Грузинская Советская Социалистическая республика XV. Архитектура и изобразительное искусство

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ГА ГБ ГВ ГД ГЕ ГЁ ГЖ ГЗ ГИ ГЛ ГМ ГН ГО ГП ГР ГС ГУ ГХ ГЫ ГЬ ГЭ ГЮ ГЯ
ГРА
ГРЕ
ГРЁ
ГРЖ
ГРИ
ГРО
ГРУ
ГРЫ
ГРЭ
ГРЮ
ГРЯ

XV. Архитектура и изобразительное искусство

Средневековая архитектура. Храм Цроми. 626—634. Грузинская Советская Социалистическая республика.

Средневековая архитектура. Храм Цроми. 626—634.

Архитектура. Древнейшие поселения на территории Г. восходят к энеолиту (селища Шулаверис-гора и Имирис-гора). Для них характерны сырцовые дома, круглые в плане, с ложнокупольным перекрытием. В это же время появляются прямоугольные дома с плоской крышей, опирающейся на центральный столб. К эпохе ранней бронзы относится селище Квацхелеби близ Гори, к эпохе бронзы и раннему железному веку — городище Нацар-гора, курганы Триалети, Самтавро, Самгори, дольмены Абхазии. От древнейших государственных образований (конец 1-го тыс. до н. э. — первые века н. э.) сохранились памятники, свидетельствующие о развитых строителных приёмах: акрополь древней столицы Мцхеты, городище Вани в Западной Г. (оба с мощными крепостными сооружениями, дворцовыми и культовыми строениями), скальные сооружения (ранние помещения пещерного города Уплисцихе). Литературные источники говорят о существовании различных типов народного жилища, в частности «дарбази» — прямоугольного в плане дома, с деревянным куполообразным ступенчатым перекрытием («гвиргвини»). С 1-й половины 4 в., с принятием христианства и началом развития феодальных отношений строятся укрепленные города (обычно на склонах гор), с цитаделью, дворцовыми сооружениями и городскими кварталами, обнесёнными стенами с башнями (Уджарма, Тбилиси). В большом количестве сохранились храмы. Ряд церквей варьирует привнесённую извне форму базилики (Болнисский Сион, 478—493; базилики 6—7 вв. — в Урбниси, Анчисхатская в Тбилиси, в Цкаростави, Вазисубани, Хашми; оригинальные трёхцерковные базилики, где нефы разделены не устоями, а стенами, — в Дманиси, Некреси, Зегани и др.). Со 2-й половины 6 в. ведущее место занимают центрально-купольные храмы, преимущественно четырёхапсидные (тетраконх в плане; Дзвели Гавази, Ниноцминда). Наиболее совершенно разработана композиция четырёхапсидного здания с куполом на тромпах (знаменитый храм Джвари, 586/87—604; храмы типа Джвари: Мартвили, Атенский Сион, Шуамта — все 7 в.); интересны круглые купольные храмы — тетраконхи с круговым обходом и хорами (Бана, Ишхани). Тип купольных церквей с 4 подкупольными устоями представлен храмом Цроми (626—634). 2-я половина 6—1-я половина 7 вв. — период расцвета грузинской средневековой архитектуры, для которой в это время характерны строгость стиля, уравновешенность форм, тщательная пластическая разработка фасадов, облицованных, как и интерьеры, гладко отёсанным камнем. Распространены своды, арки. Декор — сдержанный: резные оконные навершия и отдельные рельефы на фасадах.

Дарбази в Дигоми (близ Тбилиси). Интерьер (зарисовка). Грузинская Советская Социалистическая республика.

Дарбази в Дигоми (близ Тбилиси). Интерьер (зарисовка).

  Заторможенное арабским завоеванием строительство вновь разворачивается в 8—9 вв. в самостоятельных грузинских княжествах и царствах (Тао-Кларджети, Абхазии, Кахети, в отдельных частях Картли). О сложных творческих исканиях в это время свидетельствуют значительные памятники (соборы в Самшвилде, Цирколи; храмы Гурджаани, Вачнадзиани; монастыри в Юж. Г.). В период развитого феодализма (середина 10 в. — рубеж 13—14 вв.) архитектура вновь достигает мощного расцвета. Возникают новые и развиваются многие старые города; строятся крепости, большие соборы, мосты, каравансараи, различные сооружения общественного назначения (например, больницы), монастырские ансамбли (с храмами, трапезными, библиотеками, скрипториями и т. д.). В культовой архитектуре ведущим становится тип прямоугольного в плане крестово-купольного храма, с удлинённой продольной осью, с высоким барабаном и куполом, опирающимся на столбы, и крытым шатром. В пропорциях усиливается устремление ввысь; на фасадах — аркатуры, пышная резьба; внутри стены, и своды сплошь расписаны. При общей живописности сохраняются тектоническая ясность и чёткость композиции: храмы в Кумурдо (архитектор Сакоцари), в с. Ошки, оба — 10 в.; храм Баграта в Кутаиси, 10—11 вв.; собор Алаверди, патриарший собор Светицховели в Мцхете (архитектор Арсукисдзе), храмы Самтависи (архитектор Илларион Самтавнели), Никорцминда, Кацхи, все — 11 в.; Гелатский монастырь, начало 12 в. Церкви 12 — начало 13 вв. меньше, интимнее, но более насыщены резным декором (Бетаниа, Икорта, Кватахеви, Питарети). В 12—13 вв. продолжалось строительство грандиозных пещерных монастырей (Давид Гареджа, Вардзиа). Из памятников гражданской архитектуры сохранились руины царского дворца в Гегути (основные части — 12 в.), академии в Икалто и Гелати (обе — 12 в.).

Средневековая архитектура. Двухкупольная церковь Квелацминда в Гурджаани. 8—9 вв. Грузинская Советская Социалистическая республика.

Средневековая архитектура. Двухкупольная церковь Квелацминда в Гурджаани. 8—9 вв.

  От 14—18 вв. сохранились городища (Греми, 16 в., в Кахети), храмы, монастыри, феодальные дворцы, замки (Ананури), крепости, возведённые в неприступных местах (Хертвиси, Кварасцихе), каравансараи, бани, торговые ряды. В планах и объёмно-пространственные композиции сохраняются национальные традиции, но художественный уровень снижается; в Восточной Г. большое распространение получает строительство из кирпича.

  С присоединением Г. к России официальные сооружения возводятся в стиле классицизма, который проникает и в архитектуру городских жилых зданий, органически сочетаясь с национальными традиционными элементами. На рубеже 19—20 вв. выступает грузинский архитектор С. Г. Клдиашвили (жилые дома и дворянская гимназия, ныне здание университета, в Тбилиси). Типология крестьянского Жилого дома разнообразна: «дарбази» в Картли и Месхети, дома типа «одасахли» (деревянный на каменном цоколе, прямоугольный в плане дом из нескольких комнат с балконом по всему фасаду) в Западной Г., дома-башни в горных районах. Со 2-й половины 19 в. в городской архитектуре господствует эклектизм, в начале 20 в. встречаются попытки использования национальных архитектурных форм и мотивов (Грузинский дворянский земельный банк, ныне библиотека Грузинской ССР им. К. Маркса, в Тбилиси, 1912—16, архитектор А. Н. Кальгин). В советское время, особенно с 30-х гг., вместе с осуществлением планов социалистической индустриализации, развернулись работы по реконструкции городов (составлен первый генеральный план реконструкции Тбилиси, 1934, архитектор И. И. Малоземов, З. А. Курдиани, Г. А. Гогава), курортов, строительству жилых домов и общественных зданий. В 20—30-х гг. строятся здания в духе советского конструктивизма (санатории, дома отдыха), применяются традиционные национальные архитектурные формы (среди лучших образцов — ЗАГЭС, 1927, архитектор А. Н. Кальгин, М. С. Мачавариани, К. А. Леонтьев; фасад Музея Грузии, 1927—29, Н. П. Северов; стадион «Динамо», 1933—37, А. Г. Курдиани). Но стремление воплотить новое содержание в национальных архитектурных формах прошлого в некоторых случаях сводилось к механическому повторению композиционных и декоративных мотивов средневекового грузинского зодчества и архитектуры классицизма.

Жилые дома в Тбилиси, 1-я половина 19 в. Грузинская Советская Социалистическая республика.

Жилые дома в Тбилиси, 1-я половина 19 в.

  После Великой Отечественной войны (особенно с 50-х гг.) усиленным темпом идёт реконструкция старых городов (Гори, архитекторы Л. З. Сумбадзе и Б. В. Лордкипанидзе; Цхалтубо, архитекторы В. А. Кедиа и И. Г. Заалишвили), возникают новые города, связанные с крупными индустриальными объектами (город металлургов Рустави и др.). В Тбилиси и др. городах построены административные здания (главный корпус Дома правительства Грузинского ССР в Тбилиси, архитекторы Г. И. Лежава и В. Д. Кокорин, при участии В. Д. Насаридзе), театры, дворцы культуры, учебные, спортивные сооружения, санатории и дома отдыха. С конца 50-х гг. в Г., как и в др. республиках, широко внедряются индустриальные методы строительства. Создаются новые архитектурные формы и объёмно-пространственные композиции на основе новых конструкций и материалов. Среди сооружений 60-х — начала 70-х гг.: Дворец спорта (архитекторы В. Ш. Алекси-Месхншвили, Ю. С. Касрадзе, инженер Д.И. Каджаиа), гостиница «Иверия» (архитектор О. Д. Калаидаришвили, при участии И. С. Цхомелидзе), Грузинский с.-х. институт (архитекторы В. Ш. Алекси-Месхишвили, Г. Р. Габашвили), новый корпус университета (архитекторы С. М. Бежанов, Ш. Л. Качкачишвили, М. К. Шавишвили, М. С. Шубладзе, конструктор В. И. Ломидзе), концертный зал филармонии (архитектор И. Н. Чхенкели, конструктор Ш. В. Газашвили) — все в Тбилиси; институт субтропического хозяйства в Сухуми (архитекторы Д. И. Кипшидзе, О. В. Пайчадзе, К. А. Цулая). Огромный размах приобрело жилищное строительство. Создаются районы многоквартирных жилых домов, отвечающих местным климатическим условиям, снабженных лоджиями, балконами, обеспеченных сквозным проветриванием. Разработаны генеральные планы крупных городов и курортов, утвержден новый генеральный план Тбилиси (1970, архитекторы Г. А. Джапаридзе, А. В. Джибладзе. И. Ш. Шавдиа, И. Н. Чхенкели). Всё больше применяется синтез архитектуры со скульптурой, мозаичными, живописными и чеканными панно (Дом бракосочетаний в Тбилиси, 1965, архитекторы Ш. Д. Кавлашвили, Р. Г. Кикнадзе, скульпторы Г. А. и И. А. Очиаури; станции Тбилисского метрополитена, с 1966). Развернулось курортное строительство (особенно в Цхалтубо и Пицунде) и строительство на селе. Значительных успехов достигла архитектура малых форм (скверы, киоски, обелиски и т. д.).

В. Д. Кокорин, Г. И. Лежава. Дом правительства Грузинской ССР в Тбилиси. 1938—53. Грузинская Советская Социалистическая республика.

В. Д. Кокорин, Г. И. Лежава. Дом правительства Грузинской ССР в Тбилиси. 1938—53.

И. А. Очиаури. <span style='font-family:Arial;layout-grid-mode:line'>«</span>Пастух<span style='font-family:Arial;layout-grid-mode:line'>»</span>. Чеканка по металлу. 1967. Грузинская Советская Социалистическая республика.

И. А. Очиаури. «Пастух». Чеканка по металлу. 1967.

Архитектор И. Н. Чхенкели, конструктор Ш. В. Газашвили. Фойе концертного зала Грузинской филармонии в Тбилиси. 1971. Грузинская Советская Социалистическая республика.

Архитектор И. Н. Чхенкели, конструктор Ш. В. Газашвили. Фойе концертного зала Грузинской филармонии в Тбилиси. 1971.

Хета — жилой посёлок цитрусового совхоза в Западной Грузии. 1950-е гг. Планировка арх. Н. М. Курдиани, типовые жилые дома серии 209, арх. Л. З. Сумбадзе. Грузинская Советская Социалистическая республика.

Хета — жилой посёлок цитрусового совхоза в Западной Грузии. 1950-е гг. Планировка арх. Н. М. Курдиани, типовые жилые дома серии 209, арх. Л. З. Сумбадзе.

И. Д. Кавлашвили, Е. А. Кварцхава, Г. В. Мелкадзе, Т. А. Микашавидзе. Станция тбилисского метрополитена «Площадь Марджанишвили». 1966. Грузинская Советская Социалистическая республика.

И. Д. Кавлашвили, Е. А. Кварцхава, Г. В. Мелкадзе, Т. А. Микашавидзе. Станция тбилисского метрополитена «Площадь Марджанишвили». 1966.

Г. А. Очиаури. Скульптурная композиция «Море» в Пицунде. Бронза. 1969. Грузинская Советская Социалистическая республика.

Г. А. Очиаури. Скульптурная композиция «Море» в Пицунде. Бронза. 1969.

В. Ш. Алекси-Месхишвили. Грузинский сельскохозяйственный институт в Тбилиси. 1967. Грузинская Советская Социалистическая республика.

В. Ш. Алекси-Месхишвили. Грузинский сельскохозяйственный институт в Тбилиси. 1967.

Изобразительное искусство. Древнейшие памятники изобразительного искусства Г. — художественные изделия из металла и керамика с врезанным, лепным и расписным орнаментом — восходят к энеолиту. К 1-й половине и середине 2-го тыс. до н. э. относятся золотые, серебряные и бронзовые изделия из Триалети, украшенные цветными камнями, зернью или чеканными изображениями людей и животных, а также чернолощёная и расписная керамика, к рубежу 2—1-го тыс. до н. э. — бронзовые топоры, бляхи, пояса т. н. кобано-колхского круга, украшенные стилизованными гравиров. изображениями животных, литые фигурки людей. От периода рабовладельческих государств сохранились погребения с богатым инвентарём, в том числе украшениями из золота с гранатами, зелёными стёклышками, камеями и т. п., выполненными в местных художественных традициях (применены техника литья, чеканка, гравировка, филигрань, зернь, цветные вкладки), серебряной завозной посудой, стеклом, керамикой («Ахалгорийский клад», Вани, Армазисхеви, Клдеети, Бори, Уреки, Самтавро, Багинети и др.).

Золотые украшения из Вани (5 в. до н. э.). Браслеты. Грузинская Советская Социалистическая республика.

Золотые украшения из Вани (5 в. до н. э.). Браслеты.

  После принятия христианства в Г. приходят из центров христианского Востока новое содержание и новые формы изобразительного искусства,

  которые грузинские мастера перерабатывают, создавая собственную художественную школу. Средневековое изобразительное искусство Г. представлено декоративной скульптурой, чеканкой по металлу (являющейся важной областью грузинской пластики), резьбой по дереву, монументальной живописью, мозаикой, миниатюрой. Скульптура (рельефы на фасадах храмов, на алтарных преградах, каменных стелах) и чеканка проходят эволюцию от некоторой пластичности форм, унаследованной от эллинистического искусства (некоторые капители Болнисского Сиона, рельефы храма Джвари ), к плоскостности, линейности (при сохранении пластичности линии) и орнаментальности, к нарушению пропорций человеческой фигуры, что придаёт изображению экспрессию и подчёркнутую декоративность (рельеф из Опизы, 9 в., стела из Усанети, 8—9 вв., чеканная икона «Преображение» из Зарзмы, 886,— все в Музее искусств Грузинской ССР, Тбилиси; деревянная резная дверь из с. Чукули, в Музее Грузии, Тбилиси). В 10—11 вв. поиски пластичной моделировки форм, передачи правильных пропорций человеческой фигуры знаменуют новый этап развития скульптуры Г. К произведениям этого времени относятся чеканные золотые выносные кресты из Ишхани, из Брила (мастер Асат), из Брети, чаша из Бедиа; икона «Умиление» из Зарзмы, тондо из Гелати с изображением св. Мамая (все — в Музее искусств Грузинской ССР), каменные рельефы на храмах в Кумурдо, Ошки, Светицховели в Мцхете, Никорцминда; отличающиеся тонкой пластичностью и выразительностью каменные рельефы алтарных преград (из Сапары, Ховле — в Музее искусств ГрузинскойССР). Произведения чеканки 12—13 вв. украшены пышным растительным орнаментом и цветными деталями (эмали, чернь; знаменитый Хахульский складень с многочисленными эмалями; произведения Бека и Бешкена Опизари — все в Музее искусств Грузинской ССР); в 16 в. появляются разработка фонов гравиров. мелким растительным узором, вставки цветных драгоценных камней. Самые ранние из уцелевших памятников монументальеной живописи на территории Г. примыкают по стилю к кругу древнехристианских памятников Переднего Востока (мозаичные полы храма в Пицунде, 4—5 вв.). Затем намечается отход от эллинистических принципов (мозаика алтаря в Цроми, 7 в.), изображения становятся плоскостно-линейными (росписи церкви монастыря Додо в комплексе Давид Гареджа). Монументальная живопись достигает блестящего расцвета в 10—13 вв. Росписи сплошь покрывают все внутренние стены и своды храмов. Появляются житийные циклы местных святых, портреты исторических лиц (царь Георгий III, царица Тамара в храмах Вардзиа, Бетаниа, Кинцвиси, царь Давид Строитель — в Гелати, царь Димитрий — в Мацхвариши); принесённые из Византии иконографические образцы творчески перерабатываются. Для грузинских росписей этого времени характерны сдержанность мягко сгармонированного колорита, линейность письма. Развитие идёт от строгой монументальности произведений 10—11 вв. (росписи Атенского Сиона) к динамичности и декоративной изысканности в рисунке и колорите живописи начала 13 в. (росписи храма в Кинцвиси). Кроме столичной школы, к которой принадлежат названные фрески, существуют местные школы: в провинции Рача, в Сванети (художники Тевдоре и Микел Маглакели, конец 11—1-я половина 12 вв.), в храмах Гелатского монастыря (12 в.) и др.

Древнегрузинская серебряная монета колхидка. 6—3 вв. до н. э. Грузинская Советская Социалистическая республика.

Древнегрузинская серебряная монета колхидка. 6—3 вв. до н. э.

  В искусстве миниатюры (самые ранние — 9—10 вв.) различают две тенденции: одна, характеризующаяся линейной манерой письма, подцвеченным рисунком (Мцхетская псалтырь, 10 в., институт рукописей АН Грузинской ССР, Тбилиси), связана с местными художественными традициями; вторая следует приёмам византийских парадных рукописей с их техникой многослойного письма и применением золота (миниатюры 2-го Джручского и Гелатского евангелий, 11— 12 вв., институт рукописей АН Грузинской ССР). Из рукописей с миниатюрами 17 в. наиболее интересны светские, в особенности списки «Витязя в тигровой шкуре».

  Декоративно-прикладное искусство средневековой Г. представлено перегородчатой эмалью (развита в 6—15 вв.), расписной керамикой (расцвет в11—13 вв., крупные центры производстваТбилиси, Дманиси; с 15 в. появляется расписная майолика), вышивкой по шёлку и бархату, резными печатями.

  В 19 в. важное значение имела связь с западно-европ. и русским искусством. Зарождается и развивается станковая живопись, главным образом портрет. Первый представитель реалистической портретной живописи — Г. И. Майсурадзе, окончивший АХ в Петербурге. В 1880—90-е гг. появились художники демократического направления: Р. Н. Гвелесиани, А. Л. Беридзе; Г. И. Габашвили — автор портретов, пейзажей, бытовых картин; первый грузинский гравёр-ксилограф Г. Н. Татишвили. В конце 19 — начале 20 вв. выступают связанные с передвижниками, обращающиеся к бытовым и социальным темам живописцы А. Р. Мревлишвили, М. И. Тондзе, график А. И. Гогиашвили. На рубеже 19—20 вв. появляются произведения основоположника современной грузинской скульптуры Я. И. Николадзе (портреты, надгробия) и талантливого самоучки — живописца-примитивиста Нико Пиросманашвили.

Г. И. Габашвили. «Три генерала». 1910. Тбилисская академия художеств. Грузинская Советская Социалистическая республика.

Г. И. Габашвили. «Три генерала». 1910. Тбилисская академия художеств.

<a target=<a target=Фрагмент Цилканской иконы. Эмаль. 8 в. Музей искусств Грузинской ССР. Тбилиси. Грузинская Советская Социалистическая республика." alt="Фрагмент Цилканской иконы. Эмаль. 8 в. Музей искусств Грузинской ССР. Тбилиси."> Грузинская Советская Социалистическая республика." alt="А. Р. Мревлишвили. «Низкий забор». 1901. Музей искусств Грузинской ССР. Тбилиси.">

Фрагмент Цилканской иконы. Эмаль. 8 в. Музей искусств Грузинской ССР. Тбилиси. Грузинская Советская Социалистическая республика.

Фрагмент Цилканской иконы. Эмаль. 8 в. Музей искусств Грузинской ССР. Тбилиси.

А. Р. Мревлишвили. «Низкий забор». 1901. Музей искусств Грузинской ССР. Тбилиси.

<a target=<a target=Н. Пиросманашвили. «Медведь в лунную ночь» 1913 (?). Музей искусств Грузинской ССР. Тбилиси. Грузинская Советская Социалистическая республика." alt="Н. Пиросманашвили. «Медведь в лунную ночь» 1913 (?). Музей искусств Грузинской ССР. Тбилиси."> Грузинская Советская Социалистическая республика." alt="Р. Н. Гвелесиани. Портрет художника А. Беридзе. 1882. Музей искусств Грузинской ССР. Тбилиси.">

Н. Пиросманашвили. «Медведь в лунную ночь» 1913 (?). Музей искусств Грузинской ССР. Тбилиси. Грузинская Советская Социалистическая республика.

Н. Пиросманашвили. «Медведь в лунную ночь» 1913 (?). Музей искусств Грузинской ССР. Тбилиси.

Р. Н. Гвелесиани. Портрет художника А. Беридзе. 1882. Музей искусств Грузинской ССР. Тбилиси.

<a target=<a target=Тондо с изображением св. Мамая из Гелатского монастыря. Чеканка по металлу. 1-я пол. 11 в. Музей искусств Грузинской ССР. Тбилиси. Грузинская Советская Социалистическая республика." alt="Тондо с изображением св. Мамая из Гелатского монастыря. Чеканка по металлу. 1-я пол. 11 в. Музей искусств Грузинской ССР. Тбилиси."> Грузинская Советская Социалистическая республика." alt="Г. И. Майсурадзе. Портрет Н. Чичинадзе. 1853. Музей искусств Грузинской ССР. Тбилиси.">

Тондо с изображением св. Мамая из Гелатского монастыря. Чеканка по металлу. 1-я пол. 11 в. Музей искусств Грузинской ССР. Тбилиси. Грузинская Советская Социалистическая республика.

Тондо с изображением св. Мамая из Гелатского монастыря. Чеканка по металлу. 1-я пол. 11 в. Музей искусств Грузинской ССР. Тбилиси.

Хахульский складень. Чеканка по металлу и перегородочная эмаль. 1-я пол. 12 в. Музей искусств Грузинской ССР. Тбилиси. Грузинская Советская Социалистическая республика.

Хахульский складень. Чеканка по металлу и перегородочная эмаль. 1-я пол. 12 в. Музей искусств Грузинской ССР. Тбилиси.

<span style='font-family:Arial;layout-grid-mode:line'>«</span>Евангелист Лука<span style='font-family:Arial;layout-grid-mode:line'>»</span>. Миниатюра из Гелатского четвероевангелия. 11 в. Институт рукописей АН Грузинской ССР. Тбилиси. Грузинская Советская Социалистическая республика.

«Евангелист Лука». Миниатюра из Гелатского четвероевангелия. 11 в. Институт рукописей АН Грузинской ССР. Тбилиси.

Г. И. Майсурадзе. Портрет Н. Чичинадзе. 1853. Музей искусств Грузинской ССР. Тбилиси.

Я. И. Николадзе. Портрет грузинского поэта 12 в. Чахрухадзе. Мрамор. 1948. Музей искусств Грузинской ССР. Грузинская Советская Социалистическая республика.

Я. И. Николадзе. Портрет грузинского поэта 12 в. Чахрухадзе. Мрамор. 1948. Музей искусств Грузинской ССР.

  В советское время (в 1922) были созданы Тбилисская АХ и народная художественная студия М. И. Тоидзе (существовала до 1929). Становление грузинского советского искусства проходило в борьбе за социалистический реализм.

М. И. Тоидзе. Портрет старика-еврея. 1902. Музей искусств Грузинской ССР. Тбилиси. Грузинская Советская Социалистическая республика.

М. И. Тоидзе. Портрет старика-еврея. 1902. Музей искусств Грузинской ССР. Тбилиси.

  В живописи 20—30-х гг. развиты пейзаж (А. Г. Цимакуридзе, Д. Н. Какабадзе, Е. Д. Ахвледиани, В. Н. Джапаридзе), портрет (П. М. Блёткин, К. К. Магалашвили, К. Б. Санадзе), появляются темы индустриализации страны, преобразования села. Легендарно-фантастические сюжеты разрабатывает Л. Д. Гудиашвили. В 30-х гг. особое внимание уделяется историко-революционной тематике (М. И. Тоидзе, И. М. Тоидзе, А. К. Кутателадзе, В. В. Сидамон-Эристави), старому и новому быту (У. М. Джапаридзе). Успешно развивается книжная графика (И. А. Шарлемань, В. Д. Григолиа). Иллюстрации создают Л. Д. Гудиашвили, С. С. Кобуладзе, Т. Г. Абакелия, И. М. Тоидзе, иллюстрации к детским книгам — И. И. Габашвили. Станковая графика (офорт, ксилография, литография) посвящена главным образом революционной борьбе народа (Д. Е. Кутателадзе), социалистическому строительству (В. Ф. Кутателадзе).

Л. Д. Гудиашвили. «Рыба цоцхали». 1920. Музей искусств Грузинской ССР. Грузинская Советская Социалистическая республика.

Л. Д. Гудиашвили. «Рыба цоцхали». 1920. Музей искусств Грузинской ССР.

Д. Н. Какабадзе. «Имеретия — мать моя!». 1918. Музей искусств Грузинской ССР. Тбилиси. Грузинская Советская Социалистическая республика.

Д. Н. Какабадзе. «Имеретия — мать моя!». 1918. Музей искусств Грузинской ССР. Тбилиси.

К. К. Магалашвили. Портрет скульптора Я. Н. Николадзе. 1922. Музей искусств Грузинской ССР. Грузинская Советская Социалистическая республика.

К. К. Магалашвили. Портрет скульптора Я. Н. Николадзе. 1922. Музей искусств Грузинской ССР.

  В скульптуре ведущее место занял портрет (Я. И. Николадзе, Н. П. Канделаки, Н. Д. Церетели): развивалась также монументальная скульптура (К. М. Мерабишвили, В. Б. Топуридзе, Ш. В. Микатадзе, С. Я. Какабадзе, Р. М. Тавадзе), в том числе сюжетный рельеф (Т. Г. Абакелия, Г. Д. Сесиашвили).

Н. П. Канделаки. Портрет горняка-имеретинца. Тонированный гипс. 1938. Музей искусств Грузинской ССР. Грузинская Советская Социалистическая республика.

Н. П. Канделаки. Портрет горняка-имеретинца. Тонированный гипс. 1938. Музей искусств Грузинской ССР.

  Как художники театра работали И. И. Гамрекели, Д. Н. Какабадзе, П. Г. Оцхели, Е. Д. Ахвледиани, В. В. Сидамон-Эристави, С. С. Кобуладзе, С. Б. Вирсаладзе. . В годы Великой Отечественной войны большое развитие получает агитационная графика, особенно плакат (И. М. Тоидзе и др.). В живописи и скульптуре создаются портреты воинов-героев, картины на исторические и военно-патриотические темы. Интерес к этим темам сохраняется и в послевоенные годы. Однако наряду с ними появляются помпезные, поверхностные произведения. С конца 50-х гг. углубляются творческие поиски, усиливается внимание к специфическим средствам изобразительного искусства. Характерны острые композицтонные построения, подчас повышенная экспрессия. В области тематической картины работают Р. И. Стуруа, Ж. К. Медзмариашвили, Г. Д. Геловани, К. М. Махарадзе (тяготеющие к декоративно-монументальным решениям), Г. К. Тотибадзе, Д, Г. Хахуташвили, Т. Р. Мирзашвили, Г. У. Нарманиа, Р. Т. Тордиа; как портретисты, кроме художников старшего поколения, выступают А. М. Бандзеладзе, Э. Л. Каландадзе, З. А. Нижарадзе. В книжной графике значительны работы В. Д. Григолиа, А. М. Бандзеладзе, Д. В. Эристави, Т. Л. Кубанейшвили, Д. Г. Лолуа: в станковой — Д. М. Нодиа, Р. Г. Тархана-Моурави, А. В. Шаликашвили; среди театральных художников выдвинулись Д. М. Тавадзе, П. Г. Лапиашвили и др. В монументальной скульптуре активно выступают Э. Д. Амашукели (автор символической статуи «Мать-Грузия» и памятника Вахтангу Горгасалу в Тбилиси), М. И. Бердзенишвили (автор памятника Руставели в Москве, памятника Д. Гурамишвили в Тбилиси), Г. В. Кордзахиа (автор памятника В. В. Маяковскому в Москве перед Домом-музеем поэта), М. К. Мерабишвили (автор памятников А. С. Грибоедову в Тбилиси, Ираклию II в Телави), Д. Ш. Микатадзе (автор статуи «Мзечабуки» в Тбилиси). В станковой и декоративной пластике работают И. В. Окропиридзе, Б. Г. Авалишвили, Т. Г. Асатиани, Т. К. Гвиниашвили, А. М. Горгадзе, В. С. Ониани, Г. А. и И. А. Очиаури. Возрождаются искусство чеканки по металлу (И. А. Очиаури, Г. З. Габашвили, К. Е. Гурули, И. Д. Коиава), керамика (З. П. Майсурадзе, Р. И. Яшвили и др.).

Р. Т. Тордиа. <span style='font-family:Arial;layout-grid-mode:line'>«</span>Старик с одуванчиком<span style='font-family:Arial;layout-grid-mode:line'>»</span>. 1968. Грузинская Советская Социалистическая республика.

Р. Т. Тордиа. «Старик с одуванчиком». 1968.

К. М. Махарадзе. «Земля грузинская». 1967. Музей искусств Грузинской ССР. Грузинская Советская Социалистическая республика.

К. М. Махарадзе. «Земля грузинская». 1967. Музей искусств Грузинской ССР.

Э. Л. Каландадзе. Портрет художника З. А. Нижарадзе. 1955. Музей искусств Грузинской ССР. Грузинская Советская Социалистическая республика.

Э. Л. Каландадзе. Портрет художника З. А. Нижарадзе. 1955. Музей искусств Грузинской ССР.

Э. Д. Амашукели. Статуя «Мать-Грузия» в Тбилиси. Алюминий. 1963. Грузинская Советская Социалистическая республика.

Э. Д. Амашукели. Статуя «Мать-Грузия» в Тбилиси. Алюминий. 1963.

  Архитекторов готовит Грузинский политехнический институт им. В. И. Ленина в Тбилиси, художников и архитекторов — Тбилисская АХ. В 1933 организован Союз художников Грузинской ССР, в 1934 — Союз архитекторов Грузинской ССР.

 

  Лит.: Ars Georgica. Разыскания Института истории грузинского искусства, [т.] 1—5, Тб., 1942-1959; [т.], 6-А, 1963; [т.] 6-В (вопросы нового и советского искусства), 1964 (статьи на грузинском и русском языках); Амиранашвили Ш. Я., История грузинского искусства, М., 1963; Чубинашвили Г. Н., Северов Н. П., Пути грузинской архитектуры, Тб., 1936; Джандиери М. И.,Лежава Г. И., Архитектура горных районов Грузии, М., 1940; Северов Н. П., Памятники грузинского зодчества, М., 1947; Лежава Г. И., Джандиери М. И., Архитектура Сванетии, М., 1958; Джанберидзе Н., Кинцурашвили С., Архитектура Советской Грузии, М. — Тб., 1958; Чубинашвили Г. Н., Архитектура Кахетии, т. 1—2, Тб., 1959; Беридзе В. , Грузинская архитектура с древнейших времён до начала XX века, Тб., 1967; Закарая П., Древние крепости Грузии, Тб., 1969; Амиранашвили Ш. Я., История грузинской монументальной живописи, т. 1, Тб. , 1957; Чубинашвили Г. Н., Грузинское чеканное искусство, т. 1—2, Тб,, 1959; Гордезиани Б., Грузинская графика, Тб., 1963; Шервашидзе Л, А., О грузинской светской миниатюре, Тб., 1964; Амиранашвили Ш. Я. , Грузинская миниатюра, М., 1966: Мхеидзе Л., Скульптурный портрет в Грузии, Тб., 1967.

Грузинская ССР. Грузинская Советская Социалистическая республика.

Грузинская ССР.

  В. В. Беридзе, Т. Б. Вирсаладзе (средневековое искусство).

Грузинская Советская Социалистическая республика (Сакартвелос Сабчота Социалистури Республика), Грузия (Сакартвело).

Грузинская ССР. Герб государственный. Грузинская Советская Социалистическая республика.

Грузинская ССР. Герб государственный.

I. Общие сведения
III. Природа
IV. Население
Первобытнообщинный строй на территории Г. Становление классового общества.
Зарождение и развитие феодальных отношений в Г. (2—18 вв.).
Г. после присоединения к России. Разложение феодального строя и зарождение капиталистических отношений (1-я половина 19 в.).
Г. в период капитализма (60—90-е гг. 19 в.)
VI. Коммунистическая партия Грузии
VII.Ленинский Коммунистический Союз Молодёжи Грузии
VIII. Профессиональные союзы
IX. Народное хозяйство
XII. Наука и научные учреждения
1. Естественные и технические науки
2. Общественные науки
3. Научные учреждения
XIII. Печать, радиовещание, телевидение
XIV. Литература
XV. Архитектура и изобразительное искусство
XVI. Музыка
XVII.Танец. Балет
XIX. Кино
Так же Вы можете узнать о...


Сквайр (англ. squire), сокращённая форма английского дворянского титула эсквайр.
Спенсерова строфа, в стихосложении 9-стишная строфа с рифмовкой ababbcbcc, первые 8 строк — 5-стопные ямбы, последняя — 6-стопный ямб.
Сумчатые крысы, название нескольких родов млекопитающих из 2 семейств — хищных сумчатых и ценолестовых.
Терескен, терскен (Ceratoides), род однодомных невысоких кустарников и полукустарников семейства маревых.
Тромбофлебит (от тромб и флебит), воспаление стенки вены с образованием тромба, закрывающего её просвет.
Устойчивость основания, способность основания сооружения сопротивляться выпиранию грунта (из-под подошвы фундамента) под действием нагрузок, передаваемых сооружением.
Фосс Иоганн Генрих Фосс (Vob) Иоганн Генрих (20.
Холемия (от греч. chole — жёлчь и haima — кровь), избыточное накопление в крови жёлчных кислот при застое жёлчи и нарушении функции печени (преимущественно при наличии механического препятствия в жёлчных путях).
«Червоны штандар» («Czerwony Sztandar» — «Красное знамя»), республиканская газета Литовской ССР на польском языке.
Шлицевое соединение, см. в ст. Зубчатое соединение.
Энгель Эрнст Энгель (Engel) Эрнст (26.3.1821, Дрезден, — 8.
Абортивная трансдукция, вид трансдукции, при котором участок хромосомы бактерии, попавший в другую бактериальную клетку, не удваивается при её последующих делениях, а передаётся только одной дочерней клетке.
Альберт-Эдуард, прежнее название озера в Восточной Африке; см.
Арнаудов Михаил (р. 5.10.1878, Русс), болгарский литературовед, фольклорист, историк культуры.
Банкс (пролив) Банкс (Banks), пролив между о. Тасмания и островами Фюрно.
Биогеохимия, часть геохимии, изучающая геохимические процессы, происходящие в биосфере при участии организмов.