Лермонтов Михаил Юрьевич

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ЛI ЛА ЛЕ ЛЁ ЛЖ ЛИ ЛЛ ЛО ЛУ ЛХ ЛЧ ЛЫ ЛЬ ЛЭ ЛЮ ЛЯ
ЛЕБ
ЛЕВ
ЛЕГ
ЛЕД
ЛЕЕ
ЛЕЖ
ЛЕЗ
ЛЕИ
ЛЕЙ
ЛЕК
ЛЕЛ
ЛЕМ
ЛЕН
ЛЕО
ЛЕП
ЛЕР
ЛЕС
ЛЕТ
ЛЕУ
ЛЕФ
ЛЕХ
ЛЕЦ
ЛЕЧ
ЛЕШ
ЛЕЩ

Лермонтов Михаил Юрьевич [3(15).10.1814, Москва, — 15(27).7.1841, Пятигорск], русский поэт. Родился в семье капитана в отставке Ю. П. Лермонтова (1787—1831); мать — М. М. Арсеньева (1795—1817). Рано остался без родителей, воспитывался у бабушки — Е. А. Арсеньевой, которая дала внуку разностороннее образование. Детство Лермонтов Михаил Юрьевич прошло в её усадьбе — с. Тарханы (ныне с. Лермонтове Пензенской области), где будущий поэт наблюдал картины крестьянского быта и сельской природы, прислушивался к народным песням, преданиям о Степане Разине, Емельяне Пугачеве. Глубокий след в памяти Лермонтов Михаил Юрьевич оставили поездки с родными на Кавказ (1818, 1820, 1825). В 1828—30 Лермонтов Михаил Юрьевич учился в Москве в Благородном пансионе; начал писать стихи, создал первые поэмы («Черкесы», «Кавказский пленник»), отмеченные подражанием А. С. Пушкину. Большое значение для формирования мировоззрения Лермонтов Михаил Юрьевич имели годы пребывания в Московском университете (1830—32) одновременно с В. Г. Белинским, А. И. Герценом, Н. П. Огаревым, уже тогда влиявшими на общий идейный уровень студенчества. В это время Лермонтов Михаил Юрьевич написаны лирические стихи, поэмы, драмы, в том числе драма «Странный человек» (1831), выразившая ненависть к деспотической власти и крепостному праву. После столкновений с реакционной профессурой Лермонтов Михаил Юрьевич покинул университет, переехал в Петербург и поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, в которой провёл «два страшных года», заполненных военной муштрой. Урывками, тайком Лермонтов Михаил Юрьевич работал здесь над романом «Вадим», рисующим эпизоды Пугачевского восстания. Выпущенный из школы корнетом (1834), Лермонтов Михаил Юрьевич служил в лейб-гвардии Гусарском полку, стоявшем в Царском Селе, но много времени проводил в Петербурге. Критические наблюдения этой поры над жизнью аристократического общества легли в основу драмы «Маскарад» (1835), которую Лермонтов Михаил Юрьевич переделывал несколько раз, но так и не добился разрешения на постановку.

  Крутой перелом в творчестве и судьбе Лермонтов Михаил Юрьевич определило стихотворение «Смерть поэта» (1837) — гневный отклик на гибель Пушкина. Стихи, осуждавшие не только убийцу, но и придворную знать — виновницу свершившейся трагедии, разошлись по всей России. Лермонтов Михаил Юрьевич был арестован, а затем переведён в Нижегородский драгунский полк, находившийся в Грузии. Во время ссылки Лермонтов Михаил Юрьевич встречался с опальными декабристами; познакомился с грузинской интеллигенцией, живо интересовался фольклором горских народов, их бытом и языком. Кавказские темы заняли прочное место в творчестве Лермонтов Михаил Юрьевич — писателя и художника (он был одарённым живописцем и рисовальщиком). В 1838 после хлопот Арсеньевой и В. А. Жуковского Лермонтов Михаил Юрьевич был переведён в Гродненский гусарский полк, стоявший под Новгородом, но по пути к месту новой службы задержался в столице; весной возвращен в лейб-гвардии Гусарский полк. Два года, проведённые Лермонтов Михаил Юрьевич в Петербурге (1838—1840), — время расцвета его таланта.

  Стихи Лермонтов Михаил Юрьевич стали регулярно появляться в печати. Большой успех имела историческая поэма «Песня про царя Ивана Васильевича...» (опубликована в 1838 без имени автора, не пропущенного цензурой). Лермонтов Михаил Юрьевич сблизился с редакцией журнала «Отечественные записки», познакомился с Белинским. В феврале 1840 за дуэль с Э. Барантом, сыном французского посла, Лермонтов Михаил Юрьевич был предан военному суду и снова выслан на Кавказ в действующую армию. Как участник тяжёлого сражения при р. Валерик в Чечне он дважды представлялся к наградам, но царь, не желая облегчить участь поэта, отклонил эти представления. В феврале 1841 Лермонтов Михаил Юрьевич был разрешен короткий отпуск в столицу для свидания с Е. А. Арсеньевой, но вскоре, полный мрачных предчувствий, он вынужден был снова отправиться в полк. В последние месяцы жизни Лермонтов Михаил Юрьевич создал свои лучшие стихи — «Родина», «Утёс», «Спор», «Листок», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Последнее произведение поэта — «Пророк». По пути в полк Лермонтов Михаил Юрьевич задержался для лечения в Пятигорске. Тайные недоброжелатели, хорошо знавшие, как относятся к Лермонтов Михаил Юрьевич в придворных кругах, способствовали возникновению ссоры Лермонтов Михаил Юрьевич с офицером Н. С. Мартыновым и не предотвратили дуэль, закончившуюся убийством поэта. По поводу этой трагической смерти Белинский писал: «... Новая, великая утрата осиротила бедную русскую литературу» («Отечественные записки», 1841, № 9, отд. 6, с. 2). Лермонтов Михаил Юрьевич был похоронен на городском кладбище в Пятигорске 17(29).7.1841. Позднее гроб с телом Лермонтов Михаил Юрьевич был перевезён в с. Тарханы и 23.4(5.5).1842 погребён в семейном склепе Арсеньевых.

  Лермонтов Михаил Юрьевич выступил в русской литературе как наследник и продолжатель Пушкина, в эпоху, когда дворянская революционность (после разгрома декабристского движения в 1825) искала новых путей развития. Уже юношеская поэзия Лермонтов Михаил Юрьевич была проникнута страстной мечтой о свободе, содержала призывы к действию (стихотворения «Жалобы турка», «Монолог»). Ослабление общественного движения окрасило его творчество в пессимистические тона, но тогда же начал складываться и острокритический взгляд поэта на современность; уже в ранних стихах нашла выражение его тоска по идеалу. Развивая многие художественные принципы Пушкина, Лермонтов Михаил Юрьевич выразил новый этап в развитии русского общественного сознания, и это определило глубокое своеобразие его поэзии, тонко отмеченное Белинским: «Нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни; но везде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце... Да, очевидно, что Лермонтов поэт совсем другой эпохи и что его поэзия — совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества» (Полн. собр. соч., т. 4, 1954, с. 503). Творчество

<a target=<a target=М. Ю. Лермонтов. Лермонтов Михаил Юрьевич." alt="М. Ю. Лермонтов." Лермонтов Михаил Юрьевич." alt="М. Ю. Лермонтов. «Маскарад». Илл. Н. В. Кузьмина (тушь, акварель; по изд. 1949)."

М. Ю. Лермонтов. Лермонтов Михаил Юрьевич.

М. Ю. Лермонтов.

М. Ю. Лермонтов. «Казначейша». Фронтиспис М. В. Добужинского (по изд. 1913). Лермонтов Михаил Юрьевич.

М. Ю. Лермонтов. «Казначейша». Фронтиспис М. В. Добужинского (по изд. 1913).

М. Ю. Лермонтов. «Маскарад». Илл. Н. В. Кузьмина (тушь, акварель; по изд. 1949).

  Лермонтов Михаил Юрьевич питали традиции романтической лирики декабристов, ему была близка мятежная поэзия Д. Г. Байрона. Особенности романтического искусства отвечали индивидуальному складу Лермонтов Михаил Юрьевич-поэта, помогли ему выразить свободолюбивые и мятежные идеалы, утвердить идею свободы личности. Лермонтовский романтизм, далёкий от всякой созерцательности, наполнен трагически обострённым чувством, напряжённой мыслью; при этом он включает элементы реалистического видения мира, постепенно занимавшие всё большее место в поэзии Лермонтов Михаил Юрьевич Так, в основе романтической поэмы «Мцыри» (1839) — реальный сюжет из кавказской жизни того времени и острозлободневная идейная коллизия: вольный горец взят в плен царским генералом и заточен в монастырь; его неукротимая жажда свободы становится ярким выражением протеста против всякого гнёта и подавления личности. Показательна творческая история поэмы «Демон», над которой Лермонтов Михаил Юрьевич работал с 1829 почти до конца жизни: условно-романтическая обстановка постепенно уступала в ней место жизненно конкретным описаниям; с каждым новым вариантом всё более прояснялась главная цель автора — создать в образе Демона грандиозное аллегорическое воплощение мятежа личности против несправедливости «мирового порядка». Передовые современники именно так восприняли философский смысл «Демона», явившегося вершиной русской романтической поэзии. В то же время в последних редакциях поэмы всё более отчётливо раскрывается бесперспективность эгоцентрического «демонизма», усиливаются мотивы духовного возрождения — через любовь души, «открытой для добра».

  Со 2-й половины 30-х гг. творчество Лермонтов Михаил Юрьевич становится многообразнее по содержанию, богаче в жанровом и стилистическом отношении. Работая над новыми романтическими поэмами, Лермонтов Михаил Юрьевич одновременно пишет стихотворные повести из современной жизни («Сашка», «Тамбовская казначейша»), в которых изображение быта и нравов приобретает сатирический характер. В поэтический мир Лермонтов Михаил Юрьевич входят большие вопросы современности, раздумья о судьбе поколения («Дума», 1838), о трагическом одиночестве свободолюбивого человека, о нравственном состоянии общества. В стихотворении «Поэт» (1838) Лермонтов Михаил Юрьевич провозглашает высокие идеалы гражданской поэзии, которая должна воспламенять «бойца для битвы». С нарастанием реалистических элементов связано также утверждение в творчестве Лермонтов Михаил Юрьевич народной темы, обращение к устной эпической поэзии, воссоздание русского народного характера («Песня про царя Ивана Васильевича...», «Бородино», 1837, «Завещание», 1840, «Родина», 1841).

  Торжеством лермонтовского реализма явился роман «Герой нашего времени» (1840), насыщенный глубоким общественным и психологическим содержанием. Художественным открытием непреходящего значения стал образ главного героя романа — Печорина, который показан на широком фоне жизни русского общества. Средствами реалистического письма Лермонтов Михаил Юрьевич обнажает в своём герое трагическое противоречие между глубиной его натуры и бесплодностью действий. Идейно-творческая зрелость Лермонтов Михаил Юрьевич сказалась и в художественном новаторстве романа, в совершенстве его композиции, в тонком, психологически мотивированном раскрытии характеров и душевной жизни персонажей, в несравненном по своей точности и чистоте языке, которым восхищались Н. В. Гоголь, Лермонтов Михаил Юрьевич Н. Толстой, А. П. Чехов.

  В творчестве Лермонтов Михаил Юрьевич тесно переплелись гражданские, философские и субъективные, глубоко личные мотивы. Он внёс в русскую поэзию «железный стих», отмеченный небывалой прежде энергией выражения мысли. Отвечая насущным потребностям духовной жизни русского общества и освободительного движения, поэзия и проза Лермонтов Михаил Юрьевич подготавливали новый расцвет отечественной литературы. Влияние Лермонтов Михаил Юрьевич прослеживается в творчестве Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, Лермонтов Михаил Юрьевич Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, а также в современной поэзии (А. А. Блок, В. В. Маяковский). Его драматургия сыграла значительную роль в развитии театрального искусства. Наследие Лермонтов Михаил Юрьевич нашло многообразную интерпретацию в живописи, театре, кинематографе. Его стихи обогатили русскую музыку, послужив основой для оперного («Демон» А. Г. Рубинштейна), симфонического («Утёс» С. В. Рахманинова, «Три пальмы» А. А. Спендиарова) и романсного (А. С. Даргомыжский, М. А. Балакирев и др.) творчества, стали народными песнями («Выхожу один я на дорогу..»).

  Советская наука — лермонтоведение — много сделала для изучения жизни Лермонтов Михаил Юрьевич и сложной идейно-художественной проблематики его творчества. Осуществлена большая текстологическая и комментаторская работа; на основании материалов, неизвестных или недоступных прежним исследователям, почти заново воссоздана биография поэта. Мемориальные музеи Лермонтов Михаил Юрьевич созданы в с. Лермонтове Пензенской области, где прошли детские годы поэта, и в г. Пятигорске, где Лермонтов Михаил Юрьевич провёл последние месяцы своей жизни.

 

  Соч.: Полн. собр. соч., т. 1—5, П., 1910—13; Полн. собр. соч., т. 1—5, М. — Лермонтов Михаил Юрьевич, 1935—37; Сочинения, т. 1—6, М. — Лермонтов Михаил Юрьевич, 1954—57; Собр. соч., т. 1—4, М., 1964—65.

 

  Лит.: Белинский В. Г., М. Ю. Лермонтов. Статьи и рецензии, 2 изд., Лермонтов Михаил Юрьевич, 1941; Висковатый П. А., М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество, М., 1891; Венок М. Ю. Лермонтову. Юбилейный сб., М. — П., 1914; Дурылин С. Н., Как работал Лермонтов, М., 1934; Кирпотин В. Я., Политические мотивы в творчестве Лермонтова, М., 1939; Гинзбург Лермонтов Михаил Юрьевич Я., Творческий путь Лермонтова, Лермонтов Михаил Юрьевич, 1940; Розанов И. Н., Лермонтов — мастер стиха, М., 1942; Бродский Н. Лермонтов Михаил Юрьевич, М. Ю. Лермонтов. Биография, т. 1, 1814—1832, М., 1945; Андреев-Кривич С. А., Лермонтов. Вопросы творчества и биографии, М., 1954; Соколов А. Н., М. Ю. Лермонтов, 2 изд., М., 1957; Михайлова Е. Н., Проза Лермонтова, М., 1957; Эйхенбаум Б. М., Статьи о Лермонтове, М. — Лермонтов Михаил Юрьевич, 1961; Латышев С., Мануйлов В., Как погиб Лермонтов, «Русская литература», 1966, № 2; Андроников И. Лермонтов Михаил Юрьевич, Лермонтов. Исследования и находки, 2 изд., М., 1967; Мануйлов В. А., Летопись жизни и творчества М. Ю. Лермонтова, М. — Лермонтов Михаил Юрьевич, 1964; Герштейн Э. Г., Судьба Лермонтова, М., 1964; Максимов Д. Е., Поэзия Лермонтова, М. — Лермонтов Михаил Юрьевич, 1964; Григорьян К. Н., Лермонтов и романтизм, М. — Лермонтов Михаил Юрьевич, 1964; Творчество М. Ю. Лермонтова. [Под ред. У. Фохта], М., 1964; М. Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников, М., 1964; Виноградов И., Философский роман Лермонтова, «Новый мир», 1964, № 10; Mersereau J., М. Lermontov, Carbondale (III.), 1962; Gane Т., Lermontov, Buc., 1963; Opitz R., Etappen im Schaffensweg Lermontovs, «Zeitschrift für Slawistik», 1963, Bd 8, H. 4, S. 571—82; Kempa W. A., Lermontow w Polsce. Szkis bibliograficzny, «Slavia orientalis», 1964, № 4, s. 459—80; М. J. Lermontov v české literature. Bibliografie, Praha, 1965; Мануйлов В. А., Гиллельсон М. И., Вацуро В. Э., М. Ю. Лермонтов. Семинарий, Лермонтов Михаил Юрьевич, 1960; Кандель Б. Лермонтов Михаил Юрьевич, Библиография переводов романа «Герой нашего времени» на иностранные языки, в кн.: Лермонтов М. Ю., Герой нашего времени, М., 1962; История русской литературы XIX в. Библиографический указатель, М. — Лермонтов Михаил Юрьевич, 1962; М. Ю. Лермонтов. Рекомендательный указатель литературы, Лермонтов Михаил Юрьевич, 1964.

  В. В. Жданов.

М. Ю. Лермонтов. «Мцыри». Илл. Ф. Д. Константинова (гравюра на дереве; по изд. 1940). Лермонтов Михаил Юрьевич.

М. Ю. Лермонтов. «Мцыри». Илл. Ф. Д. Константинова (гравюра на дереве; по изд. 1940).

Так же Вы можете узнать о...


Домены, 1) ферромагнитные Д. (области самопроизвольной намагниченности) — намагниченные до насыщения части объёма ферромагнетика (обычно имеющие линейные размеры ~10-3—10-2см), на которые он разбивается ниже температуры Кюри (см.
Зельверович Александр Зельверович (Zeiwerowicz) Александр (7.8.1877, Люблин, — 18.
Йиглава (город в Чехословакии) Йиглава (Jihiava), город в Чехословакии, на юго-востоке Чешской Социалистической Республики, в Южно-Моравской области, на р.
Кеппен Владимир Петрович [26.9(8.10).1846, Петербург, — 22.
Конфалоньери Федерико Конфалоньери (Confalonieri) Федерико (6.10.1785, Милан — 10.
Курциус Теодор Курциус (Curtius) Теодор (27.5.1857, Дуйсбург, — 8.
Лопарит, минерал химического состава (Na, Ce, Ca)2(Ti, Nb)2O6.
Медицинские журналы . До 2-й половины 17 века работы по различным проблемам медицины публиковались в научных журналах общего профиля, например «Journal des scavans» (P.
Мосашвили Ило Онисимович (7.1. 1896, с. Чаргали, ныне Душетского района Грузинской ССР, — 4.
Нитраллой (от нитр... и англ. alloy — примесь, сплав), общее название группы конструкционных сталей, предназначенных для изготовления азотируемых деталей (см.
Остеокласты (от остео... и греч, kláō — ломаю, разбиваю), клетки, разрушающие костную ткань при её перестройках у позвоночных животных и человека.
Пикульник (Galeopsis), род растений семейства губоцветных.
Префект претория (лат. praefectus praetorio), в Древнем Риме, 1) командир преторианцев.
Резекция (лат. resectio, от reseco — обрезаю), операция частичного иссечения пораженного органа.
Сараджев Константин Соломонович Сараджев, Сараджян Константин Соломонович [27.
Слинько Михаил Гаврилович [р. 2(15).9.1914, Москва], советский химик, член-корреспондент АН СССР (1966).
Стрептостилия (от греч. streptos — цепочка и stylos — столб, опора), один из типов подвески челюстного аппарата пресмыкающихся, при котором квадратная кость подвижно сочленяется с черепной коробкой.
Тилло Алексей Андреевич [13(25).11.1839, Киевская губерния, — 30.