Афганистан XIII. Архитектура и изобразительное искусствоБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
XIII. Архитектура и изобразительное искусство Памятники архитектуры и изобразительного искусства на территории Афганистан восходят к 4 тыс. до н. э. (остатки поселения Мундигак, наскальные изображения). искусство периода Греко-Бактрийского царства складывалось под воздействием эллинистического искусства (города Бактра, Баграм). Сохранились руины многочисленных буддийских монастырей (из глины, сырца, иногда камня), прямоугольные в плане, с внутренним двором и ступами — массивными сооружениями с полусферическим верхом (близ Бактры, в Хадде и др.). В долине Бамиана в 1—8 вв. сложился грандиозный пещерный монастырь с колоссальными статуями Будды в скальных нишах. В сооружениях этого времени широко применялись скульптура и живопись (скульптура Хадды, 1—5 вв., скульптура и росписи буддийского монастыря в Фундукистане, 6—7 вв.). Сохранились святилища местных культов (храм на холме Сурхкоталь, 2 — начале 3 вв., и др.). Средневековое искусство Афганистан связано с художественными традициями Ср. Азии, Ирана, отчасти Индии. Растут укрепленные города; строятся дворцы, мечети, усыпальницы из обожжённого кирпича, со сводчатыми и купольными покрытиями, декорированные узорной кладкой из кирпича, резной терракотой и стуком (в 15 в. — глазурями). Среди выдающихся памятников — дворец Лашкаргах в Бусте (11 в.), звездчатые в плане мемориальные башни в Газни (12 в.); минарет близ сел. Джам (между 1153—1202), Соборная мечеть с галереями вокруг двора в Герате (начало 13—14 вв.), облицованные глазурованными плитками мавзолей Гаухаршад под узорным рубчатым куполом и минареты — в ансамбле Мусалла (1417—38) в Герате, мавзолей-мечеть Ходжа Абу Наср Парса в Балхе (15 в.)и др. Изобразительное искусство представлено главным образом миниатюрой гератской школы, известной с начала 15 в. (например, «Шахнаме», 1430, Голестанский дворец в Тегеране) и достигшей расцвета во 2-й половине 15 в. в творчестве выдающегося миниатюриста Кемаледдина Бехзада, его ученика Касима Али и других художников, работавших в придворных мастерских. На протяжении веков в Афганистан высоко развито декоративно-прикладное искусство — художественная обработка металла, керамика, ковроделие. В современном Афганистан ведётся интенсивное строительство жилых и общественных зданий, гидротехнических сооружений. Работают афганские архитекторы (Исматулла Серадж, Абдулла Брешна) и архитекторы других стран (в т. ч. советские). Благоустраивается столица Кабул (генеральный план разработан в 1965 архитектором Сераджем при участии советских специалистов). К наиболее значительными сооружениям в Кабуле относятся университет, гостиница, аэропорт. При содействии Советского Союза создан домостроительный комбинат и ведётся крупнопанельное жилищное строительство. Наряду с современными лаконичными формами и новыми материалами (бетон, стекло) используются и традиционные (колонна Абидайи Майванд в Кабуле, отделанная голубыми изразцами и чёрным мрамором; 1950-е гг., архитектор Серадж). Голова варвара. Фрагмент скульптуры из Хадды. Первые века нашей эры. В. Л. Воронина. Крупнейшие художники современного Афганистан: живописцы Абдулгафур Брешна — жанрист и пейзажист, Абдулазиз Тарзи — пейзажист-декоративист, Гаусуддин — жанрист и портретист, Хумаюн Иттимади — автор стилизованных исторических картин; скульпторы Мухаммед Хайдар, Мухаммед Реза Кандагари и др. Существует Школа изобразительного и прикладного искусства в Кабуле. Афганистан Брешна. «Невеста из Бамиана». Б. В. Веймарн.
Лит.: Арунова М. Р., О некоторых общих результатах археологических раскопок в Лашкаргахе, «Краткие сообщения Института востоковедения АН СССР», [в.] 33, М., 1959; Пугаченкова Г. Афганистан, Искусство Афганистана, М., 1963; Веймарн Б. В., Афганистан и его художники, «Искусство», 1965, №3; Memoires de la Delegation archeologique franpaise en Afghanistan, v. 1—16, P., 1928—59; A survey of Persian art..., v. 2, L.—N. Y., 1939, p. 981—1045, 1119—43; Stchoukine J., Les peintures des manuscrits Timurides. P., 1954; Iran. Persian miniatures, N. Y., 1956 (UNESCO, № 7); Mustafa М., Persian miniatures of Behzad and his school..., L., 1960; Afghanistan und seine Kunst, Praha, 1968. Афганистан.I. Общие сведения III. Природа IV. Население V. Исторический очерк Внешняя торговля. VII. Вооружённые силы VIII. Медико-географическая характеристика Медико-санитарное состояние и здравоохранение. IX. Просвещение XI. Печать, радиовещание XII. Литература XIII. Архитектура и изобразительное искусство XIV. Музыка XV. Драматический театр |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|