Неореализм (направление в итал. кино и лит-ре)

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
НА НГ НД НЕ НЁ НЗ НИ НК НО НР НС НУ НЧ НЫ НЬ НЭ НЮ НЯ
НЕА
НЕБ
НЕВ
НЕГ
НЕД
НЕЕ
НЕЖ
НЕЗ
НЕИ
НЕЙ
НЕК
НЕЛ
НЕМ
НЕН
НЕО
НЕП
НЕР
НЕС
НЕТ
НЕУ
НЕФ
НЕХ
НЕЧ
НЕШ
НЕЯ

Неореализм, направление в итальянском кино и литературе середины 40 — середины 50-х гг. 20 в.; новая форма реализма, сложившаяся после 2-й мировой войны 1939—45, в борьбе за антифашистское и демократическое национальное искусство. Историческая почва Неореализм (направление в итал. кино и лит-ре) — всенародное Движение Сопротивления и распространение в Италии социалистических идей. Истоки Неореализм (направление в итал. кино и лит-ре) в литературе веризма, в теоретических трудах и фильмах советских кинематографистов, в творчестве прогрессивных французских режиссёров.

  Проникнутый уважением к человеку, силе солидарности, Неореализм (направление в итал. кино и лит-ре) выдвинул в главные герои людей из народа, хранящих высокие душевные качества и растущих в борьбе за общенациональное дело. Основная тематика Неореализм (направление в итал. кино и лит-ре) — раскрытие ужасов и демагогии фашизма, героика партизанской войны, борьба за социальную справедливость; основные проблемы Неореализм (направление в итал. кино и лит-ре) — сохранение достоинства личности рядового человека в жестоком и несправедливом социальном мире.

  Эстетические принципы Неореализм (направление в итал. кино и лит-ре) в киноискусстве изложил Ч. Дзаваттини, воплотивший их также в своих сценариях. Художественным манифестом Неореализм (направление в итал. кино и лит-ре) был фильм режиссёра Р. Росселлини «Рим — открытый город» (1945). Сложилась большая группа художников-единомышленников: режиссёров — Л. Висконти, В. Де Сика, Р. Росселлини, Дж. Де Сантис, П. Джерми, К. Лидзани, Л. Дзампа и др., актёров — А. Маньяни, А. Фабрици, М. Джиротти, Тото, Р. Баллоне, К. Дель Поджо и др. Среди лучших фильмов Неореализм (направление в итал. кино и лит-ре): «Пайза», «Похитители велосипедов», «Шуша», «Умберто Д.», «Земля дрожит», «Трагическая охота», «Во имя закона» (в советском прокате «Под небом Сицилии»), «Дорога надежды», «Неаполь-миллионер» (в советском прокате «Неаполь — город миллионеров»), «Рим, 11 часов» и др. Режиссёры Неореализм (направление в итал. кино и лит-ре) искали новые выразительные средства. Значительно менялся киноязык. Произведения Неореализм (направление в итал. кино и лит-ре) отличались стремлением к точности деталей, почти документальному показу истинных условий тяжёлой жизни народа. Фильмы были лаконичны, сдержанны, в них полностью отсутствовала ложная красивость, пышная постановочность фильмов фашистского периода. Картины, главным образом черно-белые, снимались, как правило, на натуре, на улице, на открытом воздухе, привлекались непрофессиональные исполнители, в основу сценария иногда ложились факты газетной хроники, в диалогах широко использовался народный язык, местные диалекты. В ряд фильмов вводился дикторский текст, как бы обобщавший действие. Всё это придавало фильмам особую достоверность.

  Неореализм (направление в итал. кино и лит-ре) в литературе противопоставил себя как различным модернистским течениям и клерикальным тенденциям в искусстве, так и особенно профашистскому искусству. Наиболее разработанный литературный жанр — «лирический документ», сочетающий автобиографический момент с художественным вымыслом («Улица Магадзини» и «Семейная хроника» В. Пратолини; «Христос остановился в Эболи» К. Леей и др.); к нему близки комедии Э. Де Филиппо (например, «Неаполь-миллионер»); более широкое, эпическое изображение социальных проблем и конфликтов представлено в романах «Метелло» Пратолини, «Земли Сакраменто» Ф. Йовине, очерках Леви. Неореалисты стремились к ясности и простоте словесного и образного выражения, к широкому использованию народной речи. Это сказалось и в поэзии (П. П. Пазолини), отклонявшей формотворческие изыски герметизма.

В середине 50-х гг. проявилась ограниченность метода Неореализм (направление в итал. кино и лит-ре), не сумевшего раскрыть кардинальные и сложные противоречия новой действительности и подчас подменявшего анализ эмпиризмом. Реализм современного итальянского кино и литературы перерос рамки Неореализм (направление в итал. кино и лит-ре) как идейно-художественного и мировоззренческого комплекса. Однако Неореализм (направление в итал. кино и лит-ре) уже выполнил серьёзную эстетическую и идейную задачу (в том числе вернул итальянскому искусству интерес к темам и проблемам народной жизни). Родственные Неореализм (направление в итал. кино и лит-ре) явления были и в итальянском изобразительном искусстве (живопись и графика У. Аттарди, А. Сальваторе, Дж. Дзигайны, К. Леви, ряд картин Р. Гуттузо), отчасти в театре (где работали Л. Висконти, Э. Де Филиппе, А. Маньяни), в песне и т.д. Неореализм (направление в итал. кино и лит-ре) оказал влияние на ряд европейских литератур в начале 50-х гг., на кинематограф многих стран мира, в том числе и социалистических. Аналогичные тенденции в искусстве западноевропейских стран (Франция, Великобритания, ФРГ и др.) иногда также назывались неореалистическими. Традиции Неореализм (направление в итал. кино и лит-ре) живут в отдельных кинофильмах последующих лет, а в начале 70-х гг. получили развитие в прогрессивном направлении «политическое кино».

 

  Лит.: Сценарии итальянского кино, [т. 1—2, пер.], М., 1958—67; Дзаваттини Ч., Некоторые мысли о кино, в его кн.: Умберто Д., пер. с итал., М., 1960; Потапова З. М., Неореализм в итальянской литературе, М., 1961; Соловьева И., Кино Италии (1945—1960). Очерки, М., 1961; Кин Ц., Миф, реальность, литература, М., 1968; Ferretti G. С., Letteratura е ideologia, Roma, 1964.

  Г. Д. Богемский, З. М. Потапова.

 

 

Так же Вы можете узнать о...


Яковлев Алексей Иванович [18(30).12.1878, г.
Бань Чао (32—102), полководец и дипломат Древнего Китая.
Видеман Фердинанд Иванович [30.3(11.4).1805, Хаапсалу, — 29.
Гребёнка зуборезная, предназначается для нарезания зубчатых колёс по методу обкатки (огибания) на зубообрабатывающих станках (см.
Затухающие колебания, колебания, «размах» и, соответственно, энергия которых уменьшаются с течением времени; см.
Кизс Артур Кизс (Keith) Артур (5.2.1866, Олд-Мачер, Абердин, — 7.
Ларош Герман Августович [13(25).5.1845, Петербург, — 5(18).
Мимико-жестовая речь, совокупность неязыковых средств человеческого общения, связанных с движением рук, тела и мускулов лица.
Омметр (от ом и...метр), прибор непосредственного отсчёта для измерения электрических активных (омических) сопротивлений.
«Правда Бурятии», республиканская газета Бурятской АССР на русском языке.
Сахарный укол, механическое раздражение (иглой, кончиком скальпеля) ограниченного участка на дне 4-го желудочка продолговатого мозга, вызывающее длительное повышение сахара в крови (гипергликемию) и появление его в моче (гликозурию).
Сустав, подвижное соединение костей, позволяющее им двигаться относительно друг друга.
Феникс (созвездие) Феникс (лат. Phoenix), созвездие Южном полушария неба; наиболее яркая звезда 2,4 визуальной звёздной величины.
Швейцарский банковский союз (Schweizerischer Bankverein), крупнейший коммерческий банк Швейцарии.
«Аль-Гумхурия», газета в ОАР; см. «Гумхурия».
Богуславский Войцех Богуславский (Bogusławski) Войцех (9.
Гагарин Павел Павлович [4 (15).3.1789, Москва, — 21.