радиовещание, телевидение"> радиовещание, телевидение"> радиовещание, телевидение">
Боливия XII. Печать, радиовещание, телевидениеБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
XII. Печать, радиовещание, телевидение В Боливия выходит несколько десятков различных периодических изданий. 90% тиража всей периодики издаётся в Ла-Пасе, остальные в официальной столице — г. Сукре и в г. Кочабамба. Крупнейшие газеты: «Диарио» («El Diario»), с 1904, тираж 30 тыс. экз. (здесь и ниже по данным 1970), консервативная; «Ой» («Hoy»), с 1969, тираж 30 тыс., правобуржуазная газета; «Пресенсия» («Presencia»), с 1962, тираж 35 тыс. экз., орган реакционных клерикальных кругов, связанных с монополиями США; «Ультима ора» («Ultima Hora»), с 1928, тираж 20 тыс.; «Унидад» («Unidad»), с 1953, орган КПБ; «Пуэбло» («El Pueblo»), с 1946, еженедельная прогрессивная газета; «Хорнада» («La Jornada»), c 1964, тираж 3 тыс., ежедневная, независимая газета. В Боливия две радиовещательные компании «Асосиасьон боливиана де радиодифусорас» и «Дирексьон хенераль де радиокомуникасьонес», которые объединяют 69 радиостанций. Крупнейшие из них: «Радио насьональ де Боливия», «Радио мунисипаль», «Радио Боливия», «Радио Сукре» и др. Передачи ведутся на испанском языке, а также на языке кечуа. С 1970 в Боливия начала действовать Государственная телевизионная компания. Боливия. Рельеф на «Воротах Солнца» в Тиауанако. 8 в. Ю. П. Павлов. XIII. Литература Литература боливийского народа развивается в основном на испанском языке. О древней индейской культуре на территории Боливия (до испанского завоевания) можно судить лишь по восходящим к старинным образцам боливийско-перуанской драме «Ольянтай» и современным народным песням (таки и др.). В литературе колониального периода представляют интерес лишь некоторые исторические хроники, например индейца Ф. Гуамана Пома, монаха А. де Каланча и др. С конца 18 в. и в период войны за независимость получает развитие патриотическая публицистика (В. Пасос Канки и др.) и патриотическая лирика (X. И. де Санхинес, поэт-индеец Уальпарримачи). Антифеодальные, тираноборческие мотивы окрасили творчество боливийских романтиков, находившихся под влиянием европейского романтизма: поэтов Р. Х. Бустаманте, Н. Галиндо, М. Х. Мухиа, романистов Н. Агирре — автора исторического романа «Хуан де ла Роса» (1885), М. С. Кабальеро, С. Вака Гусман, драматургов Ф. Рейес Ортис, Х. Росендо Гутьеррес и др. В 1880—90-х гг. возникает т. н. костумбризм — бытописательная литература, начальный этап реалистического искусства. В русле костумбризма писали повести и рассказы Л. Ансоатеги де Камперо, А. Самудио, Х. Лукас Хаймес и др. В поэзии Боливия в конце 19 в. преобладал т. н. модернизм — течение, соединившее увлечение французской поэзией с интересом к национальной теме (Р. Хаймес Фрейре, Г. Рейнольдс, Ф. Тамайо, Х. Э. Герра и др.) (о взглядах Ф. Тамайо см. в разделе Общественные науки). В прозе возникает реалистический социальный роман. Одним из первых представителей реализма в Боливия был А. Аргедас (романы «Креольская жизнь», 1912, и «Бронзовая раса», 1919). Х. Мендоса обличал эксплуатацию трудящихся в романах «В недрах Потоси» (1911) и «Варварские страницы» (1914). А. Чирвечес создал сатирические картины буржуазного общества в романах «Кандидатура Рохаса» (1908) и «Фамильный дом» (1916). С 20-х гг. получила развитие социальная тема: в поэзии — О. Эстрелья, Э. Пас, Ф. Диес де Медина, в прозе — Г. А. Наварро (псевдоним Тристан Мароф) (об эволюции его взглядов см. в разделе Общественные науки), Г. А. Отеро, Л. Торо Рамальо и др. С 30-х гг. в прозе возникает т. н. индианистская литература, обратившаяся к изображению социальной драмы бесправных индейцев. Её родоначальником был А. Аргедас, а ведущими писателями — Р. Ботельо Госальвес, А. Гильен Пинто, Р. Лейтон, Н. Пардо Валье. Изображению тяжёлой жизни горняков посвящены романы А. Сеспедеса «Дьявольский металл» (1946), Ф. Рамиреса Веларде «Шахты скорби» (1953, рус. перевод 1962). О. Серруто в романе «Огненный потоп» (1935) рисует картину революционной борьбы солдат и шахтёров. Борьбе за социальную справедливость посвящены и индианистские романы одного из крупнейших современных писателей Боливии Х. Лары: «Суруми» (1943), «Янакуна» (1952, рус. пер. 1958), а также роман «Солнце справедливости» (1947) М. Мендосы Лопеса. В ряде романов нашли непосредственное художественное отражение события революционного движения 1952: «Пуля на ветру» (1952) Х. Фельман Веларде, «Наша кровь» (1959, рус. пер. 1962) Х. Лары.
Лит.: Художественная литература Латинской Америки в русской печати. 1765—1959. [Сост. Л. А. Шур], М., 1960; Шур Л. А., Художественная литература Латинской Америки в русской печати, 1960—1964, М., 1966; Кутейщикова В. Н., Роман Латинской Америки в XX в., М., 1964; Diez de Medina F., Literatura boliviana, Madrid, 1954; Finot E., Historia de la literatura boliviana, 2 ed., La Paz, 1955. З. И. Плавскин. Боливия (Bolivia), Республика Боливия (República de Bolivia). Государственный герб. Боливия. Флаг государственный. Боливия. I. Общие сведенияIII. Природа IV. Население V. Исторический очерк VI. Политические партии, профсоюзы IX. Медико-географическая характеристика X. Просвещение XI. Наука и научные учреждения XII. Печать, радиовещание, телевидение XIV. Архитектура и изобразительное искусство XV. Музыка XVI. Драматический театр XVII. Кино |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|