Классно-урочная система обучения

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
КА КВ КЕ КЁ КЗ КИ КЙ КЛ КМ КН КО КП КР КС КТ КУ КХ КШ КЫ КЬ КЭ КЮ КЯ
КЛА
КЛД
КЛЕ
КЛЁ
КЛИ
КЛО
КЛУ
КЛЫ
КЛЭ
КЛЮ
КЛЯ

Классно-урочная система обучения, организация учебного процесса, при которой учащиеся группируются для проведения занятий в коллективы, сохраняющие свой состав в течение установленного периода времени (обычно учебного года), — классы, а ведущей формой обучения является урок.

В общей схеме организации Классно-урочная система обучения четко выделяются вертикальное и горизонтальное соединения классов. Вертикально они надстраиваются один над другим, что отражает содержательно-временные (часть учебного курса — один год) ступени в обучении, на которых находятся учащиеся, и обозначаются порядковыми числительными. Горизонтально — один возле другого — располагаются классы, работающие по тем же учебным планам и программам, такие классы называют «параллельными» и обычно обозначаются буквами при числительных, отражающих их место по вертикали. Если группировка учащихся проводится на основе особых критериев и для различных целей, полного подобия по горизонтали может не быть, например между обычными и специализированными классами.

  Исторически Классно-урочная система обучения пришла на смену индивидуальному обучению, отдельные её элементы существовали в школах древнего мира и средних веков. Сложившиеся к 6 в. до н. э. в Древней Греции спартанская и афинская системы воспитания предусматривали единый возраст поступления в школу (7 лет), организацию обучения на нескольких уровнях по установленным учебным планам, создание устойчивых групп учащихся, с которыми отдельные виды занятий проводились одновременно (Спарта). Возникшие в раннем средневековье монастырские и соборные школы имели твёрдое расписание, точно определённую продолжительность занятий. В эпоху Возрождения (14—16 вв.) в ряде школ применялось объединение учащихся в классах по знаниям. Разработанная Ф. Меланхтоном система организации немецких школ (1528) предусматривала деление школы на классы, содержала учебные планы и программы обучения в каждом из них; идеи Меланхтона были реализованы на практике Страсбургской классической латинской гимназией И. Штурма (основана 1538). Этим было положено начало плану организации обучения «один класс — один год», который лежит в основе Классно-урочная система обучения В открытых во 2-й половине 16 в. иезуитских школах и коллегиумах учащиеся подразделялись на классы по знаниям и применялись элементы одновременного обучения всех учащихся  класса. В 16 в. в братских школах Юго-Западной Руси (Львовской, Луцкой и др.) учащиеся подразделялись на классы и занятия с каждым классом проводились по специальному расписанию.

  Первоначальное теоретическое обоснование Классно-урочная система обучения дал чешский педагог Я. А. Коменский, который видел в ней не только педагогически эффективную систему, но и одно из средств демократизации школьного образования.

  В 17—18 вв. Классно-урочная система обучения получила признание и в 19 в. стала одной из ведущих систем организации школьного обучения во многих странах. В школах России Классно-урочная система обучения начала широко применяться в последней четверти 18 в.; изданное в 1783 «Руководство учителям первого и второго класса народных училищ Российской империи» утверждало Классно-урочная система обучения Как основную систему организации обучения в русских народных школах. В дальнейшем значительный вклад в научную разработку многих сторон Классно-урочная система обучения, особенно урока, внёс К. Д. Ушинский.

В процессе развития и совершенствования Классно-урочная система обучения в конце 19—начале 20 вв., когда некоторые страны приняли законы об обязательном обучении, выявился ряд сложных и актуальных проблем: классификация учащихся, перевод в следующие классы, индивидуализация обучения и др. Школы капиталистических стран (США, Великобритании и др.) уже в начале 20 в. предприняли попытки решить эти проблемы посредством распределения учащихся в параллельных классах по способностям. Это привело к возникновению «сильных», «средних», «слабых» классов и соответствующей дифференциации учебных программ, сроков изучения материала, методов преподавания, в результате чего возможность перехода из «слабых» в «средние» и «сильные» классы фактически исключалась. Группировка проводилась в соответствии с показаниями тестовых испытаний умственной одаренности и стала использоваться правящими кругами буржуазных стран в качестве одного из средств классовой селекции учащихся. Некритическое применение педологами подобной методики классификации учащихся  в условиях советской школы было осуждено постановлением ЦК ВКП (б) от 4 июля 1936 «О педологических извращениях в системе наркомпросов».

  Анализ данных теории и практики обучения показывает, что идея группировки учащихся по способностям имеет двойственную природу: теоретически предполагая определенные организационные преимущества, она включает ряд крайне нежелательных последствий, прежде всего в гуманном отношении. Она и практически неосуществима по многим причинам, из которых главными является отсутствие научно обоснованных способов объективного измерения способностей учащихся и неизбежное нарушение однородности состава класса (даже если бы удалось достичь ее при помощи тех или иных методик классификации) из-за неравномерности развития учащихся и различий в их интересах, склонностях.

  В массовых общеобразовательных школах учащиеся одного и того же класса отличаются друг от друга способностями, склонностями, интересами. Работать в таких классах, естественно, сложнее, но опыт лучших школ и учителей свидетельствует, что эти трудности преодолимы. Развитие интересов и способностей каждого учащегося, формирование творческой индивидуальности обеспечивается сочетанием достаточно гибких и разнообразных видов обучения на уроках с факультативными занятиями и различными формами внеклассной и внешкольной работы.

  Совершенствованию Классно-урочная система обучения Во многом способствовали исследования советских дидактов. В условиях советской школы Классно-урочная система обучения обеспечивает четкость организации учебной работы, относительно непрерывное педагогическое руководство учащимися, их продуктивную познавательную деятельность, сохраняет личностные отношения между учителем и учащимися, а также между самими учащимися и способствует созданию ученического коллектива, который становится эффективным инструментом не только обучения, но и воспитания учащихся. В старших классах школ Классно-урочная система обучения применяется в сочетании с элементами лекционно-семинарской системы. Кроме общеобразовательных школ, Классно-урочная система обучения используется в профессионально-технических училищах и средних специальных учебных заведениях.

 

  Лит.: Педагогика. Курс лекций, под ред. Г. И. Щукиной, [М., 1966]; Скаткин М. Н., Совершенствование процесса обучения, М., 1971; Основы дидактики, под ред. Б. П. Есипова, М., 1967.

  А. А. Бударный.

Так же Вы можете узнать о...


Советское, посёлок городского типа, центр Советского района Кабардино-Балкарской АССР.
Спорогенез, то же, что спорообразование.
Страноведение, дисциплина в системе географических наук, занимающаяся комплексным изучением материков, стран, крупных районов.
Сыроделие ,
Телантроп (от греч. télos — конец, завершённость и ánthropos — человек), название ископаемого высшего примата, кости которого (обломки двух нижних челюстей, верхней челюсти и лучевой кости) были найдены в 1949—52 в пещере Сварткранс (ЮАР) — месте находок скелетных остатков парантропа.
Тихоокеанская складчатость, складчатость горных пород земной коры, проявившаяся в течение мезозойской эры; самостоятельно Т.
Трисахариды, углеводы, состоящие из трёх остатков моносахаридов, связанных гликозидными связями.
Удальцов Александр Дмитриевич [2(14).5.1883, Москва, — 25.
Учётно-издательский лист-оттиск, единица измерения листажа издательской продукции; см.
Философия истории, раздел философии, связанный с интерпретацией исторического процесса и исторического познания.