Попов Алексей Дмитриевич

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ПА ПЕ ПЁ ПИ ПЛ ПН ПО ПП ПР ПС ПТ ПУ ПФ ПХ ПЧ ПШ ПЫ ПЬ ПЭ ПЮ ПЯ
ПОА
ПОБ
ПОВ
ПОГ
ПОД
ПОЕ
ПОЖ
ПОЗ
ПОИ
ПОЙ
ПОК
ПОЛ
ПОМ
ПОН
ПОО
ПОП
ПОР
ПОС
ПОТ
ПОУ
ПОХ
ПОЦ
ПОЧ
ПОШ
ПОЭ
ПОЯ

А. Д. Попов. Попов Алексей Дмитриевич.

А. Д. Попов.

Попов Алексей Дмитриевич [12(24).3.1892, г. Николаевск, ныне Пугачев Саратовской области, — 18.8.1961, Москва], советский режиссёр, теоретик театра и педагог, народный артист СССР (1948), доктор искусствоведения (1957). Член КПСС с 1954. Учился в школе живописи в Казани С 1912 актёр МХТ. В 1918—23 актёр, режиссёр и руководитель Театра студийных постановок (Кострома), где создал ряд спектаклей, следуя творческим принципам МХТ («Потоп» Бергера, «Сверчок на печи» Диккенса, «Вечер, посвященный Парижской Коммуне» и др). В 1923—30 режиссёр 3-й Студии МХТ (с 1926 — Театр им. Евг. Вахтангова), где активно утверждал советскую драматургию, поставив спектакли «Виринея» Сейфуллиной и Правдухина (1925), «Разлом» Лавренева (1927). В 1930—35 художественный руководитель Театра Революции; в его постановках пьес Н. Ф. Погодина «Поэма о топоре» (1931), «Мой друг» (1932), «После бала» (1934) нашла убедительное сценическое воплощение героика социалистических строек.

  Деятельность Попов Алексей Дмитриевич-режиссёра, отмеченная правдивым, многогранным раскрытием духовного мира человека нового, социалистического общества, особенно полно проявилась в Центральном театре Красной (ныне Советской) Армии (ЦТСА), который он возглавлял в 1935—60. Здесь Попов Алексей Дмитриевич создал большие народно-героические спектакли, посвященные созидательному труду и воинским подвигам советского человека. Типические черты современника Попов Алексей Дмитриевич раскрывал через бережную, тонкую передачу психологии каждого отдельного образа и одновременно через насыщенные мыслью и чувством массовые сцены. Среди его работ в ЦТСА — «Год 19-й» Прута (1936), «Сталинградцы» Чепурина (1944), «Степь широкая» Винникова (1949), «Поднятая целина» по Шолохову (1957). Ставил спектакли, посвященные истории России: «Полководец Суворов» Бехтерева и Разумовского (1939), «Полководец» Тренева (1945), «Флаг адмирала» Штейна (1950) — в ЦТСА; «Иван Грозный» («Трудные годы») А. Н. Толстого (1946) — во МХАТе.

  Значительным вкладом в сценическое раскрытие философского гуманистического смысла произведений У. Шекспира явились постановки Попов Алексей Дмитриевич трагедии «Ромео и Джульетта» (1935, Театр Революции) и комедии «Укрощение строптивой» (1937, ЦТСА). Интересным опытом создания одной из первых советских кинокомедий был фильм Попов Алексей Дмитриевич «Два друга, модель и подруга» (1928). Принципы режиссёрской школы МХАТа Попов Алексей Дмитриевич применял творчески, основываясь прежде всего на проникновении в сущность современной действительности, в духовный мир советского человека. Теоретически разработал положение о художественной целостности спектакля как об органической гармонии всех его компонентов, в основе которых лежит жизненная правда. Попов Алексей Дмитриевич был воспитателем многих актёров и режиссёров. С 1919 вёл педагогическую работу, преподавал в училище при ЦТСА и в ГИТИСе (с 1940 профессор, в 1961 художественный руководитель). Государственная премия СССР (1943, 1950, 1951). Награжден орденом Ленина и медалями.

 

  Соч.: Художественная целостность спектакля, М., 1959; Воспоминания и размышления о театре, М.. 1963; Спектакль и режиссер. 2 изд., М., 1972.

 

  Лит.: Зоркая Н., Творческий путь А. Д. Попова, М., 1954.

  Б. И. Ростоцкий.

 

 

Так же Вы можете узнать о...


«Сельская газета», республиканская газета Белорусской ССР на русском языке.
Скарайнис Олег (р. 5.8.1923, с. Финьково Калининской области), советский скульптор.
Сопоставимость в статистике, необходимое условие для сравнения статистических показателей и их анализа.
Степень окисления, то же, что окислительное число.
Сьейес Эмманюэль Жозеф Сьейес, Сиейес, Сийес (Sieyes) Эмманюэль Жозеф (3.
Терветское городище, укрепленное поселение 1-го тысячелетия до н.
Трансгрессивное залегание (геологическое), залегание слоев осадочных горных пород, возникающее в результате наступления — трансгрессии — моря на сушу.
Уголев Александр Михайлович (р. 9.3.1926, Днепропетровск), советский физиолог, член-корреспондент АН СССР (с 1966).
Фантомные ощущения, фантомные боли, см. в ст.
Фортран ,язык программирования. Фактически обозначает семейство языков, выросшее из начальной версии, разработанной в 1957 в США под руководством Дж.
Хеннигсдорф (Hennigsdorf), город в ГДР, в округе Потсдам, к северо-западу от Берлина, на р.
Центриоли, постоянные структуры всех животных и некоторых растительных клеток, основная часть клеточного центра.
Чиковани Михаил Ясонович [р. 25.3(7.4).1909, с.
Шлихтование (от нем. Schlichte — шлихта), нанесение на нити основы тонкого слоя клеющего состава (шлихты) для увеличения сопротивляемости нитей истиранию и многократному растяжению в процессе ткачества.
Электробаланс, см. Энергетический баланс.
Юкка (Yucca), род древовидных вечнозелёных растений семейства агавовых.
Агабабян Сурен Бардухович (р. 22.1.1922, город Караклис, ныне Кировакан), армянский советский критик, литературовед.