Грузинская Советская Социалистическая республика XIX. Кино

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ГА ГБ ГВ ГД ГЕ ГЁ ГЖ ГЗ ГИ ГЛ ГМ ГН ГО ГП ГР ГС ГУ ГХ ГЫ ГЬ ГЭ ГЮ ГЯ
ГРА
ГРЕ
ГРЁ
ГРЖ
ГРИ
ГРО
ГРУ
ГРЫ
ГРЭ
ГРЮ
ГРЯ

XIX. Кино

Киносъёмки в Г. впервые осуществлены в 1908—10 В. Я. Амашукели и А. Д. Дигмеловым. В 1912 В. Я. Амашукели снял киноочерк «Путешествие Акакия Церетели по Раче и Лечхуми», который явился первым значительным произведением грузинского документального кино. В 1916 А. Р. Цуцунава приступил к съёмкам первого художественного фильма «Христинэ» (по Э. Ниношвили), который вышел на экраны в 1917. Подлинное развитие национального киноискусства начинается после установления в Г. Советской власти. В 1921 на экраны вышел первый грузинский советский историко-революционный художественный фильм «Арсен Джорджиашвили» (режиссер И. Н. Перестиани, сценарий Ш. Н. Дадиани). Для грузинского кино 20-х гг. характерны экранизации: «Сурамская крепость» (1923, по Д. Чонкадзе, режиссер И. Н. Перестиани), «У позорного столба» (1924, по А. Казбеги, режиссер А. И. Век-Назаров), «Три жизни» (1925, по Г. Церетели, режиссер И. Н. Перестиани), «Мачеха Саманишвили» (1927, по Д. Клдиашвили, режиссер З. И. Беришвили, К. А. Марджанишвили); созданы фильмы по повести М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» («Бэла», «Княжна Мэри», «Максим Максимыч» — все в 1927, режиссер В. Г. Барский). Крупнейшей работой 1-й половины 20-х гг. был первый советский героико-приключенческий фильм, посвященный Гражданской войне 1918—20, — «Красные дьяволята» (1923, режиссер И. Н. Перестиани, сценарий П. А. Бляхина), обаятельные мужественные молодые герои которого в течение многих лет пользовались успехом у зрителей. В грузинских фильмах в эти годы снимались артисты: Н. Г. Вачнадзе, М. Г. Геловани, М. Э. Чиаурели, З. И. Беришвили, А. С. Имедашвили, К. А. Микаберидзе и др. Во 2-й половине 20-х гг. в грузинского кино пришли молодые творческие работники, принесшие в национальный кинематограф знания в смежных областях искусства, — М. Э. Чиаурели, Н. М. Шенгелая, Д. Е. Рондели, М. К. Калатозов (Калатозашвили), Л. Д. Эсакиа, С. В. Долидзе и др. В своём фильме «Элисо» (1928, по А. Казбеги) Н. М. Шенгелая подчеркнул тему солидарности народов, притесняемых царским самодержавием. Подчинённость всех компонентов фильма его основной идее, поэтические образы, новаторский монтаж, высокая изобразительная культура поставили фильм «Элисо» в число лучших произведений советского «немого» кино. В конце 20-х гг. всё большее внимание уделялось современной теме. М. Г. Геловани поставил сатирическую комедию «Молодость побеждает» (1929) о борьбе комсомольцев с древним обычаем кровной мести. Современности посвящены фильмы Л. Д. Эсакиа «Верхом на Хольте» (1929), Д. Е. Ронделп «Угубзиара» (1930) и др. Тема борьбы нового со старым с особенной силой прозвучала в фильмах М. Э. Чиаурели «Саба» (1929), бичующем пережитки прошлого в рабочем быту, «Хабарда” (1931) — сатирической гротесковой комедии, высмеивающей представителей эстетствующего дворянства. В своих фильмах Чиаурели активно использовал традиции грузинской народной живописи. Вышли на экран также фильмы «До скорого свидания» (1934, режиссер Г. А. Макаров), где в своеобразной форме соединены мотивы сатирической комедии-гротеска и социальной драмы (история побега из тюрьмы грузинского революционера), и комедия «Приданое Жужуны» (1934, режиссер С. Д. Палавандишвили). В 1930 режиссёр-оператор М.К. Калатозов снял фильм «Соль Сванетии» — документально-игровой киноочерк о жизни горного уголка Г., в котором долгое время сохранялись древние обычаи.

Кадр из фильма «Элисо». Реж. Н. М. Шенгелая. 1928. Грузинская Советская Социалистическая республика.

Кадр из фильма «Элисо». Реж. Н. М. Шенгелая. 1928.

  Первый грузинский звуковой фильм — «Шакир» («Роте фане», 1932, режиссер Л. Д. Эсакиа). В 30-е гг. в грузинское кино ведущее значение приобретает историко-революционная тематика, значительное место принадлежит фильмам «Последний маскарад» (1934) и «Арсен» (1937) (режиссер обоих фильмов М. Э. Чиаурели); «Последние крестоносцы» (1934) и «Дарико» (1937) (режиссер обоих фильмов С. В. Долидзе) и др. Традиции грузинской комедии развивали режиссер Д. Е. Рондели («Потерянный рай», 1938, «Запоздалый жених», 1940) и др. Н. М. Шенгелая поставил фильм «Золотистая долина» (1937) о колхозной деревне. В середине 30-х гг. начался выпуск грузинских мультфильмов («Аргонавты», «Чиора», «Пройдоха», режиссер всех фильмов В. Я. Муджири). В годы Великой Отечественной войны были созданы фильмы «Георгий Саакадзе» (1—2-я серии, 1942, 1943, режиссер М. Э. Чиаурели), «В чёрных горах» (1941, режиссер Н. М. Шенгелая), «Щит Джургая» (1944, режиссер С. В. Долидзе, Д. Е. Рондели) и др. В фильмах играли актёры: А. А. Хорава, А. А. Васадзе, С. А. Закариадзе, Ш. К. Гамбашидзе, Ц. Цуцунава, Т. И. Цицишвили, С. Л. Багашвили, А. М. Жоржолиани, Д. П. Церодзе и др. Грузинские документалисты работали во фронтовых группах, участвовали в создании летописи Великой Отечественной войны; были сняты документальные фильмы «Конец немецкой авантюры на Кавказе», «Первая фронтовая весна» и др.

Сцена из спектакля Грузинского театра им. Ш. Руставели «Арсен» С. Шаншиашвили. 1936. Грузинская Советская Социалистическая республика.

Сцена из спектакля Грузинского театра им. Ш. Руставели «Арсен» С. Шаншиашвили. 1936.

Кадр из фильма «Последний маскарад». Реж. М. Э. Чиаурели. 1934. Грузинская Советская Социалистическая республика.

Кадр из фильма «Последний маскарад». Реж. М. Э. Чиаурели. 1934.

  Новый этап в развитии грузинское кино начался в середине 50-х гг., увеличилось производство фильмов, расширилась их тематика. Наряду с фильмами известных режиссёров— «Кето и Котэ» (1948, режиссеры В. В. Таблиашвили, Ш. М. Гедеванишвили), «Стрекоза» (1954, режиссер С. В. Долидзе), «Они спустились с гор» (1955, режиссер Н. К. Санишвили) и др. — появились интересные работы молодых режиссёров: «Лурджа Магданы» (1956, режиссеры Т. Е. Абуладзе и Р. Д. Чхеидзе), «Наш двор» (1957, режиссер Р. Д. Чхеидзе), «Чужие дети» (1958) и «Мольба» (1968, режиссер Т. Е. Абуладзе). Значительное произведение грузинских кинематографистов — «Отец солдата» (1965, режиссер Р. Д. Чхеидзе, в главной роли С. А. Закариадзе). Поставлены кинокартины: «Тайна двух океанов» (1957, режиссер К. К. Пипинашвили), «Баши-Ачуки» (1957, режиссер Л. Д. Эсакиа), «Отарова вдова» (1958, режиссер М. Э. Чиаурели), «Последний из Сабудара» (1958, режиссер Ш. И. Манагадзе), «Прерванная песня» (1960, режиссер Н.К. Санишвили), «День последний, день первый» (1960) и «Палиастоми» (1963, оба — режиссер С. В. Долидзе), «Я, бабушка, Илико и Илларион» (1962, режиссер Т. Е. Абуладзе), «Белый караван» (1963, режиссеры Э. Н. Шенгелая и Т. Г. Мелиава), «Свадьба» (1964, режиссер М. Г. Кобахидзе), «Я вижу солнце» (1965, режиссер Л. Л. Гогоберидзе), «Хевсурская баллада» (1965, режиссер Ш. И. Манагадзе), «Встреча с прошлым» (1967, режиссер С. В. Долидзе), «Алавердоба» (1967, режиссер Г. Н. Шенгелая), «Тариел Голуа» (1968, режиссер Л. И. Хотивари), «Необыкновенная выставка» (1968, режиссер Э. Н. Шенгелая), «Листопад» (1968, режиссер О. Д. Иоселиани), «Большая зелёная долина» (1968, режиссер М. А. Кокочашвили), «Ну и молодёжь» (1969, режиссер Р. Д. Чхеидзе), «Пиросмани» (1969, режиссер Г. Н. Шенгелая), «Свет в наших окнах» (1969, режиссер К. Г. Мгеладзе), «Десница великого мастера» (1—2-я серии, 1970—71, режиссер В. В. Таблиашвили) и др.

Кадр из фильма «Отец солдата». Реж. Р. Д. Чхеидзе. 1965. Грузинская Советская Социалистическая республика.

Кадр из фильма «Отец солдата». Реж. Р. Д. Чхеидзе. 1965.

  Художественные фильмы создаются на киностудии «Грузия-фильм». На грузинской студии хроникально-документальных и научно-популярных фильмов ряд значительных картин создали оператор-режиссёр Г. И. Асатиани («Разноэтажная Америка», «Мюнхен 25 лет спустя» и др.), режиссёры Д. А. Абашидзе, И. И. Канделаки, Ш. Т. Чагунава, О. С. Гургенидзе, Р. М. Чиаурели, Г. Д. Чубабрия, Ш. И. Хомерики. Успехов добились режиссёры, работающие в мультипликационном кино: В. Д. Бахтадзе, А. Н. Хинтибидзе и др.

  Создана студия, выпускающая телевизионные фильмы («Серенада» режиссер К. Л. Хотивари, «Кувшин» режиссер И. М. Квирикадзе и др.). В 1957 основан Союз кинематографистов Грузинской ССР. В 1971 в Г. было 1826 киноустановок.

 

Грузинская Советская Социалистическая республика (Сакартвелос Сабчота Социалистури Республика), Грузия (Сакартвело).

Грузинская ССР. Герб государственный. Грузинская Советская Социалистическая республика.

Грузинская ССР. Герб государственный.

I. Общие сведения
III. Природа
IV. Население
Первобытнообщинный строй на территории Г. Становление классового общества.
Зарождение и развитие феодальных отношений в Г. (2—18 вв.).
Г. после присоединения к России. Разложение феодального строя и зарождение капиталистических отношений (1-я половина 19 в.).
Г. в период капитализма (60—90-е гг. 19 в.)
VI. Коммунистическая партия Грузии
VII.Ленинский Коммунистический Союз Молодёжи Грузии
VIII. Профессиональные союзы
IX. Народное хозяйство
XII. Наука и научные учреждения
1. Естественные и технические науки
2. Общественные науки
3. Научные учреждения
XIII. Печать, радиовещание, телевидение
XIV. Литература
XV. Архитектура и изобразительное искусство
XVI. Музыка
XVII.Танец. Балет
XIX. Кино
Так же Вы можете узнать о...


Дактилография (от дактило... и греч. grapho — пишу), письмо пальцем на любой удобной для письма плоскости.
Диполь (от ди... и греч. polos — полюс) электрический, совокупность двух равных по абсолютной величине разноимённых точечных зарядов, находящихся на некотором расстоянии друг от друга.
Жашков, город (с 1956), центр ского района Черкасской области УССР.
Зуева Анастасия Платоновна [р. 5(17).12.1896, с.
Историческое общество Нестора-летописца, основано в 1872 в Киеве, официально открылось в январе 1873.
Карпинский Александр Петрович [26.12.1846 (7.
Клише (штамп) Клише, штамп, явление индивидуального или социального языка, при котором для обозначения определенного содержания регулярно используется какое-нибудь одно из ряда синонимичных выражений.
Корбюзье (Corbusier), псевдоним Шарля Эдуара Жаннере (1887—1965), французского архитектора.
Кузнецов Федор Исидорович [17(29).9.1898, деревня Балбечино, ныне Горецкого района Могилёвской области, — 22.
Лео Андре Лео (Leo) Андре (псевдоним; настоящее имя и фамилия Леони Шансе, Champseix, урождённая Бера, Bera) (1829, Лузиньян, — 1900, Париж), французская общественная деятельница, писательница.
Ляпунов Прокопий Петрович [умер 22.7(1.8).1611], русский политический деятель начала 17 века.
Мегиддо (современное городище Тель-эль-Мутеселим), древний город и крепость на пересечении важных в древности торговых путей Передней Азии (развалины на севере современного государства Израиль).
Многолетняя мерзлота, то же, что вечная мерзлота.
Найрамдал, Хыйтун, самая высокая вершина в горном массиве Табын-Богдо-Ола на Алтае.
Новый Карел Новый (Nový) (настоящая фамилия — Новак, Novák) Карел (р.
Оресса, Расса, река в Минской и Гомельской области БССР, правый приток р.
Паули принцип, принцип запрета, фундаментальный закон природы, согласно которому две тождественные частицы с полуцелым спином (в единицах Плятт Ростислав Янович [р. 30.11 (13.12).1908, Ростов-на-Дону], русский советский актёр, народный артист СССР (1961).