Рим Древний Изучение древнеримской культурыБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Изучение древнеримской культуры Начало изучению древнеримской культуры, так же как и древнегреческой (см. Греция Древняя, раздел Изучение древнегреческой культуры), было положено ещё в античности греческими и римскими историками и филологами. С падением Западной Римской империи интерес к древнеримской культуре уменьшился, но не исчез. В монастырях Европы (в то время средоточиях учёности) хранились латинские и греческие тексты, использовавшиеся в учебных целях. В средневековых хрониках рассматривалась история Рим Древний Испанский учёный 7 в. Исидор Севильский создал ряд трудов по римскому быту и латинскому языку. Новое пробуждение интереса к древнеримской культуре относится к эпохе Возрождения, начавшейся как «возрождение» именно античных древностей. Разыскивались, собирались и издавались античные рукописи, изучались надписи на древнеримских архитектурных сооружениях, началось составление коллекций статуй, ваз и других антиков. С 15 в. получила развитие гуманистическая историография, в которой выделились два направления: так называемое антикварное, рассматривавшее древнеримскую культуру (быт, искусство, религию, право — «римские древности») как единое целое (его основатель итальянский гуманист Флавио Бьондо, продолжатели Лет Помпоний, 15 в., и К. Сигоний, 16 в.), и политико-риторическое, ставившее целью извлечение из истории Рим Древний политических уроков (Н. Макиавелли и др.). Итальянский гуманист Лоренцо Валла, поставив под сомнение достоверность некоторых сведений римского историка Тита Ливия, заложил основы критики исторических источников. В 16—17 вв. создавались основы вспомогательных дисциплин: разрабатывались проблемы хронологии (французский учёный Ж. Скалигер), нумизматики (труд французского гуманиста Г. Бюде о римской монетной системе), эпиграфики (Ж. Скалигер), источниковедения (исследования и издания древних авторов нидерландскими гуманистами Эразмом Роттердамским, Ю. Липсиусом, французскими учёными Ю. и Ж. Скалигерами), создавались словари латинского языка (немецкий гуманист И. Рейхлин и др.). В конце 17 в. появился труд по истории Римской империи (в 6 тт.) французского аббата Л. де Тиллемона, изложившего все доступные ему данные римских и греческих авторов. Продолжая критическую линию Лоренцо Валлы, некоторые учёные 18 в. подвергли критике римскую историческую традицию (французы С. Бошар, Луи де Бофор, голландец Я. Перизоний). В эпоху Просвещения с её антиабсолютистскими и антиклерикальными тенденциями особенно усилился интерес к проблемам исторической закономерности развития древнеримской государственности (итальянский философ Дж. Вико, французский просветитель Ш. Монтескье). Особое внимание привлекают поздний период истории Рим Древний, выяснялись причины гибели Римской империи. Вольтер объяснял гибель Рим Древний религиозными раздорами; английский историк Э. Гиббон в «Истории упадка и разрушения Римской империи» (1776-88), осуждая христианство за сопротивление государству и идеи, убившие патриотизм и гражданственность, выделял также и другие причины: произвол и деспотизм императоров, финансовый гнёт, падение военной дисциплины. В трудах представителей немецкого «неогуманистического» направления (И. Винкельман, И. Гердер и др.) древнеримская культура рассматривалась наряду с греческой, но предпочтение отдавалось последней. В 18 в. были достигнуты значительные успехи в области филологической критики древних текстов и установления подлинности литературных памятников (английский филолог Рим Древний Бентли и др.). Римская культура привлекла внимание русских просветителей 18 в. А. Д. Кантемира, М. В. Ломоносова, В. К. Тредиаковского, сделавших произведения римских историков, философов и поэтов достоянием русской публики. Свойственный работам С. Бошара, Луи де Бофора и других учёных 17—18 вв. скептицизм в оценке достоверности древнейшей римской истории встретил в начале 19 в. отпор со стороны немецкого историка Б. Г. Нибура, стремившегося с помощью сравнительно-исторического метода реконструировать раннюю историю Рим Древний Создавший так называемое критическое направление в историографии, Нибур считал источником преданий о римской старине утраченные народные песни; ему принадлежит гипотеза о происхождении плебса из насильственно переселенных в Рим Древний латинов. Работы Нибура дали толчок дискуссии о раннем периоде римской истории (немецкий учёный А. Швеглер, английский — Дж. Льюис и др.). Взгляды Нибура оказали влияние на развитие римской историографии в России (Т. Н. Грановский, П. Н. Кудрявцев). Русский учёный Д. Л. Крюков, показав различие патрицианской и плебейской религий, поддержал взгляд Нибура на различие в происхождении патрициев и плебеев. Рим (Древний). Храмы Весты (справа; 1 в.) и Антонина и Фаустины (слева; 141) на Римском форуме. Во 2-й половине 18 — 1-й половине 19 вв. интенсивно накапливался археологический материал. Начались систематические раскопки Геркуланума, Помпей и других древних городов Италии, а также археологические исследования памятников римского времени во Франции, Германии, Великобритании, Северной Африке. Накопление археологического и эпиграфического материала расширяло источниковедческую базу изучения Рим Древний и вызвало необходимость в более детальной специализации. Примерно с середины 19 в. изучение различных сторон древнеримской культуры удобнее рассматривать отдельно. Изучение истории. Успехи в изучении древнеримской истории во 2-й половины 19 в. связаны с археологическими открытиями (см. ниже, в разделе Изучение искусства) и с дальнейшим развитием эпиграфики (издание корпуса латинских надписей и др.), нумизматики, хронологии и других вспомогательных дисциплин. В изучении и издании римских источников особенно важную роль сыграл немецкий учёный Т. Моммзен. В его трудах получили освещение все стороны жизни и быта римлян, хотя главное внимание отводилось политической истории, а также истории римского государственного и уголовного права. Переворот в науке об обществе, произведённый трудами К. Маркса и Ф. Энгельса, введение в научный оборот новых материалов по истории и быту римлян не могли не сказаться на развитии историографии Рим Древний Отрицая марксизм и его учение об общественно-экономических формациях и о решающей роли классовой борьбы, буржуазные историки вынуждены были всё же отнестись с большим вниманием к изучению проблем экономики и социальных отношений. Возникло направление, занимавшееся главным образом изучением социально-экономических проблем античности (труды немецких учёных Э. Мейера, К. Ю. Белоха, Рим Древний Пёльмана, французского А. Баллона и др.). Однако в развитии этого направления сразу же наметились отрицательные тенденции: модернизация древней истории (уже в работах Моммзена, Мейера, затем Пёльмана, М. И. Ростовцева, итальянского историка Г. Ферреро и др.) и гиперкритицизм (итальянские учёные Э. Пайс, Г. де Санктис, немецкий — Белох и др.). Против модернизаторских тенденций выступил французский историк Фюстель де Куланж. Его ученики и последователи К. Жюллиан и С. Гзелль заложили основы изучения римских провинций Галлии и Африки. В России во 2-й половине 19 и начале 20 вв. сложилась школа изучения древнеримской истории. В. И. Модестов, обобщив и проанализировав результаты итальянских раскопок, изложил на их основании историю древнейшей Италии. Истории древнейшего Рим Древний посвятили свои работы Ю. А. Кулаковский и И. В. Нетушил. На рубеже 19 и 20 вв. всё более заметен интерес русских учёных к социально-экономической истории Рим Древний, в том числе к актуальной для России проблеме аграрных отношений (исследования по истории римского землевладения принадлежат П. М. Леонтьеву, П. И. Синайскому, Г. М. Пригоровскому, М. И. Ростовцеву); социальная история Рим Древний в более широком плане нашла освещение в трудах Д. М. Петрушевского, Рим Древний Ю. Виппера. Историческое значение Римской империи в историографическом плане рассмотрено М. П. Драгомановым. Истории римских провинций посвящены исследования С. В. Ешевского и С. А. Жебелева. Западная наука новейшего времени изучает как отдельные периоды и аспекты древнеримской истории, так и всю историю Рим Древний в целом (многотомная история Рим Древний итальянского историка Л. Парети). Получило дальнейшее развитие изучение политической и социально-экономической истории Рим Древний: античного рабства [У. Уэстерман (США), И. Фогт (ФРГ), М. Капоцца (Италия) и др.], итальянские общины [П. де Франчиши, Э. Серени (Италия) и др.], раннего Рим Древний и этрусков (итальянские учёные М. Паллоттино, Рим Древний Парибени и др., французские — Рим Древний Блок, Ж. Эргон, шведские — Э. Ерстед и др.), а также других проблем политической и социально-экономической истории [итальянские учёные Э. Альбертини, С. Мадзарино, французский — А. Пиганьоль, английский — Рим Древний Сайм, американский — Ф. Уолбанк, немецкий (ФРГ) — Ф. Альтхейм и др.]. История Рим Древний, получила также освещение в многотомных коллективных трудах типа «Кембриджской древней истории» (1 изд., т. 1—12, 1923—1939), в монументальном справочном издании Паули-Виссовы (1 изд. 1839—52, новое — с 1893). В СССР исследование истории Рим Древний с самого начала было направлено на изучение социально-экономических проблем. Опираясь на марксистское учение об общественно-экономических формациях, советские учёные подвергли критическому пересмотру уже выработанные представления о древнеримской истории. Созданы общие курсы по истории Рим Древний (В. С. Сергеев, С. И. Ковалев, Н. А. Машкин), изучается идеологическая борьба в древнеримском обществе (П. Ф. Преображенский, С. Л. Утченко), рассматриваются проблемы классовой борьбы (А. В. Мишулин и др.). В центре внимания советских историков находятся проблемы социально-экономического развития и аграрных отношений (Е. М. Штаерман, М. А. Сергеенко, В. И. Кузищин и др.), возникновения государства (В. Н. Дьяков, Ф. М. Нечай, А. И. Немировский, Л. А. Ельницкий, И. Л. Маяк и др.), кризиса и падения Римской республики (Машкин, Утченко), социальной борьбы в Рим Древний (Штаерман, А. Г. Бокщанин и др.). История провинций нашла отражение в трудах Мишулина, А. Б. Рановича, О. В. Кудрявцева, Е. С. Голубцовой и др., войны Рим Древний с Парфией явились предметом исследования Бокщанина. Проблемы истории раннего христианства освещены Рим Древний Ю. Виппером, Рановичем. Экономические, социальные, идеологические факторы перехода от рабовладельческой формации к феодальной рассмотрены в работах Штаерман, А. Рим Древний Корсунского и др. Значительные успехи в изучении римской истории достигнуты в других социалистических странах; в круг интересов историков этих стран входят история римских провинций (болгарский учёный Х. Данов, румынский — Э. Кондураки, венгерский — А. Мочи и Л. Баркочи, и др.), социальная борьба в Рим Древний [Э. Маротти (Венгрия), Рим Древний Гюнтер (ГДР), П. Олива (Чехословакия)], идейные течения [К. Куманецкий (Польша)] и другие проблемы. Изучение литературы. До 19 в. римская литература была для европейской культуры не столько предметом исторического исследования, сколько образцом для подражания. Начиная с эпохи предромантизма и романтизма основное внимание филологов переносится на греческую культуру как исток всей европейской культурной традиции; римская литература стала представляться лишь досадной передаточной инстанцией, искажавшей дух греческого гения. Изучение литературы шло по двум путям: выверка текста и подготовка научных изданий (немецкие филологи Ф. Ричль, О. Ян, Ф. Бюхелер и их ученики) и создание вводных историко-литературных справочников, богатых материалом, но мало осмыслявших его (немецкие учёные М. Шанц, В. Тёйфель). В России 19 в. изучением римской литературы занимались такие крупные учёные, как И. В. Помяловский, Н. М. Благовещенский, В. И. Модестов (автор первого русского курса истории римской литературы, 1873-88). В 20 в. отношение к римской литературе изменилось: за ней вновь стала признаваться самостоятельная ценность, иная, но не меньшая, чем у греческой литературы. Культурная ситуация 20 в. заставляла искать себе древнеисторические аналогии не в дробном полисном мире, как это делалось в 19 в., а в мире больших держав эллинистической и прежде всего римской эпохи. Характерна эволюция отношения к Вергилию: в 18 в. его чтили выше Гомера, в 19 в. принижали как бессильного подражателя, в 20 в. вновь оценили как великого поэта. Этому пересмотру содействовала, во-первых, разработка методов анализа не на уровне лексики и метрики, а на уровне топики и жанров (немецкие учёные-классики Э. Норден, В. Кролль и др.), во-вторых, стремление отделить римские «наслоения» от греческих оригиналов и показать, что они складываются в связную систему и представляют самостоятельный интерес (А. Ростаньи и другие итальянские учёные), в-третьих, развитие техники интерпретации текста, показавшей, что даже очень сходные греческие и римские тексты часто выражают совсем разную картину мироощущения, «модели мира» (представители немецкой классической филологии Ф. Клингер, К. Бюхнер и др.). Работа по уяснению специфики римской литературы на фоне античной и мировой культуры в целом и является основным делом современной филологии. Изучение искусства. Интерес к древнеримскому искусству усилился в 19 в., когда углублённое изучение древнеримских памятников не только помогло составить более ясное представление об общей эволюции античного искусства, но и создало предпосылки для истолкования своеобразия собственно древнеримской художественной культуры. Этому способствовали создание в Риме многочисленных археологических центров [среди которых ведущую роль в 19 в. играло Немецкое археологическое общество (с 1843)] и раскопки, первоначально проходившие главным образом под руководством английских, французских и немецких учёных. Знания о ранних стадиях художественной жизни Апеннинского полуострова необычайно расширились в результате открытия украшенных росписями этрусских гробниц в Корнето, Кыоси, Черветери и других местах (1820-30-е гг.) и остатков Вилланова культуры. Со 2-й четверти 19 в. интенсифицировалось исследование ранне-христианских катакомб. После объединения Италии в 1861 особенно оживилась деятельность итальянских археологов. Дж. Фьорелли провёл новаторские в методологическом отношении раскопки Помпей, а в г. Риме изучение форумов и Палатинского холма приняло строго систематический характер (П. Роза и др.), что позволило составить подробнейшие топографические и архитектуроведческие описания древнего города (итальянец Рим Древний Ланчани, француз А. Жордан, немец Х. Хюльзен). Пристальное внимание привлекли провинции Римской империи (например, французы обследовали Тимгад в Алжире, а немцы и австрийцы — памятники Далмации). Полевые работы сочетались с научной каталогизацией старых собраний, для которой основополагающее значение имели труды итальянца Э. К. Висконти и немца Э. Герхарда. На основе археологических поисков, а также критико-филологической интерпретации сведений древних авторов (Плиния Старшего и др.] возникли обобщающие монографии немецких учёных Ф. Г. Велькера, К. Мюллера, О. Яна, в которых преобладал интерес к проблемам иконографических традиций (так называемой художественной мифологии). Органичное слияние стилистического и иконографического анализа характерно для появившихся в последней трети 19 — начале 20 вв. трудов немецких учёных Г. фон Брунна, Л. Курциуса, А. Маца, Г. Роденвальдта, А. Фуртвенглера, французского исследователя С. Рейнака, а также австрийского искусствоведа А. Ригля, осветившего стилистическое своеобразие позднеримского декоративно-прикладного искусства. Поиски исследователей 19 в. в области античного искусства как бы подытоживались трудом по античному портрету, написанным немцем А. Хеклером, и руководством по древне-римской археологии, созданным французами Рим Древний Канья и В. Шапо (1-я четверть 20 в.). К важнейшим открытиям в области древне-римской археологии, сделанным во 2-й и 3-й четверти 20 в., принадлежат раскопки этрусского города Пирги (итальянский археолог М. Палюттино), находки на виллах Адриана в Тиволи и Анцио, а также на вилле близ дер. Пьяцца-Армерина (Сицилия), расширившие знания о мастерстве римских копиистов греческой скульптуры и собственно древнеримских памятниках (мозаиках и т.д.). Велись интенсивные раскопки в Помпеях, Геркулануме (постоянно сопровождаемые максимально достоверной реконструкцией бытовой среды в целом) и в близлежащих Стабиях. В г. Риме, где особенно подробно обследовался форум Цезаря, был также вскрыт обширный участок некрополя 2—3 вв. (под собором свыше Петра), содержащий многочисленные саркофаги. Богатейшие данные о древнеримском городском строительстве дали раскопки Остии. Тщательно изучались провинциальные древнеримские художественные центры в Малой Азии (Памфилия, Перга, Сида, Эфес и др.) и на Балканах [в том числе в Аполлонии Иллирийской (Албания), где работала группа советских учёных под руководством В. Д. Блаватского]. Произведения, обнаруженные в Маринго (Ломбардия) и Штробинге (Бавария), значительно обогатили сведения о древнеримском торевтике, а многочисленные материалы, открытые в Северной Африке, Испании, Франции, ФРГ, Великобритании и Португалии, позволили составить более чёткое представление о тенденциях позднеримской архитектуры, декоративной скульптуры и монументальной живописи. К середине 20 в. учёные чаще всего обращаются к исследованиям отдельных разновидностей древнеримской художественной культуры. Занимаясь архитектурой, искусствоведы изучают её образное и конструктивно-техническое новаторство (итальянский учёный Дж. Лульи, американские учёные М. Блейк, У. Макдональд). символику (американский учёный Э. Б. Смит): внимание исследователей сосредоточивается также на живописи (голландский ученый Х. Г. Бейен), специфических вопросах иконографии (американский учёный О. И. Брендель) и прежде всего на проблемах древнеримского скульптурного портрета [немецкие учёные М. Вегнер, О. Весберг, Рим Древний Вест, Б. Швейцер (ФРГ), датский учёный Ф. Поульсен, шведский исследователь Х. П. Л'Оранге]; широко изучается искусство римских провинций [французские учёные М. Побе и Ж. Рубье, швейцарский Ф. Штамм, немецкий Х. Шоппа (ФРГ), бельгийский А. Брене]. В 1950-60-е гг. возникают и сводные труды [итальянский учёный Рим Древний Бьянки-Бандинелли, немецкий Т. Краус (ФРГ)], среди которых выделяется итальянская 7-томная «Энциклопедия древнего классического и восточного искусства» (1958—66), где древнеримские памятники занимают значительное место. В круг первостепенных интересов современного искусствознания входят вопросы влияния древнеримского искусства на искусство средневековой Европы (американский учёный Рим Древний Свифт и др.), взаимосвязи древнегреческой, этрусской и древнеримской художественных культур, проблемы выявления новаторских черт, внесённых древнеримскими мастерами в античную традицию. Если в русской науке древнеримское искусство первоначально рассматривалось преимущественно в исследованиях, посвященных античной культуре в целом (Ф. Ф. Зелинский, Н. П. Кондаков, А. В. Прахов), то с 1910-х гг. появляется всё больше специальных трудов о древнеримских древностях (тенденция, получившая особое развитие в советскую эпоху), например, о портрете (О. Ф. Вальдгауер, Н. Э. Гаршина, Б. В. Фармаковский), пейзаже (М. И. Ростовцев), зодчестве (В. Д. Блаватский, Н. И. Врунов). В 60-70-е гг. публикуются памятники, хранящиеся в музеях СССР, а также ведётся работа над обобщающими трудами, охватывающими древнеримское искусство в целом (монографии и отдельные статьи Н. Н. Бритовой, А. И. Вощининой, А. П. Ивановой, С. А. Кауфман, М. М. Кобылиной, В. Ф. Маркузона, О. Я. Неверова, Н. А. Сидоровой, А. П. Чубовой). Важнейшие научные центры изучения Древнего Рим Древний и наиболее важные периодические издания см. в ст. Греция Древняя, раздел Изучение древнегреческой культуры.
Лит.: Дилигенский Г. Г., Утченко С. Л., Советская историография античности за 40 лет, «Вопросы истории», 1958, № 1; Фролов Э. Д., Русская историография античности (до сер. XIX в.), Л., 1967; Sandys J. E., A history of classical scholarship, v. 1—3, Camb., 1903—08; Сидорова Н. А., Новые открытия в области античного искусства, [М., 1965], с. 150—203; Brendel О. J., Prolegomena to a book on roman art, «Memoirs of the American school in Rome», 1953, v. 21, p. 9—73. А. И. Немировский (Вступление, Изучение истории), М. Л. Гаспаров (Изучение литературы), Г. И. Соколов (Изучение искусства).
Рим Древний (лат. Roma), город, возникший (согласно античному преданию, в 754/753 до н. э.) из группы поселений, к середине 3 в. до н. э. подчинивший себе весь Апеннинский полуостров; в дальнейшем — средиземноморская держава, включавшая западную и юго-восточную части Европы, Малую Азию, побережье Северной Африки, Сирию, Палестину. ![]() ![]() Исторический очерк Древнеримская культура Изучение древнеримской культуры |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|