Оуэн Роберт

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ОА ОБ ОВ ОГ ОД ОЖ ОЗ ОИ ОЙ ОК ОЛ ОМ ОН ОО ОП ОР ОС ОТ ОУ ОФ ОХ ОЦ ОЧ ОШ ОЩ ОЯ
ОУД
ОУЛ
ОУН
ОУС
ОУЦ
ОУЭ
ОУЯ

Р. Оуэн. Оуэн Роберт.

Р. Оуэн.

Оуэн (Owen) Роберт (14.5.1771, Нью-таун, Уэльс, — 17.11.1858, там же), английский социалист-утопист. Сын ремесленника. Окончил приходскую школу, затем усиленно занимался самообразованием. С 1781 служил в торговых заведениях. В конце 80-х — начале 90-х гг. сблизился с английским физиком и химиком Дж. Дальтоном, вошёл в литературно-философское общество. С 1791 предприниматель. В 1794—95 основал Чорлтонскую хлопкопрядильную компанию. В 1800—29 был управляющим прядильного предприятия в Нью-Ланарке (Шотландия). Важным моментом в формировании мировоззрения Оуэн Роберт явился разрыв с ортодоксальным христианством. Знакомство с рационалистически-материалистической философией Просвещения привело Оуэн Роберт к выводу, что её идеалы столь же далеки от воплощения, как и христианские. Наблюдая первые, преимущественно социально-психологические («порча характера» правящих и управляемых), последствия промышленного переворота и исходя из социологических и этических концепций просветительской философии, Оуэн Роберт пришёл к представлению о решающем влиянии человеческого характера на индивидуальные и исторические судьбы. Согласно Оуэн Роберт, во главе общества испокон веков стояли люди, которые не понимали законов, со строгой детерминированностью управляющих Вселенной, и в своей деятельности искажали эти законы. Отрицая принцип свободы воли, к которому он сводил все буржуазные учения, Оуэн Роберт утверждал, что нельзя возлагать на страдающие массы ответственность за то, что они бедны и невежественны, равно как нельзя ставить богатство и образованность в заслугу господствующим классам. Человек есть, по Оуэн Роберт, продукт среды. Если порочны люди, порочна среда, породившая их. Эта по сути материалистическая идея ориентировала на действенное преобразование окружающей среды. Но Оуэн Роберт, механистически-материалистическое мировоззрение которого было непоследовательным и сочеталось с деизмом и пантеизмом, понимал эту идею преобразования общества как внеисторическую истину. Оуэн Роберт полагал, что начало качественно новому состоянию мира — всечеловеческой гармонии может быть положено лишь должным воспитанием людей. Вплоть до середины 1820-х гг. Оуэн Роберт не связывал преобразование общества с устранением частной собственности. Программу этого периода своей деятельности, который может быть условно назван буржуазно-филантропическим, Оуэн Роберт изложил в работе «Новый взгляд на общество, или Опыты о формировании характера» (1812—13). В условиях благоприятной экономической конъюнктуры конца 18 — начала 19 вв. Оуэн Роберт путём «перевоспитания» и улучшения положения рабочих пытался создать в Нью-Ланарке так называемую идеальную промышленную общину, гарантирующую, по его убеждению, как благополучие трудящихся и высокую производительность, так и высокие прибыли.

  Однако в условиях экономического кризиса 1815—16 и острых социальных конфликтов расширение капиталовложений в целях улучшения положения и образования рабочих натолкнулось на решительное сопротивление компаньонов Оуэн Роберт (квакер У. Аллен, философ И. Бентам и др.). Разработанные Оуэн Роберт проект закона о сокращении рабочего дня до 10 часов и «План национального воспитания и образования под руководством государства и наблюдением народа» встретили противодействие буржуазных кругов и духовенства. Оуэн Роберт сделал вывод, что рабочие в Нью-Ланарке, как и на других капиталистических предприятиях, «остаются рабами». Сосредоточив внимание на коренных экономических и социальных проблемах, Оуэн Роберт приходит к убеждению, что «волшебная сила машин», обращенная при «существующей системе» против трудящихся, способна обеспечить изобилие материальных благ, делающее частную собственность и накопление бессмысленными. Опираясь на некоторые реальные достижения своей деятельности в Нью-Ланарке (успешное преодоление явлений преступности, пьянства, национализма и религиозной вражды, осуществление элементов самоуправления, сознательной трудовой дисциплины, соревнования, кооперации, социального планирования, а также соединение обучения с производительным трудом, физическим и эстетическим воспитанием), Оуэн Роберт в марте 1817 выдвинул «план» расселения безработных в «посёлках общности и сотрудничества», не знающих частной собственности, классов, эксплуатации, противоречий между умственным и физическим трудом, противоположности между городом и деревней и др. антагонизмов. Этот шаг знаменовал поворотный пункт в жизни Оуэн Роберт— переход на позиции утопического социализма. В 20-е гг. Оуэн Роберт создал опытные коммунистические колонии: Новую гармонию в США, Орбистон, Гармони-Холл в Великобритании и др., основал ряд просветительских учреждений, журналов. Покинув в 1829 Нью-Ланарк, Оуэн Роберт целиком посвятил себя пропагандистской деятельности. На основе первоначального «плана» он приступил к разработке утопической коммунистической системы переустройства жизни всего человечества, которая была наиболее полно изложена в «Книге нового нравственного мира» (опубликована в 1836—44). Согласно этой системе, учреждаемые на добровольных началах «посёлки общности» образуют федерацию, способную, по мнению Оуэн Роберт, продемонстрировать своё экономическое и нравственное превосходство, обусловленное всемерным развитием новых («научных») производительных сил (в том числе химии), а также воспитанием нового, гармонически развитого человека и установлением новых общественных отношений. По инициативе Оуэн Роберт в 30-е гг. были созданы организации «Базары справедливого обмена» (1832—34) и «Великий национальный союз профессий» (1833—34), которые он надеялся превратить в средство осуществления своих проектов преобразования общества. Как отмечал В. И. Ленин, Оуэн Роберт не учитывал «... такого основного вопроса, как вопрос о классовой борьбе, о завоевании политической власти рабочим классом, о свержении господства класса эксплуататоров» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 45, с. 375). Тем самым Оуэн Роберт, как и другие социалисты-утописты, не смог «... ни разъяснить сущность наемного рабства при капитализме, ни открыть законы его развития, ни найти ту общественную силу, которая способна стать творцом нового общества» (там же, т. 23, с. 46). Возникнув на ранней стадии борьбы между пролетариатом и буржуазией, социалистическое учение Оуэн Роберт и его последователей-оуэнистов (Дж. Грей, Т. Годскин, У. Томпсон, Дж. Брей; социалистами их стали называть с середины 1820-х гг.) сыграло значительную роль в просвещении английского рабочего класса, дало определённый толчок развитию профсоюзного и кооперативного движения в Великобритании. С изменением исторической ситуации, ростом классового самосознания пролетариата оуэнизм выродился в секту, пытавшуюся отвлечь рабочих от классовой борьбы. Сам же Оуэн Роберт в конце жизни, особенно после поражения революций 1848—49, в обстановке политической реакции в Европе, замкнувшись в мессианских иллюзиях, приходит к мистицизму и спиритизму.

  Тем не менее исторические заслуги Оуэн Роберт неоспоримы. Он был единственным из великих социалистов-утопистов, который пытался осуществить свои социалистические идеалы с участием самих рабочих. Оуэн Роберт различил в производительных силах, развивавшихся при капитализме, предпосылки более высокой организации общества, связанной с установлением общественной собственности на средства производства. Поэтому мечтания Оуэн Роберт о качественно новом состоянии человечества частично предвосхитили идеи научного коммунизма. Ф. Энгельс считал Оуэн Роберт «родоначальником английского социализма...» (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 2, с. 459). Оценивая значение деятельности Оуэн Роберт для английского рабочего движения первых десятилетий 19 в., Энгельс писал: «Все общественные движения, которые происходили в Англии в интересах рабочего класса, и все их действительные достижения связаны с именем Оуэна» (там же, т. 20, с. 274). Идеи Оуэн Роберт оказали также влияние на формирование социалистической мысли и за пределами Великобритании. В России имя Оуэн Роберт было известно уже в середине 2-го десятилетия 19 в. Определённое влияние его идей испытали петрашевцы, а также А. И. Герцен, Н. А. Добролюбов и другие революционеры-демократы.

 

  Соч.: The life of R. Owen written by himself, v. 1, pt 1—2, L., 1857—58; в рус. пер. — Избр. соч., т. 1—2, М. — Л., 1950.

  Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2—4, 18—19, 23—24 (см. Указат. имён); Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 2, 4, 6, 29, 45 (см. Указат. имён); Плеханов Г. В., Утопический социализм XIX в., Избр. философские произв., т. 3, М., 1957; Волгин В. П., История социалистических идей, т. 2, в. 1, М.— Л., 1931; Анекштейн А. [Арк. А-н], Р. Оуэн, М., 1937; Кан С. Б., История социалистических идей, 2 изд., М., 1967; Неманов И. Н., К вопросу о характере Нью-Ленаркского эксперимента Р. Оуэна, в кн.; Социально-экономическое развитие России и зарубежных стран, Смоленск, 1972; Либкнехт В., Р. Оуэн, пер. с нем., М.— П., 1923; Колл Д. Г., Р. Оуэн, пер. с англ., М.— Л., 1931; Podmore F., R. Owen, v. 1—2, L., [1923]; Morton A. L., The life and ideas of R. Owen, L., 1962; Harrison J. F. C., R. Owen and the Owenites in Britain and America, L., 1969 (лит.).

  И. Н. Неманов.

Так же Вы можете узнать о...


Пульт (нем. Pult, от лат. pulpitum — помост, трибуна), наклонный столик-подставка для нот.
Свинарник, производственное здание для содержания свиней.
Стерильность (от лат. sterilis — бесплодный), неспособность половозрелой особи к половому размножению.
Тувинцы (самоназвание — тыва, множественное число — тывалар; устаревшие названия, употреблявшиеся в литературе, — сойоны, сойоты, урянхайцы, таннутувинцы), нация, основное население Тувинской АССР.
Хекмат Али Асгер бен Хишмат аль-Мамалик Ахмад Али Ширази (р.
Щелочной аккумулятор, электрический аккумулятор, в котором активной массой отрицательного электрода служит пластина из пористого железа или кадмия, положительного электрода — никелевый каркас, заполненный окисью никеля (III), электролитом — 20-процентный раствор едкого кали.
Аллантоис (от греч. allantoeidēs — колбасовидный), одна из зародышевых оболочек высших позвоночных животных, или амниот (пресмыкающихся, птиц и млекопитающих); служит эмбриональным органом дыхания и местом, где скопляются продукты выделения.
Беломорская эпоха складчатости, эпоха складчатости, метаморфизма и гранитизации, завершившая формирование (около 2500 млн.
Верхний Баскунчак, посёлок городского типа во Владимировском районе Астраханской области.
Гинекократия (от греч. gyne, родительный падеж gynaikos — женщина и kratos — власть), женовластие, термин, употребленный швейцарским учёным И.
Дитц Отто Германович [17(29).11.1876, Вышний Волочёк, — 17.
Инволюта (математическое), то же, что эвольвента.
Кларк Ле Гро Уилфрид Кларк Ле Гро (Clark Le Gros) Уилфрид (р. 5.6.
Куттян, Кутиан, город в Японии, в юго-западной части о.
«Мартиновича заговор 1794», термин, введённый буржуазно-дворянской историографией для обозначения республиканского движения венгерских дворянских революционеров (так называемых якобинцев), возглавлявшегося И.
Народная партия Ирана (НПИ; Хезбе тудейе Иран, Туде), создана в октябре 1941.
Пайкенд, средневековый город на территории Узбекистана (развалины находятся в 35 км к юго-западу от Бухары).
Предметно-курсовая система обучения, предусматривает возможность сдачи студентами (учащимися) в течение учебного года зачётов и экзаменов по предметам данного и следующих курсов (при соблюдении последовательности изучения дисциплин, основанной на их преемственности и взаимосвязи).
Рюген (Rugen), остров в Балтийском море, на С.