Корея Архитектура и изобразительное искусствоБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Архитектура и изобразительное искусство От эпохи неолита сохранились остатки глинобитных полуземлянок, глиняные сосуды (гладкие, с гребенчатым, волнообразным орнаментом и др.). От первых веков до нашей эры остались погребальные сооружения (дольмены, могилы в форме ящика и т. д.), а также металлические орудия и глиняные сосуды со штампованным орнаментом. Высокая художественная культура Корея, оказавшая значительное воздействие на искусство Японии и, в свою очередь, воспринявшая влияние Китая, сложилась, по-видимому, в начале нашей эры в период трёх государств (Когурё, Пэкче, Силла). На территории государства Когурё сохранились гробницы (3—7 вв.) в Анаке (округ Пхеньяна) и др., часто в виде монументальных подземных сооружений, обшитых деревом (в 4 в.) либо сложенных из каменных плит и кирпича (в 5—7 вв.). Погребальные помещения состоят из одной или нескольких камер с монолитными колоннами и ступенчатыми квадратными потолками. Стены и потолки этих погребений покрыты росписями (минеральными красками по сухому грунту), включающими портреты, бытовые сцены. Среди памятников эпохи трёх государств, сохранившихся на территории государства Силла, — астрономическая башня Чхомсондэ близ Кёнджу (7 в.), типа огромной бутыли, сложенной из гранитных блоков. Декоративное искусство этого периода представлено глиняными неглазурованными сосудами (иногда в виде всадников на коне, домов и т. д.), изделиями из металла (бронзовые зеркала, золотые короны правителей и др.), декоративными кирпичами с тиснёными изображениями демонических масок, птиц, элементов пейзажа. Объединение Корея к 8 в. в государство Силла способствовало новому подъёму культуры. Интенсивно строились города (в т. ч. столица Кёнджу), в которых приёмы регулярной застройки, учёт рельефа местности, умелое использование окружающего пейзажа перекликались с китайским градостроительством. Распространение буддизма (который с 6 в. стал официальной религией Силла) вызвало строительство каменных храмовых ансамблей и пагод [пещерный храм Соккурам (742—764), комплекс Пульгукса (751, перестроен в 1350) с пагодами Таботхан (751) и Соккатхап (761) — всё близ Кёнджу]. Эти постройки отличались простотой и лаконичностью форм. В скульптуре 7—10 вв. нашли отражение каноны буддийской пластики Индии и Китая, соединившиеся в Корея с особой одухотворённостью образов и мягкостью форм (бронзовая, позолоченная статуя Майтреи — Будды будущего, начало 7 в.; гранитная статуя Будды и горельеф бодхисатвы Кваным из храма Соккурам — 8 в.). Монументальность грубо обобщённых форм присуща найденным около погребений в Кёнджу каменным статуям воинов, животных и др. Декоративно-прикладное искусство в этот период представлено разнообразными видами: обработкой камня, металла, шёлкоткачеством, производством лаковых изделий, плетением из волокон бамбука и травы и др. В эпоху государства Коре (918—1392) строятся пагоды усложнённых форм [пагода Хёнмётхап храма Попчхонса в Хансоне (ныне Сеул), 1085], комплексы культового характера (монастырь Согванса в районе Анбёна, провинция Хамгён-Намдо, 1386; разрушен в 1950—53) и светского характера [дворец правителей Манвольдэ в Сондо (ныне Кэсон), 918, разрушен в 1361]. Для архитектуры этой эпохи характерно богатство декоративного убранства. Значительное развитие получила монументальная скульптура (каменная статуя Будды Майтреи, 10 в., уезд Понсан, провинция Чхунчхон-Намдо), распространялась живопись тушью и водяными красками на свитках. Расцвета достигло производство знаменитых изделий из каменной массы (украшенных инкрустацией из чёрной и белой глины, покрытых голубовато-зелёной глазурью) и фарфоровых (украшенных рельефами и расписными узорами). Пагода монастыря Вонгакса в Сеуле. 1467. При династии Ли (1392—1910) возникают великолепные дворцовые ансамбли (Кёнбоккун в Хансоне, 1394, разрушен в 16 в., восстановлен в 19 в., вновь разрушен в 1950—53), состоящие из небольших построек, объединённых дворами и украшенных резьбой по дереву и камню; использовались живописный рельеф местности, полихромия. Чертами пышности и роскоши отмечены и культовые сооружения: монастырь Тхондоса (16 в., уезд Янсан, провинция Кёнсан-Намдо), пагода монастыря Вонгакса в Хансоне (1467). Народное жилище Корея — низкий одноэтажный дом (из камня, глины, дерева) с террасой и своеобразной отопительной системой под полом («ондоль»). Тронный зал дворца Кёнбоккун в Сеуле. (1394, разрушен в 16 в., восстановлен в 19 в., вновь разрушен в 1950—53). В развитии изобразительного искусства значительную роль играло основанное при дворе в конце 14 в. учреждение Тохвасо, выполнявшее роль академии живописи. В 15—17 вв. выдвинулись крупнейшие пейзажисты Ан Гён, Кан Хи Ан, Ким Сик, Чон Сон, жанрист Юн Ду Со, мастер жанра «цветы-птицы» Ли Ам. В 18 в. работали жанристы, пейзажисты и портретисты — представители демократического направления — Ким Хон До, Ким Дык Син, Син Юн Бок, а также анималисты Сим Са Джон, Пён Сан Бёк. Значительные мастера 19 в., работавшие в традиционном жанре «цветы-птицы»,— Чан Сын Оп, Нам Ге У. В конце 19 в. появилась масляная живопись. В 15—19 вв. продолжало совершенствоваться производство фарфора, керамики (с росписью кобальтом). Ким Сик. «Пейзаж с лодкой». Шёлк, тушь. 17 в. Центральный музей изящных искусств. Пхеньян. В период японского колониального господства (1910—45) сооружались здания под влиянием стилей европейской архитектуры того времени, а также японского зодчества. В это время работали скульптор Ким Бок Чин (один из первых руководителей Корейской федерации пролетарского искусства, 1925—35) и др. прогрессивные художники, правдиво отражавшие в своих произведениях борьбу корейского народа за независимость.
Лит.: Ким Джен Хи, Архитектура корейского народа, в сборнике: Советская архитектура, № 2, М., 1952; Глухарёва О. Н., Искусство Кореи, в кн.: Всеобщая история искусств, т. 2, кн. 2, М., 1961; её же, Архитектура Кореи, в кн.: Всеобщая история архитектуры, т. 9, Л.— М., 1971; Корейское классическое искусство. Сб. ст., М., 1972; Ким Ён Юн, Хангук сохва инмён саджон (Биографический словарь корейских каллиграфов и художников), Сеул, 1959; Forman W., Barinka J., Alte koreanische Kunst, [Praha,1962]; Me Cune E., The arts of Korea. An illustrated history, Tokyo, 1962; Kim Che-won, Kim Won -yong, The arts of Korea. Ceramics. Sculpture. Gold, bronze and lacquer, L., 1966. О. Н. Глухарёва. Корея (корейский — Чосон). Флаг государственный. Корейская Народно-Демократическая Республика. Государственный герб. Корейская Народно-Демократическая Республика.
Традиционная театральная маска. I. Общие сведенияНаселение Природа II. Корея до 1948 Исторический очерк Наука и научные учреждения Литература Архитектура и изобразительное искусство Музыка Театр Кино III. Корейская Народно-Демократическая Республика, КНДР (кор. —Чосон Минджуджуый Инмин Конхвагук) Общие сведения Население Исторический очерк Политические партии, Единый демократический отечественный фронт, профсоюзы и другие общественные организации Экономико-географический очерк. Медико-географическая характеристика Наука и научные учреждения Литература Архитектура и изобразительное искусство Музыка Театр Кино |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|