Корея Литература

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
КА КВ КЕ КЁ КЗ КИ КЙ КЛ КМ КН КО КП КР КС КТ КУ КХ КШ КЫ КЬ КЭ КЮ КЯ
КОА
КОБ
КОВ
КОГ
КОД
КОЖ
КОЗ
КОИ
КОЙ
КОК
КОЛ
КОМ
КОН
КОО
КОП
КОР
КОС
КОТ
КОУ
КОФ
КОХ
КОЦ
КОЧ
КОШ
КОЩ
КОЭ
КОЮ
КОЯ

Литература

Истоки корейской литературы восходят к древне-корейскому фольклору начала нашей эры. До конца 19 в. она была двуязычной и создавалась как на официальном литературном языке ханмуне — кореизираильской форме китайского литературного языка вэньяня (см. Китайский язык), так и на корейском языке.

  Древнейшими образцами литературы на корейском языке, записывавшейся до середины 15 в. с помощью видоизменённых китайских иероглифов т. н. способом «иду», являются 25 небольших стихов — хянга («песни родной стороны»), восходящих к 7—11 вв. В 12—14 вв. традиции хянга были продолжены в т. н. Корё каё («песни Корё»). Выдающуюся роль в становлении поэзии на ханмуне сыграл Чхве Чхи Вон (р. 857), а своего наивысшего расцвета она достигла в лирике Ли Ин Но (1152—1220), Ли Гю Во (1168—1241) и Ли Дже Хёна (1288—1367). Ранняя проза представлена написанными на ханмуне буддийским «Житием Кюнё» (1075) Хёк Нён Джона, пронизанной конфуцианскими идеями официальной хроникой «Исторические записи трёх государств» (1145) Ким Бу Сика (1075—1151) и буддийским «Жизнеописанием выдающихся монахов Страны, лежащей к востоку от моря» (1215). Постепенно художественная проза отделяется от исторической литературы. Появляются яса (неофициальные истории), например «Забытые деяния трёх государств» (конец 13 в.) Ирёна (1206—89), и пхэсоль — проза малых форм. Начало жанру новеллы положил Ким Си Сып (1435—93): сборник «Новые рассказы, услышанные на горе Золотой черепахи». В 1478 Со Го Джон (1420—88) составляет обширную «Восточную антологию» (130 книг), включившую лучшие образцы прозы и поэзии на ханмуне. С аллегорическими повестями «Мышь под судом», «История цветов», «Город печали» выступил сатирик Им Дже (1549—87).

  Первым произведением на корейском алфавите была «Ода дракону, летящему в небеса» (1445). В 16—17 вв. в литературе господствовала пейзажная лирика (т. н. поэзия рек и озёр), проникнутая даосскими мотивами: уход от мира, воспевание природы и вина. Выдающимися мастерами сиджо (трёхстишия) и каса (большие поэмы) на корейском языке были Чон Чхоль (1536—94) и Юн Сон До (1587—1671). Непосредственным откликом на события освободительной Имджинской войны 1592—98 явилась патриотическая лирика Пак Ин Но (1561— 1642). Поэзия на корейском языке была собрана в антологии «Неувядаемые слова Страны зелёных гор» (около 1727) и «Песни Страны, лежащей к востоку от моря» (1763). Любовная лирика достигла расцвета в творчестве Син Джэ Хё (1812—84), которому принадлежит также большая заслуга в развитии народной музыкальной драмы (чхангык).

  В 17—19 вв. широкое распространение получили повести на корейском языке — сосоль: героическая эпопея «Имджинская хроника» (17 в.), социально-утопическая «Повесть о Хон Гиль Доне» Хо Гюна (1569—1618), лирические «Повесть о Сим Чхон» (18 в.), «История о верности Чхунхян» (18 в.), сатирическая «Повесть о зайце» (18в.) и др. анонимные и авторские произведения. Появляются первые романы «Облачный сон девяти» Ким Ман Джуна (1637—92), «Сон о яшмовом тереме» (18 в.) и др.

  Идеи сирхак нашли отражение в сатирических новеллах на ханмуне Пак Чи Бона (1737—1805). Последними яркими представителями поэзии на ханмуне были идеолог сирхак Чон Як Ён (1762— 1836), народный поэт-скиталец Ким Саккат (1807—64) и др.

  В конце 19 в. совершается переход от средневековой литературы к новой. Романы Ли Ин Джика (1862—1916) и Ли Хэ Джо (1869—1927), пронизанные культурно-просветительными идеями, знаменуют собой этап т. н. новой прозы (син сосоль). В становлении современной корейской новеллы большую роль сыграли писатель и идеолог буржуазного национализма Ли Гван Су (1892—1951) и писатели-натуралисты Ём Сан Соп (1897—1963) и Ким Дон Ин (1900—51). Пионерами свободного стиха выступили Чхве Нам Сон (1890—1957) и Ким Ок (р. 1896).

  Аннексия Корея Японией (1910) временно затормозила развитие корейской литературы; многие писатели подверглись репрессиям. После подавления восстания 1919 получили распространение различные декадентские направления. Одновременно под влиянием марксизма формируется пролетарская литература. Предшественницей её явилась т. н. школа нового направления (сингёнхянпха), которую составляли литературные группы «Искры» (1922) и «Пхаскюла» (1923). Среди видных представителей этой школы — поэт Ли Ик Сан (1895—1932), новеллист Чхве Со Хэ (1901—32) и др. писатели, для реалистического творчества которых характерна ярко выраженная патриотическая и социальная направленность. Реалистические черты свойственны также прозе На До Хяна (1902—27) и поэзии Ким Со Воля (1903—35) — певца крестьянской жизни. В 1925 была создана Корейская федерация пролетарского искусства (распущена в 1935). В неё вошли прозаики Сон Ён (р. 1903), Ли Ги Ён (р. 1895), Чо Мён Хи (1894—1942), Ли Бук Мён (р. 1908), поэты Ли Сан Хва (1900—1943), Пак Се Ён (р. 1902), Пак Пхар Ян (р. 1905), критики Хан Сик (1907—50), Юн Се Пхён (р. 1911) и др. Появились реалистические романы «Родная сторона» (1934) Ли Ги Ёна, «Проблемы человечества» (1934) писательницы Кан Гён Э (1906—44) и др. Со 2-й половины 30-х гг.. в период усиления японской реакции, популярным стал жанр исторического романа: «Сказание об Им Кок Чоне» (1939—40) Хон Мён Хи (р. 1888), исторические полотна Ли Гван Су, Ким Дон Ина, Ём Сан Сопа, Пак Чон Хва (р. 1901) и др. В 1930—40 в антияпонских партизанских отрядах создавались боевые революционные стихи, песни, одноактные пьесы.

 

  Лит.: Еременко Л., Иванова В., Корейская литература. Краткий очерк, М., 1964; Никитина М. И., Троцевич А. Ф., Очерки истории корейской литературы до 14 в., М., 1969; Корейская литература. Сб. статей, М., 1959; Никитина М. И., Троцевич А. Ф., Периодизация средневековой корейской литературы, «Народы Азии и Африки», 1964, №1; Елисеев Д. Д., Корейская средневековая литература пхэсоль (Некоторые проблемы происхождения и жанра), М., 1968; Ли В., Корейская ассоциация пролетарских писателей и проза 20—30 гг., в сборнике: Национальные традиции и генезис социалистического реализма, М., 1965; Юн Се Пхён, Хэбанджон Чосон мунхак (Корейская литература до освобождения), Пхеньян, 1958; Коджон чакка рон (Статьи о классиках корейской литературы), т. 1—2. Пхеньян, 1958—59; Чосон мунхак тхонса (Общая история корейской литературы), т. 1—2, Пхеньян, 1959; Ким Тхэ Джун, Чосон сосоль са (История корейской прозы), Сеул, 1939; Ян Джу Дон, Кога ёнгу (Изучение древней корейской поэзии), Сеул, 1954; Чо Ён Хён, Хангук хёндэ мунхак са (История современной корейской литературы), Сеул, 1956.

Корейский фарфор. 1. Ваза из белого фарфора с подглазурной росписью. Период династии Ли. 2. Кувшин с подглазурной росписью. Период Корё. 3. Чайник с накладным ажурным орнаментом. Период Корё. Национальный музей. Сеул. (1, 2 — в частных собраниях Сеула). Корея.

Корейский фарфор. 1. Ваза из белого фарфора с подглазурной росписью. Период династии Ли. 2. Кувшин с подглазурной росписью. Период Корё. 3. Чайник с накладным ажурным орнаментом. Период Корё. Национальный музей. Сеул. (1, 2 — в частных собраниях Сеула).

  Л. Р. Концевич.

Корея (корейский — Чосон).

Флаг государственный. Корейская Народно-Демократическая Республика. Корея.

Флаг государственный. Корейская Народно-Демократическая Республика.

Государственный герб. Корейская Народно-Демократическая Республика. Корея.

Государственный герб. Корейская Народно-Демократическая Республика.

 

Традиционная театральная маска. Корея.

Традиционная театральная маска.

I. Общие сведения
Население
Природа
II. Корея до 1948
Исторический очерк
Наука и научные учреждения
Литература
Архитектура и изобразительное искусство
Музыка
Театр
Кино
III. Корейская Народно-Демократическая Республика, КНДР (кор. —Чосон Минджуджуый Инмин Конхвагук)
Общие сведения
Население
Исторический очерк
Политические партии, Единый демократический отечественный фронт, профсоюзы и другие общественные организации
Экономико-географический очерк.
Медико-географическая характеристика
Наука и научные учреждения
Литература
Архитектура и изобразительное искусство
Музыка
Театр
Кино
Так же Вы можете узнать о...


Глушковский Адам Павлович (1793, Петербург, — около 1870), русский артист балета, балетмейстер, педагог.
Гринберг Джозеф Харолд Гринберг (Greenberg) Джозеф Харолд (р. 28. 5.
Дезинфекционная камера, установка для дезинфекции и дезинсекции одежды, постельных принадлежностей и др.
Дирака уравнение, квантовое уравнение движения электрона, удовлетворяющее требованиям относительности теории; установлено П.
Дюбуа-Реймон Эмиль Дюбуа-Реймон (Du Bois-Reymond) Эмиль (7.11.1818, Берлин, — 26.
Залыгин Сергей Павлович [р. 23.11(6.12).1913, с.
Ивацевичи, город (с 1966), центр Ивацевичского района Брестской области БССР, на шоссе Москва — Брест.
Ипр (франц. Ypres, флам. Ieper), город на северо-западе Бельгии, в провинции Западная Фландрия.
Каменск-Уральский, город в Свердловской области РСФСР.
Каудальный (от лат. cauda — хвост). Термин в анатомии животных, указывающий на расположение какой-либо части тела по продольной оси ближе к хвосту.
Клевань, посёлок городского типа в Ровенском районе Ровенской области УССР, в 23 км от г.
Компот (франц. compote), 1) десертное блюдо из свежих, свежезамороженных или сушёных фруктов и ягод, сваренных в воде с добавлением сахара.