Матвеев Александр ТерентьевичБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Матвеев Александр Терентьевич [13(25).8.1878, Саратов, — 22.10.1960, Москва], советский скульптор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1931). Член КПСС с 1940. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1899—1902) у С. Матвеев Александр Терентьевич Волнухина и П. П. Трубецкого. В 1906—07 работал в Париже. Член объединений «Мир искусства», «Голубая роза» и ОРС. В ранних произведениях Матвеев Александр Терентьевич (портрет В. Э. Борисова-Мусатова, гипс, 1900, Третьяковская галерея) чувствуется влияние импрессионистической пластики П. П. Трубецкого. Постепенно центральной темой творчества Матвеев Александр Терентьевич становится обнажённая человеческая фигура, представленная в состоянии просветлённого покоя [цикл произведений, украшавших виллу Я. Е. Жуковского в Кучук-Кое (Крым), мрамор, инкерманский камень, 1908—11, ансамбль не сохранился, отдельные фрагменты — в Русском музее, Ленинград; надгробие В. Э. Борисова-Мусатова в Тарусе, гранит, 1910]. Благодаря тонкому выявлению фактуры материала поверхность работ Матвеев Александр Терентьевич воспринимается не как нейтральная оболочка, но как естественная граница наполненной, живой формы, рождающей впечатление о гармоничном равновесии духовных и физических сил человека. После Великой Октябрьской социалистической революции Матвеев Александр Терентьевич участвует в осуществлении ленинского плана монументальной пропаганды (памятник К. Марксу в Петрограде, гипс, 1918, не сохранился). Поиски архитектоничной обобщённой формы с особой силой проявились в таких произведениях Матвеев Александр Терентьевич, как группа «Октябрь» (гипс, 1927, Русский музей, Ленинград; бронзовый отлив — 1958), где революционная героика воплощена в классически ясных образах, и бронзовая фигура стоящей женщины (1937, там же). Насыщенностью психологических характеристик, органически связанных с внутренними закономерностями формы, отличаются созданные Матвеев Александр Терентьевич скульптурные образы русских писателей (статуя А. С. Пушкина, пластилин, 1948—60, мастерская скульптора, Москва); проникновенное внимание к пластической конструкции объёма проявляется и в станковых портретах Матвеев Александр Терентьевич (автопортрет, бронза, 1939, Русский музей), фиксирующих наиболее устойчивые, непреходящие черты лица модели. Тонким пониманием специфики мелкой пластики отмечены работы Матвеев Александр Терентьевич для Петроградского фарфорового завода (1920-е годы). Матвеев Александр Терентьевич оказал глубокое влияние на развитие советской скульптуры не только своим творчеством, но и педагогической деятельностью [преподавал в ленингр. АХ (1918—48) и Московском художественном институте (1940—48)]. Ученики: Матвеев Александр Терентьевич А. Вайнман, А. Матвеев Александр Терентьевич Игнатьев, Б. Е. Каплянский, А. Л. Малахин и другие. Награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Лит.: Бассехес А. И., А. Т. Матвеев, Матвеев Александр Терентьевич, 1960: Мурина Е., А. Т. Матвеев Матвеев Александр Терентьевич, 1964. Надгробие В. Э. Борисова-Мусатова в Тарусе (Калужская область). 1910. Гипсовый слепок. Русский музей. Ленинград. Портрет В. Э. Борисова-Мусатова. Гипс. 1900. Третьяковская галерея. Москва. А. Т. Матвеев. И. Матвеев Александр Терентьевич Соколова. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|