Жуковский Николай Егорович

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ЖА ЖБ ЖВ ЖГ ЖД ЖЕ ЖЁ ЖИ ЖЛ ЖМ ЖН ЖО ЖР ЖУ ЖЭ ЖЮ ЖЯ
ЖУА
ЖУБ
ЖУВ
ЖУЁ
ЖУЖ
ЖУЗ
ЖУИ
ЖУЙ
ЖУК
ЖУЛ
ЖУН
ЖУО
ЖУП
ЖУР
ЖУТ
ЖУЧ
ЖУЯ

Н. Е. Жуковский. Жуковский Николай Егорович.

Н. Е. Жуковский.

Жуковский Николай Егорович [5(17).1.1847, с. Орехово, ныне Владимирской области, — 17.3.1921, Москва], русский учёный в области механики, основоположник современной гидроаэродинамики. Родился в семье инженера-путейца. В 1868 окончил физико-математический факультет Московского университета по специальности прикладная математика. С 1870 преподаватель физики 2-й Московской женской гимназии, с 1872 преподаватель математики, с 1874 доцент по кафедре аналитической механики Московского высшего технического училища (МВТУ). В 1876 защитил магистерскую диссертацию «Кинематика жидкого тела». За исследование «О прочности движения» Жуковский Николай Егорович была присуждена степень доктора прикладной математики (1882). С 1885 преподавал теоретическую механику в Московском университете. В МВТУ и Московском университете Жуковский Николай Егорович работал до конца жизни. В 1894 Жуковский Николай Егорович был избран член-корреспондент Петербургской АН; в 1900 выдвинут кандидатом в действительные члены Петербургского АН, но снял свою кандидатуру, не желая оставлять преподавание в Московском университете и МВТУ, т. к. избрание означало бы переезд в Петербург. В 1905 избран президентом Московского математического общества.

  В 1902 под руководством Жуковский Николай Егорович при механическом кабинете Московского университета была сооружена одна из первых в Европе аэродинамических труб. В 1904 под его руководством в посёлке Кучино под Москвой был создан первый в Европе аэродинамический институт. В том же году Жуковский Николай Егорович организовал воздухоплавательную секцию в обществе любителей естествознания, антропологии и этнографии. В 1910 при непосредственном участии Жуковский Николай Егорович в МВТУ была открыта аэродинамическая лаборатория. В 1910—12 Жуковский Николай Егорович прочитал в МВТУ курс лекций «Теоретические основы воздухоплавания», в котором были систематизированы теоретические работы самого Жуковский Николай Егорович, его ученика С. А. Чаплыгина, а также экспериментальные исследования аэродинамических лабораторий Московского университета, МВТУ и зарубежных лабораторий. С 1913 Жуковский Николай Егорович преподавал на курсах офицеров-лётчиков при МВТУ, там же было создано авиационное расчётно-испытательное бюро, в котором под руководством Жуковский Николай Егорович разрабатывались методы аэродинамического и прочностного расчёта самолётных конструкций. Во время 1-й мировой войны 1914—18 Жуковский Николай Егорович разрабатывал теорию бомбометания, занимался вопросами баллистики артиллерийских снарядов, читал курс по баллистике, воздухоплаванию, специальным вопросам гидромеханики и работал над различными проблемами теоретической механики.

  После Октябрьской революции Жуковский Николай Егорович и руководимый им коллектив учёных сразу включились в дело создания сов. авиации. В декабре 1918 Советское правительством по предложению Жуковский Николай Егорович был учрежден Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), руководителем которого он был назначен. Основанные Жуковский Николай Егорович теоретические курсы для военных лётчиков были реорганизованы в Московский авиационных техникум, на базе которого в 1920 был создан институт инженеров Красного воздушного флота (с 1922 — Военно-воздушная инженерная академия им. Н. Е. Жуковского).

  Жуковский Николай Егорович создал единую научную дисциплину — экспериментальную и теоретическую аэродинамику, развитие которой неразрывно связано с прогрессом самолётостроения. Первые исследования Жуковский Николай Егорович по теории полёта относятся к 1890. Работа «О парении птиц» (1891), в которой исследуется механизм парения с набором высоты, впервые рассматриваются возможные эволюции при парении, в том числе «мёртвая петля» (петля Нестерова), и работа «О наивыгоднейшем угле наклона аэропланов» (1897) послужили основанием для создания аэродинамического расчёта самолёта. В статьях «К теории летания» (1890), «О крылатых пропеллерах» (1898), «О полезном грузе, поднимаемом геликоптером» (1904) рассматриваются вопросы тяги винта. В работах «О падении в воздухе лёгких продолговатых тел, вращающихся около своей продольной оси» (1906) и «О присоединённых вихрях» (1907) Жуковский Николай Егорович изложил открытый им в 1904 принцип образования подъёмной силы крыла аэроплана и сформулировал теорему, позволяющую определять её величину. Теорема Жуковский Николай Егорович, устанавливающая связь подъёмной силы крыла с циркуляцией, является основой аэродинамики. В цикле работ Жуковский Николай Егорович 1910—12 «О контурах поддерживающих поверхностей аэропланов» (1910), «Геометрические исследования о течении Кутта» (1911—12) и др. и в ряде работ С. А. Чаплыгина предложена гипотеза о сходе струй потока с задней кромки, давшая способ определения циркуляции и утвердившая фундаментальное значение теоремы Жуковский Николай Егорович для авиации. В этих работах развит математический аппарат для решения задач обтекания крыла, дан метод построения теоретических «профилей Жуковского». В 1912—18 Жуковский Николай Егорович опубликовал 4 статьи под общим названием «Вихревая теория гребного винта», в которых, опираясь на разработанную им теорию крыла, установил законы распределения скоростей у лопасти винта, послужившие теоретической основой для проектирования воздушных винтов.

  В работах «Динамика аэропланов в элементарном изложении» (1913—16), «Аэродинамический расчёт аэропланов» (1917), «Исследование устойчивости конструкций аэропланов» (1918), «К задаче о прочности аэропланов» (1918), «Элементарная теория устойчивости аэропланов» (1920) Жуковский Николай Егорович создаёт основы аэродинамического расчёта самолёта, расчёта динамической продольной устойчивости и прочности самолётов.

  Жуковский Николай Егорович является автором многочисленных оригинальных исследований в области механики твёрдого тела, астрономии, математики, гидродинамики и гидравлики, прикладной механики, теории регулирования машин и др. Для его работ характерно сочетание глубоких теоретических изысканий с инженерным подходом к решению технических задач. Он был также автором классических учебников по теоретической механике для университетов и технических вузов.

  В ознаменование 50-летия научной деятельности Жуковский Николай Егорович и больших заслуг его как «отца русской авиации» в 1920 был издан декрет Совета Народных Комиссаров за подписью В. И. Ленина об учреждении премии им. Н. Е. Жуковского за лучшие труды по математике и механике, об издании трудов Жуковский Николай Егорович, а также о ряде льгот для самого учёного. В связи со 100-летием со дня рождения Жуковский Николай Егорович в январе 1947 Совет Министров СССР учредил 2 ежегодные премии им. Н. Е. Жуковского, стипендии им. Н. Е. Жуковского для студентов старших курсов Московского университета, Московского авиационного института и МВТУ им. Н. Э. Баумана; в Москве и г. Жуковском Московской области сооружены памятники учёному, создан научно-мемориальный музей Жуковский Николай Егорович в Москве, реставрирован музей на родине Жуковский Николай Егорович

 

  Соч.: Полн. собр. соч., т. 1—9, М. — Л., 1935—37; Полн. собр. соч., Лекции, в. 1— 7, М. — Л., 1938-39; Собр. соч., т. 1-7, М. — Л., 1948—50; Теоретическая механика, 2 изд., М. — Л., 1952.

 

  Лит.: Келдыш М. В., Научное наследство Н. Е. Жуковского, «Техника воздушного флота», 1947, № 1 (226); Лейбензон Л. С., Н. Е. Жуковский, М. — Л., 1947; Голубев В. В., Н. Е. Жуковский, М., 1947; Христианович С. А., Научное наследие Н. Е. Жуковского, М., 1951; Космодемьянский А. А., Н. Е. Жуковский, М., 1969.

Так же Вы можете узнать о...


Бере зимняя Мичурина, зимний сорт груши, выведенный в 1903 И.
Казаков Михаил Ильич [р. 26.9(9.10).1901, дер.
Овсец (Helictotricnon, прежнее название Avenastrum), род растений семейства злаков.
Температура замерзания растворов, температура начала кристаллизации твёрдой фазы из раствора.
Бальбоа Васко Нуньес де, испанский мореплаватель и колонизатор; см.
Индостанский полуостров, Индостан, полуостров на Ю.
Никольский Борис Петрович [р. 1(14).10.1900, Мензелинск, ныне Татарской АССР], советский физикохимик и радиохимик, академик АН СССР (1968; член-корреспондент 1953), Герой Социалистического Труда (1970).
Сушка пищевых продуктов, способ консервирования пищевых продуктов посредством удаления влаги.
Асекко (итал. a secco — по сухому), разновидность техники настенной живописи.
Златоустовская операция 1919, наступательная операция 5-й армии (командующий М.
Направленный взрыв ,взрыв, при котором окружающая среда (как правило, горная порода) перемещается преимущественно в заранее заданном направлении и на заданное расстояние.
Статистическая физика, раздел физики, задача которого — выразить свойства макроскопических тел, т.
Андре Соломон Август Андре (Andreе) Соломон Август (18.10.1854, Гренна, — 1897), шведский инженер, исследователь Арктики.