Рим Древний Древнеримская культураБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Древнеримская культура ![]() ![]() культура — первоначально культура римской общины, города-государства (полиса) — прошла сложный путь развития, расширяя границы распространения по мере превращения Рим Древний в огромную средиземноморскую державу, включавшую и такие традиционно греческие научные и культурные центры, как Афины, Александрия, Пергам и др., изменяя свой характер под влиянием этрусской, греческой, эллинистической культур. Рим Древний."> Древнеримская культура — первоначально культура римской общины, города-государства (полиса) — прошла сложный путь развития, расширяя границы распространения по мере превращения Рим Древний в огромную средиземноморскую державу, включавшую и такие традиционно греческие научные и культурные центры, как Афины, Александрия, Пергам и др., изменяя свой характер под влиянием этрусской, греческой, эллинистической культур. Религия и мифология. Религия римлян древнейшего времени основывалась главным образом на представлении о внутренних силах, присущих отдельным предметам и людям, и на вере в духов (обычно воспринимавшихся как множественность, из которой затем иногда выделялось одно божество) — хранителей и покровителей мест, действий, состояний. К ним относились гении, пенаты, хранительница домашнего очага и неугасимого огня города Веста, которой служили девы-весталки, лары (покровители усадьбы и её свободного и несвободного населения), духи умерших — благодетельные маны и злые лемуры, а также божества гор, источников, лесов и отдельных деревьев (например, священной смоковницы, росшей на месте народных собрания), божества, ведавшие всеми этапами роста и созревания растений (в первую очередь зерновых) и людей, например первым криком и первым шагом ребёнка и т.п. Эти духи и божества были первоначально неантропоморфны и безличны, впоследствии, под влиянием этрусской и греческой религий, им был придан человеческий облик. Неопределёнен был их пол, поэтому нередко они именовались и в мужском и в женском роде, например божества ворот, дверей и всякого начала Янус и Яна, лесные божества Фавн и Фавна, пастушеское божество Палес. Некоторые божества обозначались описательно (например, Добрая богиня). Жертвоприношения и религиозные церемонии отправлялись или отдельными семьями-фамилиями (раньше, видимо, родами) в честь их особых божеств, их ларов, хранителей их территориальных границ — терминов (праздник терминалий), духов умерших родственников (праздник паренталии), или частью граждан (например, фордицидии — жертвоприношение коров для умножения плодородия земли, совершавшееся по куриям; компиталии, справлявшиеся на границах соседних усадеб жителями в честь ларов; паганалии, праздновавшиеся сельскими общинами-пагами), или всем народом [например, амбурбии и амбарвалии — очищение (люстрация) границ города и его полей; авгурии, имевшие целью увеличить плодородие земли; робигалии — для охраны злаков от болезней; луперкалии — для защиты стад от волков и др.]. Некоторые празднества, например парилии в честь Палес, были и частными и государственными. Рим (Древний). «Процессия жрецов и членов семьи Августа». Рельефы алтаря Мира в Риме, 13—9 гг. до н.э. На эту примитивную религию рано стали оказывать влияние верования соседних италийских племён, особенно этрусков. От последних были заимствованы бог Сатурн, возможно, лесной бог Сильван и так называемая небесная патрицианская троица (Юпитер, первоначально бог погоды, затем верховный бог римского государства, Юнона и Минерва), которой был выстроен храм на Капитолии; отсюда её название капитолийская триада. Ей была противопоставлена плебейская троица: Церера (богиня злаков), Либер (бог виноградников) и Либера; в честь этой троицы в 493 до н. э. был выстроен храм, ставший центром плебеев. После уравнения в правах патрициев и плебеев эти боги стали общегосударственными. От этрусков были заимствованы также гадания (по полёту птиц, удару молнии, печени жертвенных животных), осуществлявшиеся жрецами авгурами и гаруспиками. Обычай строить храмы был также привнесён этрусками. До знакомства с ним римляне почитали своих богов в рощах, на горах, на открытых местах, где ставились алтари. По некоторым предположениям, у этрусков была заимствована не получившая потом развития мифология, связанная с эпосом о борьбе этрусских и римских героев. Через Этрурию пришла в Рим Древний легенда о странствованиях троянского героя Энея — предка основателей Рим Древний — Ромула и Рема. В дальнейшем мифология римлян в основном была связана именно с легендами об Энее, Ромуле и сменивших Ромула царях. Общеиталийскими, почитавшимися также в Рим Древний божествами были Марс, Диана, Фортуна, Венера, богиня земли Ферония, в храме которой освобождали рабов, и др. Древнейшими римскими жреческими коллегиями были луперки, салии, арвальские братья, фециалы (ведавшие вопросами войны и мира), а также фламины (жрецы) Юпитера, Марса, Квирина и других богов. В царский период верховным жрецом был царь, затем надзор за культом осуществлялся коллегией понтификов во главе с верховным понтификом. Некоторые боги особенно почитались лицами одного сословия или одной профессии. Так, всадники чтили Нептуна, Кастора и Поллукса, ремесленники — Минерву, торговцы — Меркурия (храм его был выстроен в 495 до н. э.). Рабы больше всего почитали Диану, Фортуну и ларов, на алтаре которых искали защиты от гнева господ, а также Феронию. По мере сближения с греческим миром в государственный пантеон стали включаться и греческие боги [например, бог врачевания Эскулап, Аполлон и приобретший вскоре широкую популярность Геркулес (Геракл)]. Римские боги отождествлялись с греческими, изображались по греческим образцам, к ним приурочивались сказания греческой мифологии. Проникли в Рим Древний и греческие формы культа, торжественные жертвоприношения, шествия, устраивавшиеся во время празднеств, зрелища-игры. В 4 и особенно в 3 вв. до н. э. также под греческим влиянием распространился культ обожествленных добродетелей: Согласия, Мужества, Свободы, Чести, Стойкости, Верности, в честь которых воздвигались храмы, сооружались статуи. В 3 в. до н. э. были введены устраивавшиеся раз в сто лет секулярные игры в честь подземных богов и ежегодно справлявшиеся сатурналии. Не признанные государством культы запрещались (например, в 186 до н. э. были жестоко репрессированы почитатели бога Вакха, участники вакханалий). Однако по мере усложнения жизни и ослабления многих старых связей росла потребность в менее формализованной религии, укреплялась вера в бессмертие души. Всё это способствовало в конце 2—1 вв. до н. э. проникновению восточных культов Исиды, Осириса, Кибелы, с которыми римские солдаты и торговцы знакомились в эллинистических странах. В связи с бедствиями, вызываемыми гражданскими войнами 1 в. до н. э., распространились различные пророчества, вера в возвращение «золотого века», астрология, магия. Одновременно под воздействием греческой философии слабела вера в исконных римских богов, религии стали даваться рационалистические объяснения, старые обряды забывались. Став властителем империи, Август (конец 1 в. до н. э. — 1 в. н. э.) провозгласил «возвращение к нравам предков» и старался реставрировать старую римскую религию и культ. Однако всё большее влияние на неё стал оказывать возникший с началом принципата обязательный для всех граждан культ гения правящего императора и умерших обожествлённых императоров. Он сочетался с культом особенно чтимых императорами богов, именовавшихся Августами, императорских побед и добродетелей — Мужества, Справедливости, Снисходительности, Щедрости — и якобы воцарившегося в их правление «золотого века». Страдавшие от тяжёлого гнёта рабы и беднота противопоставляли официальным божествам своих, не входивших в государственный пантеон богов — Сильвана, Приапа, Пана, близких трудящемуся человеку и вместе с тем всемогущих творцов космоса. Росло число приверженцев восточных богов, культ которых связывался с надеждой на бессмертие души и на приход некоего спасителя (мистерии Митры, Диониса, Исиды и др.), обещавший верующим и посвященным в мистерии загробное блаженство. Римская религия постепенно приходила в упадок. В широких массах всё более распространялось христианство. В конце 4 в. н. э. император Феодосий I запретил отправление языческих обрядов, и римская религия перестала существовать. Рим (Древний). Стена Аврелиана. 272. Философия. Римская философия развивалась под определяющим влиянием греческой философии эпохи эллинизма, переняв её понятийный аппарат, терминологию и важнейшие направления; она обобщила специфический социальный опыт Рим Древний Начальный этап римской философии связан с кризисом полисной идеологии, освобождением мысли от подчинения религии и мифологии; этот период можно назвать просветительским, или периодом секуляризации (3—1 вв. до н. э.). Почти официальной доктриной римского государства стал стоицизм с его требованиями освободить личность от всякой зависимости, с его материализмом, провиденциализмом и фатализмом (кружок Сципиона Младшего, ученика греческого стоика Панеция; существовал во 2-й половине 2 в. до н. э.). Прагматически ориентированный эклектизм на основе скептического платонизма Академии платоновской был представлен Цицероном. Материалистическое учение эпикуреизма было изложено Лукрецием в его поэме «О природе вещей». Скептицизм, равно как и эклектизм, имели в Рим Древний таких приверженцев, как Варрон, представители школы Секстиев. Многие шли от эпикурейства к стоицизму, как, например, поэты Вергилий и Гораций. ![]() ![]() императора, связанные с концом республики и становлением империи (1 в. до н. э. — 1 в. н. э.), явились началом сакрализации философии, т. е. подчинения её религии. В 1 в. до н. э. представитель греческой Средней Стои Посидоний реформировал стоицизм в платоническом направлении, в результате чего появилось целое течение стоического платонизма, или Средняя Стоя в её более позднем виде, получившая в Рим Древний огромное распространение. Крупнейшие представители римского стоицизма — Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий. Стоицизм этого времени легко объединялся с научными астрономическими исследованиями (Манилий, Германик) и с аллегорическими мифологическими толкованиями (Корнут), и с поэтическим творчеством (ученики Корнута — Персии и Лукан), историографией (Тацит) и доходил до проповеди честной простоты нравов, как, например, у Колумеллы. Чисто практическое направление стоицизма представляли Катон Младший (Утический), Пет Тразея и Гельвидий Приск. Рим Древний."> Обожествление государственной власти и культ императора, связанные с концом республики и становлением империи (1 в. до н. э. — 1 в. н. э.), явились началом сакрализации философии, т. е. подчинения её религии. В 1 в. до н. э. представитель греческой Средней Стои Посидоний реформировал стоицизм в платоническом направлении, в результате чего появилось целое течение стоического платонизма, или Средняя Стоя в её более позднем виде, получившая в Рим Древний огромное распространение. Крупнейшие представители римского стоицизма — Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий. Стоицизм этого времени легко объединялся с научными астрономическими исследованиями (Манилий, Германик) и с аллегорическими мифологическими толкованиями (Корнут), и с поэтическим творчеством (ученики Корнута — Персии и Лукан), историографией (Тацит) и доходил до проповеди честной простоты нравов, как, например, у Колумеллы. Чисто практическое направление стоицизма представляли Катон Младший (Утический), Пет Тразея и Гельвидий Приск. 2—3 вв. — период развитой сакрализации философии. Платонизм начал решительную борьбу со стоицизмом, используя при этом Аристотеля (его концепциями заменялся материализм древних стоиков), а также пифагореизм, вместе с которым вводились в философию не только мистические числовые операции, но также интенсивная религиозная практика. Теперь учились уже не у стоиков, но у пифагорействующих платоников типа Плутарха, с традицией которого связан Апулей из Мадавры. К платоникам относятся известный критик христианства Цельс, Север — комментатор «Тимея» Платона, и грамматик Цензорин. ![]() ![]() кульминация сакрализованной философии, господство неоплатонизма, в котором на абсолютной идеалистической основе восторжествовал синтез универсализма и субъективизма. Основатель неоплатонизма греческий философ Плотин жил и работал в Рим Древний, так что начальная стадия неоплатонизма носит название римского неоплатонизма; традиции его затем продолжил христианский философ Августин. Философы 4—5 вв. больше переводили греков на латинский язык, комментировали Платона и Аристотеля и занимались собиранием историко-философских и историко-религиозных материалов, чем выработкой собственных концепций. К ним относятся Халкидий, Марий Викторин, Макробий. Сакрализованная римская философия оказалась настолько сильной, что пережила падение Римской империи и греко-римского язычества. Она легла в основу теократической идеологии средних веков, в тех или других формах не раз выступала и в новое время, когда римские мыслители Лукреций, Цицерон, Сенека, Марк Аврелий, Апулей становились властителями дум иногда не меньше, чем Платон и Аристотель. Рим Древний."> 3—4 вв. — кульминация сакрализованной философии, господство неоплатонизма, в котором на абсолютной идеалистической основе восторжествовал синтез универсализма и субъективизма. Основатель неоплатонизма греческий философ Плотин жил и работал в Рим Древний, так что начальная стадия неоплатонизма носит название римского неоплатонизма; традиции его затем продолжил христианский философ Августин. Философы 4—5 вв. больше переводили греков на латинский язык, комментировали Платона и Аристотеля и занимались собиранием историко-философских и историко-религиозных материалов, чем выработкой собственных концепций. К ним относятся Халкидий, Марий Викторин, Макробий. Сакрализованная римская философия оказалась настолько сильной, что пережила падение Римской империи и греко-римского язычества. Она легла в основу теократической идеологии средних веков, в тех или других формах не раз выступала и в новое время, когда римские мыслители Лукреций, Цицерон, Сенека, Марк Аврелий, Апулей становились властителями дум иногда не меньше, чем Платон и Аристотель. Естественнонаучные взгляды. Памятники латинской научной литературы эпохи Римской республики крайне немногочисленны. В 1 в. до н. э., когда весь Балканский полуостров и страны Малой Азии оказались под властью Рим Древний, резко усилилось греческое культурное влияние. В 88 до н. э. диктатор Сулла вывез в Рим Древний библиотеку афинского собирателя книг Апелликона, в которой был обнаружен свод сочинений Аристотеля. Это стимулировало возрождение интереса к философским и естественнонаучным воззрениям Аристотеля и его школы; живший в Рим Древний грамматик Тираннион и глава перипатетической школы Андроник Родосский придали сочинения Аристотеля тот вид, в котором они в дальнейшем усиленно изучались и комментировались. ![]() ![]() астрономия и математика, прославившие александрийскую научную школу (см. в ст. Эллинистическая культура), в конце 1 в. вновь испытали подъём. К концу 1 в. относится деятельность древнегреческого астронома и математика Менелая Александрийского, проводившего систематические наблюдения небесных светил и написавшего книгу по сферической геометрии и тригонометрии. В знаменитом «Альмагесте» Птолемея (2 в. н. э.) была изложена законченная геоцентрическая система мира. Большой популярностью пользовалась пришедшая с Востока астрология, которой занимались и крупнейшие астрономы («Четырёхкнижие» Птолемея). Диофант написал (предположительно в 3 в.) «Арифметику». В 3—4 вв. выделялись Папп Александрийский, который составил «Математический сборник», содержавший сведения о математике предшествующих эпох, а также Теон, отец знаменитой Гипатии, гибель которой в 415 символизировала конец александрийской научной школы. В 5 в. математическая мысль ещё теплилась в Афинах, где жили неоплатоник Прокл, написавший комментарий к «Началам» Евклида, и Евтокий — комментатор Архимеда и Аполлония. В трудах Герона Александрийского (1 в.) изложены достижения античного мира по прикладной механике. Им написаны также сочинения по геометрической оптике, которая получила развитие в работах Птолемея. Рим Древний."> Пережив в 1 в. до н. э. — 1 в. н. э. спад, астрономия и математика, прославившие александрийскую научную школу (см. в ст. Эллинистическая культура), в конце 1 в. вновь испытали подъём. К концу 1 в. относится деятельность древнегреческого астронома и математика Менелая Александрийского, проводившего систематические наблюдения небесных светил и написавшего книгу по сферической геометрии и тригонометрии. В знаменитом «Альмагесте» Птолемея (2 в. н. э.) была изложена законченная геоцентрическая система мира. Большой популярностью пользовалась пришедшая с Востока астрология, которой занимались и крупнейшие астрономы («Четырёхкнижие» Птолемея). Диофант написал (предположительно в 3 в.) «Арифметику». В 3—4 вв. выделялись Папп Александрийский, который составил «Математический сборник», содержавший сведения о математике предшествующих эпох, а также Теон, отец знаменитой Гипатии, гибель которой в 415 символизировала конец александрийской научной школы. В 5 в. математическая мысль ещё теплилась в Афинах, где жили неоплатоник Прокл, написавший комментарий к «Началам» Евклида, и Евтокий — комментатор Архимеда и Аполлония. В трудах Герона Александрийского (1 в.) изложены достижения античного мира по прикладной механике. Им написаны также сочинения по геометрической оптике, которая получила развитие в работах Птолемея. Математика и механика у самих римлян носили узкоприкладной характер и сводились к правилам грубо приближённых вычислений, нужных для практических целей. Римская нумерация (возникла в 5 в. до н. э.) не способствовала развитию арифметики и вынуждала пользоваться счётными досками и камешками (отсюда «калькуляция» — от лат. calculi — камешки). Астрономическая литература на латинском языке крайне скудна и малооригинальна (Гигин, 1 в. до н. э.; Манилий, 1 в. до н. э.; приписываемая Цезарю и не дошедшая до нас поэма «О звёздах», и др.); в Рим Древний получила распространение астрологическая литература (Матерн, 4 в.). В 46 до н. э. Цезарем была проведена реформа календаря. ![]() ![]() дисциплины. Наиболее своеобразные памятники римской научно-технической литературы — сочинения по сельскому хозяйству (Катона Старшего, 2 в. до н. э.; Варрона, 1 в. до н. э.; Колумеллы, 1 в. н. э.: Палладия, 4 в., а также сохранившийся в отрывках трактат о ветеринарном искусстве Гаргилия Марциала, 3 в.). Большое число трудов римских авторов посвящено архитектуре, строительному делу, гидротехнике, военной технике. В конце 1 в. до н. э. Витрувий написал «Десять книг об архитектуре». Описание римских водопроводов содержится в сочинениях землемера и гидротехника 1 в. н. э. Секста Юлия Фронтина. В «Записках о Галльской войне» Цезаря дано детальное описание свайного моста, построенного по его приказу при переходе через Рейн. Потребности военного дела, а также основание новых колоний и раздача земельных наделов обусловили появление работ римских агрименсоров (землемеров); расцвет этой литературы приходится на 1—2 вв. Богатый военно-технический опыт римлян отражён в сочинениях писателя Вегеция (конец 4 в.), в котором были изложены многие технические вопросы, связанные с разбивкой лагерей, строительством крепостей и т.д. Рим Древний."> В области естественных наук у римлян разрабатывались главным образом прикладные дисциплины. Наиболее своеобразные памятники римской научно-технической литературы — сочинения по сельскому хозяйству (Катона Старшего, 2 в. до н. э.; Варрона, 1 в. до н. э.; Колумеллы, 1 в. н. э.: Палладия, 4 в., а также сохранившийся в отрывках трактат о ветеринарном искусстве Гаргилия Марциала, 3 в.). Большое число трудов римских авторов посвящено архитектуре, строительному делу, гидротехнике, военной технике. В конце 1 в. до н. э. Витрувий написал «Десять книг об архитектуре». Описание римских водопроводов содержится в сочинениях землемера и гидротехника 1 в. н. э. Секста Юлия Фронтина. В «Записках о Галльской войне» Цезаря дано детальное описание свайного моста, построенного по его приказу при переходе через Рейн. Потребности военного дела, а также основание новых колоний и раздача земельных наделов обусловили появление работ римских агрименсоров (землемеров); расцвет этой литературы приходится на 1—2 вв. Богатый военно-технический опыт римлян отражён в сочинениях писателя Вегеция (конец 4 в.), в котором были изложены многие технические вопросы, связанные с разбивкой лагерей, строительством крепостей и т.д. Описательное естествознание в эпоху поздней античности развивалось неравномерно. Ни один из трудов по зоологии не вносил существенно нового по сравнению с «Историей животных» Аристотеля, зато ботаника, являвшаяся основой фармакологии, обнаружила значительный прогресс. Наибольшей славой в древности и в средние века пользовалось ботанико-фармакологическое сочинение Диоскорида из Киликии, в котором описано 600 лекарственных растений. Успехов достигла медицина — Асклепиад из Вифинии (1 в.), Соран Эфесский (2 в.), Архиген Сирийский (2 в.), Орибасий Пергамский (4 в.) и др. Достижения античной медицины синтезированы в трудах Галена, который был не только врачом-практиком, но и величайшим анатомом и физиологом. Из латинских сочинений по медицине до нас дошла небольшая книга Авла Корнелия Цельса (1 в.), написанная на основе греческого труда. В книге Цензорина «О дне рождения» (3 в.) эмбриологический материал переплетается с астрологическими данными; фармакологическое сочинение Скрибония Ларга (1-я половина 1 в.) «Compositiones» содержит первое в истории упоминание о приготовлении опиума. ![]() ![]() естествознания в широком смысле слова были Сенека и Плиний Старший. До нас дошли 7 книг «Естественнонаучных вопросов» Сенеки, в которых обсуждались метеорологические и другие явления природы (например, землетрясения); эти книги мало оригинальны, но по каждому вопросу сообщают мнения более древних авторов. Грандиозной коллекцией раритетов и занимательных сведений является «Естественная история» Плиния — капитальный труд в 37 книгах, значительная часть которых посвящена описанию животного мира разных стран. Рим Древний."> Представителями естествознания в широком смысле слова были Сенека и Плиний Старший. До нас дошли 7 книг «Естественнонаучных вопросов» Сенеки, в которых обсуждались метеорологические и другие явления природы (например, землетрясения); эти книги мало оригинальны, но по каждому вопросу сообщают мнения более древних авторов. Грандиозной коллекцией раритетов и занимательных сведений является «Естественная история» Плиния — капитальный труд в 37 книгах, значительная часть которых посвящена описанию животного мира разных стран. Характерные черты римской науки — изложение научных вопросов в литературно-занимательной форме (поэмы Лукреция и Манилия, «Георгики» Вергилия, астрономические и географические поэмы Авиена, поэмы о рыболовстве и охоте Марка Аврелия Немезиана), а также любовь к энциклопедиям. Большой славой пользовалось не дошедшее до нас сочинение в 9 книгах «Disciplinae» Варрона, охватывавшее грамматику, логику, риторику, геометрию, арифметику, астрономию, теорию музыки, медицину и архитектуру. Аналогичная энциклопедия была составлена в следующем веке Цельсом. Энциклопедический характер носят поэма «О природе вещей» Лукреция, в которой автор, исходя из атомистического учения Эпикура, освещал вопросы естествознания, а также «Естественная история» Плиния Старшего. Последним римским учёным можно считать Боэция. Его произведения принадлежали к тем передаточным звеньям, благодаря которым элементы античной учёности стали известны в период раннего средневековья. ![]() ![]() государства в 3—1 вв. до н. э. способствовал расширению географических знаний. Самое значительное географическое сочинение — «География» Страбона (на греч. языке), содержащая исчерпывающую сводку сведений о всех известных тогда странах и народах. В отличие от неё «География» Птолемея (2 в. н. э.) была посвящена в основном методам научного картографирования; к книге были приложены 27 карт, в совокупности изображавших все известные тогда части земного шара — от Канарских островов до Китая. Во времена императора Августа изготовлена большая географическая карта мира, которая была выставлена для всеобщего обозрения в портике Октавии в Рим Древний Рим Древний."> Территориальный рост Римского государства в 3—1 вв. до н. э. способствовал расширению географических знаний. Самое значительное географическое сочинение — «География» Страбона (на греч. языке), содержащая исчерпывающую сводку сведений о всех известных тогда странах и народах. В отличие от неё «География» Птолемея (2 в. н. э.) была посвящена в основном методам научного картографирования; к книге были приложены 27 карт, в совокупности изображавших все известные тогда части земного шара — от Канарских островов до Китая. Во времена императора Августа изготовлена большая географическая карта мира, которая была выставлена для всеобщего обозрения в портике Октавии в Рим Древний Первым географическим сочинением на латинском языке была книга Помпония Мелы (1 в. н. э.), представлявшая собой краткое изложение данных, заимствованных в основном из трудов греческих авторов. Много географических и этнографических сведений содержится в «Записках» Цезаря, в трудах нумидийского царя Юбы II, взятого в плен Цезарем и получившего образование в Рим Древний, в «Естественной истории» Плиния Старшего, а также в исторических сочинениях Тацита, Аммиана Марцеллина и др. Поэт Авиен (4 в.) описал берега Средиземного, Каспийского и Чёрного морей и составил латинский пересказ поэмы греческого географа Дионисия Периегета (1 в.). ![]() ![]() учреждений, подобных Александрийскому мусейону. Основание первой общественной библиотеки приписывают писателю и государственному деятелю Гаю Асинию Поллиону (37 до н. э.). В последние века империи их в Рим Древний было 28. Рим Древний."> Рим Древний не знал научных учреждений, подобных Александрийскому мусейону. Основание первой общественной библиотеки приписывают писателю и государственному деятелю Гаю Асинию Поллиону (37 до н. э.). В последние века империи их в Рим Древний было 28. Юридическая наука. Право Рим Древний отражало и закрепляло сложившиеся в римском рабовладельческом обществе социально-экономические и политические порядки (см. Римское право). В древнейший период право, источником которого были обычаи и немногочисленные законы (leges latae), характеризовалось влиянием религии и общинных отношений, примитивностью основных институтов, строгим формализмом. Оно распространялось исключительно на квиритов, т. е. исконных граждан Р. (cives rornani), а поэтому называлось квиритским (jus Quiritium), или цивильным (jus civile). Важнейшим памятником Римского права этой эпохи были Законы XII таблиц (см. Двенадцати таблиц законы). ![]() ![]() традициями цивильное право не смогло приспособиться к новым условиям, порожденным быстрым развитием рабства и товарно-денежных отношений. Поэтому наряду с ним в процессе правотворческой деятельности магистратов формировалась особая система правовых норм — преторское право (jus praetorium). Большая роль в создании этой системы принадлежала претору перегринов, на основе эдиктов которого сложилось право, не связанное узкими национальными рамками, вобравшее в себя обычаи международного оборота и покорённых римлянами народов, — так называемое общенародное право (jus gentium). Постепенное сближение цивильного и общенародного права привело к тому, что римское право, сохраняя свой консерватизм, освобождалось от чрезмерного формализма, обогащалось новыми институтами, более гибко реагировало на потребности имущественного оборота. В результате этого процесса и развилось римское право — «... совершеннейшая, какую мы только знаем, форма права, имеющего своей основой частную собственность» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 105). Рим Древний."> Расцвет права в Рим Древний приходится на 3 в. до н. э. — 3 в. н. э. Пронизанное традициями цивильное право не смогло приспособиться к новым условиям, порожденным быстрым развитием рабства и товарно-денежных отношений. Поэтому наряду с ним в процессе правотворческой деятельности магистратов формировалась особая система правовых норм — преторское право (jus praetorium). Большая роль в создании этой системы принадлежала претору перегринов, на основе эдиктов которого сложилось право, не связанное узкими национальными рамками, вобравшее в себя обычаи международного оборота и покорённых римлянами народов, — так называемое общенародное право (jus gentium). Постепенное сближение цивильного и общенародного права привело к тому, что римское право, сохраняя свой консерватизм, освобождалось от чрезмерного формализма, обогащалось новыми институтами, более гибко реагировало на потребности имущественного оборота. В результате этого процесса и развилось римское право — «... совершеннейшая, какую мы только знаем, форма права, имеющего своей основой частную собственность» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 105). Исключительное место в процессе правотворчества в Рим Древний занимали юристы, которые ещё в республиканский период (Юний Брут, Квинт Муций Сцевола, Аквилий Галл и др.) оказывали влияние на деятельность преторов и других магистратов. Наивысший подъём римской юриспруденции приходится на 1—3 вв. н. э. ![]() ![]() принципата), которые выражали интересы различных слоёв римского общества. Полное несовпадение исходных позиций представителей этих школ обусловило серьёзные расхождения в решении ими вопросов государственного и гражданского права (о законодательных полномочиях императоров, о праве собственности и т.д.). Оба эти направления оставили заметный след в развитии правовой науки и судебной практики Рим Древний (см. также Прокул и Сабин). Начиная с Августа императоры предоставляют видным юристам право давать консультации, имеющие обязательную силу (jus respondendi). Сочинения таких юристов, как Гай, Цельс-отец и Цельс-сын, Юлиан, Помпоний и др., наряду с эдиктами преторов, законами, сенатусконсультами, императорскими конституциями приобретали характер источников права. По закону 426 трудам 5 виднейших юристов (Гая, Папиниана, Павла, Ульпиана и Модестина), а также мнениям цитируемых ими юристов была придана обязательная правовая сила. Практицизм римских юристов, тонкое понимание конкретных жизненных ситуаций позволили им в совершенстве разработать правовую технику, обеспечить всестороннюю охрану интересов частного собственника. В то же время, находясь на службе у императоров, юристы поддерживали их притязания на неограниченную власть, создав, по словам Ф. Энгельса, «... самое гнусное государственное право, какое когда-либо существовало» (там же, т. 19, с. 312). Рим Древний."> В этот период сложились две основные правовые школы — прокулианцев (сторонники республиканского строя) и сабинианцев (сторонники принципата), которые выражали интересы различных слоёв римского общества. Полное несовпадение исходных позиций представителей этих школ обусловило серьёзные расхождения в решении ими вопросов государственного и гражданского права (о законодательных полномочиях императоров, о праве собственности и т.д.). Оба эти направления оставили заметный след в развитии правовой науки и судебной практики Рим Древний (см. также Прокул и Сабин). Начиная с Августа императоры предоставляют видным юристам право давать консультации, имеющие обязательную силу (jus respondendi). Сочинения таких юристов, как Гай, Цельс-отец и Цельс-сын, Юлиан, Помпоний и др., наряду с эдиктами преторов, законами, сенатусконсультами, императорскими конституциями приобретали характер источников права. По закону 426 трудам 5 виднейших юристов (Гая, Папиниана, Павла, Ульпиана и Модестина), а также мнениям цитируемых ими юристов была придана обязательная правовая сила. Практицизм римских юристов, тонкое понимание конкретных жизненных ситуаций позволили им в совершенстве разработать правовую технику, обеспечить всестороннюю охрану интересов частного собственника. В то же время, находясь на службе у императоров, юристы поддерживали их притязания на неограниченную власть, создав, по словам Ф. Энгельса, «... самое гнусное государственное право, какое когда-либо существовало» (там же, т. 19, с. 312). В 4—5 вв. практически прекращается правотворческая деятельность юристов. ![]() ![]() императоров, акты которых (эдикты, декреты и т.д.) становятся основным источником права. Однако в это время велась работа по упорядочению и систематизации права Рим Древний В конце 3 — начале 4 вв. появились частные сборники законодательства (Codex Gregorianus, Codex Hermogenianus), а в 436 при Феодосии II был составлен официальный кодекс императорских конституций (Codex Theodosianus). Всесторонняя систематизация права Рим Древний произошла уже после падения Западной Римской империи при византийском императоре Юстиниане (см. Дигесты, Кодификация Юстиниана). Рим Древний."> Законодательные функции всецело концентрируются в руках императоров, акты которых (эдикты, декреты и т.д.) становятся основным источником права. Однако в это время велась работа по упорядочению и систематизации права Рим Древний В конце 3 — начале 4 вв. появились частные сборники законодательства (Codex Gregorianus, Codex Hermogenianus), а в 436 при Феодосии II был составлен официальный кодекс императорских конституций (Codex Theodosianus). Всесторонняя систематизация права Рим Древний произошла уже после падения Западной Римской империи при византийском императоре Юстиниане (см. Дигесты, Кодификация Юстиниана). Историческая наука. Римская историческая традиция имела своей основой анналы. Согласно римскому преданию, едва ли не с середины 5 в. до н. э. в Рим Древний существовали так называемые таблицы понтификов (жрецов); верховный жрец (pontifex maximus) вёл по годам записи важнейших событий, которые заносились на «белые доски» и выставлялись для всеобщего сведения у дома понтифика. Вначале этот обычай был, видимо, связан с обязанностью жрецов регулировать календарь (который не был твёрдо фиксирован); записи велись весьма примитивно, но постепенно число рубрик в них увеличивалось и, помимо сведений о войнах и стихийных бедствиях, появились сообщения о внутриполитических событиях, о деятельности сената, об итогах выборов и т.п. Эти таблицы стали как бы хронологическим остовом древнейшей римской летописи. Около 130 до н. э. по распоряжению верховного понтифика П. Муция Сцеволы была опубликована сводка всех погодных записей начиная с основания Рим Древний (в 80 книгах) под названием «Большие анналы» («Annales maximi»). ![]() ![]() культурных влияний. Ранних римских историков принято называть анналистами, причём их обычно делят на старших, средних и младших. Родоначальником римской анналистики считается Квинт Фабий Пиктор (3 в. до н. э.), автор написанных на греческом языке «Анналов», в которых изложена история Рим Древний от легендарных времён до конца 2-й Пунической войны (201 до н. э.). К старшим анналистам относят ещё ряд авторов, чьи произведения не сохранились, в том числе Катона Старшего, автора исторического труда «Начала» («Origines») — от легендарных времён до начала 2-й Пунической войны. Катон был первым римским историком, писавшим на латинском языке. Средние анналисты (Л. Кассий Гемина, Л. Кальпурний Пизон и др.) пользовались в основном теми же источниками, что и старшие. Младшая анналистика как особый жанр и направление возникла в эпоху Гракхов (2 в. до н. э.): Клавдий Квадригарий, Валерий Анциат, Лициний Макр и др. (1 в. до н. э.). Если старшие и средние анналисты занимались довольно примитивной, но добросовестной обработкой летописей и хроник, излагая историю Рим Древний с патриотических позиций, то для младших анналистов история превратилась в раздел риторики и в орудие политической борьбы. В интересах той или иной политической группировки они не останавливались перед сознательным приукрашиванием, а иногда и прямым искажением событий, разработав ряд приёмов (повторение событий, заимствования из греческой истории и т.п.). Рим Древний."> Литературная обработка официальных анналов и семейных хроник знатных родов началась в 3 в. до н. э. и бесспорно связана с распространением в Рим Древний эллинистических культурных влияний. Ранних римских историков принято называть анналистами, причём их обычно делят на старших, средних и младших. Родоначальником римской анналистики считается Квинт Фабий Пиктор (3 в. до н. э.), автор написанных на греческом языке «Анналов», в которых изложена история Рим Древний от легендарных времён до конца 2-й Пунической войны (201 до н. э.). К старшим анналистам относят ещё ряд авторов, чьи произведения не сохранились, в том числе Катона Старшего, автора исторического труда «Начала» («Origines») — от легендарных времён до начала 2-й Пунической войны. Катон был первым римским историком, писавшим на латинском языке. Средние анналисты (Л. Кассий Гемина, Л. Кальпурний Пизон и др.) пользовались в основном теми же источниками, что и старшие. Младшая анналистика как особый жанр и направление возникла в эпоху Гракхов (2 в. до н. э.): Клавдий Квадригарий, Валерий Анциат, Лициний Макр и др. (1 в. до н. э.). Если старшие и средние анналисты занимались довольно примитивной, но добросовестной обработкой летописей и хроник, излагая историю Рим Древний с патриотических позиций, то для младших анналистов история превратилась в раздел риторики и в орудие политической борьбы. В интересах той или иной политической группировки они не останавливались перед сознательным приукрашиванием, а иногда и прямым искажением событий, разработав ряд приёмов (повторение событий, заимствования из греческой истории и т.п.). Первым и наиболее ярким представителем «зрелого» периода римской историографии, несомненно, был Полибий (2 в. до н. э.). Грек по происхождению, Полибий писал по-гречески, но, прожив 16 лет в Рим Древний, стал восторженным почитателем римского государственного устройства, которое, по его мнению, обусловило все успехи Рим Древний и рост его могущества. Эту мысль Полибий проводил в своём труде «История» (в 40 книгах изложена «всеобщая» история Греции, Македонии, Малой Азии, Сирии, Египта, Карфагена и Рим Древний в их взаимной связи на протяжении 220—146 до н. э.). Если Полибий был представителем научно-исследовательского направления в античной историографии, считавшего главной задачей историка не описание событий, а выяснение причинной связи явлений, то полной противоположностью ему в этом смысле был другой крупнейший римский историк художественно-дидактического направления Тит Ливий (1 в. до н. э. — начало 1 в. н. э.). Задача историка, считал Ливий, — учить и воспитывать поколения как на положительных, так и на отрицательных исторических примерах, поэтому следует выбирать наиболее яркие события и личности, описывая их красочно, убедительно. Ливий широко использовал младших анналистов, относясь к ним некритически, обильно уснащая своё повествование легендами, вымышленными речами и т.п. Огромный труд Ливия «Римская история» (142 книги, сохранилось 35) принёс ему славу ещё при жизни и лег в основу представлений каждого образованного римлянина о прошлом родного города. Изложению всемирной истории были посвящены труды авторов 1 в. до н. э. — 1 в. н. э. — Николая Дамасского, Помпея Трога, Диодора Сицилийского, описанию истории Рим Древний с мифических времён до начала 1-й Пунической войны — «Римские древности» Дионисия Галикарнасского (1 в. до н. э.). ![]() ![]() литературы относятся прежде всего «Записки о галльской войне» и «Записки о гражданской войне» Юлия Цезаря, в которых дано несколько приукрашенное, но достаточно достоверное изложение хода этих войн. К жанру исторической монографии принадлежат произведения Саллюстия «О заговоре Катилины» и «О Югуртинской войне». Придавая большое значение роли личности в истории, Саллюстий уделял много внимания характеристикам исторических деятелей и потому его считают мастером исторического портрета. Из многочисленных биографий, составленных историком Корнелием Непотом (1 в. до н. э.), сохранились только две биографии римских деятелей — Аттика и Катона Старшего и 23 биографии полководцев «иноземных народов». Рим Древний."> К жанру историко-мемуарной литературы относятся прежде всего «Записки о галльской войне» и «Записки о гражданской войне» Юлия Цезаря, в которых дано несколько приукрашенное, но достаточно достоверное изложение хода этих войн. К жанру исторической монографии принадлежат произведения Саллюстия «О заговоре Катилины» и «О Югуртинской войне». Придавая большое значение роли личности в истории, Саллюстий уделял много внимания характеристикам исторических деятелей и потому его считают мастером исторического портрета. Из многочисленных биографий, составленных историком Корнелием Непотом (1 в. до н. э.), сохранились только две биографии римских деятелей — Аттика и Катона Старшего и 23 биографии полководцев «иноземных народов». В эпоху империи получило дальнейшее развитие художественно-дидактическое направление, к которому принадлежал крупнейший римский историк Корнелий Тацит (1 — начало 2 в.) — автор ряда исторических трудов, из которых наиболее известны «Анналы» и «Истории» (изложены события римской истории от кончины Августа до смерти Домициана, с 14 по 96). Политические воззрения Тацита характеризуются ненавистью к тирании и деспотизму, недаром А. С. Пушкин называл его «бичом тиранов», а Ф. Энгельс определил Тацита как последнего из римлян «... патрицианского склада и образа мыслей...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19, с. 311). ![]() ![]() Плутарх, плодовитый греческий писатель, автор ряда трактатов по вопросам этики, религии и др. Особенно популярны его «Параллельные жизнеописания», излагающие в сопоставлении биографии выдающихся римских и греческих политических и военных деятелей. Плутарх ещё в большей степени, чем историки, подчёркивает стоящие перед ним как биографом морально-этические задачи. Младшим его современником был Светоний, автор «Жизнеописаний двенадцати Цезарей» и не полностью дошедших до нас «Биографий знаменитых риторов и грамматиков». Поскольку Светоний был секретарём императора Адриана, он мог пользоваться многими архивными материалами и мемуарами. Рим Древний."> В эпоху империи в начале 2 в. н. э. получил развитие историко-биографический жанр; одним из наиболее значительных его представителей был Плутарх, плодовитый греческий писатель, автор ряда трактатов по вопросам этики, религии и др. Особенно популярны его «Параллельные жизнеописания», излагающие в сопоставлении биографии выдающихся римских и греческих политических и военных деятелей. Плутарх ещё в большей степени, чем историки, подчёркивает стоящие перед ним как биографом морально-этические задачи. Младшим его современником был Светоний, автор «Жизнеописаний двенадцати Цезарей» и не полностью дошедших до нас «Биографий знаменитых риторов и грамматиков». Поскольку Светоний был секретарём императора Адриана, он мог пользоваться многими архивными материалами и мемуарами. Истории Рим Древний были посвящены труды греческих историков 2-й половины 2 в. Аппиана (из обширного труда которого книги 13—17 излагают историю гражданских войн в Рим Древний) и Диона Кассия — автора римской истории от древнейших времён до 229 н. э. ![]() ![]() античности считают обычно Аммиана Марцеллина (4 в. н. э.) — автора «Деяний» (сочинение, дошедшее до нас не полностью; в сохранившихся частях изложены события времени правления императора Юлиана, современником и участником которых был сам автор). Аммиан Марцеллин, видимо, вполне сознательно и даже «программно» выступал как продолжатель Тацита, строя свой труд по образцу «Анналов» и «Историй». Рим Древний."> Последним крупным историком античности считают обычно Аммиана Марцеллина (4 в. н. э.) — автора «Деяний» (сочинение, дошедшее до нас не полностью; в сохранившихся частях изложены события времени правления императора Юлиана, современником и участником которых был сам автор). Аммиан Марцеллин, видимо, вполне сознательно и даже «программно» выступал как продолжатель Тацита, строя свой труд по образцу «Анналов» и «Историй». В эпоху поздней империи возникла и получила развитие христианская историография, представленная именами Евсевия Кесарийского, Августина, Орозия и др. ![]() ![]() памятники римской художественной словесности (5—4 вв. до н. э.) не сохранились. По позднейшим свидетельствам, лирика в них была представлена обрядовыми песнями (молитвенными, свадебными, похоронными): эпос — «пиршественными песнями» о подвигах римских героев; драма — музыкальными представлениями, развившимися из хоровых песен (фесценнин), и фарсовыми сценками (ателланами); проза — ораторскими речами, текстами законов и летописей (анналов). Первый шаг от устной словесности к письменной литературе сделал на рубеже 4—3 вв. до н. э. консул Аппий Клавдий, записавший свои речи и составивший под своим именем сборник нравственных сентенций в стихах. Рим Древний."> Литература. Древнейшие памятники римской художественной словесности (5—4 вв. до н. э.) не сохранились. По позднейшим свидетельствам, лирика в них была представлена обрядовыми песнями (молитвенными, свадебными, похоронными): эпос — «пиршественными песнями» о подвигах римских героев; драма — музыкальными представлениями, развившимися из хоровых песен (фесценнин), и фарсовыми сценками (ателланами); проза — ораторскими речами, текстами законов и летописей (анналов). Первый шаг от устной словесности к письменной литературе сделал на рубеже 4—3 вв. до н. э. консул Аппий Клавдий, записавший свои речи и составивший под своим именем сборник нравственных сентенций в стихах. В 3—2 вв. до н. э. Рим Древний подчинил себе большую часть греко-язычного Средиземноморья и подвергся мощному влиянию более развитой греческой культуры. Сначала её усвоение не затрагивало основ полисной идеологии, служа преимущественно внешнему блеску (театр); затем традиционная идеология начала переосмысляться в духе греческой философии, приобретая черты индивидуализма и духовного совершенствования (аристократический кружок Сципиона Младшего; националистическое же сопротивление эллинизации нашло выражение в деятельности оратора и историка Катона Старшего). В этот период римская литература постепенно осваивала все основные жанры греческой литературы: «первый римский поэт» грек-вольноотпущенник Ливий Андроник перевёл на латинский язык «Одиссею», греческие трагедии и комедии (середина 3 в. до н. э.); творцами национального эпоса считаются Невий («Песнь о Пунической войне», конец 3 в. до н. э.) и Энний («Летопись», начало 2 в. до н. э.); римскую комедию разрабатывали Плавт (конец 3 — начало 2 вв. до н. э.), придавший греческим образцам динамику и народный юмор, и Теренций (середина 2 в. до н. э.), особенно стремившийся к изяществу языка и психологической верности; римскую трагедию развили по греческим эталонам Пакувий (начало 2 в. до н. э.) и Акций (конец 2 в. до н. э.); специфический римский жанр сатуры — стихотворных сценок на свободные темы — создавал по эллинистическим образцам Луцилий (2-я половина 2 в. до н. э.); к концу 2 в. до н. э. появились первые произведения римской лирики. Из всех этих произведений полностью сохранились лишь комедии Плавта и Теренция, остальное — только в отрывках. В 1-й половине 1 в. до н. э. греческая культура окончательно была освоена Рим Древний и стала основой высшего расцвета римской литературы. Новая культура вышла за пределы аристократических кружков и распространилась в средних слоях населения через посредство риторских школ и популярных философских трактатов и диалогов. Цицерон формулировал новый культурный идеал человека, соединяющего образованность философскую (как средство индивидуального совершенствования) и риторическую (как средство общественного воздействия). В обстановке общественных противоречий теряли значение жанры, рассчитанные на широкую и однородную аудиторию (эпос, драма); получили развитие красноречие как главное средство общественной борьбы, с одной стороны, и поэзия как средство ухода от общественного кризиса в личную жизнь — с другой. Центральная фигура в искусстве красноречия — Цицерон; именно он, упорядочив выразительные средства латинского языка, больше всего сделал для выработки всех оттенков латинского прозаического стиля — высокого и низкого, свободного и строгого («золотой век римской прозы»). Поэзия этого времени представлена произведениями эпикурейца Лукреция, который в дидактической поэме «О природе вещей» прославил познание мира и примирение со смертью как спасением от жизненных бурь, и Катулла, в тревожных и острых лирических стихах славившего любовь и дружбу как тот мир, который должен заменить человеку мир общественных отношений, потерявший всякую ценность. В период становления империи (2-я половина 1 в. до н. э.) Август обращал особое внимание на организацию общественного мнения, укреплявшего его власть, и привлекал к себе лучших писателей своего времени — эпика Вергилия, лирика Горация и др., объединённых так называемым «кружком Мецената». Эти писатели видели в новой эпохе искупление грехов предков и возрождение древней республики с её доблестями; поэтому, несмотря на похвалы Августу и его политическим мероприятиям, их творчество являлось скорее завершением эпохи республики, чем началом эпохи империи. Их эстетический идеал — монументальность, гармония и ясность; поэтический язык, стиль, метрика, композиция получили у них тончайшую разработку («золотой век римской поэзии»). Самая значительная фигура этого времени — поэт Вергилий. В его идиллиях («Буколики») выразилась тоска о минувшем «золотом веке», в дидактической поэме «Георгики» он воспевает труд, возрождающий человечество, в героической поэме «Энеида» прославляет историческую миссию Рим Древний, справедливой властью умиротворяющего весь мир. Та же эволюция от раннего «неприятия» к позднейшему «приятию» действительности характерна и для Горация (от «Эподов» и «Сатир» к зрелым «Одам» и «Посланиям») и менее свойственна поэтам младшего поколения — Тибуллу и Проперцию, авторам любовных элегий. Поэзия господствовала в литературе эпохи: идеал человека, совмещающего философию и словесное искусство, для Цицерона воплощался в ораторе, для Горация («Наука поэзии») — в поэте. Проза отходит на второй план: красноречие в условиях монархии теряло значение, исторический жанр в трудах Тита Ливия сближался с эпической поэзией. В период расцвета и кризиса империи (1—3 вв. н. э.) римская культура развивалась параллельно с греческой, но уже вполне самостоятельно, соперничая с ней и развивая основы, заложенные писателями «золотого века». Распространение культуры захватывало не только Рим Древний и Италию, но и провинции, давшие многих видных писателей этого времени. Однако общественное значение литературы в новых условиях падало, её идеологическое содержание или питалось оппозиционными настроениями (в лучших произведениях), или сводилось к официозной панегиричности. Уже последний великий поэт эпохи Августа Овидий попадает в ссылку за неугодный императору аполитизм его любовных и мифологических поэм («Наука любви», «Метаморфозы» и др.). Литература постепенно вырождалась в самодовлеющую игру стиля; по характеру этих стилистических экспериментов в этом периоде можно выделить три этапа. Первый этап (1-я половина — середина 1 в. н. э.) — господство «нового стиля», выработанного в риторских школах, сентенциозного, эффектного и броского. Он нашёл выражение в философских трактатах, дидактических письмах и предназначенных для декламации патетических трагедиях Сенеки. Лукан переносит «новый стиль» в эпос, в своей трагической поэме из римской истории «Фарсалия» как бы полемизируя с оптимизмом Вергилия; Персий Флакк переносит «новый стиль» в страстную стоическую сатиру, как бы соперничая с мягкими сатирами Горация. В стороне от господствующей манеры стоит сатирический роман в прозе и стихах Петрония «Сатирикон», эпикурейски иронический и свободный от всякого пафоса. Более демократическая струя в литературе этого времени представлена стихотворными «Баснями» Федра, рассчитанными на восприятие масс. Второй этап (конец 1 — начало 2 вв. н. э.) — это реакция на «новый стиль», господство неоклассицизма, возрождение стиля «золотого века». Ритор Квинтилиан в своём трактате «Об образовании оратора» переработал гуманистический идеал Цицерона применительно к новой общественной обстановке. Его ученик Плиний Младший в речах и письмах стремился подражать Цицерону, поэты Стаций, Силий Италик и Валерий Флакк в мифологических и исторических поэмах — Вергилию. Но это подражание ограничивалось внешними чертами, подлинное возрождение классики было уже невозможно. Более жизнеспособными оказались традиции «нового стиля» в иронических эпиграммах Марциала, в патетических сатирах Ювенала, в исторической прозе Тацита. Третий этап (2 — начало 3 вв.) — господство архаизма: бурное возрождение греческой литературы в Римской империи оттесняет латинскую литературу на второй план, многие римские писатели (Марк Аврелий, Элиан) пишут свои сочинения по-гречески, а по аналогии с греческой модой на возрождение древнего языка и стиля (так называемый аттикизм) в Рим Древний начинают предпочитать Вергилию Энния, Цицерону — Катона. Наиболее значительный писатель этого времени — Апулей (2 в.), автор романа «Метаморфозы» («Золотой осёл»), в содержании которого причудливо сочетаются бытописание, сказочность и мистический аллегоризм, а в стиле — пёстрая масса архаизмов, неологизмов, диалектизмов, вульгаризмов и пр. Социально-политическому кризису 3 в. в литературе сопутствовало почти полное бесплодие; только с 4 в. начался новый литературный подъём, но уже на иной культурной основе, подготовившей литературу средних веков. В период 4—5 вв. на первый план выдвигается христианская литература. Ограниченная ранее догматическими и полемическими сочинениями (Тертуллиан, Минуций Феликс, Киприан, поэт Коммодиан, ритор Лактанций), теперь она усваивала литературную технику римской риторики и поэзии. Произведения большой художественной ценности — проповеди и гимны Амвросия, письма Иеронима и особенно «Исповедь» Августина, открывающая для литературы психологическую глубину, не доступную античности. Отступили на второй план авторы, продолжавшие языческие литературные традиции, — Авсоний, поэт малых жанров, пытавшийся возродить мифологический и исторический эпос, историк Аммиан Марцеллин и др. Литература постепенно замыкалась в пределах отдельных провинций, а затем — отдельных варварских королевств: Галлия дала стихотворца Рутилия Намациана (4—5 вв.), Италия — поэта и философа Боэция (6 в.), Африка — поэтов так называемой «латинской антологии» (6 в.); к концу 6 в. традиции античных литературных форм и античного культурного наследия быстро слабеют и сходят на нет. Наступает полоса так называемых «тёмных веков» — первый этап латинской литературы средних веков. Театр. Возникновение театрального искусства в Рим Древний связано с празднествами сбора урожая, участники которых исполняли шуточные, грубоватые песни в форме диалога — фесценнины. Дальнейшим развитием этих зачатков драматического действия стали сатуры — бытовые комические сценки, включавшие диалог, пение, музыку и танцы. Вероятно, около 300 до н. э. появилась народная импровизационная комедия — ателлана, отличительной особенностью которой было наличие 4 постоянных персонажей-масок. Ателланы разыгрывались вначале молодыми римскими гражданами и лишь позднее — актёрами-профессионалами. С конца 3 в. до н. э. получил распространение другой вид народных представлений — мим. Новый период в истории римского театра связан с постановкой греком-вольноотпущенником Ливием Андроником первой драмы (240 до н. э.), в основе которой греческий оригинал. В Рим Древний начали ставиться трагедии и комедии, сочинявшиеся по греческим образцам. Драматург Гней Невий создал претексту — жанр трагедии на сюжет из древнеримской истории. Большим успехом у зрителей пользовалась паллиата — комедия, представлявшая собой переработку новой аттической комедии. Выдающимися авторами паллиаты были Гней Невий, Цецилий Стаций и особенно Плавт и Теренций. Во 2 — начале 1 вв. до н. э. на смену паллиате пришла тогата, в которой изображалась жизнь римских граждан, преимущественно из низших слоёв населения. В начале 1 в. до н. э. тогата уступила место литературно обработанной ателлане, которая, в свою очередь, в середине 1 в. до н. э. была оттеснена литературно обработанным мимом. Театральные представления в Рим Древний устраивались во время ежегодных государственных праздников: на Римских (сентябрь), Плебейских (ноябрь) и Аполлоновых (июль) играх, Мегалесиях (апрель), Флоралиях (апрель — май). Спектакли давались также в связи с триумфальными и погребальными играми, при выборе высших должностных лиц и др. Первоначально представления происходили возле храма божества, в честь которого устраивались игры. Постоянных театральных зданий не было. Первый каменный театр сооружен Помпеем в 55—52 до н. э. В конце 1 в. до н. э. были построены ещё 2 каменных театра — Марцелла и Бальба. Подробное описание здания римского театра в сравнении его с греческим дал римский архитектор и инженер Витрувий в трактате «Десять книг об архитектуре». Римские актёры происходили из среды вольноотпущенников или рабов и занимали низкое общественное положение. Они объединялись в труппы во главе с хозяином, который по договорённости с магистратом организовывал представления, распределял денежные вознаграждение и сам нередко исполнял главные роли. В 3—2 вв. до н. э. актёры играли, как правило, без маски, которая вошла в употребление около 1 в. до н. э.; это позднее проникновение маски на римскую сцену благоприятствовало развитию актёрского искусства. Женские роли исполнялись мужчинами. К последнему веку республики особенно выдвинулись актёр-трагик Эзоп и комический актёр Росций. В эпоху империи представления устраивались чаще, однако они стали носить главным образом развлекательный, зрелищный характер; на сценической площадке появлялись отряды конницы, пехоты, в действие включались шествия пленных, выступления редких диких зверей и т.п. В 1—2 вв. н. э. в исполнении трагедии на первый план выдвигалось вокальное мастерство актёра. Популярностью пользовалась литературно обработанная ателлана, в которой порой содержались острые намёки на политические события. Особенно большой успех имели пантомим — сольный драматический танец (обычно на мифологический сюжет), сопровождавшийся музыкой и пением хора, и пирриха, исполнявшаяся ансамблем танцовщиков и танцовщиц; главное внимание при этом уделялось роскошным декорациям и разнообразным сценическим эффектам. По-прежнему огромный успех имел мим, вытеснивший ко времени поздней империи все другие виды представлений, кроме танцевальных. Из маленькой бытовой сценки он превратился в большую пьесу (строилась в основном на импровизации), блестящее феерическое зрелище с занимательным и нередко запутанным сюжетом, со значительным числом действующих лиц. Ещё большей популярностью пользовались цирковые представления и бои гладиаторов, устраивавшиеся в Колизее и других амфитеатрах. В цирках и амфитеатрах показывались также сцены единоборства охотника со зверем или массовой охоты. Иногда такие зрелища входили составной частью в мим или пантомимические представления. Устраивались инсценировки морских сражений, так называемые навмахии. Упадок художественной драмы, пристрастие к кровавым зрелищам, тяжёлые правовые условия жизни актёров свидетельствовали о деградации театральной культуры эпохи империи. Римский театр и прежде всего драматургия сыграли большую роль в развитии мирового театра. Выдающиеся драматурги, начиная с эпохи Возрождения, постоянно обращались к римской драме, воспринимая через неё гуманистические традиции античной культуры. Большое влияние театр Рим Древний оказал также на театральную архитектуру. Музыка. В музыке Рим Древний, развивавшейся под воздействием эллинистической культуры, сложились музыкально-поэтические жанры, связанные с бытом: песни триумфальные (победные), свадебные, застольные, поминальные, зачастую сопровождавшиеся игрой на тибии (лат. название авлоса). Существенный пласт древнеримской музыкальной культуры представляли напевы салиев и арвальских братьев (римские коллегии жрецов). На празднествах салиев исполнялся своего рода военный танец-игра. Празднества арвальских братьев посвящались урожаю; сохранились молитвы, знаменитый гимн братьев. Музыкальная жизнь Рим Древний, особенно периода империи, отличалась пестротой, в столицу стекались исполнители из многих стран (греческие кифареды, сирийские и вавилонские инструментальные виртуозы, александрийские певцы, андалусские танцовщицы). Поэзия и музыка были тесно связаны. Поэтические произведения, в том числе оды Горация, эклоги Вергилия, поэмы Овидия, пелись в сопровождении струнных щипковых инструментов. В римскую драму вводились музыкальные номера речитативного характера, исполнявшиеся под аккомпанемент тибии. Для исполнения классической (т. е. греч.) музыки, наряду с кифарой и авлосом, применялись инструменты типа арфы: псалтериум, тригонон (треугольная арфа), самбика, реже — разновидности щипковой лиры (барбитос, пектис, магадис). На празднествах в честь бога Вакха — вакханалиях — звучали кимвалы и другие ударно-шумовые инструменты. Римская аристократия приобретала для своих дворцов и вилл водяные органы — гидравлосы. Существенную роль в развитии древнеримской инструментальной музыки принадлежит театральному жанру пантомимы — своего рода «пантомимической сюите», исполнявшейся танцором-солистом под пение хора (греческие тексты) и аккомпанемент оркестра. При военных легионах существовали огромные духовые оркестры, включавшие букцины (изогнутые рога), тубы (прямые трубы) и другие металлические инструменты. В цирках и театрах Римской империи выступали огромные хоровые ансамбли, часто с пышным инструментальным сопровождением (Сенека отмечал, что иногда в театре было больше исполнителей, чем зрителей). В концу 1 в. н. э. император Домициан основал «капитолийские состязания», в которых, наряду с поэтами, участвовали певцы и музыканты. Большой успех имели публичные концерты виртуозов (преимущественно иноземных — греческих, египетских). Известностью пользовались певец Тигеллий (при дворе Августа), актёр-певец Апеллес (любимец Калигулы), кифаред Месомед Критский (при Адриане; сохранились 3 гимна Месомеда) и др. Император Нерон ввёл так называемое «греческое состязание», где выступал сам как поэт, певец и кифаред. В знатных семьях пению и игре на кифаре обучали детей. Профессия учителя музыки, танца была особенно почётна и популярна. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Искусство Рим Древний представляет собой последний, завершающий этап в развитии античной художественной культуры. Для римлянина в большей степени, чем для грека, искусство являлось одним из средств разумной организации жизни; поэтому в Рим Древний ведущее место заняли архитектура, инженерные поиски, отличающийся интересом к конкретной личности скульптурный портрет, исторический рельеф, обстоятельно повествующий о деяниях граждан и правителей. Реальный элемент преобладает в древнеримском искусстве над вымыслом, а повествовательное начало — над философским обобщением. Кроме того, в Рим Древний совершилось чёткое разделение искусства на официальное и отвечающее запросам частного потребителя. Официальное искусство играло важную роль в римской политике, будучи активной формой утверждения государственной идеологии в завоёванных областях. Особенно велико было значение архитектуры, сочетавшей идеологические функции с организацией общественного быта; в римской строительной практике сложилась система конструктивных, планировочных и композиционных приёмов, позволявшая зодчему всякий раз находить решение, прямо вытекающее из назначения данной постройки. Распространяя свой стиль в провинциях империи и зависимых странах, римляне в то же время легко усваивали и претворяли художественные принципы других народов: в ранний период — этрусков и греков, позднее — народов эллинистического Востока и покорённых «варваров». Нередко древнеримское искусство давало новые импульсы местному творчеству, в результате чего рождались синкретические художественные явления (см. в статьях Египет Древний, Сирия, Парфянское царство, Кельты). В древнейший период искусство Рим Древний развивалось в рамках среднеиталийских археологических культур эпохи железа (Вилланова культуры и др.). В пору формирования собственно древнеримской художественной культуры (8—4 вв. до н. э.) римское зодчество испытывало основополагающее влияние этрусского, у которого оно заимствовало высокую строительную технику и исходные типы ряда сооружений. Этрусские черты древнейших храмов (храм Юпитера Капитолийского в г. Риме, освящен в 509 до н. э.; сохранились незначительные фрагменты): трёхчастная целла, подий, акцентировка главного фасада портиком и лестницей — впоследствии стали характерными особенностями римской культовой архитектуры. Тесно связаны с искусством этрусков и наиболее ранние образцы древнеримской живописи, а также декоративно-прикладного искусства. В период Пунических войн и поздней республики (3 в. — первые 3 четверти 1 в. до н. э.) в искусстве преобладали черты практицизма и рациональности, однако специфически римская строгость стиля порой сочеталась с изысканностью, навеянной искусством Великой Греции (Южной Италии) и захваченных римлянами восточно-греческих городов. Для архитектуры этого времени характерны широкие градостроительные мероприятия, прямоугольные, повторяющие разбивку военного лагеря планировочные схемы, в основе которых лежат 2 главные магистрали — «кардо» (с севера на юг) и «декуманус» (с востока на запад). По мере формирования композиции форума складывались важнейшие принципы планировочного решения древнеримских комплексов: тяготение к симметричности, осевое построение, акцентировка фасада главного здания и устройство подъёма к нему от торжественного входа на участок. В жилой архитектуре развивался тип атриумного дома (см. Атрий), центром композиции которого во 2 в. до н. э. стал сад перистиля, свидетельствующий о тяге к природе, необычайно возросшей с урбанизацией античного общества. Тенденции к синтезу планировочных решений с природой нашли выражение в загородных виллах, нередко живописно расположенных на склонах холмов. Великолепию аристократических жилищ противостоит рядовая застройка городских кварталов инсулами. Со 2 в. до н. э. применение бетона не только упростило и удешевило кладку массивных несущих конструкций, но и обеспечило гибкость и многообразие их формы, создало возможности для возведения построек, включавших большие крытые помещения. На протяжении 2 — 1-й половины 1 вв. до н. э. складывались и совершенствовались важнейшие типы римских сооружений: базилики, термы, различные зрелищные сооружения (где, в отличие от древнегреческих театров, места для зрителей располагались на вспомогательных конструкциях, прорезанных галереями и лестницами), величественные инженерные постройки (арочные мосты, водопроводы, склады). В изобразительном искусстве 3—1 вв. до н. э. широко распространились портретные статуи и бюсты, генетически связанные с этрусской пластикой и отличавшиеся подчёркнутой конструктивностью и суровостью образного строя; наряду с официальной портретной скульптурой, украшавшей города, создавались портреты по частному заказу, устанавливавшиеся в домах или на гробницах. В период республики появились также исторические рельефы, где граничившее с обыденностью бытовое правдоподобие обстановки сочеталось с мифологическими элементами. В позднереспубликанской скульптуре развивалось эллинизирующее направление, приобрело широкий размах копирование греческих статуй. Важной областью художественной культуры этой эпохи была монументально-декоративная живопись; если для так называемого первого, или «инкрустационного», стиля (2-я половина 2 — начало 1 вв. до н. э.) характерна имитация кладки стены, то во втором, или «архитектурно-перспективном», стиле (80—30-е гг. до н. э.) центр стены превратился в перспективно написанную эдикулу, обрамлявшую пейзаж, жанровую или мифологическую сцену. Развивалось также искусство мозаики (многоцветные композиции из кубических частичек цветных камней, украшавшие полы) и глиптики (геммы из твёрдых пород полудрагоценных камней). Наивысшие достижения древнеримского зодчества относятся к периоду расцвета империи (20-е гг. 1 в. до н. э. — 2 в. н. э.). Отличительные особенности построек этого времени — монументальная пластичность могучих масс, доминирующая роль арки и производных от неё форм (свод, купол), огромные, динамически соподчинённые пространства интерьеров или открытых помещений, быстро совершенствовавшаяся облицовка бетонных стен камнем и кирпичом со всё более обильными вкраплениями мрамора, широкое применение живописи и скульптуры. Специфической особенностью зрелой древнеримской архитектуры становится так называемая ордерная аркада (система поярусных ордеров, наложенная на прорезанную арками стену), придававшая сооружениям величавую масштабность. Архитектура всё чаще становится средством прославления личности императора и пропаганды могущества империи, что заметно уже в постройках времени Августа в г. Риме (форум Августа, концу 1 в. до н. э. — начало 1 в. н. э.). Главенствующим типом архитектурного памятного монумента является арка триумфальная, а надгробия, в республиканскую эпоху скромные по масштабам, превращаются в крупные, подчас и грандиозные сооружения. К середине 1 в. усилилось тяготение к пышной репрезентативности архитектурных композиций [дворцы: Нерона (так называемый Золотой дом, 64—69; не сохранился), Флавиев на Палатине (92) — оба в г. Риме]. При Флавиях строится также крупнейший из древнеримских амфитеатров — Колизей, при Траяне — наиболее развитый и сложный из форумов г. Рима (111—114, архитектор Аполлодор из Дамаска), при Адриане — грандиознейшее купольное сооружение древнего мира — Пантеон. Начиная с эпохи Адриана в зодчестве наметился перелом в сторону изысканной усложнённости образа, отчасти связанный с влиянием искусства эллинистического Востока (вилла Адриана близ Тиволи, 125—135). Рим (Древний). «Богиня земли Теллус». Мрамор. Рельефы алтаря Мира в Риме, 13—9 гг. до н.э. В официальной скульптуре ранней империи нарастали идеализирующие тенденции и отчасти сглаживались индивидуальные особенности портретируемых, которые любили подчёркивать мастера республиканской эпохи. Вместе с тем в произведения вводятся светотеневые контрасты, элементы движения, рафинированной пластической разработки (например, виртуозная передача причёсок в женских портретах эпохи Флавиев, 60—90-е гг. 1 в.). Если время Траяна ознаменовалось возвратом к героически суровому стилю республики, то в период правления Адриана и Антонинов активизировались поиски эмоциональной экспрессивности и психологической глубины образа. Исторические рельефы императорского Рим Древний первоначально были отмечены размеренностью композиционных ритмов и сдержанностью пластического языка (рельефы алтаря Мира в г. Риме, мрамор, 13—9 до н. э.); черты живописности, напряжённой динамики, усиливавшиеся в рельефах времени Флавиев (рельефы арки Тита и г. Рима, мрамор, 81), особенно характерны для периода Траяна, когда складывался тип батального рельефа (скульптурное убранство колонны Траяна в г. Риме, мрамор, 111—114). Воздействие греко-эллинистических традиций достигло апогея в период Адриана, когда школы копиистов древнегреческой пластики развили особенно интенсивную деятельность. В декоративной живописи до 63 преобладал так называемый третий стиль (лёгкие, графичные узоры и небольшие сюжетные картины, располагавшиеся на фоне обширных свободных пространств). Ему на смену пришёл четвёртый стиль, или стиль «фантастической архитектуры» (сложные, иллюзорно-пространственные архитектурные композиции). Многоплановость построений, сложность архитектурных и пейзажных фонов характерны и для мозаик, палитра которых обогащалась смальтой многообразных оттенков; со 2 в. распространилась также черно-белая каменная мозаика. В декоративно-прикладном искусстве эпохи империи особенно выделялись произведения торевтики, «краснолаковая» керамика с рельефным декором, изделия из стекла (в том числе расписные и двухслойные вазы с рельефными изображениями и орнаментами), геммы, где живописно сопоставлялись чередующиеся слои полудрагоценных камней. Рельефы с изображением мастерских ремесленников и лавок торговцев. Мясник. Первые века н.э. В период упадка империи (3—4 вв.) в древнеримском искусстве проявились черты внутреннего надлома. Для зодчества этого периода характерны необычайно крупные масштабы сооружений, любовь к пышным эффектам, роскошь отделки и беспокойная пластика стен. Строительная деятельность развернулась главным образом в провинциях, где возводились новые форумы, гигантские храмовые комплексы (например, в Баальбеке). Традиции древнеримской архитектуры органически развивались в постройках г. Рима [термы Каракаллы (206—217) и Диоклетиана (306), базилика Максенция (около 315)] и некоторых провинциальных сооружениях (дворец Диоклетиана в Сплите (Хорватия), около 300). В позднеримском скульптурном портрете утрачивается интерес к достоверной передаче телесного облика человека: внешние черты трактуются всё более суммарно, а в конце 3—4 вв. застылое лицо резко контрастирует с подчёркнуто патетическим взглядом широко открытых глаз. Элементы условности и стилизации в скульптуре (в том числе и в историческом рельефе) порою свидетельствуют об усилившемся влиянии искусства восточных провинций. Среди художественных изделий 3—4 вв. выделяются портретные миниатюры на золотой фольге, помещенные между двумя слоями стекла, мраморные саркофаги с сюжетными рельефами, в которых с 3 в. получила распространение христианская тематика. С христианским культом связаны и росписи катакомо, стиль которых на протяжении 2—4 вв. эволюционировал в сторону всё большей плоскостности и графичности. Зарождавшиеся в позднеримском искусстве художественные формы, исполненные напряжённой духовной экспрессии, предвосхищали художественную культуру европейского средневековья.
Лит.: Маркс К., Тетради по истории эпикурейской, стоической и скептической философии, в книге: Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, М., 1956; Кун Н. А., Предшественники христианства. (Восточные культуры в Римской империи), М., 1922; Немировский А. И., Идеология и культура раннего Рима, Воронеж, 1964; Буассье Г., Римская религия от времён Августа до Антонинов. пер. с франц., М., [1914]; Latte К., Römische Religionsgeschichte, Münch., 1960; Wissowa G., Religion und Kultus der Römer, 2 Aufl., Münch., 1912. Clarke М. L., The Roman mind, studies in the history of thought from Cicero to Marcus Aurelius, Camb., 1956; Klingner F., Römische Geisteswelt, 3 Aufl., Münch., 1956; Heinze R., Vom Geist des Römertums, 3 Aufl., Darmstadt, 1960; Kroll W., Die Kultur der ciceronischen Zeit, Bd 1—2, Lpz., 1963; Гейберг И. Л., Естествознание и математика в классической древности, пер. под ред. А. П. Юшкевича, М. — Л., 1936; Taton R., Histoire générale des sciences, t. 1, P., 1970: Brunet P., Mieli A., Histoire des sciences, t. 1 Antiquité, P., 1935; StahI W. Н., Roman science. Origins, development, and influence to the Later middle ages, Madison, 1962. Брунс К. Г., Ленель О., Внешняя история римского права, пер. с нем., М., 1904; Боголепов Н., Учебник истории римского права, 3 изд., М., 1907; Кипп Т., История источников римского права, СПБ, 1908; Зом Рим Древний, Институции. Учебник истории и системы римского гражданского права, в. [1]—2, СПБ, 1908; Синайский В. И., История источников римского права, Варшава, 1911; Хвостов В. М., История римского права, 7 изд., [М.], 1919; Перетерский И. С., Всеобщая история государства и права, ч. 1, в. 2 — Древний Рим, М., 1945. Утченко С. Л., Римская историография и римские историки, в книге: Историки Рима, М., 1970. Модестов В. И., Лекции по истории римской литературы, СПБ, 1888; Нагуевский Д., История римской литературы, т. 1—2, Казань, 1911—15; История римской литературы, под ред. С. И. Соболевского [и др.], т. 1—2, М., 1959-62; Тройский И. М., История античной литераторы, 3 изд., Л., 1957; Schanz М., Krüger G., Geschichte der römischen Literatur, 4 Aufl., Bd 1—2, Münch., 1927—35; Bd 3, 3 Aufl., Münch., 1922; Bd 4, Hälfte 1—2, Münch., 1914—20; Teuffel W. S., Geschichte der römischen Literatur, neu bearb. von W. Kroll und F. Skutsch, Bd 1—3, Lpz. — B., 1913—20; Bickel E., Lehrbuch der Geschichte der römischen Literatur, Hdlb., 1937; Norden E., Römische Literatur, 6 Aufl., Lpz., 1961; Rostagni A., Storia della letteratura latina, 3 ed., v. 1—3, Torino, 1964. Мокульский С., История западно-европейского театра, т. 1, М., 1956: Варнеке Б. В., История античного театра, М. — Л., 1940; Bieber М., The history of the Greek and Roman theater, Princeton, 1961. Музыкальная культура древнего мира. [Сб. статей], под ред. и с вступ. ст. Рим Древний Грубера, Л., 1937; Грубер Рим Древний, Всеобщая история музыки, 3 изд., М., 1965. Кобылина М., Искусство Древнего Рима, М. — Л., 1939; Вощинина А. И., Очерк истории древнеримского искусства, Л., 1947; Римская живопись. [Альбом. Сост. и авт. вступ. ст. А. Чубова, Л., 1966]; Соколов Г., Искусство Древнего Рима, М., 1971; Всеобщая история архитектуры, [2 изд.], т. 2, М., 1973; Koch Н., Romische Kunst, 2 Aufl., Weimar, 1949; Charles-Picard G., L'art romain, P., 1962; Kaschnitz von Weinberg G., Römische Kunst, [Bd] 1—4, [Hamb.], 1961—63; KrausTh., Dasrömische Weltreich, B., 1967. Е. М. Штаерман (Религия и мифология), А. Ф. Лосев (философия), П. Д. Рожанский (Естественнонаучные взгляды), Д. А. Жидков (Юридическая наука), С. Л. Утченко (Историческая наука), М. Л. Гаспаров (Литература), Г. И. Соколов (Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство). Рим Древний (лат. Roma), город, возникший (согласно античному преданию, в 754/753 до н. э.) из группы поселений, к середине 3 в. до н. э. подчинивший себе весь Апеннинский полуостров; в дальнейшем — средиземноморская держава, включавшая западную и юго-восточную части Европы, Малую Азию, побережье Северной Африки, Сирию, Палестину. ![]() ![]() Исторический очерк Древнеримская культура Изучение древнеримской культуры |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|