Мицкевич Адам

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
МА МБ МВ МГ МД МЕ МЁ МЖ МЗ МИ МК МЛ МН МО МП МР МС МТ МУ МХ МЦ МШ МЫ МЬ МЭ МЮ МЯ
МИА
МИВ
МИГ
МИД
МИЕ
МИЗ
МИИ
МИЙ
МИК
МИЛ
МИМ
МИН
МИО
МИП
МИР
МИС
МИТ
МИУ
МИФ
МИХ
МИЦ
МИЧ
МИШ
МИЩ
МИЭ
МИЯ

Мицкевич (Mickiewicz) Адам (24.12.1798, Заосье близ Новогрудка, ныне БССР, — 26.11.1855, Константинополь), польский поэт, деятель национально-освободительного движения. Сын обедневшего шляхтича, адвоката. Учился на историко-филологическом факультете Виленского университета (1815—19). Учительствовал в Ковно (ныне Каунас; 1819—23). Ранние произведения Мицкевич Адам (первое стихотворение опубликовано в 1818) свидетельствуют об увлечении вольнодумными традициями Просвещения (пер. отрывка из «Орлеанской девственницы» Вольтера; поэмы «Мешко, князь Новогрудка», 1817, «Картофель», 1819, — обе опубликованы полностью в 1948). С 1817 участвовал в создании и деятельности патриотических молодёжных кружков «филоматов» и «филаретов» («любящих добродетель»), написал для них ряд программных стихотворений, в том числе «Оду к юности» (1820), проникнутую романтическим энтузиазмом молодёжи, мечтавшей о борьбе за свободу. Первый стихотворный сборник Мицкевич Адам («Поэзия», т. 1, 1822) стал манифестом романтического направления в польской литературе. Во 2-й том «Поэзии» (1823) вошла романтическая лироэпическая поэма «Гражина», положившая начало жанру т. н. польской «поэтической повести»; написанная на сюжет из истории Литвы, она утверждала подвиг и самопожертвование героической личности. В этот том включена также драматическая поэма «Дзяды» (ч. 2, 4), где поиски нового содержания и формы на основе народности, понятой в духе романтизма (изображение простонародного обряда поминовения умерших), соединялись с художественной трактовкой личной темы: герой, страдающий от мук несчастливой любви и обличающий общество, поправшее «права сердца».

  Арестованный (1823) по делу филоматско-филаретских организаций, Мицкевич Адам был в 1824 выслан из Литвы и до 1829 пробыл в России (Петербург, Одесса, Москва, снова Петербург), где сблизился с участниками декабристского движения (К. Ф. Рылеев, А. А. Бестужев) и видными писателями (А. С. Пушкин и др.), высоко оценившими его талант. Эти дружеские связи способствовали созреванию у Мицкевич Адам идеи революционного союза народов России и Польши. В России вышла книга Мицкевич Адам «Сонеты» (1826) — с циклом «Крымские сонеты», поразившим читателя великолепием пейзажных картин, проникновенным лиризмом, образом героя-«пилигрима», тоскующего о покинутой родине, и новыми для польской поэзии восточными мотивами. В 1828 была опубликована поэма «Конрад Валленрод» (о борьбе литовцев с тевтонской агрессией), изображавшая трагического героя — одинокого борца, который жертвует личным счастьем ради спасения народа; поэма оказала революционизирующее воздействие на современников. В книге «Поэзия» (т. 1—2, 1829) Мицкевич Адам включил новые интимно-лирические стихи, поэму «Фарис», баллады.

  В 1829 Мицкевич Адам выехал из России, посетил Германию, Швейцарию, Италию. После неудавшейся попытки присоединиться к Польскому восстанию 1830 поэт навсегда остался в эмиграции (жил преимущественно в Париже), продолжая литературную и революционную деятельность. В 3-й части «Дзядов» (1832) Мицкевич Адам призвал соотечественников продолжать борьбу. Эгоизму и соглашательству «верхов» общества он противопоставил героизм и стойкость патриотической молодёжи (эпизоды следствия по делу «филаретов»), надежду на внутренние силы нации, создал титанический образ поэта Конрада; сочувствуя страданиям народа, герой вызывает на поединок бога, как виновника царящего в мире зла. Драма имела свободное, фрагментарное построение, два плана действия: фантастический и реальный. К ней примыкал эпический «Отрывок» — картины самодержавной России, гневный памфлет на царизм. Здесь же поэт выразил солидарность с передовыми людьми России (стихотворения «Памятник Петру Великому», «Русским друзьям»). Вместе с тем в 3-й части «Дзядов» (как и в художественно-публицистическом соч. «Книги польского народа и польского пилигримства», 1832) Мицкевич Адам излагает доктрину т. н. «польского мессианизма», согласно которой страдания Польши связаны с особым историческим призванием народа-мученика — «Христа народов». Поэт призывает польскую эмиграцию к участию во «всеобщей войне за вольность народов», в европейской революции (эти же мысли содержатся в статьях Мицкевич Адам в газете «Пельгжим польски» — «Pielgrzym Polski», 1832—33).

  В 1834 опубликовал последнее крупное произведение Мицкевич Адам — поэма «Пан Тадеуш». Эта польская национальная эпопея, в которой отчётливо проявились реалистические тенденции, стала энциклопедией старопольского быта, шедевром словесной живописи, типизации и индивидуализации персонажей; с юмором и грустью рисует Мицкевич Адам мир шляхетской старины, не затушёвывая его пороков, понимая его историческую обречённость и в то же время любуясь его красочностью. В последующие годы Мицкевич Адам почти не писал (последний взлёт его вдохновения — несколько лирических стихов, 1838—39). Он вёл активную общественную и культурную деятельность: в 1839—40 читал курс римской литературы в Лозанне, затем (до 1844) занимал кафедру славянских литератур в парижском Коллеж де Франс. В 1841 обозначился кризис в мировоззрении поэта: он вступил в секту мистика А. Товяньского. В 1848 Мицкевич Адам возобновил революционную деятельность: создал польский легион, сражавшийся за свободу Италии, в Париже сотрудничал в газете «Трибюн де пёпль» («La Tribune des peuples», 1849), выступал со статьями революционно-демократического характера, проявляя интерес к утопическому социализму, призывая к революционному союзу народов. Во время Крымской войны 1853—56 Мицкевич Адам отправился с политической миссией в Константинополь, где умер от холеры (его прах, захороненный в Париже, был перенесён в Краков в 1890).

  Поэзия Мицкевич Адам имела огромное значение для польского национально-освободительного движения, для развития демократической мысли, обновления польской литературы; она обогатила литературный язык, стихосложение, поэтические жанры. Существенна роль Мицкевич Адам в развитии польского театра (постановки его «Дзядов», многочисленные высказывания по вопросам драматургии). В России Мицкевич Адам приобрёл популярность ещё при жизни. Его стихи переводили А. С. Пушкин, Мицкевич Адам Ю. Лермонтов, К. Ф. Рылеев, И. И. Козлов, Н. П. Огарев, А. Н. Майков, Мицкевич Адам Л. Михайлов, А. А. Фет, В. Я. Брюсов, И. А. Бунин и др.

 

  Соч.: Dzieła. Wydanie narodowe, t. 1—16, Warsz., 1949—55; Dzieła. AVydanie jubileuszowe, t. 1—16; Warsz., 1955; Dzieła wszystkie, t. 1, 4, Warsz., 1969—72; в рус. пер. — Собр. соч., т. 1—5, Мицкевич Адам, 1948—54; Избр. произв. [Со ст. А. В. Луначарского «Мицкевич и Россия»], Мицкевич Адам — Л., 1929; Стихотворения. Поэмы, Мицкевич Адам, 1968.

 

  Лит.: Горский И. К., А. Мицкевич, Мицкевич Адам, 1955; Живов Мицкевич Адам С., А. Мицкевич, Мицкевич Адам, 1956; Рыльский Мицкевич Адам Ф., Поэзия А. Мицкевича, Мицкевич Адам, 1956; А. Мицкевич в русской печати. 1825—1955, Мицкевич Адам — Л., 1957; Яструн Мицкевич Адам, Мицкевич, [пер. с польск.], Мицкевич Адам, 1963; Kleiner J., Mickiewicz, t. 1—2, Lublin. 1948; Adam Mickiewicz, Zarys bibliograficzny, Warsz., 1957; Kronika zycia i twórczości Mickiewicza, Warsz., 1966; Słownik języka Adama Mickiewicza, t. 1—7, Wr. — Warsz. — Kr., 1962—71.

А. Мицкевич. Мицкевич Адам.

А. Мицкевич.

А. Мицкевич и А. С. Пушкин, Горельеф Мицкевич Адам Мильбергера. Установлен на доме, в котором встречались А. С. Пушкин и А. Мицкевич (ныне по ул. Немировича-Данченко в Москве). Мицкевич Адам.

А. Мицкевич и А. С. Пушкин, Горельеф Мицкевич Адам Мильбергера. Установлен на доме, в котором встречались А. С. Пушкин и А. Мицкевич (ныне по ул. Немировича-Данченко в Москве).

А. Мицкевич. «Пан Тадеуш». Илл. Мицкевич Адам Э. Андриолли. 1880-е гг. Мицкевич Адам.

А. Мицкевич. «Пан Тадеуш». Илл. Мицкевич Адам Э. Андриолли. 1880-е гг.

  Б. Ф. Стахеев.

Так же Вы можете узнать о...


Распорный лов, лов закидным неводом вдали от берега на мелководных (глубиной 4—5 м) участках водоёма.
Сакля

(от груз.
Сингёнхянпха (школа нового направления), направление корейской демократической литературы в 20-е гг.
СССР. Туркменская ССР Туркменская Советская Социалистическая Республика
Тауроггенская конвенция 1812, русско-прусская конвенция, заключённая в литовском местечке Таурогген (ныне г.
Трускавец, город (с 1948) областного подчинения в Львовской области УССР.
ФЗМК, см. Фабричный, заводской, местный комитет.
Хобокен (город в Бельгии) Хобокен (Hoboken), город в Бельгии, на р. Шельда, пригород Антверпена.
Чудесная сеть, чудесное сплетение (rete mirabile), сосудистая сеть, образующаяся в результате одновременного разделения исходного кровеносного сосуда на капилляроподобные ветви, которые затем собираются в общий ствол.
Электропривод автоматизированный, см. в ст. Электропривод.
Агапов Семен Иванович (р. 1852 — год смерти неизвестен), русский рабочий-революционер, член Всероссийской социально-революционной организации.
Анюй (река, приток Колымы) Анюй, река на северо-востоке СССР, правый приток Колымы.
Барсак Андре Барсак (Barsacq) Андре (р. 24.1.1909, Феодосия, Крым), французский режиссёр и художник.
Борисов Александр Федорович [р. 18.4(1.5).1905, Петербург], русский советский актёр, народный артист СССР (1951).
Вентури Лионелло Вентури (Venturi) Лионелло (25.4.1885, Модена, — 14.
Высоких напряжений техника, раздел электротехники, охватывающий изучение и применение электрических явлений, протекающих в различных средах при высоких напряжениях.