Выставки всемирные

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ВI ВА ВВ ВГ ВД ВЕ ВЁ ВЗ ВИ ВК ВЛ ВМ ВН ВО ВП ВР ВС ВТ ВУ ВФ ВХ ВЦ ВЧ ВШ ВЩ ВЫ ВЬ ВЭ ВЮ ВЯ
ВЫБ
ВЫВ
ВЫГ
ВЫД
ВЫЕ
ВЫЖ
ВЫЗ
ВЫК
ВЫЛ
ВЫМ
ВЫН
ВЫП
ВЫР
ВЫС
ВЫТ
ВЫХ
ВЫЧ
ВЫШ
ВЫЩ
ВЫЯ

Выставки всемирные, международные выставки, организуемые с целью показа разносторонней деятельности народов в области экономики, науки, техники, культуры и искусства. Различаются Выставки всемирные универсальные (демонстрация достижений в различных областях человеческой деятельности) и специализированные (показ достижений в какой-либо одной конкретной сфере деятельности). Первой Выставки всемирные была международная промышленная выставка в Лондоне в 1851. Строго определённой периодичности Выставки всемирные не имели и устраивались с промежутками от 2 до 7 лет. На первых Выставки всемирные в основном демонстрировались успехи промышленности, в дальнейшем их тематика расширялась. С ростом популярности Выставки всемирные постепенно увеличивалось число стран-участников, количество и ассортимент экспонатов (в том числе крупных машин, транспортных средств и др.); если на первых Выставки всемирные все экспонаты сосредоточивались в одном большом здании (например, «Хрустальный дворец» в Лондоне), то с 1878 (на Выставки всемирные в Париже) практикуется постройка различных павильонов. Всего с 1851 по 1970 было организовано 39 универсальных Выставки всемирные: в Нью-Йорке (1853, 1939), Париже (1855, 1867, 1878, 1889, 1890, 1900, 1937), Лондоне (1862, 1886, 1908), Вене (1873), Филадельфии (1876, 1926), Сиднее (1879), Мельбурне (1880), Чикаго (1893, 1933, 1934), Брюсселе (1897, 1910, 1935, 1958), Буффало (1901), Глазго (1901), Сент-Луисе (1904), Льеже (1909), Генте (1913), Сан-Франциско (1915), Гётеборге (1923), Уэмбли (1924/25), Барселоне (1926), Антверпене (1930). Порт-о-Пренсе (1948), Сиэтле (1962), Монреале (1967), Осаке (1970). Выставки всемирные обычно проводятся под определённым девизом, который определяет основную тему выставки, например, первая Выставки всемирные в Лондоне имела девиз «Пусть все народы работают совместно над великим делом — совершенствования человечества»; в Нью-Йорке (1939) — «Миру завтрашнего дня», в Брюсселе (1958) — «Человек и прогресс», в Монреале (1967) — «Земля людей», в Осаке (1970) — «Прогресс и гармония для человечества». Каждая страна-участница экспонатами раскрывает девиз Выставки всемирные сообразно своему общественному строю и экономическим возможностям.

Фрагмент экспозиции в «Хрустальном дворце» на выставке в Лондоне. 1851. Выставки всемирные.

Фрагмент экспозиции в «Хрустальном дворце» на выставке в Лондоне. 1851.

«Хрустальный дворец» на выставке в Лондоне. 1851. Инженер Дж. Пакстон. Выставки всемирные.

«Хрустальный дворец» на выставке в Лондоне. 1851. Инженер Дж. Пакстон.

  Первая попытка регламентировать организацию Выставки всемирные осуществлена в 1912, когда в Берлине делегаты 14 стран подписали соглашение о правилах организации и системе наград Выставки всемирные Однако 1-я мировая война 1914—18 помешала ратифицировать это соглашение. В 1928 Конвенция о международных выставках, подписанная в Париже представителями 35 государств (в том числе СССР), регламентировала порядок организации Выставки всемирные В соответствии с Конвенцией образован постоянный орган — Международное бюро выставок (МБВ). Высшим органом МБВ является Административный совет, при котором имеются 4 комиссии — Классификационная, Регламентационная, Административно-бюджетная и Комиссия по выпуску бюллетеня и рекламе. Местопребывание МБВ — Париж. В 1970 участниками Конвенции являлись 34 страны: Австрия, Бельгия, Болгария, БССР, Великобритания, Венгрия, Гаити, Греция, Дания, Израиль, Италия, Канада, Ливан, Марокко, Монако, Нигерия, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, СССР, США, Танзания, Тунис, УССР, Финляндия, Франция, ФРГ, Чехословакия, Швейцария, Швеция, Япония.

«Символическая зона» выставки в Осаке. 1970. Общий вид. Выставки всемирные.

«Символическая зона» выставки в Осаке. 1970. Общий вид.

  Начиная с 1851 Россия неоднократно участвовала в Выставки всемирные: в Лондоне (1851, 1862), в Париже (1867, 1890) и др. Со времени своего образования Советское государство приняло участие в 5 Выставки всемирные: в Париже (1937), в Нью-Йорке (1939), Брюсселе (1958), Монреале (1967) и в Осаке (1970). На Выставки всемирные в Париже, которая совпала с 20-летием Советской власти, были продемонстрированы огромные масштабы социалистического строительства в СССР. На Выставки всемирные в Нью-Йорке советская экспозиция была разработана на тему: «Будущее принадлежит социализму». В советском павильоне были широко показаны достижения народов СССР в выполнении пятилетних планов. На Выставки всемирные в Брюсселе посетители получили представление о достижениях СССР в области экономики, науки, культуры и повышения благосостояния советских людей. Павильон СССР был признан одним из лучших и за экспозицию в целом удостоен высшей награды — Золотой звезды. Выставки всемирные в Монреале совпала с 50-летием Советского государства. Главная идея советской экспозиции — показать преимущество социалистического строя. Первая Выставки всемирные, организованная в Азии (Осака), по времени проведения совпала с празднованием 100-летия со дня рождения В. И. Ленина. Основные темы советского павильона — «Ленин — создатель социалистического государства», «Развитие идей Ленина в наши дни», «Гармоническое развитие личности в социалистическом государстве».

Главный павильон выставки в Париже. 1889. Архитектор Ж. Формиге. Центральная часть фасада. Выставки всемирные.

Главный павильон выставки в Париже. 1889. Архитектор Ж. Формиге. Центральная часть фасада.

  Д. М. Серов.

Павильон СССР на выставке в Осаке (Япония). 1970. Архитекторы М. В. Посохин, В. А. Свирский, инженер А. Н. Кондратьев, главный художник К. И. Рождественский. Выставки всемирные.

Павильон СССР на выставке в Осаке (Япония). 1970. Архитекторы М. В. Посохин, В. А. Свирский, инженер А. Н. Кондратьев, главный художник К. И. Рождественский.

Архитектура выставок. Павильоны и сооружения Выставки всемирные сами стали экспонатами, демонстрирующими достижения архитектуры и строительной техники, а также оформительского искусства, нередко определяя основные тенденции их развития на многие годы вперёд. Громадное число экспонатов (для размещения и удобного осмотра которых требуется обширное, хорошо освещённое внутреннее пространство), большой поток посетителей, необходимость быстрого строительства и демонтажа павильонов приводили к поискам новых архитектурных форм и технических приёмов. Огромное здание (длина 503 м) павильона 1-й Всемирной выставки в Лондоне в 1851 (так называемый «Хрустальный дворец», инженер Дж. Пакстон), построенное всего за 6 месяцев благодаря применению ажурного сборного каркаса из стандартных металлических (главным образом чугунных) деталей и рам ограждения с заполнением из стекла, по своему облику резко отличалось от традиционной ордерной архитектуры. Постепенно складываются организационные принципы показа экспонатов; например, на Выставки всемирные в Чикаго в 1893 наряду с главным павильоном, где были представлены все государства, участвующие в выставке, построили тематические (по отраслям промышленности) и национальные павильоны; в одном месте были сгруппированы павильоны страны — организатора Выставки всемирные (павильоны отдельных штатов США). Огромные размеры экспозиций Выставки всемирные вызвали необходимость создания мест для отдыха (впервые на парижской Выставки всемирные в 1878). Для покрытия огромных затрат по организации Выставки всемирные и для извлечения доходов устраивались платные зрелища и развлечения. Собственно выставочная зона и зона отдыха и развлечений вместе с озеленением, фонтанами, бассейнами образовали сложный комплекс (эту структуру в основных чертах сохранили все Выставки всемирные), планировка которого обычно имела регулярные черты. Вслед за строительством на парижской Выставки всемирные 1889 так называемой Эйфелевой башни (инженер А. Г. Эйфель), предназначавшейся лишь для демонстрации достижений французской строительной техники и создания высотной доминанты в ансамбле выставки, возникает традиция создания сооружений, символизирующих девиз Выставки всемирные (например, так называемый «Атомиум» в виде увеличенной в 165 миллиардов раз молекулы железа, архитектор А. Ватеркейн, инженер А. Падюар, на Выставки всемирные в Брюсселе в 1958). Для павильонов Выставки всемирные 2-й половины 19 в. характерен разрыв между новаторским инженерным решением сооружений, в которых использовались металл, стекло, железобетон, усовершенствованные металлические каркасные конструкции, позволившие резко увеличить пролёт перекрытий (до 104 м в «Галерее машин» архитектора Ф. Л. Дютера на парижской Выставки всемирные 1889), и фасадами дворцового типа в исторических архитектурных стилях, а чаще — покрытых пышным эклектическим декором. Вплоть до начала 20 в. размещение экспонатов в павильоне было лишено общей композиционной идеи, экспозиция распадалась на ряд отдельных, не связанных между собой участков. Среди обилия декоративного убранства трудно было разглядеть сами экспонаты, расположение которых напоминало раскладку товаров в большом магазине. Привлечь внимание к промышленному изделию или сырью первоначально старались за счёт его обильного и вычурного оформления, уникальности и гипертрофированных размеров (например, огромные самовары на парижской Выставки всемирные 1900) или необычности использования (например, крепость, сложенная из мешочков муки, во Дворце земледелия на Выставки всемирные в Чикаго в 1893). Позже появляются модели, а затем и макеты для показа сложных производственных процессов и машин, используются новейшие достижения оптики, электротехники и др.

Павильон «Галерея машин» на выставке в Париже. 1889. Архитектор Ф. Л. Дютер, инженер Контамен. Выставки всемирные.

Павильон «Галерея машин» на выставке в Париже. 1889. Архитектор Ф. Л. Дютер, инженер Контамен.

  В выставочной архитектуре и искусстве экспозиции в 1920-х — начале 30-х гг. определяющую роль сыграли идеи функционализма и конструктивизма. Почти все экспонаты стран — участниц Выставки всемирные размещаются в национальных павильонах, архитектура которых становится одним из средств, раскрывающих идейное содержание национальной экспозиции. Участие СССР в Выставки всемирные способствовало усилению идеологической роли архитектуры павильонов. Величественный, динамичный по формам павильон СССР на парижской Выставки всемирные 1937 (архитектор Б. М. Иофан), увенчанный скульптурной группой «Рабочий и колхозница» (1935—37, нержавеющая сталь, скульптор В. И. Мухина), явился прекрасным образцом синтеза архитектуры и скульптуры и стал символом побед советского народа в строительстве социализма, а его экспозиция — примером активной пропаганды передовых социальных идей. Общие тенденции развития выставочной архитектуры и искусства экспозиции в период после 2-й мировой войны 1939—45 особенно ярко проявились на Выставки всемирные 1970 в Осаке (Япония), где все архитектурные средства были подчинены задаче наиболее полного раскрытия девиза выставки «Прогресс и гармония для человечества». Этот девиз был символически (в соответствии с традициями национальной японской культуры) воплощён в компактном, построенном по функциональному принципу генеральном плане в виде разветвлённого дерева (группа японских архитекторов под руководством К. Тангэ). «Стволом» дерева был центр Выставки всемирные, так называемая Символическая зона (архитектурно организованное пространство для различных международных мероприятий и церемоний, выступлений артистов, встреч и отдыха посетителей, а также для размещения международных тематических и художественных выставок), «ветвями» — главные дороги, ведущие к входам, «листьями» и «плодами» — павильоны, сгруппированные вокруг 8 площадей на «ветвях» дерева. Так как одной из главных тем Выставки всемирные становится научно-технический прогресс, в архитектуре многих павильонов реализуются экспериментальные проекты, где воплощаются новые инженерные идеи, применяются новые конструктивные и объёмно-пространственные решения, основанные на использовании современных строительных материалов и архитектонических принципов (например, павильон группы «Фудзи» с надувными конструкциями, архитектор Ютака Мурата). На этой новой технической основе отдельным павильонам придаётся символический архитектурный облик (например, павильон СССР в виде развёрнутого красного знамени, символизирующего торжество идей ленинизма в мире, государственный павильон Японии, пять цилиндрических объёмов которого образуют в плане национальный японский символ — пятилепестковый цветок вишни). Усложняются приёмы экспозиции, которая организуется по плану-сценарию, основанному на театрализованных методах показа (с применением светодинамических эффектов, достижений электроники и кибернетики, а также кино, диапозитивов и т.п.), нередко по сеансовой программе.

Павильон группы «Фудзи» на выставке в Осаке. 1970. Архитектор Ютака Мурата. Выставки всемирные.

Павильон группы «Фудзи» на выставке в Осаке. 1970. Архитектор Ютака Мурата.

 

Павильон фирмы «Филипс» на выставке в Брюсселе. 1958. Архитектор Ле Корбюзье. Выставки всемирные.

Павильон фирмы «Филипс» на выставке в Брюсселе. 1958. Архитектор Ле Корбюзье.

  Лит.: [Мельников Н. П.], Чудеса выставки в Чикаго, Одесса, 1893; [Орлов М. А.], Всемирная парижская выставка 1900 в иллюстрациях и описаниях, СПБ, 1900; Матвеева Н. Я., Архитектура всемирных выставок и международных выставок и ярмарок, в сб.: Жилищное и гражданское строительство, в. 5. Выставки. Жилые дома в жарких странах, М., 1962, с. 9—56; Николаев И. С., Мельников Н. П.. Всемирная выставка в Брюсселе. 1958. Архитектура. Конструктивные формы павильонов, М., 1963; Грамолин И. В., Архитектура на выставке в Монреале, М., 1968; Комаров И., Первые всемирные выставки, «Декоративное искусство СССР», 1970, №9, с. 22—26; Посохин М. В., Архитектура «Экспо-70», М., 1970; Osęka A., Piotrowska A., Styl «Expo», Warsz., 1970. См. также лит. при ст. Выставки.

Большой дворец (Гран Пале) на выставке в Париже. 1900. Архитекторы А. Деглан, Ф. Т. Томас, Л. Луве. Выставки всемирные.

Большой дворец (Гран Пале) на выставке в Париже. 1900. Архитекторы А. Деглан, Ф. Т. Томас, Л. Луве.

  Р. Р. Кликс.

Павильон СССР на выставке в Монреале. 1967. Архитекторы М. В. Посохин, А. А. Мндоянц, Б. И. Тхор, инженер А. Н. Кондратьев, главный художник Р. Р. Кликс. Выставки всемирные.

Павильон СССР на выставке в Монреале. 1967. Архитекторы М. В. Посохин, А. А. Мндоянц, Б. И. Тхор, инженер А. Н. Кондратьев, главный художник Р. Р. Кликс.

Так же Вы можете узнать о...


Полихеты, то же что многощетинковые черви.
Электрическая схема, графическое изображение электрической цепи, в котором реальные элементы представлены в виде условных обозначений.
Иванов-Борецкий Михаил Владимирович
Пищаль (оруж.) Пищаль, название тяжёлого ружья и артиллерийского орудия, находившихся на вооружении русских войск в 15—17 вв.
Шпергель, род растений семейства гвоздичных; то же, что торица.
Заринь Карлис Карлович Заринь, Зариньш Карлис Карлович (р. 6.7.1930, Рига), латышский советский певец (драматический тенор), народный артист СССР (1976).
Пергамино (Pergamino), город на В. Аргентины, в провинции Буэнос-Айрес.
Ша Тин (псевдоним; настоящее имя Ян Тунфан) (р.
Естествознание .
Пальма Рикардо Пальма (Palma) Рикардо (7.2.1833, Лима,— 6.10.
Чернышёв Андрей Борисович [9(22).4.1904, Петербург, — 22.
Единая автоматизированная система связи (ЕАСС), единая сеть узлов, станций и линий связи, создаваемая на всей территории СССР для передачи всех видов информации потребителям.
Папиллома (от лат. papilla — сосок и греч. -oma — окончание в названиях опухолей), доброкачественная опухоль человека и животных, основной структурный элемент которой — содержащий сосуды соединительнотканный сосочек, покрытый эпителием.
Чёрный шлях, одна из дорог, которыми пользовались крымские татары для нападений на Правобережную Украину, Галичину и Польшу в 16—17 вв.
Ертарский, посёлок городского типа в Тугулымском районе Свердловской области РСФСР.
Парижский договор 1259, договор между английским королём Генрихом III и французским королём Людовиком IX.
Чистяков Иван Михайлович [р. 14(27).9.1900, д.
Жебеляну Эуджен Жебеляну (Jebeleanu) Эуджен (р. 24.4.1911, Кымпина), румынский поэт, член-корреспондент Академии СРР.
Пасквиль (нем. Pasquill, от итал. pasquillo), сочинение, содержащее карикатурные искажения и злобные нападки, цель которых оскорбить и скомпрометировать какое-либо лицо, группу, партию, общественное движение и т.