Атеистическое воспитание

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
АА АБ АВ АГ АД АЖ АЗ АИ АЙ АК АЛ АМ АН АО АП АР АС АТ АУ АФ АХ АЦ АЧ АШ АЩ АЭ АЮ АЯ
АТА
АТБ
АТВ
АТЕ
АТИ
АТК
АТЛ
АТМ
АТО
АТР
АТТ
АТУ
АТХ
АТЯ

Атеистическое воспитание, систематическое формирование научно-материалистического мировоззрения в условиях, когда религия существует как одна из форм общественного сознания. Атеистическое воспитание — составная часть коммунистического воспитания. Исходя из решающей роли объективных факторов (изменение общественного бытия людей, становление и развитие социалистических общественных отношений) в преодолении религиозности, марксизм-ленинизм в то же время придаёт большое значение субъективным факторам воспитания, в том числе атеистической пропаганде. В СССР и других социалистических странах гарантированная конституциями свобода совести предполагает свободу вероисповедания и свободу атеистической пропаганды. Основное содержание атеистической пропаганды составляет распространение научных знаний о природе, обществе, человеке и религии, раскрытие происхождения и сущности религии, её социальных корней, её противоположности науке, несовместимости с коммунистической идеологией. Победа социализма подрывает социальные корни религии и тем самым создаёт условия для сознательного, последовательного процесса освобождения населения от религиозных пережитков. Задачи Атеистическое воспитание на современном этапе развития СССР сформулированы в Программе КПСС, принятой 22-м съездом партии (1961): «Партия использует средства идейного воздействия для воспитания людей в духе научно-материалистического миропонимания, для преодоления религиозных предрассудков, не допуская оскорбления чувств верующих. Необходимо систематически вести широкую научно-атеистическую пропаганду, терпеливо разъяснять несостоятельность религиозных верований...» (1961, с. 121—22).

  Атеистическое воспитание детей начинается с дошкольного возраста в семьях, где взрослые — атеисты, а также в детских садах. Атеистическое воспитание школьников осуществляется как в ходе обучения основам наук, когда закладывается фундамент последовательного материалистического мировоззрения, так и в процессе внешкольной работы. В школе необходимо научно достоверно разъяснять учащимся антинаучную и реакционную сущность религии в формах, доступных детям соответствующих возрастов. Важные предпосылки успеха Атеистическое воспитание — связь учебной и воспитательной работы с жизнью, умелое удовлетворение духовных запросов учащихся, правильная организация их досуга. Л. в. продолжается в процессе обучения в средних специальных учебных заведениях и вузах, на занятиях в кружках политического просвещения и т.д.

  Идеологические средства, формы и методы Атеистическое воспитание призваны воздействовать на разум, чувства, настроения человека. Распространение атеистических знаний и материалистического мировоззрения среди населения осуществляется путём лекционной и печатной пропаганды, использования средств идейно-эмоционального воздействия художественной литературы и всех видов искусства (особенно средств радио, кино, телевидения), внедрения гражданской обрядности (например, при регистрации брака), вытесняющей религию из быта.

  Научная организация Атеистическое воспитание строится на основе всестороннего анализа религиозности в конкретных условиях, тенденций развития общественного сознанияособенности обществ, психологии), специфических условий труда, повседневной жизни и быта различных категорий населения с учётом уровня образования, возраста, пола, отношения к труду, социальной действительности в целом. Важной проблемой Атеистическое воспитание является соблюдение правильного соотношения критического и позитивного аспектов в работе с различными категориями населения (дети, молодёжь, воспитанная в религиозных семьях; верующие, слепо следующие традициям, люди, обратившиеся к религии под влиянием глубоких личных эмоционально-нравственных потрясений, и др.).

  В системе Атеистическое воспитание особое место занимает индивидуальная работа с верующими, позволяющая воздействовать на человека, учитывая в максимальной степени обстоятельства его личной жизни, повседневного практического поведения, в котором часто причудливо и противоречиво сочетаются исходные религиозные установки и реалистическое отношение к окружающей действительности. Внимание к внутреннему миру верующих, учёт их индивидуальных эмоционально-психологических особенностей, своеобразия мотивации религиозности представителями различных направлений — необходимые условия успеха индивидуальной работы с верующими. Атеистическое воспитание должно помочь верующему осознать внутреннюю противоречивость, непоследовательность его мировоззрения, облегчить восприятие и усвоение диалектико-материалистического взгляда на действительность. Главный метод воздействия в Атеистическое воспитание — убеждение, основанное на пропаганде научных знаний.

  Социально-нравственные проблемы — смысл и ценность жизни, призвание и счастье человека — в современных условиях занимают значительное место в религиозной проповеди. В связи с этим одним из важнейших элементов Атеистическое воспитание становится научная популяризация позитивного решения этих проблем марксистско-ленинской философией.

  В условиях капиталистического общества Атеистическое воспитание населения встречает ожесточённое сопротивление церковных организаций, а в некоторых странах (например, в Испании, Португалии) в открытое противодействие государственного аппарата. См. также Атеизм.

 

  Лит.: Ленин В. И., О значении воинствующего материализма, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 45; Крупская Н. К., Вопросы атеистического воспитания. Сб. ст., 2 изд., М., 1964; О религии и церкви. Сборник документов, М., 1965; Вопросы научного атеизма, в. 4, Победа научно-атеистического мировоззрения в СССР за 50 лет, М., 1967; Индивидуальная работа с верующими, М., 1967; Конкретно-социологическое изучение состояния религиозности и опыта атеистического воспитания, М., 1969; Евдокимов В. И., Научная организация атеистического воспитания, М., 1968; Летошко Л. М., Обзор научно-атеистической литературы, Л., 1966—69; Виноградов А. И., Методом убеждения, М., 1965; Настольная книга атеиста, М., 1968.

  В. С. Глаголев, В. И. Евдокимов.

Так же Вы можете узнать о...


Некапиталистический путь развития, специфический революционный процесс создания материально-производственных, социально-экономических и политических условий для перехода к социалистическому развитию в условиях глубокой экономической и социальной отсталости, свойственной многим бывшим колониальным и полуколониальным странам, позволяющий либо миновать, либо существенно сократить и даже прервать капиталистическую стадию развития.
Чети, четверти, четвертные приказы, центральные государственные учреждения России 2-й половины 16 — 17 вв.
Ичков мир, соглашение между руководителями Первого сербского восстания 1804—13 и тур.
Румянцев Валентин Витальевич (р. 19.7.1921, село Н.
Болхов, город, центр ского района Орловской области РСФСР.
Матарам, индонезийские государства на острове Ява в 8—11 и в 16—18 веках.
Флёрдоранж (франц. fleur d'orange – цветок апельсина), 1) белые цветки померанцевого дерева, в ряде стран – принадлежность свадебного убора невесты.
Заимовский Александр Семенович [р. 26.9.(9.10).
Радиодальномер, устройство для измерения расстояний по скорости и времени прохождения радиоволн вдоль измеряемой линии и обратно после их отражения от конечной точки этой линии.
Белоусова и Протопопов Белоусова и Протопов заслуженные мастера спорта СССР (1964; парное фигурное катание на коньках).
Манама, столица и главный экономический центр Бахрейна.
Фенилдихлорарсин, C6H5AsCl2, бесцветная жидкость; tпл – 20 °С, tkип 257 °С (с разложением), плотность 1,625 г/см3 (20 °С), летучесть (максимальная концентрация) 0,274 мг/л (20 °С); раздражает верхние дыхательные пути, вызывая неудержимое чихание и кашель; обладает кожно-нарывным и резорбтивным действием (см.
Жаксы, посёлок городского типа, центр нского района Тургайской области Казахской ССР.
Психологические конгрессы международные. Идея организации П.
Барс, леопард [Felis (Pardus) pardus], хищное млекопитающее семейства кошачьих.