Танец. Балет"> Танец. Балет"> Танец. Балет">

Грузинская Советская Социалистическая республика XVII.Танец. Балет

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ГА ГБ ГВ ГД ГЕ ГЁ ГЖ ГЗ ГИ ГЛ ГМ ГН ГО ГП ГР ГС ГУ ГХ ГЫ ГЬ ГЭ ГЮ ГЯ
ГРА
ГРЕ
ГРЁ
ГРЖ
ГРИ
ГРО
ГРУ
ГРЫ
ГРЭ
ГРЮ
ГРЯ

XVII.Танец. Балет

  Археологические и литературные источники свидетельствуют, что предшественницей грузинского танцевального искусства, очевидно, была массовая охотничья пляска, исполнявшаяся в честь бога плодородия — Луны. Развитие земледелия и скотоводства породило обряды с ритуальными плясками (усложнённые хороводы: мперхаобис дге, перхули, чвениереба, адрекила, берикаоба и др.). Один из древнейших мужских танцев — охотничья пляска фундруки (позднее дополнилась гимнастическими упражнениями). Воинственный характер некоторых мужских танцев формировался в условиях войн: таковы танец воинов хоруми, лазури, идумала, мтиулури, спортивно-гимнастический танец фарца-куку, пляска с кинжалами ханджлури, пляска всадника мхарули и др. Сохранились изображения танцующей женской фигуры (на костяной пластинке и на монете колхидке 6 в. до н.э.), которые свидетельствуют о том, что ритуальные танцы исполнялись и женщинами. Известны древнейшие танцы: самайа, сопровождавший ритуал рождения ребёнка; мдзимури — пляска женщин, укрывавшихся в монастырях от иноземных захватчиков; гогмани, ведущие свое начало от тотемической подражательной пляски птиц; кванцва — танец, построенный на выразительных движениях рук. Процесс развития парного танца в своих истоках был связан с обрядами в честь культа богов земледелия — мелиа-телепиа. В дальнейшем танец становится частью синтетического зрелища сахиоба (с 11—12 вв.). Парные танцы — роква, шушпроба, мгера, тамашоба — носили диалогический характер. Со временем диалогическая парная форма перешла в групповую (древнейшая — танец самайа; позднее — танцы давлури и картули). Среди др. парных танцев: арира, мохеури, мтиулури, гандаган, сванури.

  В советское время наряду с древнейшими формами грузинского танца появляются новые, рассказывающие о трудовых процессах — колхозная пляска, сбор чая, сбор мандаринов, калмахоба (ловля форелей), мцкемсури (пастушья пляска); спортивные танцы — парикаоба и кечнаоба (сохраняет элементы хевсурского фехтования), доги-марула (скачки), лахтис-цема (поединок на ремнях), чидаоба (грузинская борьба) и др.

  Грузинские танцы сложны и разнообразны. Почти каждый танец имеет свои приёмы и особенности. В основном это поступательные трёхстопные ходы — вперёд, назад, в сторону — для обоих исполнителей; мужская партия насыщена скользящими и ритмическими движениями (стопами ног), прыжками, бегом, поворотами на пальцах ног.

  В Г. свыше 200 танцевальных ансамблей. Наиболее известные: Заслуженный академический ансамбль народного танца Грузинской ССР (основан в 1945), танцевальная группа Заслуженного ансамбля народной песни и танца Грузинской ССР (основан в 1885), ансамбли народного танца Аджарии, гг. Рустави, Кутаиси и др.

  Первая балетная труппа в Г. начала формироваться в 1852, когда на сцене оперного театра в Тбилиси впервые выступили артисты балета Т. Чеснова, А. П. Павлова, В. Панов и др. в балетах: «Пери» Н. Бургмюллера (1852), «Жизель» А. Адана (1853) и др. Позднее в оперном театре в разное время работали балетмейстеры: К. Ш. Беккефи, А. А. Романовский, С. Ф. Вакарец и др.; артисты: А. Г. Алексидзе, М. И. Перини, Е. С. Ленчевская, М. В. Бауэр и др. Ставились балеты П. И. Чайковского, А. К. Глазунова, А. Адана и др., работа над которыми оказала существенное влияние на формирование грузинского балета. В ведущих партиях часто выступали гастролёры: М. М. и В. П. Фокины, Е. В. Гельцер, О. И. Преображенская, М. Ф. Кшесинская и др. Первые попытки создать национальный балет сделаны композитором Т. Н. Вахвахишвили («Иранская пантомима», 1914, «Любовное зелье», 1920, и др.). В 1920—22 балетную труппу возглавлял М. М. Мордкин. В 1921 на основе группы профессиональных танцовщиков окончательно формируется национальный балетный театр как самостоятельный вид искусства. В 20—30-х гг. балеты поставили: М. М. Мордкин, С. Н. Сергеев, И. И. Арбатов, В. Р. Гамсахурдия, Л. И. Лукин, В. И. Цаплин, В. А. Кононович и др.

  В 1936 танцовщик и балетмейстер В. М. Чабукиани поставил первый значительный национальный балет «Мзечабуки» А. М. Баланчивадзе (позднее шёл в новой редакции под названием «Сердце гор», 1938). В 1938 создан балет на современную тему — «Малтаква» Ш. М. Тактакишвили (балетмейстер Д. Л. Джавришвили и В. К. Литвиненко). С 1941 труппу театра возглавляет Чабукиани (главный балетмейстер и ведущий танцовщик). Ему принадлежат постановки почти всех классических и национальных балетов: «Синатле» Г. В. Киладзе (1947; 2-я редакция 1965), «Горда » Д. А. Торадзе (1949), «Отелло» А. Д. Мачавариани (1957), «Гамлет» Р. К. Габичвадзе (1941) и др. Отдельные постановки осуществили Г. И. Давиташвили («Доктор Айболит» И. В. Морозова, 1949, и др.), А. И. Церетели, Т. Г. Санадзе, Р. В. Долидзе («Сокровище голубой горы» С. Ф. Цинцадзе, 1956), З. М. Кикалейшвили («Хореографические новеллы» Б. А. Квернадзе, 1964), Р. А. Цулукидзе («Мцири» А. М. Баланчивадзе, 1964), А. В. Чичинадзе («Поэма» С. Ф. Цинцадзе, 1964). В числе артистов, работавших в разные годы: народные артисты СССР — В. М. Чабукиани, Н. Ш. Рамишвили, И. И. Сухишвили, В. И. Вронский (Надирадзе); народные артисты Грузинского ССР — Е. Л. Гварамадзе, В. В. Цигнадзе, М. В. Бауэр, З. М. Кикалейшвили, Т. М. Чабукиани, И. А. Алексидзе, Д. К. Багратиони, Е. С. Геловани; заслуженные артисты Грузинской ССР — Е. Г. Чикваидзе, М. И. Казинец, Г. В. Бархударов, В. К. Литвиненко, С. Г. Горский, С. Г. Векуа, В. А. Ивашкин, К. М. Надареишвили, Р. Р. Магалашвили, Э. В. Чабукиани, Г. М. Патарая, К. Э. Лоладзе и др. В 70-е гг. в балетной труппе театра: заслуженные артисты Грузинской ССР — Л. И. Мигаишвили, А. В. Двали, И. А. Джандиери, В. В. Гунашвили, Б. Г. Монавардисашвили, Т. Г. Санадзе и др.

Сцена из спектакля Грузинского театра им. Ш. Руставели «Отелло». У. Шекспира. 1937. Грузинская Советская Социалистическая республика.

Сцена из спектакля Грузинского театра им. Ш. Руставели «Отелло». У. Шекспира. 1937.

  В 1902 А. Г. Алексидзе организовал и возглавил студию грузинского танца (руководил до 1934; с 1917 — Студия грузинского национального танца). В 1916 М. И. Перини создала первую балетную студию, преобразованную в 1921 в балетную школу при Театре оперы и балета. В 1934 школа реорганизована в Хореографическую студию, с 1935 — Государственное хореографическое училище; с 1951 директор и ведущий педагог училища В. М. Чабукиани.

 

  Лит. : Джавришвили Д. Л., Грузинские народные танцы, Тбилиси, 1958.

  Е. Л. Гварамадзе, А. С. Чхеидзе.

XVIII.Драматический театр

Существование в Г. театрально-зрелищной культуры в 5 в. до н. э. подтверждается археологическими находками и памятниками древней культуры. Большое развитие получил народный театр, в особенности берикаоба — древнейший импровизационный народный театр масок, с его прогрессивной, радикальной, антицерковной направленностью, и кееноба — массовое карнавальное празднество, выражавшее высокий патриотический дух народа. Ещё в эпоху рабовладения появляется своеобразная форма театрально-зрелищного искусства — сахиоба (представления в масках, сопровождающиеся музыкой), включавшая декламацию, выступления акробатов, жонглёров. Сахиоба как дворцовый театр получила наибольшее развитие в средние века и существовала вплоть до 18 в. Светские мотивы, проникавшие в сахиоба, и элементы сатиры порождали враждебное отношение к ней церкви. В 60—80-х гг. 18 в. возникает школьный театр, в 90-х гг. — при дворе Ираклия II — светский театр (во главе с драматургом Г. И. Авалишвили). В 1795 почти все артисты этого театра погибли в боях во время нашествия орд Аги Мохаммед-хана на Тбилиси.

Тевдоре. Голова св. Фёдора. Фрагмент росписи церкви Квирике и Ивлиты в Сванети. 1112. Грузинская Советская Социалистическая республика.

Тевдоре. Голова св. Фёдора. Фрагмент росписи церкви Квирике и Ивлиты в Сванети. 1112.

  Большую роль в развитии грузинского театра сыграло присоединение Г. к России. В 1845 в Г. был основан русский драматический театр. Театральная жизнь Г. в 1-й половины 19 в. представлена в основном любительскими кружками. Возникновение реалистического направления в грузинской литературе способствовало возрождению в Г. профессионального театра, основателем которого в 1850 стал драматург Г. Д. Эристави (в 1856 театр был закрыт). В 1879 под влиянием идей национально-освободительного движения писатели И. Г. Чавчавадзе и А. Р. Церетели вновь создали в Тбилиси, а затем в Кутаиси профессиональные театры, ставившие пьесы Г. Д. Эристави, И. Г. Чавчавадзе, А. Р. Церетели, А. А. Цагарели, А. М. Казбеги, русскую и зарубежную классику. Здесь выросла плеяда актёров реалистического направления — В. А. Абашидзе, В. С. Алекси-Месхишвили, Н. М. Габуния, М. М. Сапарова-Абашидзе, К. Д. Кипиани, К. С. Месхи, В. Л. Гуниа, Е. А. Черкезишвили, позднее Ш. Н. Дадиани, Н. П. Чхеидзе, А. С. Имедашвили, режиссёры К. А. Марджанишвили, В. И. Шаликашвили, А. Р. Цуцунава, М. Ф. Корели и др.

  В годы пролетарского освободительного движения в Г. получают развитие народные театры с их острой социальной направленностью и революционным пафосом. Революционным духом отмечена деятельность Кутаисского театра, который возглавлял в 1897—1906 актёр-трибун В. С. Алекси-Месхишвили. На спектаклях этого театра в период Революции 1905—07 возникали митинги, ораторы призывали к борьбе с самодержавием. Передовые деятели грузинского реалистического театра пытались отстоять прогрессивные, демократические традиции национального искусства и в годы политической реакции (1907—1910). Ставились пьесы революционного содержания («Когда пировали» Ш. Н. Дадиани, «Кто виноват?» Н. И. Накашидзе, «Соседи» Т. М. Рамишвили), шли пьесы М. Горького («На дне», 1908, Тбилиси, «Последние», 1910, Кутаиси), Л. Н. Толстого, А. П. Чехова.

  Победа в Г. Советской власти (1921) принесла театру обновление, обогатила его новым содержанием, поставила перед ним возвышенные цели. К. А. Марджанишвили возглавил советский грузинскй театр, стал его основоположником и реформатором. Поворотным событием в жизни грузинского театра явилась постановка К. А. Марджанишвили спектакля «Овечий источник» («Фуэнте овехуна») Лопе де Вега (1922) в организованном в 1921 Театре им. Шота Руставели. Созвучность этого спектакля революционной эпохе, выдвижение на первый план темы народа, дух героики и романтики, высокая профессиональная культура сделали спектакль значительным явлением в истории советского театра. Затем были поставлены пьесы: «Затмение солнца в Грузии» З. Н. Антонова (1923), «Раздел» Г. Д. Эристави (1923), «Гамлет» У. Шекспира (1925) и др., а также произведения грузинских советских драматургов: Ш. Н. Дадиани, А. И. Шаншиашвили, П. М. Какабадзе и др.

Сцена из спектакля Грузинского театра им. Ш. Руставели «Овечий источник» («Фуэнте овехуна») Лопе де Вега. 1922. Грузинская Советская Социалистическая республика.

Сцена из спектакля Грузинского театра им. Ш. Руставели «Овечий источник» («Фуэнте овехуна») Лопе де Вега. 1922.

  В 20-е гг. начинали свой творческий путь актёры: Т. И. Чавчавадзе, В. И. Анджапаридзе, У. В. Чхеидзе, А. А. Хорава, А. А. Васадзе, Г. М. Давиташвили, Н. С. Гоциридзе, А. М. Жоржолиани, Э. Э. Апхаидзе, Ц. Р. Цуцунава, Ш. К. Гамбашидзе; режиссёры: А. В. Ахметели, Д. К. Антадзе, К. Е. Патаридзе и др.

  В 1928 в Кутаиси под руководством К. А. Марджанишвили был создан новый театр — 2-й Государственный драматический театр (в 1930 театр был переведён в Тбилиси и в 1933 ему присвоено имя его основателя). К. А. Марджанишвили поставил здесь спектакли: «В самое сердце» Ш. Н. Дадиани (1928), «Кваркваре Тутабери» П. М. Какабадзе (1929), «Рельсы гудят» В. М. Киршона (1929), «Хатидже» К. Р. Каладзе (1930), «Поэма о топоре» Н. Ф. Погодина (1931), «Страх» А. Н. Афиногенова (1932), «Светите, звёзды» И. К. Микитенко (1931). В 1929 он создал один из своих лучших спектаклей «Уриэль Акоста» К. Ф. Гуцкова. Спектакли Театра им. К. А. Марджанишвили отличают психологическая глубина и человечность, острая театральная образность.

  Для Театра им. Ш. Руставели (в 1926—1935 им руководил преемник Марджанишвили А. В. Ахметели) характерен приподнятый монументальный стиль спектаклей, это театр героико-романтической направленности, героических характеров, что особенно проявилось в спектаклях: «Разлом» Б. А. Лавренёва (1928), «Анзор» А. И. Шаншиашвили по мотивам пьесы Вс. Иванова «Бронепоезд 14-69» (1928), «Разбойники» («Ин тираннос») Ф. Шиллера (1933).

  В конце 20-х и в 30-е гг. выдвинулись актёры: С. Д. Такаишвили, В. Д. Годзиашвили, С. А. Закариадзе, Г. В. Шавгулидзе, А. Л. Кванталиани, Т. Г. Цулукидзе, П. К. Кобахидзе, А. А. Омиадзе, Г. И. Сагарадзе и режиссёры: А. А. Васадзе, В. П. Кушиташвили, А. А. Такаишвили, Д. А. Алексидзе, Ш. Р. Агсабадзе, Н. А. Годзиашвили, П. Я. Прангишвили, Г. Б. Журули, А. Е. Чхартишвили, С. Ф. Челидзе, В. В. Таблиашвили и др.

  Образы современников были созданы в спектаклях: «Платон Кречет» А. Е. Корнейчука (1935), «Поколение героев» С. Д. Клдиашвили (1937) — в Театре им. Ш. Руставели; «Далёкое» А. Н. Афиногенова (1936), «Свадьба колхозника» П. М. Какабадзе (1938), «Зависть» И. Л. Вакели (1938) — в Театре им. К. А. Марджанишвили. В 40-е гг. грузинский театр подходит к решению сложной задачи — воплощению на сцене образа В. И. Ленина. Среди исполнителей роли В. И. Ленина — П. К. Кобахидзе («Кремлёвские куранты» Погодина, 1941, Театр им. К. А. Марджанишвили), К. К. Мюфке («Человек с ружьем», 1938; «Кремлёвские куранты», 1940, «Третья патетическая», 1958, Погодина, Русский драматический театр им. А. С. Грибоедова).

  С особой наглядностью проявилась героико-романтическая направленность грузинского театра в годы Великой Отечественной войны 1941—45 и в первые послевоенные годы. Были поставлены спектакли о героической борьбе советского народа против немецких захватчиков («Батальон идёт на Запад», «Небо Москвы», «Партизаны» Г. Д. Мдивани, «Оленье ущелье» С. Д. Клдиашвили, «Победители» Б. В. Чирскова, «Жди меня» К. М. Симонова, «Гора раздумий» Г. И. Шатберашвили, «Непобедимые» Л. П. Готуа, «Начальник станции» И. О. Мосашвили) и исторические спектакли («Царь Ираклий» Л. П. Готуа, «Георгий Саакадзе» и «Герои Крцаниси» А. И. Шаншиашвили, «Багратиони» А. А. Самсония, «Киквидзе» В. А. Дарасели, «Олеко Дундич» М. А. Каца и А. Г. Ржешевского, и др.).

  Ставилась национальная классическая драматургия. На сцене Театра им. К. А. Марджанишвили шли «Гурия Ниношвили» Ш. Н. Дадиани по Э. Ф. Ниношвили (1934), «Сломанный мост» И. Г. Чавчавадзе (1935), «Иные нынче времена» А. А. Цагарели (1935), «Пастырь» по А. М. Казбеги (1948) и др.; Театр им. Ш. Руставели осуществил постановку пьес: «Осенние дворяне» по Д. С. Клдиашвили (1936), «Первый шаг» по Г. Е. Церетели (1948), «Отарова вдова» по И. Г. Чавчавадзе (1952), «Бахтриони» по Важа Пшавела (1960) и др.

  Театры ставили русскую классику: произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, А. Н. Островского, А. В. Сухово-Кобылина. Особенный успех имел «Ревизор» Н. В. Гоголя (1951, Театр им. К. А. Марджанишвили). Были осуществлены постановки пьес М. Горького «Враги» (1951), «На дне» (1957, 1968), «Мещане» (1968) и др.

  Грузинский театр советской эпохи — театр больших страстей, широких социальных обобщений, яркой романтической образности. Значительное место в репертуаре занимают пьесы У. Шекспира, Ф. Шиллера, Ж. Б. Мольера, Лопе де Вега, К. Гольдони, Б. Шоу. Событием в театральной жизни Г. стали спектакли Театра им. Ш. Руставели — «Отелло» Шекспира (1937, Отелло — А. А. Хорава, Яго — А. А. Васадзе), «Испанский священник» Дж. Флетчера (1954), «Царь Эдип» Софокла (1956, Эдип — А. А. Хорава, С. А. Закариадзе, Э. А. Манджгаладзе), и Театра им. К. А. Марджанишвили — «Антоний и Клеопатра» Шекспира (1951, Клеопатра — В. И. Анджапаридзе), «Мария Стюарт» Шиллера (1955), «Ричард III» Шекспира (1957, Ричард III — В. Д. Годзиашвили). Ставится современная зарубежная драматургия: пьесы Б. Брехта, Дж. Пристли, Ж. Ануя и др. Лучшие спектакли 50—60-х гг.: «Марине» («Стрекоза») М. Г. Бараташвили (1950), «Его звезда» И. О. Мосашвили (1951), «Секретарь райкома» Р. Ш. Табукашвили (1954), «Лавина» М. Н. Мревлишвили (1956), «Я , бабушка, Илико и Илларион» (1960) и «Я вижу солнце» (1962) Н. В. Думбадзе и Г. Д. Лордкипанидзе, «Святые в аду» А. И. Гецадзе (1967), «Похищение луны» К. С. Гамсахурдиа (1968) — Театр им. К. А. Марджанишвили; «Дети моря» Г. Хухашвили (1962), “Человек рождается однажды» О. Ш. Иоселиани (1962), «Солнечная ночь» Н. В. Думбадзе (1967) — Театр им. Ш. Руставели: «Заря Колхиды» К. А. Лордкипапидзе и «Дали неоглядные» Н. Е. Вирты (оба в 1959) — в Кутаисском театре; «Баня» В. В. Маяковского (1959) — в Сухумском театре; «Святые в аду» А. И. Гецадзе в Сухумском, Батумском, Зугдидском театрах (1967) и др.

Сцена из спектакля Грузинского театра им. Ш. Руставели «Царь Эдип» Софокла. 1956. Грузинская Советская Социалистическая республика.

Сцена из спектакля Грузинского театра им. Ш. Руставели «Царь Эдип» Софокла. 1956.

  В 1940—50-е гг. в театр пришло новое пополнение актёров, играющих значительную роль в современном искусстве: М. В. Чахава, М. С. Тбилели, С. А. Канчели, Н. Г. Чхеидзе, Е. В. Кипшидзе, Э. А. Манджгаладзе, Г. В. и М. В. Гегечкори, К. И. Махарадзе, Я. В. Трипольский, Э. А. Магалашвили, М. В. Джапаридзе, Д. В. Чичинадзе, Б. П. Кобахидзе, Р. Г. Чхиквадзе, Г. Г. Сагарадзе, Т. И. и Е. С. Сакварелидзе, а также режиссёров: М. А. Туманишвили, Л. К. Иоселиани, А. А. Двалишвили, Г. Д. Лордкипанидзе, Ю. С. Какулия, Т. П. Кандинашвили и др.

О. И. Мачабели, А. Г. Чхиквадзе. Ресторан «Арагви» в Тбилиси. 1970. Грузинская Советская Социалистическая республика.

О. И. Мачабели, А. Г. Чхиквадзе. Ресторан «Арагви» в Тбилиси. 1970.

  В 1970 в Г. работали 22 профессиональных драматических театра, из них — в Тбилиси: Театр им. Ш. Руставели, Театр им. К. А. Марджанишвили, Грузинский ТЮЗ, Русский ТЮЗ, Грузинский кукольный театр, Русский драматический театр им. А. С. Грибоедова, Театр армянской драмы им. С. Шаумяна. Работают театры в Кутаиси (Театр им. Л. Месхишвили и кукольный), Сухуми (две труппы — грузинская и абхазская), Батуми (Театр им. И. Чавчавадзе), Рустави, Гори, Цхинвали (две труппы — грузинская и осетинская), Чиатуре, Телави, Поти, Махарадзе, Зугдиди, Ахалцихе.

Грузинская ССР. Типовые жилые дома в Батуми. 1970. Грузинская Советская Социалистическая республика.

Грузинская ССР. Типовые жилые дома в Батуми. 1970.

  В 1939 в Тбилиси создан Грузинский государственный театральный институт им. Ш. Руставели. В 1945 образовано Грузинское театральное общество.

 

  Лит.: Театр в Тифлисе с 1845—1856 год, Тифлис, 1888; Амаглобели С. , Грузинский театр (Основные этапы развития). Предисловие А. В. Луначарского, М., 1930; Константин Александрович Марджанишвили. Творческое наследие, т. 1—2, Тб., 1958—1966; Гугушвили Э. и Джанелидзе Д., Грузинский гос. драматический театр имени Котэ Марджанишвили, Тб. , 1958; Шапатава Е., Тбилисский Государственный театр русской драмы им. А. С. Грибоедова, Тб., 1958; Февральский А., Театр им. Руставели, М., 1959; Джанелидзе Д. С., Грузинский театр с древнейших времен до второй половины XIX века, Тб., 1959; История советского драматического театра, т. 1—5, М., 1967—69.

  Э. Н. Гугушвили.

Цирк. На городских площадях, народных гуляньях, на празднествах во дворцах в Г. издавна выступали канатоходцы, акробаты на ходулях, жонглёры, наездники.

  В 1957 создан профессиональный Грузинский цирковой коллектив (премьера в 1958, Тбилиси), с 1968 — заслуженный коллектив Грузинской ССР, гастролирует за рубежом. Среди артистов цирка: заслуженные артисты Грузинской ССР Г. А. Агдгомелашвили, А. А. Дадешкелиани, Г. Г. Гарсеванишвили, Н. С. Мацаберидзе, Г. И. Натрошвили, А. З. Тедиашвили и др.

Грузинская Советская Социалистическая республика (Сакартвелос Сабчота Социалистури Республика), Грузия (Сакартвело).

Грузинская ССР. Герб государственный. Грузинская Советская Социалистическая республика.

Грузинская ССР. Герб государственный.

I. Общие сведения
III. Природа
IV. Население
Первобытнообщинный строй на территории Г. Становление классового общества.
Зарождение и развитие феодальных отношений в Г. (2—18 вв.).
Г. после присоединения к России. Разложение феодального строя и зарождение капиталистических отношений (1-я половина 19 в.).
Г. в период капитализма (60—90-е гг. 19 в.)
VI. Коммунистическая партия Грузии
VII.Ленинский Коммунистический Союз Молодёжи Грузии
VIII. Профессиональные союзы
IX. Народное хозяйство
XII. Наука и научные учреждения
1. Естественные и технические науки
2. Общественные науки
3. Научные учреждения
XIII. Печать, радиовещание, телевидение
XIV. Литература
XV. Архитектура и изобразительное искусство
XVI. Музыка
XVII.Танец. Балет
XIX. Кино
Так же Вы можете узнать о...


Сусайков Иван Захарович [30.8 (12.9). 1903, деревня Давыдково, ныне Гагаринского   района Смоленской области, — 12.
Тетраэдр (греч. tetréedron, от tetra, в сложных словах — четыре и hedra — основание, грань), один из 5 типов правильных многогранников (рис.
Тунмэнхой, Объединённый союз, Союзная лига, китайская революционная организация, созданная Сунь Ят-сеном в 1905 в Японии на базе Синчжунхоя и др.
Фара (франц. phare, первоначально – маяк, огонь маяка, от греч.
Фуко токи, то же, что вихревые токи.
Цветоведение, систематизированная совокупность данных физики, физиологии и психологии, относящихся к процессам восприятия и различения цвета.
Чулутын-Гол, река в МНР, основной (правый) приток р.
Эз-Зарка, город на С. Иордании, на шоссе Амман — Ирбид.
Юнкерс Гуго Юнкерс (Junkers) Гуго (3.2.1859, Рейдт, — 3.
Аканье, неразличение в безударных слогах гласных неверхнего подъёма, совпадение их в одном звуке, ср.
Антоновка (сорт яблони) Антоновка обыкновенная, широко распространённый старинный русский зимний сорт яблони.
Бадхыз, возвышенность на юго-востоке Туркменской ССР в междуречье Теджена и Мургаба.
Бернадот Жан Батист Бернадот (Bernadotte) Жан Батист (26.1.1763, По, — 8.
Бретонский язык, язык бретонцев. Относится к кельтской группе индоевропейской семьи языков.
Векшинский Сергей Аркадьевич [р. 15(27).10.1896, Псков], советский учёный, специалист в области электровакуумной техники, академик АН СССР (1953; член-корреспондент 1946), Герой Социалистического Труда (1956).
Волкова Анна Федоровна (г. рождения неизвестен — умерла 1876), русский химик, первая женщина в мире, опубликовавшая исследования по химии.
Гатран Тебризи Абу Мансур (1010, селение Шадиабад, около Тебриза, — 1080), азербайджанский поэт.