Афганистан IX. Просвещение

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
АА АБ АВ АГ АД АЖ АЗ АИ АЙ АК АЛ АМ АН АО АП АР АС АТ АУ АФ АХ АЦ АЧ АШ АЩ АЭ АЮ АЯ
АФА
АФГ
АФЕ
АФЁ
АФИ
АФО
АФР
АФТ
АФФ
АФШ
АФЬ

IX. Просвещение

До конца 19 в. в Афганистан существовали только мусульманские школы, обучение в которых сводилось в основном к заучиванию наизусть отрывков из Корана на арабском языке. Первая светская школа — лицей Хабибия — была открыта в 1903. Современная система просвещения начала складываться после провозглашения независимости Афганистан (1919). Народное образование находится в ведении Министерства просвещения, созданного в 1921. Обязательное начальное обучение детей с 7—8 до 13—14 лет, установленное ещё конституцией 1931, практически слабо осуществляется. Преподавание ведётся на одном из государственных языков — пушту или дари; второй государственный язык является обязательным учебным предметом с 4-го класса начальной школы. Обучение в школе бесплатное и раздельное на всех ступенях. Большое место в учебных программах всех учебных заведений отводится изучению мусульманской религии. Имеется значительное количество мусульманских школ.

  Начальная школа 6-летняя в городе и 3-летняя в сел. местности. На базе 6-летней нач. школы работают 3-летние промежуточные школы, которые готовят к поступлению в ср. школу, проф. уч. заведения и к практич. деятельности. Средняя школа имеет 3-летний срок обучения; окончившим её присваивается степень бакалавра, что даёт право поступления в вузы. В 1967/68 уч. г. в нач. школах обучалось св. 447 тыс. уч-ся, в промежуточных и средних школах — 54,3 тыс. уч-ся.

  Проф.-технич. подготовка осуществляется в ремесл. училищах на базе 6-летней нач. школы (4 года). Ср. спец. образование дают 3—4-летние училища и школы (технич., коммерческие, с.-х., художеств. и др.), в которые принимают окончивших промежуточную школу. Учителей нач. школ готовят 3-летние пед. училища на базе промежуточной школы. Учителей промежуточных школ готовит высший пед. колледж (2 года обучения после ср. школы), учителей ср. школ—Кабульский университет. В 1967/68 уч. г. в проф. уч. заведениях обучалось 7,3 тыс. чел., в педагогических учебных заведениях — св. 6 тыс. чел. Крупнейшее высшее учебное заведение Афганистан — Кабульский университет (открыт в 1946 на базе ранее созданных факультетов; первый из них — медицинский факультет, основан в 1932); имеет факультеты: медицинский, юридический и политических наук, естественных наук, литературный, экономический, инженерный, с.-х., педагогический, мусульманского права. В 1963 в Джелалабаде открылся первый факультет будущего университета — медицинский. В 1968/69 уч. г. в этих вузах обучалось св. 3,6 тыс. студентов. В 1967 начались занятия в Политехническом институте в Кабуле, построенном с помощью СССР. Институт готовит инженеров по геологии, разведке и разработке месторождений полезных ископаемых, технологии переработки нефти и газа, промышленному и гражданскому строительству, автомобильным дорогам и др. Институт рассчитан на 1200 студентов; в 1967/68 уч. г. в нём занималось свыше 200 студентов.

Блюдо с люстровой росписью. 11—12 вв. Кабульский музей. Афганистан.

Блюдо с люстровой росписью. 11—12 вв. Кабульский музей.

  Крупнейшая библиотека Афганистан — Публичная библиотека в Кабуле (основана в 1920; 60 тыс. тт.). Из музеев наиболее значителен историко-этнографический Кабульский музей (основан в 1922), среди экспонатов которого множество произведений искусства, начиная с археологических находок и кончая произведениями современных афганских художников, старинные рукописи, миниатюры и многие др.

Миниатюра «Ширин с портретом Хосрова» из рукописи «Хамсе». 1431. Эрмитаж. Ленинград. Афганистан.

Миниатюра «Ширин с портретом Хосрова» из рукописи «Хамсе». 1431. Эрмитаж. Ленинград.

  З. К. Навокина.

X. Наука и научные учреждения Формирование первых научных учреждений в Афганистан началось перед 2-й мировой войной 1939—45. Национальные кадры специалистов в области естественных и технических наук готовятся в основном на факультетах Кабульского университета: медицинском (основан в 1932); естественном (основан в 1941), имеющем физико-математическое, химико-биологическое, горногеологическое и метеорологическое отделения и лаборатории спектрального анализа, оптики, радиоэлектроники; инженерном (основан в 1956), располагающем научно-исследовательскими лабораториями гражданского строительства, электротехники, механики, физики и химии; сельскохозяйственном (основан в 1956) с лабораториями микробиологии растений, энтомологии и зоологии, агрономии, почв и ирригации, общей химии, ветеринарии, агротехники и физиологии. Большую помощь Афганистан в подготовке научно-технических кадров оказывает СССР. При его содействии был, в частности, построен Политехнический институт (с 15 научно-исследовательскими лабораториями) в Кабуле. Официальное открытие этого научно-технического центра состоялось в 1969. Среди первых афганских учёных — Мухаммед Анас, Абдулазим Зияй, Абдулгафар Какар, Мухаммед Факар, Мухаммед Сиддик.

  В 1960 в Кабуле создан научно-химический центр, на основе которого предполагается создать Академию естественных наук.

  Расширяется научно-исследовательская работа в области гидрологии, сельского хозяйства, геологии, медицины и др. При Министерстве горных дел и промышленности создан отдел геологической разведки, начали проводиться геологические исследования (с помощью советских специалистов на С. страны и специалистов из ФРГ на Ю.). Афганские геологи Султан Мухаммед Пополь, Гулям Али Хан, Абдулла Насери опубликовали ряд работ по геологии; Мухаммед Заман и Мухаммед Акрам — по географии.

  Ряд научных лабораторий организован специализированными учреждениями ООН (в частности, ЮНЕСКО), имеющими свои представительства в Афганистан

  Значительные работы по исследованию природных богатств Афганистан были выполнены иностранными экспедициями и учёными. Так, фундаментальный труд «Земледельческий Афганистан» был подготовлен ещё в 1920-х гг. советскими учёными Н. И. Вавиловым и Д. Д. Букиничем; работы по гидрологии и метеорологии были проведены в 1940-х гг. польским учёным Афганистан Стензом.

  Результаты научно-исследовательских работ в области естественных и технических наук публикуются в журналах Кабульского университета: «Сайенс» («Наука», с 1963), «Джография» («География», с 1962), «Паштани тебби маджаля» («Афганский медицинский журнал», с 1955), «Ильм ау фан» («Наука и техника», с 1962). Управление гражданской авиации издаёт с 1957 журнал «Хава» («Воздух»).

  Н. Афганистан Дворянков.

До образования Дурранийской державы (1747) афг. историография была представлена главным образом сочинениями по истории отд. афг. племён или групп племён. Со 2-й пол. 18 в. начинают преобладать хроники событий, связанных с историей всего афганского народа. Отход от традиций средневековой хроник намечается в начале 20 в.

  Современная историческая наука начинает создаваться в Афганистан после достижения им независимости (1919). Значительное внимание афганские историки уделяют истории Афганистан в средние века и новое время (Ахмад Али Кохзад, Абдулхай Хабиби, Мухаммед Осман Сидки, Али Ахмад Найми, Маель Харави, Халилулла Халили, Фикри Сельджуки и др.). В числе основных тем — освободительная борьба афганцев в 18 в. и возникновение Дурранийской державы (работы Абдур-рауфа Бенава, Мир Гуляма Мухаммеда Губара, Азизуддина Попользая), история Афганистан в 19 в. (исследования Сайда Касима Риштии, Садикуллы Риштина, Мухаммеда Касима Аханга и др.). Обращаясь к событиям 19 в., связанным с сопротивлением Афганистан агрессивной политике Англии, многие афганские историки выступают с позиций обличения колониализма. В 50—60-е гг. расширилось изучение новейшей истории Афганистан (мемуары маршала Шах Вали, работы Мухаммеда Али, Равана Фархади, Амануллы Хасрата и др.). Методология большинства исследований определяется господствующими национально-буржузными идеологическими концепциями.

  Центры исторических исследований в современном Афганистан — Историческое общество (основано в 1942), издаёт журналы «Ариана» (с 1943) и «Afghanistan» (с 1940, на англ. и франц. яз.); историко-филологическая Академия «Пашто толына» (основана в 1937); Кабульский университет (основан в 1946).

Скульптура из Фундукистана.7 в. Кабульский музей. Афганистан.

Скульптура из Фундукистана.7 в. Кабульский музей.

  Р. Т. Ахрамович.

Первые работы в области экономической науки, главным образом обзорного характера, были посвящены преимущественно общим проблемам экономической науки: истории экономических теорий (Сайд Шариф Шараф), международной торговли (Энаятулла Анвар),методам экономической статистики (Агаби) и др. Появляются и исследования по проблемам экономики Афганистан Так, в 1954 в Цюрихе была издана диссертация Абдул Хади Камаля об аграрных отношениях в Афганистан, в 1961 в Кельне — диссертация Хайдара Давара о кустарных промыслах и фабрично-заводской промышленности Афганистан, в 1962 в Кабуле — книга Кешаварза (Мухаммеда Насера) о земледелии и животноводстве в Афганистан Важными источниками для экономических исследований являются публикуемые Министерством планирования в сборниках «Survey of progress» (с 1958) планы и отчёты, экономические обзоры по отдельным отраслям экономики Афганистан Материалы по экономике и экономической науке публикуются в журнале «Иктисад» (с 1931), в газетах «Ислах», «Анис», в общественно-политическом ежегоднике «Ды Афганистан каланый» (с 1932), в ежеквартальном журнале «Ды Афганистан банк» (с 1957) и других изданиях. Материал о структуре и деятельности всех министерств и ведомств Афганистан за 50 лет опубликован в 1968 в юбилейном сборнике «Афганистан за последние 50 лет». Кадры экономистов готовятся на экономическом факультете (основан в 1957) Кабульского университета.

  Ю. М. Голован, Г. П. Ежов.

Наиболее развитыми отраслями филологической науки являются лексикография и лексикология. Выпущены «Пушту-персидский словарь» (1951—54), «Фарси-пушту словарь» (1957—58) и др. Осуществляется описание живых диалектов местных языков с целью создания лингвистического атласа. Литературоведческая работа представлена текстологией, занимающейся подготовкой, редакцией и публикацией памятников национальной литературы и фольклора. Традиция составления антологий — тазкире обогащена элементами современной теории и критики. Наиболее значительна трёхтомная антология «Современные писатели» (1962—67) Афганистан Бенава. Важную часть филологической работы составляет переводческая деятельность, в которой усиливается внимание к русской и советской филологии и произведениям русской и советской художественной литературы.

  Для филологической науки в Афганистан характерно преобладание традиционной методики при тенденции к внедрению методов современной науки. Так, в лингвистике наряду с описательными приёмами применяются экспериментальные исследования, полевая работа с использованием записей и анкетирования. В литературоведении, кроме традиционной поэтики, развивается современная теория и критика. Наиболее известные представители современной филологической науки в Афганистан — Садикулла Риштин, Абдур-рауф Бенава, Киамуддин Хадим и др.

  Основными центрами научно-исследовательские работы по филологии являются Академия «Пашто толына», литературный факультет Кабульского университета и исследовательский отдел языкознания, созданный при нём. Филологические работы публикуются в виде отдельных монографий, а также статей в журнале «Кабул» (издаётся Академией «Пашто толына»), журналах литературного факультета Кабульского университета «Важма» (с 1957) и «Адаб» (с 1954), а также в ежегоднике «Ды Афганистан каланый» (с 1932).

Кабул. Общий вид города. Афганистан.

Кабул. Общий вид города.

  Н. Афганистан Дворянков.

 

  Лит.: Современный Афганистан, М., 1960, с. 295—314; Афганистан. Справочник, М., 1964,с.148—54; Массой В. М., Ромодин В. Афганистан, История Афганистана, т. 2, М., 1965, с. 419—66.

Афганистан.
I. Общие сведения
III. Природа
IV. Население
V. Исторический очерк
Внешняя торговля.
VII. Вооружённые силы
VIII. Медико-географическая характеристика
Медико-санитарное состояние и здравоохранение.
IX. Просвещение
XI. Печать, радиовещание
XII. Литература
XIII. Архитектура и изобразительное искусство
XIV. Музыка
XV. Драматический театр
Так же Вы можете узнать о...


Убийство, в уголовном праве преступление, заключающееся в умышленном или неосторожном лишении жизни человека.
Вьетнамо-французские договоры 1787, 1874, 1884.
Маргилан, город в Ферганской области Узбекской ССР.
Стрик (от нем. Strich — черта, полоска), штриховатость томата, полосчатая пятнистость, вирусная болезнь томата, характеризующаяся образованием коричнево-бурых некротических пятен и полос на листьях, стеблях и плодах.
Брашов (область в Румынии) Брашов (Brasov), в 1960—68 административная область в Румынии.
Кулешов Лев Владимирович [1(13).1.1899, Тамбов, — 29.
Священное предание, совокупность книг, которые христианская (православная и католическая) церковь рассматривает как «божественные», ставит их по значимости непосредственно за Священным писанием.
Артесонадо (исп. artesonado — кессонированный), деревянный наборный потолок с кессонами, часто с резьбой и росписью.
Кетле Ламбер Адольф Жак Кетле (Quetelet) Ламбер Адольф Жак (22.2.1796, Гент, — 17.
Пта, х, бог в древнеегипетской религии. Первоначально (3-е тыс.
Этиленхлоргидрин, (b-хлорэтиловый спирт, b-хлорэтанол, CICH2CH2OH, бесцветная жидкость со слабым эфирным запахом; tпл.
Зумпф (нем. Sumpf), 1) аккумулирующая ёмкость для сбора воды, устраиваемая в горных породах.
«Пегая Орда», русское название племенного объединения нарымских селькупов в конце 16 в.
Цибис Ян Цибис (Cybis) Ян (16.2.1897, с. Врублин, Силезия, — 14.