Афганистан XII. ЛитератураБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
XII. Литература Литература Афганистан развивается на двух языках — пушту и дари (фарси-кабули). Велико воздействие на литературу фольклорных традиций. Для многих народностей страт ны (белуджи, нуристанцы и др.) фольклор остаётся главным источником удовлетворения эстетических потребностей. В народной среде популярны различные варианты притч — хикаятов, волшебных сказок, преданий и легенд о подвигах эпических героев. Особенно богато представлены поэтические жанры. Стихи и песни афганцев (сандыри), туркмен (айдым), таджиков (таране) неизменно сопутствуют им в повседневной жизни. Творчество поэтов-классиков 10—15 вв. (Рудаки, Фирдоуси, Саади и др.) на персидском (фарси) языке явилось общим достоянием современной литератур Ирана, Таджикистана, Афганистан (см. Иран, раздел Литература). Сведения о литературе на пушту до 15 в. отрывочны и противоречивы. Сохранились только два источника — «Жития святых» и «Неизвестное сокровище». Наиболее достоверным памятником письменной литературы на пушту является созданная в начале 15 в. история завоевательных походов афганцев «Кадастровая книга шейха Мали». Популярностью в народе пользовалось движение секты рошани, проповедовавшее «равенство всех людей перед богом» (2-я половина 16 — 1-я половина 17 вв.). Основатель движения Баязид Ансари и его последователи внесли своё философское учение в литературу. Значительный след оставила светская феодальная поэзия 17—18 вв.: патриотические стихи Хушхальхана Хаттака, проникновенная лирика Абдуррахмана, изысканные произведения Абдулхамида, вдохновенные строки о «вечно юной и прекрасной» Родине, созданные Ахмадшахом Дуррани. После образования Дурранийской державы (1747) в Афганистан складывается местная литературная традиция на фарси-кабули и усиливается феодальная аристократия, тенденция в письменной литературе. Героическая борьба афганцев с английскими колонизаторами возродила патриотическую поэзию: народную (стихи ашугов и думы Нур Сахиба, Нуруддина и др.) и придворную (поэма Хамида Кашмири «Книга об Акбаре», 1844). Основы современной литературы заложили в начале 20 в. просветитель Махмуд Тарзи, Гулям Мухиддин Афган, Балих Мухаммед и др. Но лишь после завоевания Афганистан независимости (1919) литература обрела общественное звучание. Идеи патриотизма, служения народу стали лейтмотивом творчества большинства писателей. Широкой популярностью пользуется цикл стихотворений в прозе Абдуррауфа Бенава, проникнутый симпатией к народу. Гуль-Пача Ульфат — автор глубоких по содержанию стихов и философских эссе в прозе. В повестях и рассказах Нур Мухаммеда Тараки отображена жизнь крестьян. Создателями жанра путевого очерка явились Киамуддин Хадим и Садикулла Риштин. Лирико-песенный жанр в традиции фольклора представляет Зия Юаризада. Мотивы народных преданий лежат в основе рассказов Абдуррахмана Пажвака; его герой вступает в конфликт с консервативными устоями общества. В связи с развитием капиталистических отношений в экономике страны расширяется круг литературных тем, существенно изменился жанровый диапазон и творческий метод даже тех писателей, которые долго придерживались традиционализма (Абдулхак Бетаб, Халилулла Халили и др.).
Лит.: Асланов М. Г., Афганский фольклор и его изучение в СССР, «Тр. Московского Института востоковедения», 1947, т. 5; Лебедев К. Афганистан, Афганская народная поэзия, в сборнике: Вопросы языка и литературы стран Востока, М., 1958; Герасимова Афганистан, Гире Г., Литература Афганистана, М., 1963; Риштин Садикулла, Ды пашто ды адаб тарих, Кабул, 1333 с. г. х. (1954); Бехроз Мохаммед Хосейн, Адабияти Афганистан, в кн.: Ариана даират уль-маариф [Афганская энциклопедия], ч. 12-14, Кабул, 1334-1335 с. г. х. (1955-56). Г. Ф. Гире. Афганистан.I. Общие сведения III. Природа IV. Население V. Исторический очерк Внешняя торговля. VII. Вооружённые силы VIII. Медико-географическая характеристика Медико-санитарное состояние и здравоохранение. IX. Просвещение XI. Печать, радиовещание XII. Литература XIII. Архитектура и изобразительное искусство XIV. Музыка XV. Драматический театр |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|