Таджикская Советская Социалистическая Республика XIV. ЛитератураБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
XIV. Литература Истоки письменной таджикской литературы восходят к древнему устнопоэтическому народному творчеству, нашедшему отражение в письменных памятниках, созданных на территории современного Ирана, Афганистана и Средней Азии как западными, так и восточными Иранскими народностями. Классическая литература 9—15 вв. на языке фарси (парси, дари) в силу общности исторического развития таджикского и персидского народов была единой литературой (в современных исследованиях её называют персидско-таджикской, или персоязычной литературой). С 16 в. государственное и религиозное размежевание привело к обособлению таджикской, персидской, афганской и др. литератур. Фольклор. Запись текстов началась лишь в 19 в. и охватывала материалы позднего времени. Однако по памятникам древнеиранской и средневековой персидско-таджикской письменности удаётся восстановить общую картину развития фольклорных традиций таджикского народа. Можно думать, что в начале 1-го тысячелетия до н. э. устнопоэтическое творчество иранских народностей (бактрийцев, согдийцев, хорезмийцев, парфян, саков и др.) шло по двум направлениям; космогонического и теогонического мифотворчества и создания героико-эпического произведения. В древнем эпосе действуют дэвоборцы и богатыри, «культурные герои», противостоящие силам зла и тьмы. С середины 1-го тысячелетия до н. э. и до середины 1-го тысячелетия н. э. народное творчество приобретает характер, более близкий к исторической действительности. Идеи о равенстве людей, необходимости всеобщего благосостояния под властью справедливого правителя проникают в эпос, отражаясь в социальных утопиях. Растет число жанровых форм фольклора: появляются так называемая чома (малые стихотворные сказания), обрядовые песни, притчи, поговорки, пословицы, оды-прения (своего рода тенцоны). В 7—8 вв., когда письменная литература на иранских языках в связи с нашествием войск Арабского халифата почти прекратила существование, фольклор продолжал развиваться. Он сделался источником и стимулом возрождения и развития литературы в 9—10 вв. С этого времени устное народное творчество и таджикская классическая литература развивались в тесной взаимосвязи. Родоначальник поэзии на фарси Абу Абдаллах Рудаки (около 860—941) и его современники многое черпали из народного творчества: образы, эпические и сказочные мотивы, отдельные жанровые формы и т. д. Такое положение сохранялось и в дальнейшем, причём фольклор оказывал известное влияние на развитие не только поэзии, но и прозы, поскольку в нём в течение веков существовали такие формы, как сказка, анекдот. В советское время таджикский фольклор, сохраняя и продолжая лучшие традиции прошлого, обновился в идейно-художественном отношении. Появились произведения, воспевающие революцию, Советская власть и социалистические преобразования на таджикской земле. Широко известно творчество народных поэтов-хафизов Бобо Юнуса Худойдод-заде (1870—1945), Хикмата Ризо (р. 1896), Юсуфа Вафо (1882—1945), Саидали Вали-заде (1900—1971), Хамида Сайда (р. 1892) и др. Таджикская советская фольклористика собирает и изучает образцы как дореволюционного, так и современного таджикского фольклора. Большими тиражами издаются произведения фольклора, в том числе в научно-исследовательских сериях. Таджикская ССР. Голова мужчины. Фрагмент росписи тронного зала. Пенджикент. 7—8 вв. Эрмитаж. Ленинград. Древняя литература. Древнеиранская письменная литературная традиция вплоть до 3 в. н. э. представлена древними клинописными памятниками ахеменидских царей и «Авестой» — священной книгой зороастрийской религии. «Авеста», создававшаяся в течение длительного времени, сохранила отголоски мифологии и народных представлений о Добре и Зле, о природе. Начало, дарующее людям земные и духовные блага, воплощено в образе Заратуштры. Наиболее ранней частью «Авесты» считаются стихотворные Гаты; эта часть, предположительно, создана на территории Хорасана и Средней Азии. В 3—9 вв. существовала так называемая пехлевийская литература на языке пехлеви (среднеперсидском), а также на других среднеиранских языках: парфянском, согдийском, хорезмийском. Сохранившиеся памятники свидетельствуют о наличии в пехлевийской литературе эпических сказаний, прозаических произведений, малых форм поэзии. Следует отметить художественные произведения «Калилак и Димнак», «Хватай Намак» (один из основных источников «Шахнаме» Фирдоуси), «Ядгар Зареран» — сказание о богатыре Зарере и его сыне, «Драхти Асурик» («Ассирийское древо»), а также «Книгу деяний Ардашира, сына Папакана» (основателя сасанидской империи). После падения во 2-й половине 7 в. империи Сасанидов началось насильственное внедрение арабского языка. В течение двух веков на территории бывшей сасанидской империи литература создавалась только на этом языке. Протест коренного населения против завоевателей нашёл выражение в течении шуубизма (от араб. шу'уб — народы). Шуубитская идеология, выступавшая за возрождение древних культурных традиций, проникла в литературу. Сторонники шуубизма, поэты — выходцы из местного населения — писали на арабском языке, но вносили в литературу древнеиранские традиции, местные темы. Такова направленность творчества аль-Хурайми, Башшара ибн Бурда (умер 787) и Абу Нуваса (762—815). К 9 в. сложился литературная язык фарси на основе среднеиранских говоров с арабскими элементами. На этом языке, получившем тогда название парси-и-дари, родилась новая литература. Классическая литература. В таджикской классической литературе выделяют 3 периода. Первый охватывает 9—15 вв., это персоязычная литература, общая для иранцев и таджиков. Второй включает таджикскую литературу 16 — 1-й половины 19 вв., существовавшую в основном на территории Средней Азии. Третий период охватывает таджикскую просветительскую литературу 2-й половины 19 в. и литературу начала 20 в. 9—10 вв., когда новая персоязычная литература развивалась особенно интенсивно, по праву считаются «золотым веком» таджикской классической поэзии. В это время происходит её идейно-тематическое обогащение и становление основных жанровых и художественных форм. Центром новой культуры и литературы стала территория нынешней Средней Азии и Хорасана (Восточный Иран и часть Афганистана) с крупными городами — Самаркандом, Мервом, Балхом. Столица Саманидов Бухара притягивала лучшие литературные силы своего времени во главе с Рудаки. В поэзии, прозе и философско-дидактических произведениях были возрождены древние народные традиции и героические мотивы, образы доисламских богатырей и справедливых царей, переосмысленные в свете идеологии ислама. В творчестве Рудаки, а также Абу Шакура Балхи (р. 915 — г. смерти неизвестен), Абу-ль-Хасана Кисаи (953—1002), Дакики (умер около 977) проповедовались идеи гуманизма и справедливости, осуждалась тирания. В конце 10 — начале 11 вв. создал свою огромную эпическую поэму «Шахнаме» Абулькасим Фирдоуси (940—1020). После распада в конце 10 в. государства Саманидов центр развития литературы переместился в Газни (юг современного Афганистана) — столицу газневидских правителей, которые всемерно поддерживали придворно-хвалебную тенденцию в поэзии. Наиболее крупными представителями литературы этого времени были Абу-ль-Касем Унсури (умер 1039), Фаррохи (умер 1038), Менучехри (умер 1041), Масуд Сад Сальман (умер около 1121). В конце 10 в. в Иран и Среднюю Азию проникают суфийско-мистические идеи (см. Суфизм), породившие соответствующую литературу. Наряду с суфизмом на литературу оказывали влияние и др. религиозно-философские концепции, например исмаилитские взгляды (см. Исмаилиты), получившие яркое выражение в творчестве поэта и мыслителя Насира Хосрова (1004 — после 1072). Для лирической поэзии 12 в. характерно развитие и художественное усовершенствование таких жанров, как касыда и газель, которые, вопреки влиянию придворной поэзии, всё глубже отражали социально-общественные запросы времени. Лирическая поэзия находила развитие и в кругах городских ремесленников. В народном жанре четверостишия (рубай) получила своё воплощение вольнодумно-философская и гедоническая лирика Омара Хайяма (около 1048 — после 1122). В начале 13 в. завоевание Чингисхана нанесло тяжёлый удар развитию литературы, в первую очередь — на территории Средней Азии, подвергшейся наиболее жестокому и опустошительному набегу. Почти на 2 столетия литературная жизнь здесь замерла. Персоязычная литература продолжала развиваться в уцелевших или же мало пострадавших от нашествия областях: на севере Индии (Амир Хосров Дехлеви), на юге Ирана (Муслихаддин Саади и его современники), в Малой Азии (Джалаледдин Руми). Эта литература выполнила великую историческую миссию, сохранив и пронеся идеи гуманизма сквозь годы монгольского владычества и завоеваний Тимура. В 15 в. литературная жизнь в Средней Азии постепенно восстанавливалась. Крупным центром культурной и литературной жизни становится Герат, где во время правления последних Тимуридов были сосредоточены лучшие поэты и писатели не только Средней Азии, но и др. областей Ирана и Афганистана. Во главе литературного движения стояли таджикский поэт Абдуррахман Джами (1414—92) и узбекский поэт Алишер Навои (1441—1501), которые своим творчеством не только выражали передовые идеи времени, но и способствовали взаимосвязи и взаимообогащению таджикской и узбекской литератур. В 16 — начале 19 вв. таджикская литература развивалась самостоятельно, выделившись из общего течения персоязычной литературы. В 17—18 вв. она сравнительно тесно связана с персоязычной литературой Индии; наибольшее влияние оказал на таджикскую литературу поэт Мирза Абдулкадир Бедиль (1644—1721). Этот период не отмечен созданием крупных, широких по замыслу произведений, но многие поэты, вышедшие из среды ремесленников, отражали в своём творчестве тяжёлую долю угнетённых, ратовали за справедливость, обличали социальные пороки феодального общества: поэт-ткач Сайидо Насафи (конец 1-й половины 17 в. — между 1707—11), Фитрат Зардуз (1657 — начало 18 в.), Мирза Садык (умер 1819) и др. Таджикская ССР. Лев. Стук. Горельеф. Начало 8 в. Эрмитаж. Ленинград. 2-я половина 19 — начало 20 вв. характеризуются возникновением в таджикской литературе просветительского течения, в значительной мере явившегося следствием прогрессивного влияния русской культуры после присоединения Средней Азии к России. Во главе этого течения стоял Ахмад Дониш (1827—97). Он критиковал деспотичный строй Бухарского ханства, выступал против средневековой схоластики и религиозных догм, пропагандировал изучение светских наук, выдвигал программу переустройства государственной системы по типу европейских стран. В идейном отношении особенно близки Донишу были поэты и писатели Рахматулла Возех (1818—94), Шамсиддин Шахин (1859—93) и Мухаммад Хайрат (1878—1902). Таджикская просветительская литература отличалась реалистической направленностью, она ввела новые жанры в поэзию и прозу (реалистический рассказ, философско-романтическая повесть и др.) и сделала серьёзный шаг к демократизации литературного языка. В начале 20 в. такие писатели, как Садриддин Айни (1878—1954), Тошходжа Асири (1864—1916), Мирза Сирадж (1877—1913) не только продолжили лучшие традиции просветительской литературы 2-й половины 19 в., ной сделали многое для сближения литературы с жизнью народа; они реалистически изображали общественно-социальные противоречия времени, изобличали эксплуататоров, пропагандировали знания среди народа. Таджикская советская литература. Великая Октябрьская социалистическая революция открыла новую страницу в многовековой истории таджикской литературы. С первых дней революции она стала на путь служения делу освобождения угнетённого народа от эксплуатации, делу установления Советской власти в Т. История этой литературы открывается «Маршем свободы» (1918), написанным Айни — основоположником таджикской советской литературы. В первые послереволюционные годы в литературу вошло поколение писателей, творчество которых было связано с социальными преобразованиями, осуществленными в конце 20-х гг.: Пайрав Сулаймони (1899—1933), Мухамеджан Рахими (1901—68), Джалол Икрами (р. 1909), Сухайли Джавхари-заде (1900—64), Мухиддин Амин-заде (1904—66). Заметное место занимает в поэзии 20-х гг. революционный поэт Ирана Абулькасим Лахути (1887—1957), иммигрировавший в 1922 в СССР и ставший одним из зачинателей таджикской советской поэзии. Основная тематика литературы этих лет в поэзии связана с воспеванием революционного духа народа, призывами к борьбе со старым миром, с врагами Советской власти, пропагандой культурной революции, борьбой за освобождение женщин. В это же время появились первые крупные прозаические произведения. Айни — повесть «Одина» (1924, под названием «Приключения одного бедняка таджика») и роман «Дохунда» (1930). Сцена из спектакля «Дохунда» Дж. Икрами. Таджикский театр им. А. Лахути. 1957. 30-е гг. стали годами переустройства всей жизни республики. В начале 30-х гг. таджикская литература пополнилась именами Мирзо Турсун-заде (р. 1911), Абдусалома Дехоти (1911—62), Рахима Джалила (р. 1909), Хакима Карима (1905—42), Мирсаида Миршакара (р. 1912), Сатыма Улугзода (р. 1911) и др. Таджикские писатели создавали образы новых людей — строителей социалистического общества. В литературе утвердился метод социалистического реализма. В годы Великой Отечественной войны 1941—45 таджикская литература, как и все литературы СССР, мобилизовала силы на борьбу против фашизма. На фронтах сражались писатели Хабиб Юсуфи (1914—45), Карим, Лютфулло Бузург-заде (1909—43), Фатех Ниязи (р. 1916), Боки Рахим-заде (р. 1910) и др. В публицистических статьях, очерках, стихотворениях, поэмах и драмах, рассказах и фронтовых записках таджикские писатели показывали и прославляли героизм советских воинов, партизан, труд колхозников и рабочих тыла, писали о героическом прошлом народа, об интернационализме и дружбе народов, о советском патриотизме. Таковы статьи и очерки Айни, поэмы «Победа Тани» (1942) Лахути, «Сын Родины» (1942) Турсун-заде, стихи Дехоти, Миршакара, Рахими и др. В послевоенные годы поэзия сохраняет ведущее положение в литературе, однако всё более уверенно развиваются проза и драматургия. С конца 40-х гг. центральной темой во всех видах и жанрах литературы является создание характера современника — человека труда, строителя коммунизма. Уже в 1-е послевоенное десятилетие ряд произведений таджикской литературы обретает общесоюзное признание: цикл стихов Турсун-заде «Индийская баллада» (1947—48) и его поэма «Хасан-арбакеш» (1954), поэмы Миршакара «Непокорный Пяндж» (1949) и «Ленин на Памире» (1955), роман Ф. Ниязи о войне «Верность» (ч. 1—2; 1949—58), романы «Обновленная земля» (1949—53) Улугзода и «Шураб» (1959—1965) Джалила. Выходят «Воспоминания» Айни (ч. 1—4, 1949—54), где отражена история таджикского народа за несколько десятилетий. В 60—70-е гг. тематический диапазон таджикской литературы становится шире, сохраняя и развивая интернационалистическое направление. Герой эпической поэмы Турсун-заде «От Ганга до Кремля» (1969—70) проходит огромный путь из Индии в Москву, к Ленину, в поисках правды и справедливости. В прозе наряду с произведениями на современные темы появляются книги исторического плана: романы «Двенадцать ворот Бухары» (1967—68) Икрами, «Восе» (1967) Улуг-зода, повести Расула Хади-заде (р. 1928) и др. Совершенствуют мастерство пришедшие в литературу в годы войны и первые послевоенные годы поэты Аминджан Шукухи (р. 1923), Файзулло Ансори (р. 1931), Гаффор Мирзо (р. 1929), Мухиддин Фархат (р. 1924), прозаики Фазлиддин Мухаммадиев (р. 1928), Хабибулло Назаров (р. 1907). Со своими темами, своей манерой вступают в литературу Мумин Каноатов (р. 1932), Лоик Шералиев (р. 1941), Кутби Киром (р. 1932), Сорбон (р. 1940), Джума Одинаев (р. 1930) и др. Таджикская драматургия родилась в 30-е гг., когда на сцене национального театра были поставлены пьесы «Враг» (1933) Икрами, «Приговор» (1934) Турсун-заде, «Краснопалочники» (1941) Улуг-зода, и др. В годы войны шли дилогия Икрами «Сердце матери» (1942) и «Дом Надира» (1943, в соавторстве с А. Файко), драма Улугзода «В огне» (1944). С 50-х гг. таджикская драматургия охватывает всё более разнообразные и значительные темы. Жизни советской интеллигенции посвящена пьеса Миршакара «Мой город» (1951), истории культуры — пьеса Улуг-зода «Рудаки» (1958), становлению Советской власти в республике — драма Гани Аб-дулло (р.1912) и Шамси Киямова (р. 1920) «Ураган» (1957), пьесы Гани Абдулло «Пламя свободы» (1964) и «Солдаты революции» (1970). Таджикская ССР. Голова бодхисатвы (?). Глина. Аджина-Тепе. Таджикская детская литература прошла немалый путь, начиная с написанных в 20-е гг. стихов Айни и Лахути. В этой области плодотворно работают Миршакар, Абдумалик Бахори (р. 1927), Гульчехра Сулейманова (р. 1928) и др. Возникновение таджикского советского литературоведения связано с именем Айни, в 20-е гг. опубликовавшего ряд литературно-критических очерков. Проблемами развития классической и современной таджикской литературы занимались Е. Э. Бертельс (1890—1957), Носирджон Масуми (1915—74), продолжают заниматься А. Н. Болдырев (р. 1909), И. С. Брагинский (р. 1905), Абдулгани Мирзоев (р. 1908), Шариф Хусейн-заде (р. 1907), Халик Мирзо-заде (р. 1911), Сахиб Табаров (р. 1924), Мухаммад Шукуров (р. 1926), Шавкат Ниязи (р. 1928), Атахон Сайфуллаев (р. 1933) и др. Научная работа ведётся в институте языка и литературы им. Рудаки АН Таджикской ССР, институте востоковедения АН Таджикской ССР, Таджикском университете. Многообразны и широки связи таджикской литературы с литературами др. народов СССР, а также с зарубежными литературами. Произведения поэтов-классиков переведены на многие языки мира. Широко известны не только в СССР, но и в др. странах произведения советских писателей Айни, Турсун-заде, Икрами, Миршакара. Особенно тесны связи таджикского литературоведения с Иранским литературоведением в разработке проблем истории классической литературы. Союз писателей Таджикской ССР создан в 1934; 1-й съезд писателей республики состоялся в 1934, 2-й — в 1947, 3-й — в 1954, 4-й — в 1959, 5-й — в 1966, 6-й — в 1971, 7-й — в 1976.
Лит.: Мирзоев А. М., Сайпдо Насафи и его место в истории таджикской литературы, Душ., 1954; Брагинский И. С., Из истории таджикской народной поэзии, М., 1956; его же, Из истории персидской и таджикской литератур, М., 1972; Бертельс Е. Э., История персидско-таджикской литературы, М., 1960; Очерки истории таджикской советской литературы, М., 1961; История персидской и таджикской литературы, под ред. Яна Рипка, М., 1970; Айни С., Собр. соч., т. 6. Очерки и статьи, М., 1975; Сафа З., Та'рих-е адабийат дар Иран, дж. 1—3, Техран, 1339—42, с. г. х. (1960—1963); Амонов Р., Лирикаи халкпи тоцик, Душанбе, 1968; Ходизода Р., Адабиёти точик дар нимаи двуввуми асри XIX, кит. 1, Душанбе, 1968; Шукуров М, Диди эстетикии халва насри реалисти, Душанбе, 1973; Каримов У., Адабиёти точик дар нимаи дуввуми асри XVIII ва аввали асри XIX, Душанбе, 1974. Таджикская ССР. С. Нуриддинов. «Девушка». Дерево. Резьба. 1969. Выставочный фонд Союза художников Таджикской ССР. Душанбе. Р. Хади-заде. Таджикская Советская Социалистическая Республика (Республикаи Советии Социалистии Тоджикистон), Таджикистан. Таджикская ССР. Флаг государственный. I. Общие сведенияII. Государственный строй III. Природа IV. Население V. Исторический очерк VI. Коммунистическая партия Таджикистана. VII. Ленинский Коммунистический Союз Молодёжи Таджикистана. VIII. Профессиональные союзы. IX. Народное хозяйство. X. Медико-географическая характеристика XI. Народное образование и культурно-просветительные учреждения XII. Наука и научные учреждения 1. Естественные и технические науки 2. Общественные науки 3. Научные учреждения XIII. Печать, радиовещание, телевидение. XIV. Литература XV. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. XVI. Музыка XVII. Танец. Балет XVIII. Драматический театр XIX. Кино. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|