Бальзак Оноре де

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
БА БВ БД БЕ БЁ БЖ БЗ БИ БЛ БО БП БР БУ БХ БЫ БЬ БЭ БЮ БЯ
БАА
БАБ
БАВ
БАГ
БАД
БАЕ
БАЖ
БАЗ
БАИ
БАЙ
БАК
БАЛ
БАМ
БАН
БАО
БАП
БАР
БАС
БАТ
БАУ
БАФ
БАХ
БАЦ
БАЧ
БАШ
БАЩ
БАЯ

Бальзак (Balzac) Оноре де (20.5.1799, Тур, — 18.8.1850, Париж), французский писатель. Его отец происходил из крестьянской семьи Вальса; став чиновником, изменил фамилию, т.к. считал её плебейской. Бальзак Оноре де учился в Вандомском коллеже, в Париж. школе права, одновременно практикуясь в нотариальной конторе. В юности считал своим призванием философию. Позднее же, избрав профессию литератора, не делал различия между понятиями «художник» и «философ». Испытал сильное влияние материализма французских просветителей. Около 1832 Бальзак Оноре де пришёл к легитимизму, родившемуся из беспощадной критики господств, буржуазных отношений. Монархия для Бальзак Оноре де — форма твёрдой государственной власти, которая может обуздать буржуазный эгоизм и способствовать экономическому и моральному прогрессу, а католическая религиялекарство против того же эгоизма. Бальзак Оноре де дважды выдвигал свою кандидатуру в палату депутатов, но оба раза (в 1832 и 1848) не прошёл. Дважды потерпел неудачу на выборах во Французскую академию (январь 1849). С 1832 началась переписка Бальзак Оноре де с жившей в России польской аристократкой Э. Ганской (ездил к ней в 1843 в Петербург, в 1847 и 1848 на Украину), брак с которой состоялся за 5 месяцев до его смерти.

  В 1822—25 Бальзак Оноре де опубликовал под разными псевдонимами 8 романов («Жан-Луи» и др.) с нагромождением всякого рода приключений, но и с правдивыми зарисовками. Главные литературные учителя Бальзак Оноре де — Ф. Рабле, Мольер, В. Скотт. Роман «Шагреневая кожа» (1830—31) Бальзак Оноре де назвал «отправным началом» своего дела. Сочетая романтическую образность, символику и яркую живописность с трезвым анализом, Бальзак Оноре де запечатлел атмосферу Парижа после революции 1830; убийца-банкир управляет общественным мнением с помощью продажной прессы; господство буржуазного эгоизма уничтожило убеждения и верования. Молодой Рафаэль де Валантен, изменяя самому себе, сохраняет, однако, презрение к хозяевам жизни. Бальзак Оноре де рисует сложную натуру современного ему человека, трагизм страсти, мир науки, ускоренное сгорание жизни.

<a target=<a target=О. Бальзак. «Отец Горио». Илл. О. Домье. Париж. 1867. Бальзак Оноре де." alt="О. Бальзак. «Отец Горио». Илл. О. Домье. Париж. 1867." Бальзак Оноре де." alt="О. Бальзак. «Шагреневая кожа». Илл. А. Делиньера. Париж. 1948."

О. Бальзак. «Отец Горио». Илл. О. Домье. Париж. 1867. Бальзак Оноре де.

О. Бальзак. «Отец Горио». Илл. О. Домье. Париж. 1867.

О. Бальзак. «Блеск и нищета куртизанок». Илл. С. Балливе. Париж. 1956. Бальзак Оноре де.

О. Бальзак. «Блеск и нищета куртизанок». Илл. С. Балливе. Париж. 1956.

О. Бальзак. Бальзак Оноре де.

О. Бальзак.

О. Бальзак. «Шагреневая кожа». Илл. А. Делиньера. Париж. 1948.

  В 1834 у Бальзак Оноре де возник замысел связать общими героями написанные с 1829 и будущие произведения и объединить их в эпопею, позднее названную «Человеческой комедией». Воплощая идею всеобщих взаимозависимостей в мире, Бальзак Оноре де задумал всеобъемлющее художественное исследование французского общества и человека. Философским каркасом этого художественного здания служат материализм 18 в., современной Бальзаку естественно-научной теории, своеобразно переплавленные элементы мистических учений. В «Человеческой комедии» три раздела. 1. Этюды нравов: 1) сцены частной жизни; 2) сцены провинциальной жизни; 3) сцены парижской жизни; 4) сцены политической жизни; 5) сцены военной жизни; 6) сцены сельской жизни. II. Философские этюды. III. Аналитические этюды. Это как бы три круга спирали, восходящей от фактов к причинам и основам (см. Предисловие к «Человеческой комедии», Собр. соч., т. 1, М., 1960). В «Человеческую комедию» вошло 90 произв.

  Источники драматизма «Человеческой комедии» — в драматическом характере эпохи и человеческого существования. Зависимость личности от общества и истории Бальзак Оноре де понял как ни один писатель до него. Бальзак Оноре де рисует аристократию, теряющую ореол и честь на выучке у «вульгарного денежного выскочки» (Максим де Трай, Растиньяк и др.); дельцов и честолюбцев лицом к лицу с их жертвами; узаконенные грабежи, предательства, грязные махинации, на почве которых возникают крупные состояния: «Гобсек» (1830), «Евгения Гранде» (1833), «Банкирский дом Нусингена» (1838), «Крестьяне» (1844), «Кузен Понс» (1846—47) и др.; выбор для молодого человека между гибелью, прозябанием и нравственным падением (Растиньяк, Люсьен дю Рюбампре, Маркас); проституирование искусства («Утраченные иллюзии», 1837—43, «Дочь Евы», 1838); трагедию учёного, изобретателя; бесчисленные трагедии, порожденные господством принципа купли — продажи в семейных и личных отношениях. Типичные конфликты на почве «всемогущества, всеведения, всеблагости денег» (Бальзак О., Собр. соч., т. 12, М., 1960, с. 304) получают в «Человеческой комедии» выражение крайнее, свидетельствующее о замечательном понимании реальных отношений (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 25, ч. 1, с. 46). Бальзак Оноре де впервые делает не аксессуаром, а основой сюжета борьбу за имущество, наследство, историю имения, магазина, изобретения. Бальзак Оноре де дал историю французского общества, из которой Ф. Энгельс «... узнал больше..., чем из книг всех специалистов — историков, экономистов, статистиков этого периода, вместе взятых» (там же, т. 37, с. 36). Бальзак Оноре де вскрывает материальные интересы в основе политики, государственной власти, законов. При этом трезвость Бальзак Оноре де никогда не переходит в натуралистический фатализм. В «Человеческой комедии» раскрываются высокие основы содружества («Утраченные иллюзии»), доброта (Буржа — «Обедня безбожника» и др.), цельность характера (Шабер — «Полковник Шабер»), героизм (Гогла — «Сельский врач»), справедливость (Низрон — «Крестьяне»), стойкость духа (Давид Сешар — «Утраченные иллюзии», Жерар — «Сельский священник»), взаимная преданность (Понс и Шмуке — « Кузен Понс»), самоотверженность и душевная чистота (Евгения Гранде — одноименный роман, Жозефина Клаас — «Поиски абсолюта»). В «Человеческой комедии» действует отряд искателей — республиканец Кретьен, учёный Клаас, философ Ламбер, художник Френхофер, композитор Гамбара. Они гибнут по вине общества или сгорают в познании и творчестве. Но, в отличие от романтиков, Бальзак Оноре де не абсолютизирует трагизм исканий и ищет (часто — вооружаясь иронией) условий для плодотворного творчества («Неведомый шедевр», 1831, нов. ред. 1837, и др. философские этюды). В центре философских и художественных интересов Бальзак Оноре де — духовные силы человека как высшая ценность.

О. Бальзак. «Евгения Гранде». Суперобложка. Флоренция. 1959. Бальзак Оноре де.

О. Бальзак. «Евгения Гранде». Суперобложка. Флоренция. 1959.

  Герои Бальзак Оноре де наделены типичными качествами в особой концентрации — при повышенной интеллектуальности, страстности, воле. Гобсек — «философ ростовщичества», Горио — «Христос отцовской любви», Вотрен — «Наполеон каторги», Растиньяк — «виртуоз» в искусстве карьеры. Эти имена стали нарицательными. Бальзак Оноре де считал художественным преувеличение законом, вытекающим из природы художественного познания и читательского восприятия ("... всякий типический персонаж становится грандиозным именно в силу своей типичности» — Собр. соч., т. 24, М., 1960, с. 222—23). При резкой определённости ведущей черты характера у многих героев Бальзак Оноре де образы остаются сложными, неисчерпаемыми. С течением времени буржуа в книгах Бальзак Оноре де становятся более прозаическими (от Гобсека — к Бовине — «Комедианты неведомо для себя»). Для Бальзак Оноре де характерна обстоятельная подготовка драмы с описаниями места, среды, биографиями героев в историческом разрезе (например, Феликс Гранде) для социальной, исторической, психологической мотивировки действия; стремительное развитие событий; множество глубоко сплетённых линий действия, особенно в поздних романах.

  Бальзак Оноре де опубликовал 5 пьес, в том числе «Мачеха» (1848). Его «Озорные рассказы» (1832—37) в духе Рабле и французского народного творчества — своеобразный памятник гуманистической мысли Бальзак Оноре де в национальных традициях французского искусства.

  В России творчество Бальзак Оноре де стало известно уже с начала 30-х гг. 19 в. Интерес к нему проявляли А. С. Пушкин, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, особенно Ф. М. Достоевский и М. Горький, на которых он оказал значительное влияние. В 1896—99 появилось первое собрание сочинений Бальзак Оноре де в 20 томах. Чрезвычайно популярным стал Бальзак Оноре де в Советском Союзе: вышло три издания его собрания сочинений (1-е изд., т. 1—20, 1933—47). Советское литературоведение уделяет большое внимание проблемам бальзаковского реализма, как одной из вершин мировой литературы.

 

  Соч.: CEuvres completes, v. I—28, P., 1956—63: Correspondance, t. 1—4, P., 1960—1966; Lettres a l'etrangere, t. 1—4, P., 1899— 1950; Lettres a Madame Hanska, t. I, P., 1967; в рус. пер. — Собр. соч., т. 1—24, М., 1960; Бальзак об искусстве, сост. В. Р. Гриб, М.—Л., 1941.

 

  Лит.: К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве, т. 1—2, М., 1957; Горький М., Собр. соч. в 30 тт., М., 1949—55 (см. т. 30, Указатель имен); Гроссман Л., Бальзак в России, в кн.: Литературное наследство, т. 31—32, М., 1937; Реизов Бальзак Оноре де, Творчество Бальзака, Л., 1939; его же, Бальзак, Л., 1960; Гриб В., Избр. работы, М., 1956; Обломиевский Д., Бальзак. Этапы творческого пути, М., 1961; Резник Р., Философские взгляды Бальзака, «Вопросы литературы», 1961, № 7; её же, Бальзак и «бальзаковские» шаблоны, там же, 1966, № 4; Чичерин А., О. Бальзак, в кн.: Писатели Франции, М., 1964; Моруа А., Промтей, или Жизнь Бальзака, пер. с франц., М., 1967; Пузиков А., Портреты французских писателей, М., 1967; Паевская А. и Данченко В., О. де Бальзак. Библиография русских переводов и критической литературы на русском языке, 1830— 1964, М., 1965; Bardeche М., Balzac romancier, P., [1947]; Guyon В., La pensee politique et sociale de Balzac, P., 1947; 2 ed., P., 1967; Beguin A., Balzac et quarantehuit, «Europe», 1948, fevr.; Rodgers S., Balzac and the novel, Madison, 1953; Pradalie G., Balzac historien, P., 1955; Nykrog P., La pensee de Balzac dans la Comedie humaine, Copenhague, 1965.

  Р. А. Резник.

Так же Вы можете узнать о...


Сардоникс (греч. sardonyx), разновидность агата, характеризующаяся чередованием красно-бурых и белых полос.
Синтаны, синтетические дубящие вещества.
Спектральные призмы, дисперсионные призмы, один из классов призм оптических; служат для пространственного разделения (разложения в спектр) излучений оптического диапазона, различающихся длинами волн.
Сучков Борис Леонтьевич [23.7(5.8). 1917, Саратов, — 2.
Типизация, 1) в литературе и искусстве — воплощение типического (см.
Уайт-спирит (английское white spirit, от white — белый, бесцветный и spirit — спирт, бензин), бензин-растворитель, смесь жидких углеводородов, выкипающая в пределах 160—200 °С, один из растворителей нефтяных.
«Физиолог», древний сборник рассказов о природе.
Хейстингс Уоррен Хейстингс (Hastings) Уоррен (6.12.1732, Черчилл, близ Дейлсфорда, Оксфордшир, — 22.
Чаргафф Эрвин Чаргафф (Chargaff) Эрвин (р. 11.8.1905, Черновицы, Австро-Венгрия), биохимик.
Шмаковка, бальнеологич. курорт в Приморском крае РСФСР, в 38 км от ст.
Эрасистрат, Эразистрат (Erasistratos) [около 304 до н.
Агра, город в Северной Индии в штате Уттар-Прадеш, на реке Джамна, главном притоке Ганга.
Андроцей (от греч. aner, род. падеж andros — мужчина и oikiа — жилище), совокупность всех мужских органов цветка — тычинок.
Аэроснимок, снимок местности с воздуха, выполненный в процессе аэросъёмки.
Берлинер ансамбль «» (Berimer Ensemble), немецкий театр (ГДР).
Бронкс (Bronx), один из административных районов г.
Верея (город в Моск. обл.) Верея, город в Московской области РСФСР. Расположен на высоком правом берегу р.
Восьмой пятилетний план (1966—70), см. в ст.
Геопотенциал, потенциал силы притяжения масс Земли.