Шотландия

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ША ШВ ШЕ ШЁ ШИ ШК ШЛ ШМ ШН ШО ШП ШР ШТ ШУ ШХ ШЫ ШЭ ШЮ ШЯ
ШОВ
ШОГ
ШОИ
ШОЙ
ШОК
ШОЛ
ШОМ
ШОН
ШОП
ШОР
ШОС
ШОТ
ШОУ
ШОШ

Шотландия (Scotland), административно-политическая часть Соединённого королевства Великобритании и Северной Ирландии. Занимает северную часть о. Великобритания и прилегающие острова: Гебридские, Оркнейские, Шетлендские. Шотландия имеет некоторые автономные права. Площадь 78,8 тыс. км2. Население 5,2 млн. чел. (1971), главным образом шотландцы, говорят на диалекте английского языка; литературный язык — английский. Своеобразная этническая группа Шотландия — гэлы. Верующие—протестанты. Административно Шотландия разделена на районы (Дамфрис-энд-Галлоуэй, Бордерс, Стратклайд, Лотиан, Файф, Сентрал, Тейсайд, Грампиан, Хайленд) и 3 островные территории (Шетленд, Оркни, Западные острова); все они подразделяются на административные округа. Главный город — Эдинбург.

Шотландия. Административное деление. Шотландия.

Шотландия. Административное деление.

Шотландия. Бенедиктинская церковь Данфермлинского аббатства. Середина 12в. Интерьер. Шотландия.

Шотландия. Бенедиктинская церковь Данфермлинского аббатства. Середина 12в. Интерьер.

Шотландия. Дж. О. Бент. Жилой комплексТориглен в Глазго. 1955—56. Шотландия.

Шотландия. Дж. О. Бент. Жилой комплексТориглен в Глазго. 1955—56.

Шотландия. Башни монастыря в Брикине. Около 990. Шотландия.

Шотландия. Башни монастыря в Брикине. Около 990.

  В рельефе преобладают возвышенности и горы — Северо-Шотландское нагорье высотой до 1343 м (г. Бен-Невис, высшая точка Великобритании) и Южно-Шотландская возвышенность; между ними — Среднешотландская низменность. Вдоль побережий узкие низменные равнины. Климат умеренный океанический; в Эдинбурге средняя температура января 3,4 °С, июля 14,4 °С; на З. выпадает до 2000 мм осадков, на В. — до 700 мм. Густая речная сеть, наиболее известная река — Клайд; много озёр: Лох-Ломонд, Лох-Несс и др. Широко распространены вересковые пустоши. В экономическом отношении различаются плотно заселённый (3/4 всего населения Шотландия), преимущественно индустриальный, район Среднешотландской низменности и редко заселённые, преимущественно аграрные, районы Южно-Шотландской возвышенности и Северо-Шотландского нагорья. В промышленности занято свыше 1/3 экономически активного населения, в сельском хозяйстве менее 1/10. Главные промышленные узлы: конурбация Клайдсайд (с центром Глазго) и Эдинбург, промышленные центры — города восточного побережья — Абердин, Данди, Грейнджмут и др. Основные отрасли: добыча угля, чёрная металлургия, алюминиевая промышленность, судостроение (около 1/3 всех британских судов), электротехника и электроника, производство конторского оборудования, часов, химия и нефтехимия, текстильная, пищевая, бумажная, полиграфическая промышленность. Близ восточного побережья Шотландия — на шельфе Северного моря — нефтеразработки. В сельском хозяйстве преобладает животноводство. В пределах нагорий сосредоточено значит. поголовье овец; на равнинах Западной Шотландия разводят главным образом крупный рогатый скот (молочных и мясных пород). На прибрежной и Среднешотландской низменности животноводство сочетается с полеводством (ячмень, пшеница, картофель).

Лестница замка Файви в Абердине. 1600—03. Шотландия.

Лестница замка Файви в Абердине. 1600—03.

  Н. М. Польская.

Д. А. Доналдсон. Портрет.1956. Шотландия.

Д. А. Доналдсон. Портрет.1956.

 

Исторический очерк. Древнейшие археологические памятники на территории Шотландия относятся к 3-му тыс. до н. э. В первые столетия до н. э. началось заселение территории Шотландия кельтскими племенами; к древнему населению Шотландия относились пикты. В начале н. э. у некоторых племён стало зарождаться классовое общество. Неоднократные попытки римлян (начиная с 1 в. н. э.) подчинить Шотландия (её римское название — Каледония) окончились неудачей. В 360—367 пикты вторглись в Британию, дойдя до южного побережья. Видимо, в конце 5 — начале 6 вв. в Шотландия из Ирландии стали переселяться племена скоттов, от имени которых происходит название Шотландия (Scotland — страна скоттов), утвердившееся с 11 в. В период англо-саксонского завоевания Британии (5—6 вв.) в Шотландия была оттеснена значительная часть бриттов; в 7 в. на территорию Шотландия вторглись англы, поселившиеся на Ю.; в 9—13 вв. происходили набеги скандинавов. Зарождение элементов феодализма в Шотландия сочеталось с сохранением клановой системы (см. Клан), оформившейся в период разложения первобытнообщинного строя. Процессу феодализации способствовало распространение христианства (6 в.); возникли первые государственные образования. В 11 в. оформилось шотландское королевство. Во 2-й половине 11 в. Шотландия подверглась нападению нормандских завоевателей Англии. Шотландский король Малькольм III (правил в 1058—93) признал себя вассалом английского короля Вильгельма I Завоевателя. С 12 в. в южной, равнинной части Шотландия, где в основном развивалось земледелие, постепенно оформлялись феодальные отношения. На С., основу хозяйства которого составляло скотоводство, распространение феодализма началось только в 14—15 вв. Большую часть шотландского крестьянства составляли крепостные — вилланы. На Ю. Шотландия развивались ремёсла и торговля. В конце 13 в. усилились попытки английских феодалов подчинить Шотландия; английский король Эдуард I объявил себя сюзереном Шотландия В 1296 английские войска вторглись в Шотландия, что вызвало восстание против англичан (война за независимость 1296— 1314). В 1305 войска повстанцев во главе с У. Уоллесом были разгромлены. В 1306 началось новое восстание под рук. Роберта Брюса, который был провозглашен королём Шотландия под именем Роберта I (правил в 1306—29). В 1314 шотландцы разгромили английскую армию Эдуарда II при Баннокберне. Вторжение английских войск в Шотландия в 1322 окончилось неудачей. В 1328 Англия признала независимость Шотландия, но английские лорды сохранили полученные ранее земельные владения в Шотландия В конце 13 — начале 14 вв. оформился шотландский парламент. Постепенно складывалась шотландская народность. Однако централизации мешал феодальный и племенной сепаратизм. Значение королевской власти особенно упало в конце 14 в. при первых королях династии Стюартов. Феодальные усобицы ослабляли позиции Шотландия в возобновившихся с конца 14 в. войнах с Англией, в которых Шотландия часто выступала в союзе с Францией. В 16 в. на Ю. началось зарождение элементов капиталистического производства, хотя в целом Шотландия оставалась страной с низким уровнем развития производительных сил. Города Ю. вели оживлённую торговлю с английскими городами. В середине 16 в. развернулась возглавленная Дж. Ноксом кальвинистская Реформация, проведённая в интересах дворянства, сосредоточившего в своих руках 5/6 секуляризованной церковной собственности, и нарождавшейся буржуазии, получившей «дешёвую» церковь. В 1560 парламент учредил в стране пресвитерианскую церковь. В 1567 в результате восстания кальвинистской знати была свергнута королева Мария Стюарт, стремившаяся к восстановлению в Шотландия католицизма. С утверждением династии Стюартов также и на английском престоле (1603) Шотландия была объединена с Англией личной унией. Абсолютистское правительство стремилось всемерно усилить свою власть над Шотландия Права шотландского парламента были ограничены. Принимались меры к распространению на Шотландия англиканства (см. Англиканская церковь). Попытки ввести в Шотландия в 1637 литургию по англиканскому образцу явились поводом к восстанию шотландцев против короля Карла I Стюарта. В 1638 шотландские пресвитериане подписали «Национальный ковенант» (см. «Ковенант»), в котором обязались защищать «истинную веру» против всех посягательств. Король Карл I попытался подавить восстание вооруженной силой, но в начавшейся войне с Шотландия (1639—40) потерпел поражение. Война шотландцев против короля послужила непосредственным толчком к Английской буржуазной революции 17 века.

>Исторический очерк. Древнейшие археологические памятники на территории Шотландия относятся к 3-му тыс. до н. э. В первые столетия до н. э. началось заселение территории Шотландия кельтскими племенами; к древнему населению Шотландия относились пикты. В начале н. э. у некоторых племён стало зарождаться классовое общество. Неоднократные попытки римлян (начиная с 1 в. н. э.) подчинить Шотландия (её римское название — Каледония) окончились неудачей. В 360—367 пикты вторглись в Британию, дойдя до южного побережья. Видимо, в конце 5 — начале 6 вв. в Шотландия из Ирландии стали переселяться племена скоттов, от имени которых происходит название Шотландия (Scotland — страна скоттов), утвердившееся с 11 в. В период англо-саксонского завоевания Британии (5—6 вв.) в Шотландия была оттеснена значительная часть бриттов; в 7 в. на территорию Шотландия вторглись англы, поселившиеся на Ю.; в 9—13 вв. происходили набеги скандинавов. Зарождение элементов феодализма в Шотландия сочеталось с сохранением клановой системы (см. Клан), оформившейся в период разложения первобытнообщинного строя. Процессу феодализации способствовало распространение христианства (6 в.); возникли первые государственные образования. В 11 в. оформилось шотландское королевство. Во 2-й половине 11 в. Шотландия подверглась нападению нормандских завоевателей Англии. Шотландский король Малькольм III (правил в 1058—93) признал себя вассалом английского короля Вильгельма I Завоевателя. С 12 в. в южной, равнинной части Шотландия, где в основном развивалось земледелие, постепенно оформлялись феодальные отношения. На С., основу хозяйства которого составляло скотоводство, распространение феодализма началось только в 14—15 вв. Большую часть шотландского крестьянства составляли крепостныевилланы. На Ю. Шотландия развивались ремёсла и торговля. В конце 13 в. усилились попытки английских феодалов подчинить Шотландия; английский король Эдуард I объявил себя сюзереном Шотландия В 1296 английские войска вторглись в Шотландия, что вызвало восстание против англичан (война за независимость 1296— 1314). В 1305 войска повстанцев во главе с У. Уоллесом были разгромлены. В 1306 началось новое восстание под рук. Роберта Брюса, который был провозглашен королём Шотландия под именем Роберта I (правил в 1306—29). В 1314 шотландцы разгромили английскую армию Эдуарда II при Баннокберне. Вторжение английских войск в Шотландия в 1322 окончилось неудачей. В 1328 Англия признала независимость Шотландия, но английские лорды сохранили полученные ранее земельные владения в Шотландия В конце 13 — начале 14 вв. оформился шотландский парламент. Постепенно складывалась шотландская народность. Однако централизации мешал феодальный и племенной сепаратизм. Значение королевской власти особенно упало в конце 14 в. при первых королях династии Стюартов. Феодальные усобицы ослабляли позиции Шотландия в возобновившихся с конца 14 в. войнах с Англией, в которых Шотландия часто выступала в союзе с Францией. В 16 в. на Ю. началось зарождение элементов капиталистического производства, хотя в целом Шотландия оставалась страной с низким уровнем развития производительных сил. Города Ю. вели оживлённую торговлю с английскими городами. В середине 16 в. развернулась возглавленная Дж. Ноксом кальвинистская Реформация, проведённая в интересах дворянства, сосредоточившего в своих руках 5/6 секуляризованной церковной собственности, и нарождавшейся буржуазии, получившей «дешёвую» церковь. В 1560 парламент учредил в стране пресвитерианскую церковь. В 1567 в результате восстания кальвинистской знати была свергнута королева Мария Стюарт, стремившаяся к восстановлению в Шотландия католицизма. С утверждением династии Стюартов также и на английском престоле (1603) Шотландия была объединена с Англией личной унией. Абсолютистское правительство стремилось всемерно усилить свою власть над Шотландия Права шотландского парламента были ограничены. Принимались меры к распространению на Шотландия англиканства (см. Англиканская церковь). Попытки ввести в Шотландия в 1637 литургию по англиканскому образцу явились поводом к восстанию шотландцев против короля Карла I Стюарта. В 1638 шотландские пресвитериане подписали «Национальный ковенант» (см. «Ковенант»), в котором обязались защищать «истинную веру» против всех посягательств. Король Карл I попытался подавить восстание вооруженной силой, но в начавшейся войне с Шотландия (1639—40) потерпел поражение. Война шотландцев против короля послужила непосредственным толчком к Английской буржуазной революции 17 века.

Дом Джона Нокса в Эдинбурге. 16 в. Шотландия.

Дом Джона Нокса в Эдинбурге. 16 в.

Ратуша в Керкубри. 16 в. Шотландия.

Ратуша в Керкубри. 16 в.

  На первом этапе революции шотландские пресвитериане — ковенанторы (т. н. виггаморы) выступали в союзе с английским Долгим парламентом против короля. Однако в конце 1647 верхушка шотландского пресвитерианского дворянства, боявшаяся углубления революции, заключила тайное соглашение с королём, по которому (в обмен на согласие Карла сохранить в Шотландия пресвитерианство) обязалась поддержать его в борьбе против английской революционной армии. Вступившая в Англию шотландская армия была в августе 1648 разбита войсками О. Кромвеля при Престоне. Казнь Карла I (январь 1649) и провозглашение в Англии индепендентской республики были враждебно встречены пресвитерианской верхушкой Шотландия В феврале 1649 шотландский парламент провозгласил королём (под именем Карла II) сына казнённого Карла I. Карл II был вынужден принять «Национальный ковенант» и ряд других условий, ограничивавших его власть. Попытка маркиза Монтроза произвести в начале 1650 переворот, который позволил бы Карлу II занять престол без принятия условий, потерпела неудачу; Монтроз был казнён. Роялистская опасность, грозившая английской республике из Шотландия, была использована правящими классами Англии для полного подчинения Шотландия В июле 1650 армия Кромвеля вторглась в Шотландия и 3 сентября нанесла поражение шотландским войскам при Данбаре. Ровно через год  шотландская армия под командованием Карла II, вторгшаяся в пределы Англии, была полностью разгромлена в сражении при Вустере. К маю 1652 вся Шотландия была занята английской войсками. В апреле 1654 ордонанс Кромвеля официально закрепил объединение Шотландия с Англией.

  Конфискация земель шотландской аристократии и дворян-роялистов, переход этих земель к новым владельцам (главным образом к представителям английской буржуазии и нового дворянства) содействовали разрушению в Шотландия старых поземельных отношений. Были частично экспроприированы земли крестьян, многие крестьяне — держатели земли превратились в арендаторов. Увеличилось количество обезземеленной бедноты, уходившей в поисках работы в города. В период реставрации Стюартов (1660—88) в Шотландия, как и в Англии, установилась политическая реакция. Восстановленный шотландский парламент ликвидировал «Ковенант». Усилилось крестьянское движение (поход на Эдинбург, 1666; восстание 1678—80). Антиангл. восстания 1679 и 1685 потерпели поражения. Буржуазия и часть дворянства южной Шотландия поддержали государственный переворот 1688—89 («Славную революцию»). Выступление нескольких горных кланов в поддержку свергнутой династии Стюартов было подавлено. В начале 18 в. Шотландия была полностью объединена с Англией (акт об унии, 1707), шотландский парламент был упразднён (одновременно Шотландия получила право избирать представителей в английский парламент). За объединённым королевством утвердилось название Великобритания. В Шотландия сохранялась самостоятельная пресвитерианская церковь. Шотландская торговая буржуазия стала принимать участие в торговле с английскими колониями и в их эксплуатации. К 18 в. Шотландия значительно отставала от Англии в экономическом развитии. Основные статьи экспорта составляли продовольствие и сырьё. Рабочие угольных и соляных копей Шотландия вплоть до конца 18 в. фактически находились на положении крепостных. Крестьяне южной Шотландия держали свои фермы на условиях годовой аренды. Главным занятием горцев оставалось скотоводство. В течение 1-й половины 18 в. значит. часть родовой аристократии северной Шотландия поддерживала претензии Стюартов на престол. Однако вооруженные выступления в пользу Стюартов некоторых горных кланов (1715—16, 1745—46 и др.) потерпели неудачу; за поражением восстания 1745—46, которое отражало также протест горцев против обезземеливания и гнёта со стороны эксплуататорских классов Англии и Шотландия, последовало окончательное разрушение уже изжившей себя клановой системы. Во 2-й половине 18 в. в Шотландия усилился процесс сгона с земли мелких арендаторов (т. н. очистка поместий), продолжавшийся вплоть до 80-х гг. 19 в. и ставший одним из источников первоначального накопления капитала в Великобритании. В результате начавшегося в последней трети 18 в. промышленного переворота в Шотландия, как и в Англии, была создана развитая капиталистическая промышленность. Большое развитие получила текстильная, а позднее горная и металлургическая промышленность, судостроение. Южная Шотландия стала одним из главных промышленных районов Великобритании. В то же время в период промышленного переворота в Шотландия ещё большие масштабы, чем в Англии, приняло разорение народных масс. Характерной чертой истории Шотландия стала эмиграция (всего из Шотландия в 19 — 1-й половине 20 вв. эмигрировало, по примерным подсчётам, свыше 2 млн. чел.). Под влиянием Великой французской революции в Шотландия возникли организации, выступавшие за радикально-демократические преобразования; эти организации были разгромлены английским правительством. С начала 19 в. большое развитие получило рабочее движение. Массовая забастовка 1820 в Шотландия (особенно крупная — в Глазго) явилась первой, хотя в основном и стихийной всеобщей политической забастовкой в Великобритании. Рабочие Шотландия приняли активное участие в чартистском движении (см. Чартизм). В 1858 в Глазго был создан Совет тред-юнионов. Передовые шотландские рабочие участвовали в деятельности 1-го Интернационала. Созданная в Эдинбурге  Шотландская земледельческая лига в 1884 присоединилась к английской Социал-демократической федерации. В 1888 была основана Шотландская рабочая партия (ШРП), лидером которой стал Дж. Харди. В 1893 ШРП вошла в состав Независимой рабочей партии. В 1897 основан Шотландский конгресс тред-юнионов.

Госпиталь Хериота в Эдинбурге. 1628—50. Двор. Шотландия.

Госпиталь Хериота в Эдинбурге. 1628—50. Двор.

  С переходом к империализму стала всё более возрастать эксплуатация Шотландия английским монополистическим капиталом. На ней особенно сильно сказалась утрата Великобританией мировой промышленной монополии. В Шотландия, как и во всей Великобритании, началось оживление рабочего движения, которое переросло в подъём 1907—12. В период 1-й мировой войны 1914—18 в Шотландия в промышленном районе на р. Клайд большой размах получило движение шоп-стюардов (см. Фабричные старосты), позднее распространившееся по всей Великобритании. В. И. Ленин характеризовал движение шоп-стюардов как глубоко пролетарское и массовое (см. В. И. Ленин, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 41, с. 266). В 1915—16 шоп-стюарды возглавили ряд стачек на Клайде. В 1916 Дж. Маклин, У. Галлахер и некоторые другие руководители шоп-стюардов были арестованы и брошены в тюрьму, А. Мак-Манус выслан из района Клайда. Новому подъёму борьбы рабочих Шотландия способствовала Великая Октябрьская социалистическая революция. В Шотландия развернулось массовое движение под лозунгом «Руки прочь от России!», проходившее в условиях революционного подъёма, охватившего всю страну. Стачка в районе Клайда в январе — феврале 1919 охватила свыше 100 тыс. рабочих (см. Клайдская стачка 1919). Многие участники шотландского рабочего движения вступили в созданную в 1920 Коммунистическую партию Великобритании. Рабочие Шотландия активно участвовали в стачке горняков (май — ноябрь 1926), во Всеобщей стачке 1926 в Великобритании и других стачках 20—30-х гг. Ослабление позиций Великобритании на мировом рынке после 1-й мировой войны 1914—18 резко ухудшило положение экспортных отраслей британской промышленности, в том числе текстильной, угольной, судостроительной, которые получили большое развитие в Шотландия В 1931—35 имели место массовые демонстрации безработных. 15—17 сентября 1931 в порту Инвергордон (северное побережье Шотландия) произошло восстание военных моряков (см. Инвергордонское восстание 1931). После 2-й мировой войны 1939—45 на положение Шотландия, наряду с общим ослаблением экономических и политических позиций британского империализма, большое влияние оказывало изменение «индустриального облика» Великобритании. В условиях быстрого роста новых и новейших отраслей промышленности — автомобильной, электротехнической, электронной, химической, атомной — ещё более снизилось значение старых, традиционных для Шотландия отраслей — текстильной, угольной, судостроительной. В Шотландия развивались и наиболее современной отрасли промышленности (химическая, электроника, нефтепереработка), однако именно они в значительной мере оказались под контролем иностранного, прежде всего американского, капитала. Американские компании контролировали в 60— 70-х гг. разведку и разработку богатых запасов нефти и газа на континентальном шельфе Северного моря у северо-восточного побережья Шотландия В течение многих лет уровень безработицы в Шотландия значительно выше, чем в остальной Великобритании. Особенно велика безработица в угольной промышленности. В результате в послевоенные годы вдвое увеличилась эмиграция из Шотландия В 60—70-х гг. активизировалась деятельность Шотландской национальной партии (ШНП; создана в 1928), буржуазное руководство которой использовало в своих интересах рост национального самосознания шотландского народа. Если на парламентских выборах 1959 за ШНП голосовал лишь 1% избирателей и она не получила представительства в парламенте, то в октябре 1974 за ШНП было подано 30,4% голосов (партия получила 11 мест в палате общин из 71, приходившегося на Шотландия). В ноябре 1976 лейбористское правительство Великобритании внесло в парламент т. н. законопроект о деволюции, предусматривающий, в частности, создание в Шотландия выборной ассамблеи при сохранении нынешнего представительства Шотландия в британском парламенте, а также вето правительства Великобритании на решения шотландских властей. В феврале 1977 было объявлено о решении правительства вынести окончательный текст проекта на референдум населения Шотландия

  Шотландия продолжала оставаться одним из главных центров рабочего движения Великобритании. В 1971—72 рабочие Верхнего Клайда в течение нескольких месяцев осуществляли управление судоверфями, владельцы которых пытались закрыть их; при поддержке профсоюзов всех районов Великобритании рабочие Верхнего Клайда вынудили правительство принять решение не закрывать верфи. Характерной чертой рабочего движения Шотландия (как и всей Великобритании) в 50—70-х гг. была его тесная связь с борьбой за мир. Широкий резонанс получило движение за ликвидацию американских военных баз. Усилились культурные и другие связи Шотландия с СССР; этому содействует созданное в 1945 общество «Шотландия — СССР». Активное участие в борьбе шотландских трудящихся за свои права принимают коммунисты. В специальной резолюции 31-го съезда компартии Великобритании (ноябрь 1969) подчёркивалось, что народ Шотландия имеет право сам решать свою судьбу. Компартия высказалась за создание автономных парламентов для Шотландия и Уэльса. В то же время компартия выступает против буржуазно-сепаратистских лозунгов полного отделения Шотландия, против попыток лидеров ШНП увести национальное движение в сторону от решения классовых и социальных задач, стоящих перед трудящимися Шотландия Коммунисты неоднократно подчёркивали, что главной задачей остаётся совместная борьба всех трудящихся Великобритании против монополий, за демократию и социализм.

  Л. А. Зак.

Литература. Развивается на английском и шотландском языках. Самые ранние из сохранившихся поэтических памятников датируются 14 в., но зародилась литература раньше. Не позднее 13 в. возникла народная баллада, достигшая расцвета в 15 в. и литературно фиксируемая с 16 в. в печатных листовках. Поэт и хронист Эндрю из Уинтона (15 в.) приписывал поэмы «Великие деяния Артура», «Авантюры Гавейна» и «Послание о нежной Сусанне» Хухону (14 в.), который одним из первых использовал аллитерационный стих. Успехи шотландского народа в борьбе за независимость от Англии (конец13 — начало 14 вв.) вызвали к жизни патриотическую поэзию: эпическая поэма «Брюс» (изд. 1571) Дж. Барбора (ок. 1316—95), поэма «Уоллес» (изд. модернизированного текста 1722) Гарри Слепого (Гарри Менестрель, 1470—92).  шотландская поэзия 15—16 вв. отражает круг идей, общий для европейской литературы в период зарождения и утверждения гуманизма: поэма «Книга короля» (1423) лирического поэта и короля Якова I (1394—1437), басни и поэма «Завещание Крессиды» (опубл. 1593) Р. Хенрисона (ок. 1430—1506), поэмы и сатиры У. Данбара (1460 — ок. 1517). Провозвестник Возрождения — поэт Г. Дуглас (ок. 1474—1522, перевод «Энеиды» Вергилия, поэма «Король Сердце», 1516). Яркие образцы гуманистической лирики создали А. Скотт (1525?—85?) и А. Монтгомери (1556?—1610?). Объединение Шотландия с Англией отразилось и на развитии литературы. литература 17 в. полна отголосков политической и религиозной борьбы, но она значительно уступает литературе предшествующего периода. В 18 в. многие писатели-шотландцы пишут на английском языке, сохраняя при этом национальный колорит (Дж. Хоум, 1722—1808, У. Уилки 1721—72, и др.).

«Брох» (оборонительная башня) на острове Мауса (Шетлендские острова). 4—6 вв. Шотландия.

«Брох» (оборонительная башня) на острове Мауса (Шетлендские острова). 4—6 вв.

  Противоречия буржуазного развития в Шотландия и утрата ею национальной независимости пробудили в литературе Шотландия ностальгию об ушедшем прошлом, что обусловило интерес к фольклору и средневековой литературе. А. Рамзей (1686—1758) и Р. Фергюсон (1750—74) в стихах на шотландском языке воспроизвели особенности народной поэзии, её жизнерадостность и вольнолюбие. Общеевропейский резонанс имели «Сочинения Оссиана» (1765) Дж. Макферсона (1736—96), стилизованные в духе древней гэльской поэзии; полные меланхолии, они стали одним из важнейших проявлений предромантизма. В глубоко демократической и самобытной поэзии Р. Бёрнса (1759—96, сб. «Стихотворения, написанные преимущественно на шотландском диалекте», 1786) воплотился свободолюбивый дух народа, его мечты о справедливости и равенстве. Бёрнс воспел шотландскую природу, сельскую жизнь и крестьянский труд. Писавший на английском языке Вальтер Скотт (1771—1832), создатель жанра исторического романа в литературе нового времени, начал творческий путь как собиратель народной шотландской поэзии («Песни шотландской границы», 1802), написал ряд романтических поэм на средневековые сюжеты. Его исторические романы запечатлели картины шотландской жизни 16—18 вв. («Уэверли», 1814, и др.). Большую роль в развитии литературы Великобритании сыграли в эпоху романтизма журналы «Эдинбург ревью» («Edinburgh Review», 1802—29) и «Блэквудс мэгэзин» («Blackwood’s Magazine»). Среди поэтов-романтиков заслуживает упоминания Джон Вильсон (1785—1854), чей «Чумной город» (1816) был использован А. С. Пушкиным в «Пире во время чумы». Мировую известность приобрёл представитель позднего романтизма, создатель авантюрных и исторических романов Р. Л. Стивенсон (1850—94). Натуралистическая проза писателей т. н. огородной школы (Дж. Макдональд, 1824— 1905; Дж. Уотсон, 1850—1907, и др.) свидетельствовала о повороте литературы к современным темам. Дж. Браун (1869—1902) в романе «Дом с зелёными ставнями» (1901) обличал стяжательство и корысть.

  В 1-й половине 20 в. возник социальный роман. Д. Аллан («Марш голодных», 1934), А. Макартур (1901—47, «Неплохой город», 1935), Дж. Блейк (1893—1961, «Кораблестроители», 1935), обратившись к индустриальной тематике, отразили Шотландия в период мирового экономического кризиса, показали классовую борьбу в Шотландия Л. Грэссик Гиббон (1901—35) создал эпическую трилогию «Шотландская тетрадь» (1932—34), изобразив судьбы шотландских фермеров на фоне исторических событий начала 20 в. В 1920-е гг. начинается т. н. шотландское Возрождение — расцвет новейшей шотландской поэзии на родном языке, происшедший под влиянием творчества выдающегося поэта Хью Макдиармида (наст. фам.— К. М. Грив, р. 1892), автора двух «Гимнов Ленину» (1931, 1935), создателя школы современной  шотландской поэзии. Э. Мюир (1887—1959, «Собрание стихотворений», 1960), Дж. Брюс (р. 1909, сб. «Морские беседы», 1944), Р. Тодд (р. 1914, «Венок зимнему солнцестоянию», 1962), У. Сутар (1898—1943, «Избранные стихи», 1948), Э. Юнг (1885—1971), С. Г. Смит (р. 1915, «Орфей и Эвридика», 1955), А. Скотт (р. 1920, «Избранные стихи 1943—74», 1975), А. Мак-Ки (р. 1925, «Клитак», 1972) следовали поэтике У. Одена и английской поэзии 30-х гг., но в их творчестве прослеживаются и  шотландские литературные традиции. Из современных прозаиков наиболее значительны Р. Дженкинс (р. 1912, романы «Военные гости», 1956, «Оборотень», 1958), Дж. М. Браун (р. 1921, «Календарь любви», 1967, и др.), И. К. Смит (р. 1928, «Подумайте о лилиях», 1968, «Потерянное лето», 1969), Мюриел Спарк (р. 1918, «Расцвет мисс Джин Броди», 1961, и др.). Драма получила сравнительно малое развитие. По-английски писали Джеймс Барри (1860—1937, «Восхитительный Крейтон», постановка 1902, «Питер Пэн», 1904, «Что каждая женщина знает», 1918), Джеймс Брайди (наст. фам. — Г. О. Мейвор, 1881—1951, «Солнечная соната», 1930, «Товий и его ангел», 1931, «Доктор Ангелус», 1950, и др.). Социальные мотивы особенно значительны в пьесах Джо Корри (1894—1968, «Время борьбы», 1929), У. Д. Хома (р. 1912), Юэна Мак-Кола и др.

У. Брюс, У. Адам. Дворец Хаптаун в Линлитгоу. 1698—1702. Шотландия.

У. Брюс, У. Адам. Дворец Хаптаун в Линлитгоу. 1698—1702.

  А. А. Аникст.

 

Архитектура и изобразительное искусство. К эпохе родового строя относятся остатки пастушеских поселений с каменными хижинами, каменные валы и цилиндрической башни («брохи»). С искусством Ирландии тесно связаны раннехристианские шотландские церкви, а также каменные кресты, украшенные изображениями языческого и христианского характера, сочетающимися со сложным геометрическим и растительным орнаментом.

  С 12 в. в Шотландия возводились романские, с 13 в.— готические постройки, обычно отмеченные строгой простотой образов (наряду с нервюрными в шотландской готике широко применялись и цилиндрические своды), в том числе многочисленные замки (тип  шотландского замка — вздымающаяся прямо от земли, обычно 4-гранная башня-донжон). В 15—16 вв. замки превращались в «дворцы с башней» т. н. баронского стиля, постепенно впитавшего отдельные черты французского Возрождения. В 17—18 вв. лучшие архитекторы-шотландцы (Дж. Ванбру, Дж. Гиббс, У. Чеймберс, братья Адам) мало строили на родине, предпочитая быстро растущие промышленные центры Англии; однако шотландский классицизм породил не только многие интересные постройки, но и примечательные образцы градостроительства (реконструкция Эдинбурга по проекту Дж. Крэга, 2-я половина 18 в.). С эпохой романтизма (когда в шотландском зодчестве широко распространилась ложная готика) связан расцвет национального изобразительного искусстваживописи — портреты Э. Геддеса, Г. Рёберна, пейзажи А. и П. Несмитов, Дж. Томсона, жанровые композиции Д. Уилки).

Резная каменная плита из Хилтона. 2-я пол. 1-го тысячелетия н. э. Шотландия.

Резная каменная плита из Хилтона. 2-я пол. 1-го тысячелетия н. э.

  Национально-романтические веяния нашли продолжение в деятельности Б. Скотта и других мастеров, создавших в конце 19 — начале 20 вв. новые типы коттеджа и оформления жилого интерьера. Одним из крупнейших архитекторов «модерна» явился шотландец Ч. Р. Макинтош. В 20 в. шотландская архитектура развивается в общем русле современного английского зодчества (возведение городов-спутников в 1950—60-е гг. и т.д.); в массовой жилой застройке преобладают невысокие многоквартирные дома, несколько суровые по силуэту, но соединённые в живописные комплексы.

  В шотландском изобразительном искусстве 20 в. выделяются близкие импрессионизму произведения живописцев У. Макгрегора (и других мастеров «школы Глазго»), У. Мак-Таггарта, экспрессионистические полотна «шотландских колористов» С. Пепло, Л. Хантера, Дж. Максуэлла. В 1950—70-е гг. традиционные для современного шотландского искусства связи с французскими художественными течениями ослабевают (что показывают произведения Дж. Эрдли, Р. Филипсона и др.).

  Для народного искусства Шотландия характерны текстильные изделия (шерстяные ткани — твид, шевиот и клетчатая ткань тартан), резьба по дереву, плетёные изделия.

 

Лит.: Hardie W., Scottish painting 1837—1939, L., 1976.

 

  Музыка. Истоки музыкального искусства Шотландия восходят к народной песенно-танцевальной культуре племён, населявших страну (кельтов, скоттов, скандинавов и др.). Музыка издавна занимала важное место в быту рыбаков, пастухов, землепашцев, а также сукновалов и других ремесленников, слагавших трудовые, любовные, шуточные и другие песни. Странствующие кельтские народные певцы-сказители барды (с древнейших времён до 19 в.), позднее менестрели и лютнисты были носителями и хранителями самобытного национального эпоса; они слагали и исполняли эпические, героические песни, саги и баллады, а также любовные и другие песни. Для шотландской песенности характерны пентатоника и натуральные лады. В мелодиях часто встречаются скачки на большие интервалы; их метроритмические особенности (т. н. ломбардский ритм, скоч снэп) связаны со спецификой народных танцев рил, стретспей, флинг (см. Экосез). Пение и танцы сопровождались игрой на арфе (с 12 в.), волынке (с 15 в. основной национальный инструмент Шотландия; существуют военные оркестры из волынщиков), Фиделе, позднее виоле, скрипке. Профессиональная церковная и светская придворная музыка развивалась с 12 в. В 13 в. возникли певческие школы, в которых изучали григорианский хорал, а также игру на органе и других инструментах. Первые органы установлены в церквах в 1440-х гг. В 15 в. выдвинулись органисты и композиторы Дж. Мэлисон, Дж. Фети, Дж. Блэк, П. Дейвидсон, А. Мелвилл, Л. де Франс. С середины 15 в., когда столицей Шотландия стал Эдинбург, здесь была создана королевская капелла, при дворе работали многие иностранные музыканты. Сохранившиеся рукописные музыкальные сборники 16 в. содержат церковные (мессы, мотеты, энсземы, псалмы и др.) и светские (танцы, попурри) вокальные и инструментальные произведения Среди композиторов Шотландия 1-й половины 16 в. — Р. Карвер, Р. Джонсон, Д. Пиблс, Р. Дуглас, А. Блэкуэлл. Распространение идей Реформации и утверждение пресвитерианства затормозило развитие музыки в Шотландия Подъём музыкального искусства начался в 17 в. О высоком развитии шотландской музыки при Стюартах (с 1603) свидетельствует ряд рукописей (в т. ч. т. н. Скинская рукопись, 1615—35), содержащих записи мелодий песен, танцев, арий и инструментальных сочинений в лютневой табулатуре. Национальные шотландские мелодии использовали в своих сочинениях Г. Пёрселл, Г. Плейфорд (сочинения для вёрджинела) и другие английские композиторы, позднее — Ф. Мендельсон («Шотландская симфония»), М. Брух («Шотландская фантазия» для скрипки с оркестром) и др. В 18 в. создавались профессиональные музыкальные общества, хоровые, оркестровые и оперные объединения и ассоциации. Возрос интерес к народной шотландской музыке в Шотландия и Англии. Были опубликованы многочисленные фольклорные музыкальные сборники, в том числе «Каледонскнй Орфей» (1726), «Шотландский музыкальный музей» (1787—1803). На основе  шотландских народных песен написана 1-я шотландская балладная опера А. Рамзея «Благородный пастух» (1725), послужившая образцом для других шотландских и английских произведений этого жанра, а также оказавшая влияние на немецкий зингшпиль. В 18—19 вв. высокого профессионального уровня в Шотландия достигло исполнительское искусство. Развивалось музыкальное образование — в 1838 при Эдинбургском университете создана кафедра музыки, в 1890 основана Королевская  шотландская академия музыки. Во 2-й половине 19 в. выдвинулись композиторы Т. Эрскин, Дж. Фергус, В. Макгиббон, Д. Доу, Н. Хоу. В 1929 организована Шотландская национальная академия музыки в Эдинбурге. Основатель современной композиторской школы — А. Макензи (конец 19 — 1-я треть 20 вв.; автор 5 опер, ораторий, кантат, фантазий, фортепьянного концерта и других сочинений); в числе его последователей — Х. Мак-Кунн, Ч. Макферсон, У. Уоллес, Ф. Дж. Скотт, Л. Драйсдейл. Среди современных композиторов — С. Дейви, Р. Кроуфорд, Т. Масгрейв. В Шотландия работали немецкие и английские дирижёры Х. Г. фон Бюлов, Ч. Халле, Дж. Барбиролли; музыковеды Дж. Томсон, Р. Бишоп, Ф. Нике, Д. Тови. С 1947 проводится ежегодный международный фестиваль музыкального, драматического и балетного искусства в Эдинбурге, где имеется консерватория, симфонический оркестр, хоры. Музыкальным центром является также Глазго.

>Музыка. Истоки музыкального искусства Шотландия восходят к народной песенно-танцевальной культуре племён, населявших страну (кельтов, скоттов, скандинавов и др.). Музыка издавна занимала важное место в быту рыбаков, пастухов, землепашцев, а также сукновалов и других ремесленников, слагавших трудовые, любовные, шуточные и другие песни. Странствующие кельтские народные певцы-сказители барды (с древнейших времён до 19 в.), позднее менестрели и лютнисты были носителями и хранителями самобытного национального эпоса; они слагали и исполняли эпические, героические песни, саги и баллады, а также любовные и другие песни. Для шотландской песенности характерны пентатоника и натуральные лады. В мелодиях часто встречаются скачки на большие интервалы; их метроритмические особенности (т. н. ломбардский ритм, скоч снэп) связаны со спецификой народных танцев рил, стретспей, флинг (см. Экосез). Пение и танцы сопровождались игрой на арфе (с 12 в.), волынке (с 15 в. основной национальный инструмент Шотландия; существуют военные оркестры из волынщиков), Фиделе, позднее виоле, скрипке. Профессиональная церковная и светская придворная музыка развивалась с 12 в. В 13 в. возникли певческие школы, в которых изучали григорианский хорал, а также игру на органе и других инструментах. Первые органы установлены в церквах в 1440-х гг. В 15 в. выдвинулись органисты и композиторы Дж. Мэлисон, Дж. Фети, Дж. Блэк, П. Дейвидсон, А. Мелвилл, Л. де Франс. С середины 15 в., когда столицей Шотландия стал Эдинбург, здесь была создана королевская капелла, при дворе работали многие иностранные музыканты. Сохранившиеся рукописные музыкальные сборники 16 в. содержат церковные (мессы, мотеты, энсземы, псалмы и др.) и светские (танцы, попурри) вокальные и инструментальные произведения Среди композиторов Шотландия 1-й половины 16 в. — Р. Карвер, Р. Джонсон, Д. Пиблс, Р. Дуглас, А. Блэкуэлл. Распространение идей Реформации и утверждение пресвитерианства затормозило развитие музыки в Шотландия Подъём музыкального искусства начался в 17 в. О высоком развитии шотландской музыки при Стюартах (с 1603) свидетельствует ряд рукописей (в т. ч. т. н. Скинская рукопись, 1615—35), содержащих записи мелодий песен, танцев, арий и инструментальных сочинений в лютневой табулатуре. Национальные шотландские мелодии использовали в своих сочинениях Г. Пёрселл, Г. Плейфорд (сочинения для вёрджинела) и другие английские композиторы, позднее — Ф. Мендельсон («Шотландская симфония»), М. Брух («Шотландская фантазия» для скрипки с оркестром) и др. В 18 в. создавались профессиональные музыкальные общества, хоровые, оркестровые и оперные объединения и ассоциации. Возрос интерес к народной шотландской музыке в Шотландия и Англии. Были опубликованы многочисленные фольклорные музыкальные сборники, в том числе «Каледонскнй Орфей» (1726), «Шотландский музыкальный музей» (1787—1803). На основе  шотландских народных песен написана 1-я шотландская балладная опера А. Рамзея «Благородный пастух» (1725), послужившая образцом для других шотландских и английских произведений этого жанра, а также оказавшая влияние на немецкий зингшпиль. В 18—19 вв. высокого профессионального уровня в Шотландия достигло исполнительское искусство. Развивалось музыкальное образование — в 1838 при Эдинбургском университете создана кафедра музыки, в 1890 основана Королевская  шотландская академия музыки. Во 2-й половине 19 в. выдвинулись композиторы Т. Эрскин, Дж. Фергус, В. Макгиббон, Д. Доу, Н. Хоу. В 1929 организована Шотландская национальная академия музыки в Эдинбурге. Основатель современной композиторской школы — А. Макензи (конец 19 — 1-я треть 20 вв.; автор 5 опер, ораторий, кантат, фантазий, фортепьянного концерта и других сочинений); в числе его последователей — Х. Мак-Кунн, Ч. Макферсон, У. Уоллес, Ф. Дж. Скотт, Л. Драйсдейл. Среди современных композиторов — С. Дейви, Р. Кроуфорд, Т. Масгрейв. В Шотландия работали немецкие и английские дирижёры Х. Г. фон Бюлов, Ч. Халле, Дж. Барбиролли; музыковеды Дж. Томсон, Р. Бишоп, Ф. Нике, Д. Тови. С 1947 проводится ежегодный международный фестиваль музыкального, драматического и балетного искусства в Эдинбурге, где имеется консерватория, симфонический оркестр, хоры. Музыкальным центром является также Глазго.

У. Брюс, У. Адам. Дворец Хоптаун в Линлитгоу. 1698—1702. Шотландия.

У. Брюс, У. Адам. Дворец Хоптаун в Линлитгоу. 1698—1702.

  И. В. Розанов.

 

Драматический театр. Драматические театры в Шотландия появились в середине 18 в. Первый патент на «концертный зал» в Эдинбурге был выдан в 1767. К середине 18 в. были сооружены три театральных здания в Глазго, но их сожгли религиозные фанатики. В 1769 актёр и антрепренёр Д. Росс создал в Эдинбурге театр «Ройял», где ставил пьесы английских авторов; здесь играли преимущественно английские актёры. В 1883 открылся театр «Лицеум». Вначале в театре играли лучшие английские труппы (Г. Ирвинга и др.), выступления которых оказывали значительное влияние на формирование национального театрального искусства (в 1964 «Лицеум» был приобретён Эдинбургской корпорацией и с 1965 стал репертуарным театром, худ. рук. К. Перри). В 1782—1863 в Глазго работал «Данлоп стрит тиэтр», в 1805—29—«Куин стрит тиэтр», в 1842—48 — театр «Адельфи», в 1845 — «Сити тиэтр», затем «Куинс тиэтр» и «Принс тиэтр». В 1909 создан «Репертуарный театр Глазго» во главе с режиссёром А. Уэрингом. Театр просуществовал всего пять сезонов, но сыграл заметную роль в формировании национального театрального искусства. Наряду с пьесами английских и иностранных авторов было поставлено несколько произведений шотландских драматургов, в том числе с наибольшим успехом «Кэмпбелл из Килмори» Дж. Фергюсона. 1-я мировая война 1914—18 прервала деятельность этого театра. Оставшиеся материальные средства были потрачены на организацию в 1921 труппы «Шотландские национальные актёры», для поощрения  шотландских драматургов. Когда из-за финансовых трудностей в начале 30-х гг. труппа прекратила существование, её деятельность продолжил «Кёртн тиэтр» в Глазго (1933—40). В 1939 был успешно проведён первый шотландский театральный фестиваль. С этого времени «Скотиш комьюнити драма ассошиэйшен» устраивает фестивали ежегодно (принимают участие все профессиональные и любительские коллективы Шотландия). В 1943 в Глазго был основан репертуарный Гражданский театр («Глазго ситизенс тиэтр»). В 70-е гг. интересные постановки осуществляют экспериментальные театры «Траверс тиэтр клаб» (Эдинбург) и «Клоуз студиа тиэтр» (Глазго). Репертуарные театры работают в Перте, Данди, Питлохри, Сент-Андрусе. Театры получают субсидии от Шотландского совета искусств и от городских советов искусств. С 1947 проходят ежегодные Эдинбургские международные фестивали музыки и драмы.

П. Тинто. Торговый центр Гленротса, города-спутника Глазго. 1954. Шотландия.

П. Тинто. Торговый центр Гленротса, города-спутника Глазго. 1954.

  М. Крымко.

 

  Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 249¾59, 272¾76, 322, 333¾35, 339¾40, 362, 419, 430, 464, 467¾70, 473; т. 4, с. 141¾42; т. 8, с. 522¾28; т. 21, с. 130, 133—34; т. 23; т. 25, ч. 1—2; Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 37, с. 113¾14; т. 41, с. 63¾65, 200¾01; Скотт В., История Шотландии, пер. с англ., ч. 1—3, СПБ, 1831; Gallacher W., Revolt on the Clyde, L., [1949]; The Edinburgh history of Scotland, v. 2—4, Edin.— L., 1965—74; A new history of Scotland, v. 1—2, L. [a. o.], 1962; Donaldson G., Scotland, the shaping of a nation, Newton Abbot, 1974; История английской литературы, т. 1, в. 1, М.— Л., 1943; Mi1lar J. H., A literary history of Scotland, L., 1903; Reid J. М., Modern Scottish literature, Edinburgh — L., 1945; Wittig K., The Scottish tradition in literature, Edinburgh — L., 1958; Craig D., Scottish literature and the Scottish people, L., 1961; Speirs J., The Scots literary tradition, L., 1962; Henderson Th. F., Scottish vernacular literature; 3 ed., Detroit, 1969; Lindsay М., History of Scottish literature, L., 1977; Finlay J., Scottish art, L., [1946]; его же, Scottish crafts, L., 1948; Elsom J., Theatre outside London, L., 1971; Farmer H. G., A history of music in Scotland, L., [1947]; Rubsamen W. H., Scottish and English music of the Renaissance in a newly discovered manuscript, в кн.: Festschrift H. Besseler zum sechzigsten Geburtstag, Lpz., 1961, p. 259—84; The Scots musical museum originally published by James Johnson, v. 1—2, Hatboro, 1962; Hancock Р. D., A bibliography of works relating to Scotland, 1916—1950, pt. 1—2, Edinburg, 1959—60; Reader’s guide to Scotland. A bibliography, L., 1968.

 

Так же Вы можете узнать о...


Пунаны, группа племён (собственно пунаны, укиты, бекетаны, басапы и др.
Сан-Антонио (город в США) Сан-Антонио (San Antonio), город на Ю. США, в штате Техас.
Сомнерова линия, линия Сомнера, встречающееся в литературе название прямой линии равных высот (высотной линии положения).
Термодинамические потенциалы, см. Потенциалы термодинамические.
Феллодерма (от греч. phellos – пробка и derma – кожа), внутренний слой перидермы растений, возникающий вследствие деления клеток феллогена в тангентальном (параллельном поверхности органа) направлении.
Цирцея (мифологич.) Цирцея, Кирка, в древнегреческой мифологии волшебница с о.
Энергетический, поселок городского типа, центр Илийского района Алма-Атинской области Казахской ССР.
Англо-айрейниан ойл компани, см. Нефтяные монополии.
Беременность человека, физиологический процесс развития плода из яйцеклетки в организме женщины, заканчивающийся рождением ребёнка.
Вересневое, посёлок городского типа в Волынской области УССР, в 5 км к Ю.
Геохимические узлы, области пересечения двух разнородных геохимических систем.