Таджикская Советская Социалистическая Республика XIX. Кино.

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ТА ТБ ТВ ТЕ ТЁ ТИ ТК ТЛ ТМ ТО ТР ТС ТУ ТХ ТЦ ТЧ ТШ ТЫ ТЬ ТЭ ТЮ ТЯ
ТАА
ТАБ
ТАВ
ТАГ
ТАД
ТАЁ
ТАЖ
ТАЗ
ТАИ
ТАЙ
ТАК
ТАЛ
ТАМ
ТАН
ТАО
ТАП
ТАР
ТАС
ТАТ
ТАУ
ТАФ
ТАХ
ТАЦ
ТАЧ
ТАШ
ТАЯ

XIX. Кино.

С 1929 в Т. началось производство документальных и хроникальных короткометражных фильмов; выходит периодический киножурнал «Советский Таджикистан». В 1930 создан трест «Таджиккино». Основным направлением кинопублицистики в начале 30-х гг. был «агитпропфильм» («Золотой червь», «От хлопка до ткани», «От омача к плугу», «Почётное право» и др.).

  Тему острой классовой борьбы в деревне разрабатывал первый таджикский художественный фильм «Когда умирают эмиры» (1932). Фильм «Эмигрант» (1934, режиссер К. Я. Ярматов) раскрывал эволюцию психологии таджика-середняка. Первые звуковые художественные фильмы «Сад» (режиссер Н. В. Досталь) и «Друзья встречаются вновь» (режиссер Ярматов; оба — в 1939) посвящены строительству социалистической жизни в республике. В годы Великой Отечественной войны в Душанбе работала московская студия «Союздетфильм». Объединённая Душанбинская киностудия создавала художественные и документальные картины, боевые киносборники и др. Фильм «Сын Таджикистана» (1942, режиссер В. М. Пронин) рассказывал о боевой фронтовой дружбе русских и таджикских народов. Среди послевоенных документальных фильмов выделяются: «Таджикистан» (1946), «Долина реки Вахш» (1947), «На земле предков» (1949), «Советский Таджикистан» (1951) и др.

  Для таджикского художественного кино конца 50 — начала 60-х гг. наиболее характерными чертами стали разработка новых тем и жанров, появление национальной кинодраматургии и режиссуры, связь с литературой. Б. А. Кимягаров поставил фильм «Дохунда» (1956, по роману С. Айни), где впервые показан путь таджиков к революции. Современной теме посвящены картины: «Мой друг Наврузов» (1957), «Высокая должность» (1958), комедии «Я встретил девушку» (1957), «Сыну пора жениться» (1960). О трагедии великого поэта средневековья Рудаки рассказывает фильм «Судьба поэта» (1959, режиссер Кимягаров), о строительстве Вахшского канала в 30-е гг. — «Человек меняет кожу» (1960, режиссер Р. Я. Перельштейн), о нравственном раскрепощении женщины-таджички — «Зумрад» (1962, режиссер А. Р. Рахимов, А. Г. Давидсон). Для кинематографии 60-х гг. характерна историко-революционная тематика. Фильмы: «Дети Памира» (1963, режиссер В. Я. Мотыль), «Мирное время» (1965) и «Хасан-арбакеш» (1966) — оба режиссер Кимягаров; «Смерть ростовщика» (1966 по С. Айни), «Измена» (1967), «Разоблачение» (1969) — все режиссер Т. М. Сабиров.

Кадр из фильма «Дети Памира». Реж. В.Я. Мотыль. 1963. Таджикская Советская Социалистическая Республика.

Кадр из фильма «Дети Памира». Реж. В.Я. Мотыль. 1963.

Кадр из фильма «Смерть ростовщика». Реж. Т. М. Сабиров. 1966. Таджикская Советская Социалистическая Республика.

Кадр из фильма «Смерть ростовщика». Реж. Т. М. Сабиров. 1966.

  Отличительное явление 60—70-х гг. — становление молодой национальной кинорежиссуры. Создали фильмы: М. С. Арипов («Ниссо», 1966; «Тайна предков», 1972), М. К. Касымова («Лето 1943», 1968; «Джура Саркор», 1970; «Четверо из Чорсанга», 1972), С. М. Хамидов («Встреча у старой мечети», 1969; «Легенда тюрьмы Павиак», 1971; «Тайна забытой переправы», 1973), А. Б. Тураев («Третья дочь», 1971) и др. Современности, её морально-нравственным проблемам посвящены картины мастеров старшего поколения — «Как велит сердце» (1968) и «Одной жизни мало» (1974) режиссер Кимягарова, антирелигиозная картина «Под пеплом огонь» (1967) режиссер Рахимова. Была создана экранизация поэмы А. Фирдоуси «Шахнаме» — «Сказание о Рустаме» и «Рустам и Сухраб» (1971, режиссер Кимягаров). Образ выдающегося таджикского мыслителя 19 в. А. Дониша воссоздан в фильме «Звезда в ночи» (1972, режиссер А. Рахимов, И. Усов). Революционный путь таджикского народа, строительство новой жизни показаны в 6-серийном телевизионном фильме «Кто был ничем, тот станет всем» (1974—75, режиссер Сабиров).

  Значительны успехи документального кино: «Здравствуй, Таджикистан» (1960), «Четыре песни о Таджикистане» (1964), «Колыбель моих стихов» (1971) и др. В искусстве «образной публицистики» большой интерес представляют работы Е. Кузина — «Тигровая балка» (1963), «Горсть материнской земли» (1968), «Продаётся дом» (1973); С. Хамидова — «Абдуррахман Джами» (1965); А. Мансурова — «Семь красавиц» (1964); Д. Худоназарова — «Колыбельная» (1966); Л. Кимягаровой — «Абдулла Рахимбаев» (1967), «Хашар» (1972); В. Эрвайса — «Свет» (1969), «Кино» (1971); В. Фомина — «Я — Земля» (1970), «Построй корабль» (1974); Б. Садыкова — «Перевал» (1971) и др. Были сделаны первые мультипликационные фильмы: «Песня гор» (1969), «Добрый Насим» (1970), «Афанди, осёл и воры» (1971). С 1971 выходит сатирический киножурнал «Калтак» («Палка»). Ежегодно дублируется на таджикском язык около 42 фильмов.

  В развитие таджикского кино большой вклад внесли: режиссёры К. Ярматов, Б. Кимягаров, Т. Сабиров, А. Рахимов, режиссер дубляжа К. Олими, операторы В. Кузин, И. Барамыков, Н. Тилляев, художник Д. Ильябаев, сценарист С. Улуг-зода. Актёры др. союзных республик участвуют в фильмах таджикского кино. Союз кинематографистов Таджикской ССР создан в 1962. В 1975 имелось около 1100 киноустановок.

 

  Лит.: Ахроров А., Таджикское кино (1929—1969), Душ., 1971: Джурабаев С., Киноискусство Советского Таджикистана, М., 1970; Мирзошоев С., Рохи кинои точик, Душанбе, 1973.

  А. Ахроров.

Таджикская Советская Социалистическая Республика (Республикаи Советии Социалистии Тоджикистон), Таджикистан.

Таджикская ССР. Флаг государственный. Таджикская Советская Социалистическая Республика.

Таджикская ССР. Флаг государственный.

I. Общие сведения
II. Государственный строй
III. Природа
IV. Население
V. Исторический очерк
VI. Коммунистическая партия Таджикистана.
VII. Ленинский Коммунистический Союз Молодёжи Таджикистана.
VIII. Профессиональные союзы.
IX. Народное хозяйство.
X. Медико-географическая характеристика
XI. Народное образование и культурно-просветительные учреждения
XII. Наука и научные учреждения
1. Естественные и технические науки
2. Общественные науки
3. Научные учреждения
XIII. Печать, радиовещание, телевидение.
XIV. Литература
XV. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.
XVI. Музыка
XVII. Танец. Балет
XVIII. Драматический театр
XIX. Кино.
Так же Вы можете узнать о...


Бей-Сити (Bay City), город на С. США, в штате Мичиган, у озера Гурон, при впадении в него р.
Бравин Николай Михайлович Бравин (псевдоним; настоящая фамилия Васяткин) Николай Михайлович [13(25).
Верблюдовые (Camelidae), семейство жвачных парнокопытных животных подотряда мозоленогих (Tylopoda).
Вуктыл, посёлок городского типа в Коми АССР.
Гидротехнический туннель, подземный водовод замкнутого поперечного сечения с напорным или безнапорным движением воды, устроенный в земной коре без вскрытия лежащей над ним массы грунта.
Гунадхья (гг. рождения и смерти неизвестны), древнеиндийский поэт.
Диссипативные системы, механические системы, полная механическая энергия которых (т.
Забайкальское казачье войско, образовано в 1851 на территории Забайкалья из части сибирских казаков, бурят, и эвенкийских (тунгусских) военных формирований и крестьянского населения некоторых районов в составе 3 конных полков и 3 пеших бригад.
Ингрид Кристенсен берег (Ingrid Christensen Coast), часть побережья Земли Принцессы Елизаветы, между 72 и 81° восточной долготы (Восточная Антарктида).
Капилляры (от лат. capillaris — волосной) кровеносные, мельчайшие сосуды, пронизывающие все ткани человека и животных и образующие сети (рис.
Клейтона закон, антитрестовский закон, принятый конгрессом США и подписанный президентом В.