Поленов Василий Дмитриевич

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ПА ПЕ ПЁ ПИ ПЛ ПН ПО ПП ПР ПС ПТ ПУ ПФ ПХ ПЧ ПШ ПЫ ПЬ ПЭ ПЮ ПЯ
ПОА
ПОБ
ПОВ
ПОГ
ПОД
ПОЕ
ПОЖ
ПОЗ
ПОИ
ПОЙ
ПОК
ПОЛ
ПОМ
ПОН
ПОО
ПОП
ПОР
ПОС
ПОТ
ПОУ
ПОХ
ПОЦ
ПОЧ
ПОШ
ПОЭ
ПОЯ

В. Д. Поленов. Поленов Василий Дмитриевич.

В. Д. Поленов.

Поленов Василий Дмитриевич [20.5(1.6).1844, Петербург, — 18.7.1927, усадьба Борок, ныне Поленово Тульской области], русский живописец, действительный член петербургской АХ (1893), народный художник РСФСР (1926). Сын Д. В. Поленова. Учился у Поленов Василий Дмитриевич Поленов Василий Дмитриевич Чистякова и в петербургской АХ (1863—71). Пенсионер АХ в Италии и Франции (1872—76). Участвовал в сербо-черногорско-турецкой (1876) и русско-турецкой (1877—78) войнах как художник-корреспондент. С 1878 — передвижник. За границей исполнил ряд картин в духе салонного академизма на темы из западноевропейской истории («Право господина», 1874, Третьяковская галерее); в то же время много работал на пленэре. С конца 1870-х гг. большое место в творчестве Поленов Василий Дмитриевич занимает пейзаж. Продолжая традиции лирического пейзажа А. К. Саврасова и Ф. А. Васильева, Поленов Василий Дмитриевич передавал тихую поэзию, неброскую красоту уголков русской природы, неразрывно связанных с повседневной жизнью человека, одним из первых в русской живописи добивался пленэрной свежести колорита, живой естественности мотива, сочетавшейся в его произведениях с композиционной завершённостью и чёткостью рисунка («Московский дворик», 1878; «Бабушкин сад», 1878; «Заросший пруд», 1879; все — в Третьяковской галерее). Разрабатываемые Поленов Василий Дмитриевич принципы (привнесение в пейзаж жанрового или лирико-ассоциативного начала, понимание этюда как самостоятельные художественные произведения) имели большое значение для дальнейшего развития русской пейзажной живописи. Этюды, выполненные Поленов Василий Дмитриевич на Ближнем Востоке и в Греции (1881—82), послужили материалом к картине «Христос и грешница» (1886—87, Русский музей, Ленинград), попытке разрешить нравственную проблему в духе христианской этики, а в плане художественном — обновить живописную систему академизма. Большую убедительность тяготение Поленов Василий Дмитриевич к гуманистическим темам получает в близкой передвижничеству по замыслу и исполнению картине «Больная» (1886, Третьяковская галерея). Продолжая в дальнейшем обращаться к евангельским сюжетам, Поленов Василий Дмитриевич чаще всего придавал им жанровую или пейзажную окраску. Для пейзажей Поленов Василий Дмитриевич, посвященных родной природе, с середины 1880-х гг. характерны нарастание эпического звучания, черт монументальности, своеобразного декоративизма, свободная манера письма («Золотая осень», 1893, Музей-усадьба им. В. Д. Поленова, Поленово). Начиная с 1870-х гг. Поленов Василий Дмитриевич много работал в области театрально-декорационной живописи, в которую внёс новые живописно-образные приёмы. С 1873 оформлял спектакли в доме и позже в Московской частной русской опере С. И. Мамонтова; в 1910—18 вёл в Москве просветительскую деятельность по организации народного театра. В 1882—95 преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Ученики Поленов Василий Дмитриевич: И. И. Левитан, К. А. Коровин, И. С. Остроухов, А. Е. Архипов, А. Я. Головин и др. В 1905 Поленов Василий Дмитриевич вместе с В. А. Серовым направил в Совет АХ протест против расстрела рабочих 9 января. В усадьбе Борок (с 1931 — Поленово, Тульская область) Поленов Василий Дмитриевич был создан художественный музей (в 1939 передан родственниками Поленов Василий Дмитриевич в дар государству).

  Лит.: Сахарова Е. В., В. Д. Поленов. Письма. Дневники. Воспоминания, 2 изд., М. — Л., 1950; Юрова Т. В., В. Д. Поленов, М., 1961; В. Д. Поленов, Е. Д. Поленова. Хроника семьи художников, М., 1964.

  В. А. Марков.

Так же Вы можете узнать о...


Большой Кремлёвский дворец, дворец в Московском Кремле.
Диатомит (от позднелат. Diatomeae — диатомовые водоросли), инфузорная земля, кизельгур, горная мука, осадочная горная порода, состоящая преимущественно из раковинок диатомовых водорослей; обычно рыхлая или слабо сцементированная, светло-серого или желтоватого цвета.
Коптелов Афанасий Лазаревич [р. 24.10(6.11).
Напряжённость магнитного поля, векторная физическая величина (Н), являющаяся количественной характеристикой магнитного поля.
Растворосмеситель, машина для приготовления строительных растворов путём смешивания различных компонентов.
Томсона Уайвилла порог, подводный хребет между Фарерскими островами и северным побережьем острова Великобритания.
Эписклерит, см. Склерит.
Васильсурск, посёлок городского типа в Воротынском районе Горьковской области РСФСР.
Жебрак Антон Романович [14(27).12.1901, деревня Збляны Гродненской губернии, — 20.
Кумыкский язык, язык кумыков, живущих в основном в Дагестанской АССР, а также в Чечено-Ингушской АССР и Северо-Осетинской АССР.
Нючёпинг (Nykoping), город и порт в Швеции, на берегу Балтийского м.
Рябов Яков Петрович (р. 24.3.1928, Рузаевский район Мордовской АССР), советский партийный и государственный деятель.
Уньоро, Буньоро, государство в Восточной Африке, в районе Межозерья (на вост.
Аддингтон Генри Аддингтон, (Addington) Генри, лорд Сидмут (Sidmouth) (30.
Волостной суд, низший сословный крестьянский суд в дореволюционной России, обособленный от системы общих судов.
Идрис Юсуф (Юсеф) (р. 19.5.1927), египетский писатель и драматург.
Лимонница, бабочка семейства белянок; то же, что крушинница.
Оханет, горнопромышленный пункт в Алжире, в нефтеносном бассейне, на северо-востоке алжирской Сахары.
Сердитое, посёлок городского типа в Донецкой области УССР.