Грузинская Советская Социалистическая республика 2. Общественные науки

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ГА ГБ ГВ ГД ГЕ ГЁ ГЖ ГЗ ГИ ГЛ ГМ ГН ГО ГП ГР ГС ГУ ГХ ГЫ ГЬ ГЭ ГЮ ГЯ
ГРА
ГРЕ
ГРЁ
ГРЖ
ГРИ
ГРО
ГРУ
ГРЫ
ГРЭ
ГРЮ
ГРЯ

2. Общественные науки

Общественная мысль Г. с древнейших времён до начала 20 в. Зарождение философии в Г. относят к 3 в. Центром философской мысли античного периода являлась колхидская школа; предполагают, что в ней преобладала аристотелевская философия. Во 2-й половине 4 в. протекала деятельность приверженца стоицизма Бакури, испытавшего влияние Либания — идеолога античности и критика христианства. Начало феодализации Г. и признание христианства государственной религией вызвало к жизни новую средневековую идеологию. Одновременно в Г. распространяется манихейство. К 30-м гг. 5 в. относится деятельность манихейца Мобидана, сочинения которого были сожжены представителями грузинского ортодоксального христианства. Выдающуюся роль в освоении и переработке античного философского наследства сыграл Петр Ивер (5 в.), учивший о добре как едином и высшем начале. Согласно мнению ряда учёных (Ш. Нуцубидзе и др.), Иверу принадлежат сочинения, представляющие собой христианскую переработку неоплатонизма, приписанные в древности Дионисию Ареопагиту (см. Ареопагитики). В 6 в. философы Д. Гареджели и А. Некресели стремились рационалистически обосновать ряд основных положений христианства. Древнейшими дошедшими до нас памятниками, содержащими историчесие сведения, являются произведения агиографической церковной литературы (5—10 вв.).

  С 6 в. в общественной и философской мысли Г. всё сильнее проявляются светские настроения, повышенный интерес к общественной жизни. Ритор и политический деятель Айэт усматривал основы взаимоотношения различных стран, народов и отдельных людей в добродетели, Фартази считал основой согласия и добрососедства между народами «единство взглядов». В общественной мысли 6 — начала 7 вв. проводятся аналогии между обществом и живым организмом.

  Завоевание Г. арабами (середина 7 в.) привело к усилению христианской религиозной догматики и распространению эсхатологических идей (см. Эсхатология). В 8—10 вв. наблюдается пробуждение общественной мысли и оживление патриотических настроений, которые отразились в творчестве писателей и мыслителей Иоанна Сабанисдзе, Георгия Мерчуле и др. Первым дошедшим до нас произведением светской историографии является «Летопись обращения Картли» (9 в.), включающая историческую хронику с 4 в. до н.э.

  К 10—11 вв. относится произведения Евфимия Ивера «Мудрость Балавара», отразившее идеи ареопагитик. Предполагается, что Е. Ивер — автор греческой редакции этого сочинения, — т. н. «Романа о Варлааме и Иоасафе», популярного на христианском Востоке и в странах Запада.

  В 11 в. Ефрем Мцире — основоположник схоластики в Г.— своими переводами и комментариями способствовал популяризации античных философских идей. В сочинениях Е. Мцире и другие представителей грузинской афонской литературной школы излагаются исторические факты, использованы фольклор, письменные и вещественые памятники, свидетельства очевидцев. Философская мысль в Г. в дальнейшем развивалась по двум направлениям. Консервативное крыло было представлено А. Икалтоели (12 в.), стоявшим на позициях христианской догматики; прогрессивное — И. Петрици (11—12 вв.). Воззрения И. Петрици, сложившиеся под влиянием неоплатонизма, оказали благотворное воздействие на дальнейшее развитие грузинской философской мысли. В 12 в. протекала деятельность Ш. Руставели — крупнейшего представителя гуманизма в Г. В его поэме «Витязь в тигровой шкуре» нашли отражение идеалы ценности земного существования. В 11—12 вв. грузинская историография выражала интересы центральной власти. В 12 в. создаётся сборник древнегрузинских исторических сочинений «Картлис цховреба»История Грузии»).

  Длительное господство монголов, а затем персов и турок подорвало политическое единство и экономическую мощь Г., затормозило развитие культуры. Её возрождение началось с 17 в. Крупные представители грузинской философской мысли 17—18 вв. — С. Орбелиани и А. Багратиони. Орбелиани развивал идеи гуманизма, выступал сторонником просвещённого абсолютизма. Деятельность Багратиони относилась к области логики, метафизики, этики и физики.

  В 1-й четверти 18 в. по инициативе царя Вахтанга VI создаётся «Комиссия учёных мужей», которая отредактировала сборник «Картлис цховреба» и довела историю Г. до 18 в. Выдающимся представителем грузинской феодальной историографии был Вахушти Багратиони, в сферу исследований которого вошли вопросы социально-политической и экономической истории, исторической географии, этнографии, хронологии, генеалогии, картографии. К 18 в. относится деятельность основоположника демократического направления в грузинской общественной мысли Д. Гурамишвили.

  После присоединения Г. к России грузинская философия начала развиваться в тесной связи с русской философской мыслью. Просветитель-материалист Д. Багратиони усматривал основу мира в движущейся материи. Его взгляды были развиты дальше С. Додашвили, провозгласившим главным предметом философии — человека, а целью философии — исследование начал его разумной деятельности. С просветительских и идеалистических позиций в этот период выступили И. Багратиони, И. Хелашвили и др. В 50-х гг. 19 в. Г. Кикодзе пытался сочетать материалистические и идеалистические идеи, что предопределило непоследовательность и внутреннюю противоречивость его философских построений.

  Дальнейшее развитие получает грузинская историография. Значительная заслуга в её развитии принадлежит академику Петербургской АН М. Броссе, автору капитальных исследований по истории Г. и в области вспомогательных дисциплин (историография, нумизматика, эпиграфика и др.). Броссе опубликовал в оригинале и во франц. переводе основные источники по истории Г. («Картлис цховреба» и др.). В середине 19 в. П. Иоселиани исследовал историю грузинских городов и древностей, С. Баратов (Бараташвили) попытался связать историю Г. со всемирной историей.

  В 18 — середине 19 вв. появляются экономические сочинения, в которых встречаются положения, сходные с идеями физиократов и меркантилистов, освещаются вопросы внутренней торговли, денежного обращения, землевладения и землепользования, крепостного права, ремесла и домашней промышленности, сельского хозяйства; проповедуется необходимость развития свободного предпринимательства, разделения труда, организации государственного кредита, развития внешней торговли как средства накопления денег (золота и сереора).

  Важным периодом в развитии грузинской философии были 60-е гг. И. Г. Чавчавадзе, А. Н. Я. Николадзе, Г. К. Б. Лордкипанидзе и др. выступили с программой революционного демократизма и борьбы за ликвидацию национального гнёта. В статьях И. Г. Чавчавадзе, Д. И. Кипиани и др. выдвигалась идея всеобщности труда как основы нового общественного устройства. И. Г. Чавчавадзе материалистически решал основной вопрос философии. С 90-х гг. 19 в. он стал серьёзно изучать марксизм. Идеи об объективности мира и способности человека адэкватно познать его отстаивали также Г. Е. Церетели, А. Р. Церетели и Н. Я. Николадзе. С конца 60-х гг. Н. Я. Николадзе под влиянием Н. Г. Чернышевского становится защитником идей общинного социализма. Идеи утопического социализма пропагандировали А. Н. Пурцеладзе, М. А. Кикодзе, Гр. И. Тархан-Моурави, Н. Инашвили и др. Взгляды Николадзе и Пурцеладзе способствовали возникновению мелкобуржуазного народнического социализма в Г. Эта идеология, формировавшаяся с 70-х гг., первое время имела прогрессивное значение.

  Широкое распространение в 80-х гг. получают социологические идеи позитивистов; под влиянием передовой русской и европ. науки распространяется естественно-научный материализм. Значительную роль в его развитии сыграл И. Р. Тархнишвили — ученик и последователь И. М. Сеченова. Против материалистического направления выступали Гр. Р. Эристави, Г. Хеладзе, П. И. Иоселиани, Гр. Мухран-Батони и др.

  Со 2-й половины 19 в. в связи с развитием в Г. капитализма появились оригинальные экономические трактаты, посвященные вопросам политической экономии, статистики, кредита, финансов, торговли, промышленности и сельского хозяйства, в которых пропагандировались идеи буржуазных экономистов о преимуществах капиталистического предпринимательства. С конца 60-х гг. капиталистический способ производства подвергается критике как со стороны грузинских народников, так и революционных демократов.

  Во 2-й половине 19 в. зарождается буржуазная историография, исследуется «внутренняя жизнь» страны и история народа. Развёртывается работа по источниковедению, исторической географии, грузинской палеографии, археологии. Грузинские шестидесятники, революционные демократы (И. Г. Чавчавадзе и др.) ставили вопрос о необходимости изучения роли народа в истории и социальной организации общества. Они собирали и обрабатывали грузинские исторические источники, выявляли памятники материальной культуры и быта, выступали против колониальной политики царизма, за укрепление связей с передовыми людьми России. В конце 19 — начале 20 вв. в собирании и изучении исторических древностей Г. важную роль сыграли М. Г. Джанашвили, Ф. Д. Жордания и Э. С. Такайшвили. Грузиноведение разрабатывалось также в Петербургском университете (Д. Чубинашвили, Ал. А. Цагарели, Н. Я. Марр). В развитии историографии и вспомогательных дисциплин в дореволюционных период большую роль сыграл И. А. Джавахишвили.

  Интенсивное развитие капиталистического производства в Г. в конце 19 в. привело к формированию рабочего класса. Создавалась благоприятная почва для распространения марксизма. Ещё с конца 60-х гг. 19 в. в грузинской периодике всё чаще встречаются имена основоположников научного коммунизма. В 1886 в журнале «Театри» в заметке о русском издании 2-го тома «Капитала» говорилось, что К. Маркс является выдающимся знатоком политической экономии; экономическая наука и критика современного общественного строя достигли благодаря Марксу такой ступени, что пройдёт много времени, пока появится кто-либо, могущий с ним сравниться.

  С 90-х гг. в трудах грузинских марксистов начинают освещаться такие актуальные проблемы экономической науки, как заработная плата, рабочее время, прибавочная стоимость, концентрация и централизация капитала, кризисы перепроизводства, фабричное законодательство, взаимоотношения города и деревни, пролетаризация крестьянства, профсоюзное движение и т. д. В борьбе с буржуазными извращениями экономического учения Маркса закладываются основы марксистско-ленинской экономической науки в Г.

  Период развития общественной мысли в Г. с конца 19 в. до установления Советской власти (1921) определяется борьбой революционного марксизма с различными враждебными ему направлениями. Активно пропагандировали идеи научного социализма в своих работах грузинские марксисты В. З. Кецховели, Ф. И. Махарадзе, И. В. Сталин, А. Г. Цулукидзе, М. Г. Цхакая.

Развитие общественных наук после Октябрьской революции. Философия. С установлением в Г. Советской власти (1921) были созданы условия для воспитания масс в духе марксистской идеологии. На грузинский язык переводились основные философские труды К. Маркса и Ф. Энгельса, собрание сочинений В. И. Ленина. В статьях Ф. И. Махарадзе, К. К. Горделадзе, И. И. Вашакмадзе и др. защищались принципы марксистско-ленинской философии от попыток её ревизии. Особое внимание грузинские философы уделяли разработке истории домарксистской философии и проблемам ленинского этапа марксистской философии.

  На кафедрах диалектического и исторического материализма, истории философии и логики при университете, на кафедрах философии и марксизма-ленинизма в ряде институтов развернулась научно-исследовательская работа и велась подготовка философских кадров. В 1931 был создан институт марксизма-ленинизма. На грузинском языке был издан ряд монографий, а также учебные пособия по диалектическому и историческому материализму. В 1946 в Тбилиси создан институт философии АН Грузинской ССР, выпустивший многочисленные монографии и серии научных трудов.

  В начале 20-х гг. Ш. И. Нуцубидзе выдвинул философскую систему алетологического реализма, от которой он впоследствии отказался. Развернулась работа по истории античной, новой и современной зарубежной философии (Ш. И. Нуцубидзе, Д. Н. Узнадзе, С. И. Данелиа, К. С. Бакрадзе, М. И. Гогиберидзе, С. Б. Церетели, Г. В. Тевзадзе, А. Ф. Бегиашвили, Т. А. Буачидзе и др.). Разрабатывались проблемы диалектического и исторического материализма (А. А. Кутелия, С. А. Ларцулиани, П. И. Гуджабидзе, О. М. Бакурадзе, Г. С. Мачитадзе, Г. К. Цинцадзе, О. И. Джиоев, Б. И. Лутидзе, А. К. Циминтия и др.), диалектической, формальной и символической логики (К. С. Бакрадзе, С. Б. Церетели, Г. М. Каландарашвили, З. Н. Микеладзе, Г. А. Бачулашвили и др.), философские вопросы естествознания и психологии (А. Т. Бочоришвили, А. Е. Шерозия, С. Ш. Авалиани и др.). Выпущены работы по социологии и философские антропологии (К. Р. Мегрелидзе, А. Т. Бочоришвили, З. М. Какабадзе, В. М. Квачахия, Э. И. Кодуа, О. Н. Табидзе, А. С. Вачеишвили и др.), по эстетике (Н. З. Чавчавадзе, Л. Е. Топуридзе, А. И. Тавадзе, Г. Н. Джибладзе, Ш. В. Габилая, Р. Н. Шенгелия и др. ), по этике и научному атеизму (Г. Д. Бандзеладзе, А. Н. Гелашвили, О. А. Габидзашвили и др.), по истории грузинской философии (Ш. И. Нуцубидзе, С .И. Хундадзе, Ш. В. Хидашели, В. А. Гагоидзе и др.).

  В. А. Гагоидзе, Ш. В. Хидашели.

  Психология. К 20-м гг. относится разработка Д. Н. Узнадзе психологической теории установки, которая принесла ему мировую известность и привела к созданию научной школы. Проблемы психологии разрабатываются в институте психологии им. Д. Н. Узнадзе (основан в 1941), на кафедрах психологии Тбилисского университета и др. вузов: общей (А. С. Прангишвили, З. И. Ходжава, Д. И. Рамишвили, Н. Л. Элиава, А. Г. Баиндурашвили, Н. Г. Адамашвили, К. Д. Мдивани, А. Т. Кинцурашвили и др.), генетической (Р. Г. Натадзе, В. Г. Норакидзе, Н. В. Чрелашвили, А. М. Авалишвили, Ф. С. Хундадзе и др.), педагогической (Б. И. Хачапуридзе, Ш. Н. Чхартишвили, А. Г. Мошава и др.), социальной и инженерной (Ш. А. Надирашвили, Г. Н. Кечхуашвили и др.), патологической (И. Т. Бжалава, М. К. Колбаия и др.).

  Историческая наука. В 20-е гг. в Г. развернулась борьба за преодоление тенденций объективизма и вульгарного социологизма в исторической науке. Изучалось историческое и социально-политическое развитие Г. в 19 — начале 20 вв., революционное движение (Ф. И. Махарадзе, Г. В. Хачапуридзе и др.), история общественной мысли (С. И. Хундадзе). Публиковались капитальные труды И. А. Джавахишвили по экономической и политической истории Г., палеографии, нумизматике, дипломатике, истории грузинского права, источниковедению. В 30-х гг. С. Н. Джанашиа исследовал социально-экономическую структуру древнего общества Г., занимался вопросами смены родового строя классовым обществом, отличавшимся многоукладностью, проблемой возникновения в античную эпоху рабовладельческих государств на территории Г. Значительный вклад в исследование др. истории Г. внесли Г. В. Церетели (расшифровка и изучение армазской письменности), С. Н. Каухчишвили (публикация и комментирование сведений древнегреческих и византийских писателей о Г.) и др. Марксистское освещение генезиса феодализма дал С. Н. Джанашиа, а последующее развитие грузинского феодального общества (11—18 вв.) — Н. А. Бердзенишвили. Изучались русско-грузинские отношения (М. А. Полиевктов, Н. А. Бердзенишвили, Я. З. Цинцадзе), экономическое развитие Г. и города 19 в. (П. В. Гугушвили, Ш. К. Чхетна, А. Г. Пирцхалайшвили); этнографические проблемы населения Г. (Г. С. Читая, С. И. Макалатия и др.); публиковались важнейшие результаты археологических раскопок (Г. К. Ниорадзе, Б. А. Куфтин). В начале 40-х гг. издаётся учебник по истории Г. с древнейших времён до начала 19 в. (редакция С. Н. Джанашиа).

  В 50—60-х гг. вышли монографические труды по многим узловым проблемам истории Г. Опираясь на новые археологические данные и изучение письменных источников, учёные Г. разработали основные вопросы древней истории республикиэтногенез, социально-политическая история (Г. А. Меликишвили, Г. Ш. Гозалишвили), развитие городской жизни и культурно-экономические связи с внешним миром (А. М. Апакидзе, М. П. Инадзе, Т. К. Микеладзе, Н. Ю. Ломоури, О. Д. Лордкипанидзе, Д. А. Хахутайшвили и др.); развернулись дальнейшие исследования по социально-экономической истории феодального периода (Н. А. Бердзенишвили, В. Н. Габашвили, Ш. А. Месхиа, М. К. Думбадзе, М. Д. Лордкипанидзе, К. Г. Григолия, Д. В. Гвритишвили, О. Н. Соселия, З. В. Анчабадзе, Б. Р. Ломинадзе и др.), истории феодальной культуры и общественной мысли (В. Д. Дондуа, А. А. Рогава и др.). Созданы монографические труды по истории Г. эпохи разложения феодальноог строя и развития капитализма — социально-политической и экономической истории страны в целом (П. В. Гугушвили, Ш. К. Чхетия, А. Я. Киквидзе), развития сельского хозяйства и аграрных отношений (И. Г. Антелава, А. Я. Панцхава, Г. А. Дзидзария, З. Н. Ванеев, Г. А. Пурцеладзе, А. С. Бендианишвили, И. И. Утурашвили и др.), истории промышленности, рабочего класса (Г. К. Бакрадзе, Н. М. Ткешелашвили, Г. Н. Маргиани, Н. А. Чахвашвили, А. И. Кочлавашвили, Э. В. Хоштариа и др.), общественной мысли и общественно-политического движения 19 в. (П. К. Ратиани, Антелава, Г. И. Мегрелишвили, Л. Е. Горгиладзе, М. К. Гаприндашвили, З. Л. Швелидзе и др.). Изучаются революционное движение, национальный и аграрный вопросы в эпоху империализма, борьба трудящихся Г. за победу социалистической революции (Г. В. Хачапуридзе, Я. Г. Хуцишвили, Н. Б. Махарадзе, А. Н. Сургуладзе, Г. А. Дзидзария, Т. В. Догузов, М. В. Церцвадзе, Э. Ахобадзе, И. И. Мирцхулава, М. Г. Джиджейшвили, П. К. Цквитария и др.).

А. К. Бакрадзе. Монумент «300 арагвинских героев». Камень. 1961. Тбилиси. Грузинская Советская Социалистическая республика.

А. К. Бакрадзе. Монумент «300 арагвинских героев». Камень. 1961. Тбилиси.

  История социалистического строительства в Г. исследуется по отдельным этапам и основным проблемам: период восстановления народного хозяйства 1921—25 (Ю. М. Качарава), индустриализация (А. И. Кочлавашвили), история советского рабочего класса Г. (Н. И. Стуруа, М. В. Натмеладзе, С. Е. Шарикадзе, М. Я. Каптере), колхозного строительства (Т. И. Жгенти), формирование грузинской социалистической нации (Г. В. Брегадзе), становление новых форм социалистического труда (С. Д. Чхартишвили), советская культура (Ц. П. Каландадзе, Д. Г. Майсурадзе и др.), история Г. в период Великой Отечественной войны (А. П. Иоселиани, М. И. Кочиашвили и др.). Вышли монографии по истории партийной организации Г. (В. Г. Эсаиашвили, Г. К. Жвания, Л. И. Эбаноидзе, В. Н. Мерквиладзе, Н. И. Стуруа, И. Я. Мелкадзе и др.). Изданы «Очерки истории КП Грузии» (книга 1—2, 1957—63), «Очерки истории Коммунистических организаций Закавказья» (т. 1, 1967), «Очерки истории Коммунистической партии Грузии»(1971). Изучаются взаимоотношения Г. с Россией (Я. З. Цинцадзе, Г. Г. Пайчадзе, Н. Т. Накашидзе, В. Г. Мачарадзе), с соседними народами Кавказа, Ближнего Востока, европейскими странами (З. В. Анчабадзе, В. Н. Габашвили, И. М. Табагуа) и др. Исследуются проблемы истории народов Ближнего и Среднего Востока (Г. Меликишвили, В. Габашвили), их литературы и языков (Г. Церетели, С. Джикиа, Ю. Абуладзе, Д. Кобидзе, Т. Гамкрелидзе, К. Церетели, Л. Лекиашвили и др.), проблемы истории и литературы Византии (С. Каухчишвили). Созданы монографические исследования по этнографии Г. и Кавказа (В. В. Бардавелидзе, Р. Л. Харадзе, А. И. Робакидзе, М. К. Гегешидзе и др.), антропологии (М. Г. Абдушелишвили), грузинской нумизматике (Д. Г. Капанадзе и др.). Большая работа ведётся по археологическому изучению Г. — каменного века (А. И. Каландадзе, Н. З. Бердзенишвили, Д. М. Тушабрамишвили и др.), эпохи энеолита и бронзы (Г. Ф. Гобеджишвили, О. М. Джапаридзе, А. И. Джавахишвили, Т. Н.Чубинишвили, Д.Л. Коридзе), античной эпохи (А. М. Апакидзе, Н. В. Хоштария, О. Д. Лордкипанидзе, Д. А. Хахутайшвили и др.), феодального периода (Г. А. Ломтатидзе, Л. А. Чилашвили, В. В. Джапаридзе и др.). Опубликованы источники по истории Г., как грузинские, так и греко-римские, армянские, персидские, тюркоязычные, европейские и т. д. Издано 3-томное учебное пособие на грузинском языке «История Грузии» (1958—62), издаются очерки истории Г. в 8 томах (т. 1 и 5, 1970), очерки истории Абхазии, Юго-Осетии. Вышли сборники документов по истории Г. феодального периода, 19 в., Революции 1905—07, о борьбе трудящихся Г. за установление и укрепление Советской власти.

У. М. Джапаридзе. «Друзья юности». 1938. Музей искусств Грузинской ССР. Грузинская Советская Социалистическая республика.

У. М. Джапаридзе. «Друзья юности». 1938. Музей искусств Грузинской ССР.

  Разработка проблем исторической науки ведётся в АН Грузинской ССР: институте истории, археологии и этнографии им. И. А. Джавахишвили, институте востоковедения, в Музее Г. им. С. Джанашиа, Абхазском институте языка, литературы и истории им. Д. Н. Гулиа, Юго-осетинском научно-исследовательском институте, в Батумском научно-исследовательском институте и на историческом факультете Тбилисского университета (на специальных кафедрах изучаются вопросы всеобщей истории — древнего мира, средневековой истории, новой и новейшей истории).

  Э. В. Хоштариа.

  Экономическая наука. В 1922 в Тбилисском университете создан социально-экономический факультет с 2 отделениями: экономики и права, а в 1933 — экономический факультет. В 1944 был организован институт экономики АН Грузинской ССР (ныне институт экономики и права), его научно-исследовательская работа направлена главным образом на изучение актуальных вопросов экономики Советской Г., истории грузинской экономической мысли, истории народного хозяйства Г. и Закавказья, политической экономии, социологии и проблем отраслевых экономик.

  В 60-х гг. организованы Научно-исследовательский институт экономики и планирования народного хозяйства при Госплане Г., Научно-исследовательский институт экономики и организации сельского хозяйства при министерстве сельского хозяйства Г. В этих институтах, на экономических факультетах университета и с.-х. института, на экономических кафедрах др. вузов ведётся разнообразная научно-исследовательская работа по политической экономии, социологии, статистике, финансовым наукам, экономике промышленности, сельского хозяйства, транспорта, торговли, строительства и т. д.

  Учёные-экономисты особое внимание уделяют исследованию актуальных задач экономики и планирования народного хозяйства Г., изучают вопросы места и роли республики в общесоюзном разделении труда, проблемы повышения эффективности общественного производства в промышленности и сельском хозяйстве, рационального размещения производительных сил, воспроизводства рабочей силы, использования трудовых ресурсов, повышения производительности труда, ценообразования, снижения себестоимости, хозрасчёта и рентабельности; анализируют и обобщают опыт проведения хозяйственной реформы; уделяют большое внимание актуальным вопросам экономики промышленности, сельского хозяйства, транспорта, торговли, финансов, истории хозяйственного развития и экономической мысли, критике современных буржуазных экономических теорий (В. И. Абуладзе, И. С. Баджадзе, В. С. Бахтадзе, П. В. Гугушвили, А. Л. Гуния, И. Л. Джаши, А. И. Какабадзе, Л. А. Карбелашвили, М. К. Кахетелидзе, Г. И. Мегрелишвили, И. С. Микеладзе, А. Г. Нуцубидзе, А. Я. Панцхава, Н.С. Яшвили, В. Г. Чантладзе, Г. Д. Чануквадзе, Б. А. Хасиа и др.).

  До 1925 выпускалась еженедельная экономическая газета «Сакартвелос сахалхо меурнеоба». С 1925 стал издаваться ежемесячный журнал «Сакартвелос экономисти», который выходил под разными названиями в 1926—41 и 1958—67; с апреля 1967 называется «Сакартвелос сахалхо меурнеоба».

  Юридическая наука. До Октябрьской революции учёные Г. (Н. Урбнели, Д. З. Бакрадзе и др.) вели исследования главным образом по вопросам истории грузинского права. За годы Советской власти выросли национальные кадры учёных; большая заслуга в подготовке этих кадров принадлежит Л. Н. Андроникашвили — крупному специалисту в области уголовного права. Среди работ советских учёных Г. видное место занимает монография И. А. Джавахишвили «История грузинского права» (тт. 1—2, 1928—29). Сравнительно-историческое изучение законодательных памятников и юридических документов, а также исследование отдельных институтов грузинского права проводят И. С. Долидзе, И. И. Сургуладзе, Д. Л. Пурцеладзе, А. К. Вачейшвили, Г. Н. Надарейшвили и др. Грузинскими учёными изданы монографии по проблемам уголовного права (Т. В. Церетели, А. К. Вачейшвили, Б. З. Пурцхванидзе, Б. В. Харазишвили, Г. Т. Ткешелиадзе, Т. Г. Шавгулидзе, В. Г. Макашвили); теории государства и права, советского государственного и административного права (И. А. Сургуладзе, Г. А. Нанейшвили, Г. З. Инцкирвели и др.); международного права (Г. Е. Жвания, Л. А. Алексидзе); гражданского, трудового и колхозного права (С. М. Джорбенадзе, Ш. Д. Чиквашвили, Д. С. Джомарджидзе), по гражданскому и уголовному процессам (Д. И. Полумордвинов, Т. А. Лилуашвили, А. Я. Палиашвили и др.). Изданы учебники по ряду научных юридических дисциплин, русско-грузинский словарь «Юридическая терминология». Кадры юристов подготавливаются на юридическом факультете Тбилисского университета. Основными центрами научно-исследовательской работы являются институт экономики и права АН Грузинской ССР и юридический факультет Тбилисского университета. Выходит юридический журнал «Сабчота самартали».

Сборочный цех Тбилисского электровозостроительного завода. Грузинская Советская Социалистическая республика.

Сборочный цех Тбилисского электровозостроительного завода.

Грузинская Советская Социалистическая республика (Сакартвелос Сабчота Социалистури Республика), Грузия (Сакартвело).

Грузинская ССР. Герб государственный. Грузинская Советская Социалистическая республика.

Грузинская ССР. Герб государственный.

I. Общие сведения
III. Природа
IV. Население
Первобытнообщинный строй на территории Г. Становление классового общества.
Зарождение и развитие феодальных отношений в Г. (2—18 вв.).
Г. после присоединения к России. Разложение феодального строя и зарождение капиталистических отношений (1-я половина 19 в.).
Г. в период капитализма (60—90-е гг. 19 в.)
VI. Коммунистическая партия Грузии
VII.Ленинский Коммунистический Союз Молодёжи Грузии
VIII. Профессиональные союзы
IX. Народное хозяйство
XII. Наука и научные учреждения
1. Естественные и технические науки
2. Общественные науки
3. Научные учреждения
XIII. Печать, радиовещание, телевидение
XIV. Литература
XV. Архитектура и изобразительное искусство
XVI. Музыка
XVII.Танец. Балет
XIX. Кино
Так же Вы можете узнать о...


Титов Герман Степанович (р. 11.9.1935, с. Верхнее Жилино Косихинского района Алтайского края), лётчик-космонавт СССР, генерал-майор авиации (1975), Герой Советского Союза (9.
Туман (золотая монета Персии) Туман, томан, золотая монета Персии, равная 10 кранам, с 1932—10 риалам.
Устинова Татьяна Алексеевна [р. 19.12.1908 (1.
Флористика, раздел ботаники, в задачи которого входят изучение и описание совокупностей видов растений (флоры) земного шара в целом и его частей.
Хаура, город и порт на В. Индии, в штате Западная Бенгалия на р.
Центральный Комитет Национальной гвардии (Comite central de la Garde nationale), руководящий орган Республиканской федерации Национальной гвардии Парижа и первое революционное правительство во время Парижской Коммуны 1871.
Читтагонг, город в Бангладеш, на р. Карнапхули, в 15 км от Бенгальского залива.
Штанга спортивная (от нем. Stange — стержень, прут), основной снаряд в тяжёлой атлетике.
Эммонс Уильям Харви Эммонс (Emmons) Уильям Харви (1.2.1876, Мексико, штат Миссури, — 5.
Янышев Михаил Петрович [30.8(11.9).1884, с. Жаворонково, ныне Тейковского района Ивановской области, — июль 1920, в районе поселка Гохгейм, ныне с.
Акридин, органическое соединение, бледно-жёлтые иглы; tпл 111°С, tkип346 °С.
Анжу острова, центральные, наиболее крупные острова группы Новосибирских островов в море Лаптевых и Восточносибирском море: Котельный, Фаддеевский, Новая Сибирь и Бельковский.
Астросфера (от астро... и сфера), часть центросферы, лучистая зона цитоплазмы вокруг клеточного центра, образующаяся во время митотического деления клетки (см.
Барро Одилон Барро (Barrot) Одилон (19.7.1791, Вильфор, — 6.