Таджикская Советская Социалистическая Республика 2. Общественные наукиБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
2. Общественные науки Философия, философская мысль таджикского народа и его предков развивалась до 9 в. в русле иранской, а затем — с 9 по 15 вв. — арабоязычной философии; таджикская культура (в частности, философская) была тесно связана с культурами других среднеазиатских народов. Религиозно-философская мысль иранских народов восходит к «Авесте» — священному канону зороастризма(маздеизма). На основе зороастристских представлений о бесконечном времени как первоначальной субстанции возникло учение зерванизма, в рамках которого образовалось материалистическое течение, отрицавшее сотворение мира и существование бога — творца Вселенной, и отстаивавшее веру в вечность мироздания. В эпоху разложения рабовладельческого строя и возникновения феодальных отношений большое влияние приобрели манихейство (середина 3 в.) и маздакизм(конец 5 — начало 6 вв.), воспринявшие от зороастризма учение о борьбе Добра и Зла. Социальная доктрина маздакизма провозглашала идеи справедливости и равенства людей. С завоеванием Арабским халифатом Средней Азии господствующей идеологией стал ислам. В этих условиях прогрессивные мыслители обращались к иранским доисламским философским учениям, древнегреческой науке и философии и индийской интеллектуальной традиции. Значительное распространение получил восточный аристотелизм, развивавшийся Абу Али Ибн Синой и его последователями (в том числе Омаром Хайямом). Учение Ибн Сины содержало некоторые материалистические элементы (идея вечности материального мира, сенсуалистические моменты в теории познания и др.). Продолжением материалистической традиции Демокрита явилось учение Рази, который признавал естественные закономерности в природе и обществе и утверждал познаваемость мира. Получили распространение передовые идеи Бируни, противопоставлявшего религиозной картине мира естественно-научное понимание природы. Прогрессивной линии Ибн Сины и его последователей в философии противостоял калам — схоластическая философия ислама, возникшая в 8 в. и получившая широкое распространение в 9—14 вв. Сторонники калама (Газалии Фахриддин Рози) отстаивали идею сотворения мира, утверждали зависимость его от божественной воли. В 11 в. значительное влияние приобрёл исмаилизм (см. Исмаилиты), философская доктрина которого сложилась на основе неоплатонизма и аристотелизма. С исмаилизмом была связана философия Насира Хосрова. В учении о гармоническом строении Вселенной исмаилиты уподобляли её структуру («макрокосм») строению человеческого тела («микрокосму»). В 10—13 вв. большое распространение получил суфизм, философская догматика которого во многом противостояла правоверному исламу. Теоретические основы суфийских учений разработали таджикско-персидские мыслители Абу Сайд Мейхани, Харакани, Сулами, Кушайри, Санаи, Аттар, Руми. Будучи неоднородным течением, суфизм в его крайних доктринах сочетал мистический пантеизм с рациональными элементами, гуманистическими идеями и диалектическими прозрениями. Согласно Руми, мир пронизан борьбой противоположностей, стремящихся к гармонии; вещи постигаются через противоположности и т. д. Абдуррахман Джамиразвивал гуманистическое учение о совершенном человеке и социальную утопию справедливого общественного устройства и равенства людей. С 16 в. в идеологической жизни общества доминирующими становятся религиозно-идеалистические направления (калам, догматическая мусульманская философия, благочестиво-аскетический суфизм и др.), против которых выступали прогрессивные таджикские писатели (Бинои, Васифи, Сайидо Насафи). В условиях безраздельного господства ислама определённое прогрессивное значение имело философское учение Бедиля, сочетавшее идеи индуизма, восточного аристотелизма, неоплатонизма и суфизма; Бедиль оказал значительное влияние на развитие общественной мысли таджикского и др. народов Средней Азии. После присоединения Средней Азии к России в Т. под воздействием передовой русской общественно-политической мысли возникло демократическое просветительское направление (Ахмад Дониши его последователи — Мухаммад Хайрат, доктор Собир, Асири, Айнии др.), выдвинувшее на первый план идеи национального прогресса и социальной справедливости и выступившее с критикой средневековых феодальных порядков. С установлением Советской власти в Т. началось утверждение марксизма-ленинизма. Систематическая разработка проблем философской науки развернулась в республике с 40-х гг. В формировании таджикских философских кадров большую помощь оказали научные центры Москвы, Ленинграда и др. Важное значение приобрело изучение истории таджикской философии и общественной мысли древних среднеазиатских народов. В работах С. Айни, А. А. Семенова, А. М. Богоутдинова, З. Ш. Раджабова, М. Болтаева, Г. А. Ашурова, М. Диноршоева, М. Раджабова и др. анализируются проблемы единства национального и интернационального в истории таджикской культуры и философии, выявляются общие и особенные закономерности её развития, характер взаимодействия её с др. философскими культурами, разоблачается реакционная сущность европоцентристских и азиоцентристских концепций. Ведутся исследования в области диалектического и исторического материализма, научного коммунизма, философских вопросов естествознания, в которых анализируются законы и категории материалистической диалектики, объективные закономерности исторического развития и сознательной деятельности людей, проблемы воспитания нового человека, формирования социалистических наций, методологические вопросы современной науки и др. (С. Умаров, М. С. Асимов, С. Б. Морочник, В. И. Приписнов, М. Гафарова, А. Турсунов, И. Шарипов, С. А. Раджабов, К. Сабиров, М. Камилов). В исследованиях по научному атеизму разрабатываются вопросы формирования научно-материалистического мировоззрения, изучаются причины сохранения религиозных пережитков и пути их преодоления, критически анализируются различные религиозные концепции (А. Базаров, Р. Маджидов). Развернулись исследования, посвященные проблемам социологии, этики и эстетики. Ведущее философское учреждение — Отдел философии АН Таджикской ССР. Историческая наука. Зачатки исторических знаний появились у предков таджиков в глубокой древности. В 9—10 вв. были написаны многочисленные исторические труды на фарси (дари) и арабских языках, в том числе «История Бухары» Мухаммада Наршахи, прозаическая «Книга царей» (957), явившаяся одним из источников эпопеи Фирдоуси «Шахнаме», и др. Среди таджикских исторических сочинений были труды, имеющие характер всеобщих историй, историй отдельных династий или правителей, областей и городов, биографии, мемуары и т. д. Особенно значительными и ценными являются труды Табора, Рашидаддина, Сайфи Хирави (13 в.), Мирхонда, Хондемира (оба — 15—16 вв.), Рузбехона (17 в.) и др. Представителем прогрессивного направления таджикской историографии в 19 в. явился Ахмад Дониш, гневно обличавший феодальных правителей и феодальный строй Бухарского ханства. Научная разработка истории таджиков началась после Октябрьской революции. Значительную работу по изучению истории Т. проделало созданное в 1925 общество для изучения Т. и иракских народностей за его пределами. В него входили видные русские учёные А. А. Семенов, М. С. Андреев и др. Общество организовало ряд научных экспедиций, публиковало труды по истории, археологии, этнографии, антропологии таджиков. В 1930 организован Комитет таджиковедения при Наркомпросе Таджикской ССР, преобразованный в 1932 в Государственный научно-исследовательский институт (ГНИИ); Сектор истории, языка и литературы при Таджикской базе АН СССР (с 1941 — отдельный институт в составе Таджикского филиала АН СССР). В 1951 в составе АН Таджикской ССР создаётся институт истории, археологии и этнографии (ныне институт истории им. Ахмада Донища). Тогда же создан институт истории партии при ЦК КП Т. Оба эти института стали крупными центрами исторической науки в республике. Значительная научная работа ведётся на кафедрах истории высших учебных заведений. В 30-е гг. опубликованы работы научно-популярного характера, отражавшие успехи в развитии народного хозяйства и культуры Советского Т. В изучении истории дореволюционного Т. большую роль играли русские учёные В. В. Бартольд, А. Ю. Якубовский. В 1925 Бартольд опубликовал очерк «Таджики» и ряд трудов по истории Средней Азии, в которых значительное внимание уделялось истории Т. Большую помощь в подготовке национальных кадров историков, вооружённых марксистско-ленинской методологией, оказали ведущие вузы и научно-исследовательские институты Москвы, Ленинграда, Ташкента. В послевоенные годы широко развернулась разработка узловых проблем истории как дореволюционного, так и Советского Т. Советская историография Т. основное внимание уделяет исследованию производственных отношений, истории классовой борьбы, роли народных масс. Изучение социально-экономической и политической истории Т. ведётся в разных аспектах: публикуются очерки социально-экономической и политической жизни отдельных ханств, бекств и районов, изучаются вопросы присоединения Средней Азии к России, возникновения капиталистических отношений в экономике, рост революционного движения, развитие общественно-политической мысли и демократического просветительства (С. Айни, З. Ш. Раджабов, Б. И. Искандаров, О. Р. Маджлисов, А. М. Мухтаров, М. Б. Бабаханов). Б. Г. Гафуров написал первый обобщающий труд «История таджикского народа в кратком изложении», который охватывает дореволюционный период, и в 1972 опубликовал капитальный труд «Таджики», где нашла освещение история таджикского народа в древности и в средние века. В области истории советского общества большое внимание уделялось победе Великой Октябрьской социалистической революции и установлению Советской власти в республике, Гражданской войне, социалистическому строительству. История борьбы за установление и упрочение Советской власти в отдельных районах республики освещена в работах Т. Р. Каримова, Г. Х. Хайдарова, А. В. Макашова и др. В труде М. И. Иркаева рассмотрены вопросы Гражданской войны в Т. В трудах С. А. Раджабова и А. М. Богоутдинова показан процесс консолидации таджикской социалистической нации, национально-государственного строительства в республике. В исследованиях Х. Н. Дриккер, В. А. Козачковского, Б. А. Антоненко, К. П. Марсакова и в коллективной монографии «Очерк истории колхозного строительства в Таджикистане (1917—1965 гг.)» изучены социально-экономические отношения в таджикском кишлаке, история победы и упрочения колхозного строя в Т. В коллективных трудах историков республики освещаются ход и особенности процесса индустриализации Т., современное развитие промышленности республики, основные этапы и особенности формирования рабочего класса в Т. Обобщением региональных исследований в области истории рабочего класса Советского Т. явилась коллективная монография «История рабочего класса Таджикистана (1917—1970 гг.)» (т. 1—2). В работах З. Ш. Раджабова, М. Р. Шукурова рассмотрены отдельные периоды и проблемы культурной революции. Значительная литература опубликована по истории Т. в годы Великой Отечественной войны. В трудах Л. П. Сечкиной, Д. Усманова и др. исследователей показаны героизм воинов-таджиков на фронтах и самоотверженный труд работников тыла. Благодаря успехам, достигнутым в изучении отдельных проблем истории таджикского народа, накоплению большого фактического материала стало возможным написание трудов «История таджикского народа» в 3 томах (5 книгах) и «История Таджикской ССР» (учебное пособие для вузов). Изданы «Очерки истории Коммунистической партии Таджикистана», освещающие деятельность партийной организации республики в ходе строительства социализма и коммунизма. Выпущена серия сборников документов по истории партийного строительства, индустриализации, коллективизации сельского хозяйства, культурного строительства. Планомерные археологические исследования в Т. развернулись лишь в советское время. В 1946 создана Таджикская археологическая экспедиция во главе с А. Ю. Якубовским. В 1952 организован сектор археологии и нумизматики при институте истории им. А. Дониша АН Таджикской ССР. К середине 70-х гг. разработана историческая география древних областей Т., подготовлены обзоры и археологические карты почти всех районов республики. Ведутся исследования памятников первобытнообщинного и рабовладельческого строя. Собран значительный материал о культуре населения Т. в средние века, изучаются экономика и культура средневековых городов. Раскопки крепостей Западного Памира и Северного Т. дали материал для истории таджикской фортификации. Начаты исследования древней ирригационной системы долины Вахша. Ценный вклад в археологию Т. внесли М. М. Дьяконов, А. П. Окладников, А. М. Беленицкий, Б. А. Литвинский, А. М. Мандельштам, Н. Н. Негматов, В. А. Ранов, Е. А. Давидович, В. Л. Воронина. Таджикская ССР. Наплечные подвески. Серебро, кораллы, зернь. Конец 19 — начало 20 вв. Куляб. Этнографический музей Института истории им. А. Дониша Академии наук Таджикской ССР. Душанбе. Таджикская ССР. «Марджон»-ожерелье. Серебро, кораллы, зернь. Конец 19 — начало 20 вв. Куляб. Этнографический музей Института истории им. А. Дониша Академии наук Таджикской ССР. Душанбе. Таджикская ССР. Тимпан входной двери тронного зала дворца в городище Калаи-Кахкаха I. Фрагмент. Дерево. Резьба. 8—9 вв. Институт истории им. А. Дониша Академии наук Таджикской ССР. Душанбе. Таджикская ССР. «Кулох», мужская тюбетейка с чёрной каймой «зияк» и узором «чоргула». Сатин. Вышивка шёлком. Конец 19 в. Селение Чорку близ Исфары. Этнографический музей Института истории им. А. Дониша Академии наук Таджикской ССР. Душанбе. Таджикская ССР. «Джойнамаз», молитвенный коврик. Вышивка шёлком. Конец 19 — начало 20 вв. Каратаг. Этнографический музей Института истории им. А. Дониша Академии наук Таджикской ССР. Душанбе. Таджикская ССР. Брошь. Серебро, кораллы, зернь. Конец 19 — начало 20 вв. Куляб. Этнографический музей Института истории им. А. Дониша Академии наук Таджикской ССР. Душанбе. Таджикская ССР. Резные деревянные двери. 19 в. Ура-Тюбе. Этнографический музей Института истории им. А. Дониша Академии наук Таджикской ССР. Душанбе. Таджикская ССР. Резьба по стуку с подкраской. Городище Саят Кулябской области. 9—10 вв. Институт истории им. А. Дониша Академии наук Таджикской ССР. Душанбе. Таджикская ССР. «Куртан чакан», платье из белой хлопчатобумажной ткани. Вышивка шёлком. 1930-е гг. Куляб. Этнографический музей Института истории им. А. Дониша Академии наук Таджикской ССР. Душанбе. Таджикская ССР. «Сильсиля», налобное украшение. Серебро. Штамповка. Конец 19 — начало 20 вв. Куляб. Этнографический музей Института истории им. А. Дониша Академии наук Таджикской ССР. Душанбе. Таджикская ССР. «Туппи», мужская тюбетейка. Вышивка по шёлку «шохи» кручёными шёлковыми нитями. Конец 19 — начало 20 вв. Ходжент (Ленинабад). Этнографический музей Института истории им. А. Дониша Академии наук Таджикской ССР. Душанбе.
Таджикская ССР. Душанбе. Вид части города. Таджикская ССР. «Скид», свадебная мужская тюбетейка (под чалму). Вышивка шёлком. Селение Вранг. Памир. Этнографический музей Института истории им. А. Дониша Академии наук Таджикской ССР. Душанбе.
Таджикская ССР. Душанбе. Площадь Победы. Таджикская ССР. Браслет. Серебро. Чернение. Конец 19 — начало 20 вв. Ура-Тюбе. Этнографический музей Института истории им. А. Дониша Академии наук Таджикской ССР. Душанбе. Таджикская ССР. Кумган. Медь. Чеканка и гравировка. 1880. Мастер Усто Мир Шафе. Ура-Тюбе. Этнографический музей Института истории им. А. Дониша Академии наук Таджикской ССР. Душанбе. Таджикская ССР. «Алоча», полушёлковая абровая ткань. Конец 19 — начало 20 вв. Каратаг. Этнографический музей Института истории им. А. Дониша Академии наук Таджикской ССР. Душанбе. Таджикская ССР. Серьги. Серебро, кораллы, зернь. Конец 19 — начало 20 вв. Куляб. Этнографический музей Института истории им. А. Дониша Академии наук Таджикской ССР. Душанбе. Таджикская ССР. «Шоинак», вышитый нагрудник. 1946. Селение Зыгар Гармского района. Этнографический музей Института истории им. А. Дониша Академии наук Таджикской ССР. Душанбе. Укрепляются научные связи историков республик Средней Азии и Казахстана. Стали традицией совместные сессии по актуальным проблемам исторической науки. Историки Т., Узбекистана, Киргизии, Туркменистана и Казахстана подготовили коллективные труды «Победа Советской власти в Средней Азии и Казахстане», «История Коммунистических организаций Средней Азии». Ведётся совместная работа по истории рабочего класса, аграрных социалистических преобразований и культурного строительства. Историки Т. участвуют в создании обобщающих трудов по истории СССР, истории исторической науки, национального государственного строительства и др. Основным итогом изучения истории Советского Т. явилось обобщение опыта некапиталистического, социалистического пути развития таджикского народа, позволившего ему в короткий срок преодолеть экономическую и культурную отсталость и вместе с братскими народами СССР построить социализм. Экономическая наука. Зарождение экономической мысли в Т. относится к эпохе раннего средневековья. Труды мыслителей 9—14 вв. Абу Насра Фараби, Абу Али Ибн Сины, Абу Хамида Газали, Насирэддина Туси, Насира Хосрова, Низам аль-Мулька, Фазлуллоха Рашиддина содержат ценные сведения экономического характера. Вопросами налоговой политики и финансов занимались учёные 15—16 вв. Джалаледдин Даввани, Махмуд Мирхонд, Гиясаддин Хондемир и др. Предложения о проведении экономических реформ выдвигались многими учёными в течение 17—19 вв. Однако большинство проектов реформ носило ограниченный характер и было направлено главным образом на поощрение развития ремёсел и т. п. Авторы реформ не знали радикальных путей изменения социально-экономической жизни Т. Наиболее решительно выступил за преодоление многовекового хозяйственного застоя родоначальник просветительского направления общественно-политической мысли Средней Азии Ахмад Дониш. После присоединения Средней Азии к России были опубликованы труды русских учёных (В. Н. Бебера, А. Губаревича-Радобыльского, С. И. Гулишамбарова, В. В. Заорской, К. А. Александера, А. А. Кушакевича, Д. Н. Логафета, Н. И. Малаховского и др.). в которых наряду с др. сведениями содержалась общая характеристика экономики края и некоторых её отраслей. Однако из-за отсутствия сколько-нибудь удовлетворительных статистических данных большинство этих трудов носило поверхностный характер. Научная разработка экономических проблем Т. стала возможной только после Октябрьской революции. В 20-е гг. были опубликованы труды Ю. И. Пославского, Б. Сегала, Г. Чёрного, А. П. Демидова, Н. И. Балашова, В. Балхова и др. В них была предпринята попытка дать комплексную характеристику экономики республики. В 30—40-х гг. ведущие научные центры страны оказывали Т. большую помощь в определении путей ликвидации экономической отсталости. На основе работ Таджикско-Памирской комплексной экспедиции АН СССР в 1933 были опубликованы материалы конференции по изучению производительных сил Т., в которых впервые была дана научная оценка перспектив развития производительных сил республики. Исследование крупных экономических проблем стало возможным только с начала 50-х гг. К этому времени в республике сформировались квалифицированные национальные кадры экономистов. Учёные-экономисты Т. ведут исследования по проблемам политической экономии, истории народного хозяйства, долгосрочного прогнозирования развития производительных сил и их размещения, эффективности общественного производства, темпов и пропорций народного хозяйства, экономики отраслей народного хозяйства, экономико-математических методов планирования и др. (Р. Ю. Юсуфбеков, Х. Б. Салбиев, Т. М. Миракилов, В. Г. Ли, О. Г. Тошев, Х. С. Саидмурадов, Р. К. Рахимов, И. К. Нарзикулов, Т. Н. Назаров, К. Ш. Джураев, Д. Х. Каримов, Б. Р. Фатидинов, М. М. Мамадназарбеков, Х. З. Зайниддинов, Н. К. Каюмов, И. А. Аероров, Я. Т. Бронштейн, А. Г. Ходжибаев и др.), а также проводят большую работу непосредственно на промышленных предприятиях, в колхозах и совхозах, где помогают их коллективам внедрять НОТ, механизацию, автоматизацию и химизацию производства, тем самым укрепляя связь науки с производством. Главные центры экономических исследований: институт экономики АН Таджикской ССР (основан в 1964), НИИ экономики и экономико-математических методов планирования с Вычислительным центром при Госплане Таджикской ССР (основан в 1971), Совет по изучению производительных сил (СОПС) АН Таджикской ССР (основан в 1951), Отдел экономики Таджикского НИИ земледелия министерства сельского хозяйства Таджикской ССР. Подготовка кадров экономистов с высшим образованием осуществляется на экономических факультетах Таджикского университета им. В. И. Ленина, Таджикского с.-х. института, Таджикского политехнического института.
Таджикская ССР. Скульптор И. З. Милашевич, архитектор Ю. А. Маслов (при участии архитектора В. Г. Веселовского). Монумент в память воинов-ленинабадцев, погибших в годы Великой Отечественной войны 1941—45. Железобетон. Ленинабад. 1970. Таджикская ССР. Скульпторы Т. Р. Полякова и А. С. Рабин, архитекторы Г. И. Гаврилов и Е. И. Кутырёв. Памятник В. И. Ленину в Душанбе. Бронза. 1960. Таджикская ССР. Кинотеатр в Нуреке. Типовой проект. Мозаика фасада и оформление интерьера — художники Н. А. Максимова, А. Аминджанов, Я. Н. Сказочкин, архитектор А. И. Макуха. Р. К. Рахимов. Юридическая наука. В трудах выдающихся мыслителей Средней Азии Абу Насра Фараби, Абу Али Ибн Сины, в отдельных трактатах (например, в «Книге об управлении государством», 11 в.) наряду с философскими положениями выдвигались и государственно-правовые идеи. Однако юридические науки в Т. получили развитие только после Октябрьской революции. Важная роль в формировании и развитии правовой науки принадлежит созданному в 1949 юридическому факультету Таджикского университета. Значительное место в исследованиях таджикских учёных занимают проблемы создания и совершенствования национальной государственности народов Средней Азии, становления национальной государственности таджикского народа (работы С. А. Раджабова, Д. Д. Дегтяренко и др.). Создан ряд монографий, посвященных роли государства и права в строительстве социализма и коммунизма, теоретическим основам некапиталистического пути развития государств и т. д. Ведутся исследования в области гражданского права (в 1970 издан Сборник работ кафедры гражданского права и процесса Таджикского университета), государственного строительства и укрепления социалистической законности (работы Ш. Разыкова, Ф. Тахирова, А. М. Мавлянова, А. Иманова, С. Касымова, Р. С. Гимпелевич, В. Г. Мелкумова), криминалистики (работы Д. Р. Джалилова и др.). Выпущен специализированный русско-таджикский юридический терминологический словарь.
Сцена из спектакля «Нурхон» К. Яшена. Ленинабадский театр им. А. С. Пушкина. Таджикская ССР. С. В. Волков. Драматический театр имени А. С. Пушкина в Ленинабаде. 1961—64. Таджикская ССР. Мост через реку Сырдарью в Ленинабаде. Учёные-юристы активно участвуют в кодификации законодательства, в работе по подготовке Собрания действующего законодательства союзной республики, а также в подготовке таких коллективных трудов, как «История советского государства и права» (1968), «Советское государственное право» (1971) и др. Исследования в области права ведутся на юридическом факультете Таджикского университета, в научно-исследовательской лаборатории судебной экспертизы, в филиале Всесоюзного заочного юридического института и др. ведомственных юридических научно-исследовательских учреждениях. Таджикская Советская Социалистическая Республика (Республикаи Советии Социалистии Тоджикистон), Таджикистан. Таджикская ССР. Флаг государственный. I. Общие сведенияII. Государственный строй III. Природа IV. Население V. Исторический очерк VI. Коммунистическая партия Таджикистана. VII. Ленинский Коммунистический Союз Молодёжи Таджикистана. VIII. Профессиональные союзы. IX. Народное хозяйство. X. Медико-географическая характеристика XI. Народное образование и культурно-просветительные учреждения XII. Наука и научные учреждения 1. Естественные и технические науки 2. Общественные науки 3. Научные учреждения XIII. Печать, радиовещание, телевидение. XIV. Литература XV. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. XVI. Музыка XVII. Танец. Балет XVIII. Драматический театр XIX. Кино. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|