховая система Архитектурное образование получила новое качественное развитие. Крупнейший итальянский теоретик искусства Альберти в «Десяти книгах о зодчестве» характеризует архитектора как универсального мастера и учёного, объединяющего в себе художника и инженера. В цеховых мастерских будущего зодчего отдавали для обучения к определённому мастеру, под руководством которого он изучал архитектурное искусство, классические памятники, т. н. ордера, стройматериалы, овладевал способами их обработки, знаниями в области математики и других наук. Многие выдающиеся архитекторы Возрождения — Брунеллески, Браманте, Микеланджело и др. после ученичества у мастера совершенствовали своё Архитектурное образование, участвуя в раскопках и изучая древние памятники.

  В 17—18 вв. в Италии, Франции и затем в ряде других государств Европы были открыты академии изящных искусств, в которых наряду с художниками и скульпторами готовились архитекторы (в 1671 во Франции основана специальная Королевская академия архитектуры). В академических мастерских будущие зодчие проходили практическое обучение каждый у своего мастера архитектуры. В академиях были разработаны и изданы универсальные курсы архитектуры, имевшие для своего времени научное значение.

  В середине 19 в. во Франции, Германии, России и некоторых других странах появились. высшие технические школы, в том числе инженерно-строительные, в которых стали готовить, в частности, и инженеров архитектурного профиля. Это привело к разделению профессии архитектора на две — архитектора-художника — для сооружения монументальных зданий и инженера-архитектора, или гражданского инженера, — для постройки утилитарных зданий. Разделение архитектурной школы на художественную и техническую в ряде западных стран (например, в Австрии, Франции, ФРГ, Швейцарии) остаётся и сейчас. Архитекторы, кончающие художественные школы, обязаны сдавать государственные технические экзамены для получения прав строителя, что удлиняет срок Архитектурное образование иногда до 8—10 лет.

  Истоки Архитектурное образование в России восходят к периоду образования древнерусского государства (10 в.). В древности артели строителей воспитывали мастеров архитектуры на практике. В 16—17 вв. в Москве было организовано обучение мастеров каменных дел под контролем государства в Приказе каменных дел. Петр I посылал молодых зодчих учиться в Голландию и в другие страны Зап. Европы и проектировал основание Академии художеств. В 1749 в Москве несколько частных профессиональных школ, «архитектурных команд» слились в команду выдающегося архитектора Д. В. Ухтомского. В 1757 в Петербурге была основана «Академия трёх знатнейших художеств», преобразованная в 1764 в Академию художеств (см. Академии художественные) во главе с А. Ф. Кокориновым, из стен Академии вышли выдающиеся русские зодчие. Ученик Ухтомского М. Ф. Казаков основал в конце 18 в. архитектурное училище при Экспедиции кремлёвского строения в Москве. С 1866 — Училище живописи и ваяния (основано в Москве в 1846) начало подготовку архитектором и получило название Училища живописи, ваяния и зодчества (существовало до 1918). В середине 19 в. в Петербурге был открыт Институт гражданских инженеров для подготовки специалистов-строителей, в том числе архитекторов (в их подготовке преобладали технические науки).

  После Великой Октябрьской социалистической революции в основу системы Архитектурное образование был положен принцип объединения художественного и технического обучения будущего архитектора. Постановлением СНК РСФСР, подписанным В. И. Лениным (19 ноября 1920), были созданы в Москве на базе бывшего Училища живописи, ваяния и зодчества Высшие художественно-технические мастерские (Вхутемас), в том числе и архитектурные. В 1926—27 Вхутемас реорганизован в Высший художественно-технический институт (Вхутеин), где на архитектурном факультете была введена специализация по различным видам сооружений, по планировке городов и по декоративно-пространственной архитектуре. В 1930 на основе архитектурного факультета Вхутеина и такого же факультета, организованного в 1916 при Московском высшем техническом училище, был создан Высший архитектурно-строительный институт, с 1933 — Московский архитектурный институт, который стал центром Архитектурное образование в стране.

  За годы Советской власти создана сеть архитектурных факультетов и отделений при вузах разного профиля — инженерно-строительных, художественных, политехнических. В СССР в 1968 имелось около 40 таких факультетов и отделений, в том числе в Ленинграде, Свердловске, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Киеве, Львове, Харькове, Минске, Таллине, Риге, Каунасе, Вильнюсе, Тбилиси, Ереване, Баку, Ташкенте, Самарканде, Алма-Ате и др.

  Система советского Архитектурное образование строится с учётом новых требований, предъявляемых к архитектору современным уровнем развития архитектуры как науки и искусства и практикой современного строительства. Подготовку архитекторов в СССР осуществляют по специализациям: гражданское строительство, промышленное строительство, градостроительство (планировка населенных мест), озеленение, интерьер и внутреннее оборудование зданий, с.-х. строительство. Из общего срока обучения (5 лет 6 мес.) первые 2 года уделяются общей подготовке: по математике, физике, строительной механике, строительному производству, стройматериалам, по истории архитектуры и искусства, по рисунку, скульптуре и живописи; на старших курсах проводится специализация. Ведущий предмет — курс архитектурного проектирования — творческая комплексная дисциплина, позволяющая будущему архитектору приобрести профессиональный опыт при переходе от проектирования простых зданий к сложным. В связи с тем, что в современном строительстве всё большее применение получают новые стройматериалы, широко внедряются механизация и домостроение из готовых конструктивных элементов, значительно усилилась техническая подготовка будущих архитекторов, возросла потребность и в техниках-архитекторах.

  Их готовят архитектурно-строительные и строительные техникумы в Москве, Минске, Ленинграде, Вильнюсе и Кишиневе (по дневной и вечерней формам обучения; срок обучения на дневных отделениях 4 года, на вечерних — 5 лет). Будущие техники-архитекторы изучают, помимо общеобразовательных предметов, технологию строительного производства, архитектурные конструкции, основы планировки городов, экономику, организацию и планирование строительно-монтажных работ и др.

  В 50—60-х гг. в связи с реконструкцией и строительством городов, ростом городского населения и общим повышением требований к жилищным условиям Архитектурное образование получило широкое развитие в большинстве стран. Св. 10 крупных архитектурных школ в виде факультетов университетов имеется во Франции (Париж, Лион, Марсель и др.) и в Италии (Рим, Милан, Венеция, Флоренция, Неаполь и др.), более 20 — в Англии (Лондон, Эдинбург, Бирмингем, Портсмут, Манчестер и др.), около 70 — в США (многие из них не государственные, а частные). Архитектурные школы есть в Швейцарии, ФРГ, Швеции, Мексике, Чили, Бразилии, Аргентине. Общепризнанным центром Архитектурное образование в Зап. Европе является Париж.

  Особенно интенсивно развивается Архитектурное образование в социалистических странах, где постоянно растет потребность народного хозяйства в зодчих. Несколько крупных архитектурных школ существует в Польше, ГДР, Чехословакии (Варшава, Краков, Дрезден, Веймар, Прага, Брно и др.), Болгарии и Румынии (в столицах). (Созданы архитектурные школы в КНДР, ДРВ, КНР, Кубе, в развивающихся странах — Индии, Бирме, Алжире, ОАР, Гвинее, Гане и др.

  И. С. Николаев.

Так же Вы можете узнать о...


Спектральная аппаратура рентгеновская, аппаратура, в которой рентгеновские лучи возбуждаются в исследуемом веществе, разлагаются в спектр и регистрируются.
Гусевской хрустальный завод Гусевской Хрустальный Завод, крупное предприятие сортовой стеклянной посуды и уникальных высокохудожественных изделий.
Профессор (от лат. professor — преподаватель, учитель), учёное звание, должность преподавателя высшего учебного заведения или сотрудника научного учреждения.
Бурошнековая машина, машина для выемки маломощных пластов полезного ископаемого (угля, каменной соли и др.
Новоподрезково, посёлок городского типа в Химкинском районе Московской области РСФСР.
Агрономическое обслуживание, система мероприятий, проводимая земельными органами и специалистами сельского хозяйства по повышению культуры земледелия.
Литосидерит (от лито... и греч. sideros — железо), устаревшее название особого класса каменно-железных метеоритов.
Хальк-эль-Уэд (бывший Ла-Гулет), город на С.
Карнунт (лат. Carnuntum), древний кельтский населённый пункт на правом берегу Дуная, близ Хайнбурга в Австрии.
Стража, орган охраны в дореволюционной России.
Дератизация (франц. deratisation, от лат. de — приставка, означающая устранение, и франц.
Райские птицы (Paradisaeidae), семейство птиц отряда воробьиных.
Веймарская конституция 1919, конституция Германии, разработанная Веймарским учредительным собранием 1919, была принята 31 июля 1919, вступила в силу 11 августа 1919.
Озёрный (пос. гор. типа в Смоленской обл.) Озёрный, посёлок городского типа в Духовщинском районе Смоленской области.
Альберт-Эдуард, прежнее название озера в Восточной Африке; см.
Магнитогорск, город в Челябинской области РСФСР.
Христианско-социальный союз в ФРГ (ХСС; Christlich-Soziale Union, CSU), буржуазная политическая партия в Баварии.