Таджикская Советская Социалистическая Республика XVII. Танец. Балет

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ТА ТБ ТВ ТЕ ТЁ ТИ ТК ТЛ ТМ ТО ТР ТС ТУ ТХ ТЦ ТЧ ТШ ТЫ ТЬ ТЭ ТЮ ТЯ
ТАА
ТАБ
ТАВ
ТАГ
ТАД
ТАЁ
ТАЖ
ТАЗ
ТАИ
ТАЙ
ТАК
ТАЛ
ТАМ
ТАН
ТАО
ТАП
ТАР
ТАС
ТАТ
ТАУ
ТАФ
ТАХ
ТАЦ
ТАЧ
ТАШ
ТАЯ

XVII. Танец. Балет

Истоки таджикской хореографии восходят к старинным обрядам, играм, доисламским религиозным церемониям, связанным с весенними праздниками, ведущими происхождение от мистерий, с культом умирающего и воскресающего бога. Средневековые миниатюры и др. древние памятники искусства сохранили изображения танцующих фигур. Наиболее древние — танцы-пантомимы, основанные на подражании повадкам животных и птиц («Лев», «Орёл», «Лиса», «Аист» и др.); обрядовые (например, танец, посвящённый умершим, поныне сохранившийся в отдалённых селениях Памира); воспроизводящие процессы труда (тканье сукна и др.); воинственные и мужественные (с шашками, ножом, огнем и др.); с музыкальными инструментами под собственный аккомпанемент (с бубном, самодельной скрипкой и др.); с различными предметами (ложками, кувшином, чайниками, палками и др.). Разнообразны шуточные танцы. Интересны театрализованные хореографические миниатюры (танец на деревянной лошадке и др.). Некоторые танцы лирического или бытового характера называются по той песне или мелодии, под которую они исполняются. Вершина таджикской народной хореографии — танец «Колокольчик» («Занг»), многочастная танцевальная сюита. Танец органично входил и в представления масхарабозов, народного театра кукол, народных цирковых артистов. Разнообразие танцев породило оригинальные ритмы, движения, фигуры, позы, их рисунок. Исполняли танцы любители и профессионалы. В конце 19 — начале 20 вв. в Бухаре работал таджикский профессиональный танцевальный театр «Созанда».

  После Октябрьской революции начался расцвет искусства таджикского народного танца. С раскрепощением женщин утверждается женский танец, который исполнялся раньше тайком от мужчин. В создании новых танцев на народной основе, в пропаганде лучших образцов народного хореографического искусства большое значение имела Таджикская филармония (основана в 1938). В 1965 был создан Государственный ансамбль таджикского танца «Лола» (художественный руководитель Г. Валамат-заде), репертуар которого включает танцы Таджикской ССР и др. республик Средней Азии, а также стран зарубежного Востока. Среди мастеров танца: Б. Хамидов, С. Ходжаев, Х. Пасаров, Валамат-заде, О. Исамова, А. Исхакова, А. Азимова, А. Насирова, Л. Зохидова, З. Амин-зода, Г. Мирджумаева, М. Калантарова, Ш. Рашидова, Х. Эркаева, Э. Асанова и др.

Таджикская ССР. О. А. Ахунов. «Страница прошлого». Полированная глина. 1959. Республиканский объединённый историко-краеведческий и изобразительных искусств музей им. Бехзада. Душанбе. Таджикская Советская Социалистическая Республика.

Таджикская ССР. О. А. Ахунов. «Страница прошлого». Полированная глина. 1959. Республиканский объединённый историко-краеведческий и изобразительных искусств музей им. Бехзада. Душанбе.

  Разнообразие и самобытность народного танцевального творчества таджиков послужили органичной основой для развития таджикского советского балетного театра. В 1936 при Таджикском музыкальном театре в Душанбе образовалась балетная группа. В неё вошли танцовщики и танцовщицы из др. республик Средней Азии, театров Самарканда и Бухары, а также участники художественной самодеятельности. Среди первых артистов таджикского балета Валамат-заде, М. Файзибоева, Азимова, Исхакова, Исамова, С. Бахор, У. Рабимов. Были привлечены и мастера народных танцев — Пасаров, Ходжаев, Хамидов. Наряду с изучением таджикского танца в театре велись занятия по классическому и характерному танцам приехавшими из Москвы балетмейстерами А. Н. Исламовой (1936) и А. И. Проценко (1939). Интерес к русской хореографической культуре и изучение её способствовали становлению таджикского балета. Танцевальные сцены в спектакле «Лола» С. А. Баласаняна и С. Ю. Урбаха (1938), в первых таджикских операх («Восстание Восе» Баласаняна, 1939; «Кузнец Кова» Баласаняна совместно с Ш. Н. Бобокалоновым, 1941) явились зачатками первого балетного спектакля на таджикской сцене. Важным событием была постановка балета «Две розы» А. С. Ленского (балетмейстер К. Я. Голейзовский), премьера которого состоялась в 1941 в дни декады таджикского искусства в Москве. В 40-х гг. артисты театра Азимова, Зохидова, Валаматзаде, М. Кабилов и др. настойчиво овладевали техникой классического танца, в результате чего театр смог включить в репертуар балеты «Тщетная предосторожность» П. Гертеля (1943), «Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева (1945, балетмейстер Проценко). Работа над этими спектаклями облегчила постановку таких сложных балетов, как «Лебединое озеро» П. И. Чайковского (1947) и «Золушка» С. С. Прокофьева (1949). Дальнейшее развитие балетного искусства связано с деятельностью первых таджикских балетмейстеров Валамат-заде и Азимовой, окончивших в 1951 балетмейстерский факультет Государственного института театрального искусства им. А. В. Луначарского в Москве. Они стремились повышать квалификацию артистов, значительно расширили репертуар. Были поставлены: «Красный мак»Р. М. Глиэра (1950), «Доктор Айболит» И. В. Морозова (1952) — оба балетмейстер Азимова, «Лауренсия» А. А. Крейна (1952), «Эсмеральда» Ч. Пуньи (1953) — оба балетмейстер Валамат-заде, и др. Валамат-заде также поставлены новые национальные балеты: «Источник счастья» Л. К. Книппера (1950), «Голубой ковёр» («Волшебный ковёр») М. С. Вольберга (1958) и др., в которых классический танец сочетался с элементами народного танца. Этапными явились балеты «Лейли н Меджнун» Баласаняна (1947, 2-я редакция 1957) и «Дильбар» Ленского (1954, 2-я редакция 1957). В этих спектаклях продолжались дальнейшие поиски гармония, сочетания классической хореографии с элементами таджикского танца (создание действенных танцев, богатых по рисунку массовых народных сцен). Росло мастерство балетной труппы. Сформировалось искусство первой классической танцовщицы-таджички Зохидовой. В 1958—61 в Таджикский театр оперы и балета им. С. Айни были приняты выпускники таджикской студии Ленинградского хореографического училища, с приходом которых начался новый этап творческой жизни балетного театра республики. Репертуар широко пополняется русской и западноевропейской классикой: «Жизель» А. Адана (1958), «Корсар» Пуньи (1960), «Ромео и Джульетта» Прокофьева (1961), «Дон Кихот» Л. Минкуса (1969), «Щелкунчик» Чайковского (1971), «Баядерка» Минкуса (1974). Ставятся произведения композиторов братских республик: «Шурале» Ф. З. Яруллина (1962), «Тропою грома» К. А. Караева (1963), «Тимур Малик» («Любовь и меч») М. А. Лшрафи (1972), «Маскарад» Л. А. Лапутина и «Золушка» (1973). В 60—70-х гг. поставлены одноактные балеты: «Болеро» на музыку М. Равеля (1962), «Египетские ночи» А. С. Аренского (1968), «Дафнис и Хлоя» Равеля и «Любовь-волшебница» М. де Фалья (оба в 1969), «Барышня и хулиган» на музыку Д. Д. Шостаковича (1970), хореографические миниатюры и др. Создаются детские спектакли. Среди артистов балета молодого поколения — ведущая солистка народная артистка СССР М. Сабирова, народные артисты Таджикской ССР Б. Исаева, М. Бурханов, заслуженные артисты Таджикской ССР В. Кормилин, К. Холов, С. Узакова, Ш. Турдиева, Т. Холова, Т. Джавад-заде, С. Азаматова, Н. Мадьярова, Г. Головянц. Выросло новое поколение таджикских балетмейстеров, среди которых — М. Бурханов, М. Умаров. В 1945 в Душанбе организована хореографическая студия, в 1958 — школа.

Сцена из балета «Дильбар» А. С. Ленского. Таджикский театр оперы и балета им. С. Айни. 1957. Таджикская Советская Социалистическая Республика.

Сцена из балета «Дильбар» А. С. Ленского. Таджикский театр оперы и балета им. С. Айни. 1957.

Сцена из спектакля «Ромео и Джульетта» У. Шекспира. Таджикский театр им. А. Лахути. 1963. Таджикская Советская Социалистическая Республика.

Сцена из спектакля «Ромео и Джульетта» У. Шекспира. Таджикский театр им. А. Лахути. 1963.

 

  Лит.: Азимова А., Танцевальное искусство Таджикистана, Сталинабад, 1957. См. также лит. к разделу Драматич. театр.

  Н. Х. Нурджанов.

Таджикская Советская Социалистическая Республика (Республикаи Советии Социалистии Тоджикистон), Таджикистан.

Таджикская ССР. Флаг государственный. Таджикская Советская Социалистическая Республика.

Таджикская ССР. Флаг государственный.

I. Общие сведения
II. Государственный строй
III. Природа
IV. Население
V. Исторический очерк
VI. Коммунистическая партия Таджикистана.
VII. Ленинский Коммунистический Союз Молодёжи Таджикистана.
VIII. Профессиональные союзы.
IX. Народное хозяйство.
X. Медико-географическая характеристика
XI. Народное образование и культурно-просветительные учреждения
XII. Наука и научные учреждения
1. Естественные и технические науки
2. Общественные науки
3. Научные учреждения
XIII. Печать, радиовещание, телевидение.
XIV. Литература
XV. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.
XVI. Музыка
XVII. Танец. Балет
XVIII. Драматический театр
XIX. Кино.
Так же Вы можете узнать о...


Каламбур (франц. calembour), стилистический оборот речи или миниатюра определённого автора, основанные на комическом использовании одинакового звучания слов, имеющих разное значение, или сходно звучащих слов или групп слов, либо разных значений одного и того же слова или словосочетания.
Катака, Каттак, город в Индии, в штате Орисса, у дельты Маханади.
Климов Алексей Филиппович [4(16).2.1878, с. Молчаново, ныне Большеболдинского района Горьковской обл.
Конференции социалистов стран Антанты, конференции членов социалистической и социал-демократической партий Великобритании, России (меньшевики и эсеры), Франции и Бельгии, состоявшиеся в Лондоне во время 1-й мировой войны (первая — 14 февраля 1915, вторая — 28 августа 1917).
Крокидолит (от греч. krokýs, род.
Ларсена шельфовый ледник (Larsen Shelf Ice), один из крупнейших шельфовых ледников Антарктиды.
Ложная этимология, объяснение происхождения слов, не соответствующее их действительной истории.
Манера (от французского maniere),
Мершин Павел Михайлович [2(14).6.1897, дер. Дуваново, ныне Кировской обл.
Монтейру Лубату Жозе Бенту Монтейру Лубату (Monteiro Lobato) Жозе Бенту (18.