Таджикская Советская Социалистическая Республика XVI. Музыка

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ТА ТБ ТВ ТЕ ТЁ ТИ ТК ТЛ ТМ ТО ТР ТС ТУ ТХ ТЦ ТЧ ТШ ТЫ ТЬ ТЭ ТЮ ТЯ
ТАА
ТАБ
ТАВ
ТАГ
ТАД
ТАЁ
ТАЖ
ТАЗ
ТАИ
ТАЙ
ТАК
ТАЛ
ТАМ
ТАН
ТАО
ТАП
ТАР
ТАС
ТАТ
ТАУ
ТАФ
ТАХ
ТАЦ
ТАЧ
ТАШ
ТАЯ

XVI. Музыка

Исторические корни музыкальной культуры таджиков связаны с древними государствами Бактрией, Согдом и Уструшаной. Таджикская музыка развивалась как одноголосное искусство устной традиции — народное и народно-профессиональное. Народную музыку условно делят на 3 стиля: северный [Ленинабадская область; к нему приближается музыкальная культура Бухары и Самарканда (ныне в Узбекской ССР), имеющая в то же время свои характерные черты], центральный (Кулябская область) и памирский (Горно-Бадахшанская АО). Жанры народной музыки многообразны: героический эпос (один из популярных и древнейших образцов — «Гуругли», Кулябская область), трудовые песни «майда», или «хуп-хуп» (Северный Т.), семейно-бытовые (колыбельные — «алла», а на Памире «лалайик»), обрядовые [календарные — «бойчечак» (Северный Т.), «гулгарджи» (Каратегин и Дарваз), жатвенные — «мандог»  (Каратегин и Дарваз), свадебные — «накш» (мужская песня), «ёр-ёр» (женская, Северный Т.), «ша омад» (Памир), похоронные — «садр» (Северный Т.), «фалак» и «маддох» (Памир)], лирические, в том числе «гариби» — чужбинные (Северный Т., Кулябская область),«рубоиёт»(Куляб, Памир), «ашула», «байт», «мошоба» (Северный Т.), «фалак» (Куляб), «даргилик» (Шугнан), «булбулик» (Вахан). Широко бытует инструментальная музыка.

  Таджикская народная музыка диатонична, для неё характерны натуральные лады, встречается и лад с увеличенной секундой между 2-й и 3-й ступенями. В исполнительной практике широко применяются мелизмы (форшлаги, глиссанди), а также приём нола (опевание одного звука другими, не имеющими точной высоты). Своеобразна структура народной песни. Наиболее типична: а—b—c—b. В песнях с развёрнутой мелодикой схема принимает вид: а—b—c—b—d—b, где «b», «с» и «d» являются вариантами напева. Существуют жанры вокально-инструментальной и инструментальной музыки, состоящие из 2 или 3 контрастных разделов: медленное импровизированное вступление, основная напевная часть и уфар — раздел танцевального характера, интонационно близкий к предыдущему. Диапазон напева охватывает интервалы от терции до октавы. Часто увеличение его происходит за счёт опевания крайних звуков. Наиболее широким диапазоном и развёрнутой мелодией обладают песни Северного Т., близкие по характеру и ладоинтонационному строю к народной классической песенности. Многообразна метроритмика народной музыки: распространён шестидольный размер, а также 5/8, 7/8, 8/8, 3/4 + 3/8. После Октябрьской революции в народном творчестве появляются мелодии с маршевыми ритмами, энергичными квартовыми интонациями, чёткой гармонической основой («Пролетарий Бухары», «Песня о Ленине», «Красноармейцы» и др.). На иранские, азербайджанские и русские популярные напевы поются новые тексты. Среди народных инструментов: дутар, думбрак (струнно-щипковые), кашгарский рубаб, танбур (плекторные), гиджак (смычковый), най, карнай, сурнай (духовые), чанг (цимбалообразный, а также язычково-щипковый — женский), таблак, нагора, дойра, занг, кайрок (ударные). На Памире — сетор (струнно-щипковый), бландзиком (струнно-плекторный), даф (ударный). В современном народном музицировании бытуют аккордеон, мандолина, тар. Распространено сольное вокальное исполнительство с аккомпанементом либо одного инструмента, либо ансамбля инструментов. Популярен жанр лапара (дуэт-диалог юноши и девушки). Обрядовые песни исполняются антифонно и хором в унисон.

  Народно-профессиональная классическая музыка устной традиции (традиционная музыка) — городская культура. Её представители — созанда (певицы и танцовщицы), мавригихоны (певцы), макомисты (одновременно певцы и инструменталисты). Вершина классической музыки — «Шашмаком», который сформировался в Бухаре, Самарканде и Ходженте (9—18 вв.). Состоит из макомов «Бузрук», «Рост», «Наво», «Дугох», «Сегох», «Ирок». В них широко используются газели поэтов-классиков Рудаки, Хафиза, Джами, Камола, Саади, Хилоли, Зебуниссо, Бедиля, Навои, Фузули и др. Основные музыкальные инструменты, участвующие в исполнении «Шашмакома», — танбур и дойра, а также различные ансамбли народных инструментов. Развитие классической музыки связано с именами певцов и музыкантов конца 19 — начала 20 вв. — Ота Джалол, Ота Гиес, Ходжа Абдулазиз, Домулло Халим Ибадов, Ле-ви Бабаханов, Содирхон. В 20 в. выдвинулись Т. Давлятов, К. Исрофилов, Б. Наджмиддинов, Усто Пулот, Хакимов и др. «Шашмаком» записан в современной нотации его исполнителями Б. Файзуллаевым, Ш. Сахибовым и Ф. Шахобовым (издание 1950—67).

  Богатые музыкальные традиции явились предпосылкой развития музыкально-теоретической мысли. Среди первых трактатов по музыке — труды учёных Ближнего Востока, Средней Азии и Ирана: аль-Фараби (9—10 вв.), Ибн Сниы (10—11 вв.), Сафиаддина Урмави (13 в.), аль-Амули (14 в.), Абдуррахмана Джами, Зайнулабиддина Хусейни, Ходжа Абдулкадира (все —15 в.), Наджимиддина Кавкаби Бухорои (16 в.), Дарвеша Али Чанги (17 в.).

  Установление Советской власти в Т. явилось новой вехой в развитии музыкальной культуры. Появляются такие песни, как «Марш свободы» (слова С. Айни, на мелодию «Марсельезы»), «Интернационал» (в переводе на таджикский язык М. Рахими и А. Лахути), песня Лахути «Мы — дети рабочих» (на мелодию «Смело, товарищи, в ногу») и др., которые отразили социальные преобразования в республике и обогатили новыми интонациями и ритмами таджикскую музыку. Параллельно с национальными традициями монодического искусства рождаются жанры многоголосной музыки, появляются музыкальная драма, опера, балет, произведения для симфонического оркестра. Создаются музыкальные учебные заведения: музыкальный техникум в Ленинабаде (1929), Художественный комбинат (на уровне школы) в Душанбе (1934), где воспитывались художники, музыканты и танцовщики (с 1937 — музыкально-балетная школа). Наряду с изучением таджикской народной и классической музыки было введено обучение европейской музыкальной грамоте. Важную роль в этом процессе сыграли музыканты и педагоги различных национальностей: Н. Н. Миронов, А. М. Листопадов, Н. Руднев, С. А. Баласанян, А. С. Ленский, С. Ю. Урбах, В. Шарф, Д. С. Айрапетянц, М. Калантаров, Л. Г. Кауфман, П. С. Мирошниченко, Е. Прокофьев и др. В 1929 в Душанбе открылся драматический театр, из состава которого в 1934 выделилась музыкальная труппа, ставившая музыкальные драмы (с 1936 — Таджикский музыкальный театр, см. Таджикский театр оперы и балета). Событием стало музыкальное представление «Лола» Баласаняна и Урбаха (1938) на текст Лахути. В 1939 пост. первая таджикская опера «Восстание Восе» («Шуриши Восе») Баласаняна. В 1938 открылась Таджикская филармония, организован научно-исследовательский (фольклорный) кабинет музыки.

Сцена из оперы «Восстание Восе» С. А. Баласаняна. Таджикский театр оперы и балета им. С. Айни. 1939. Таджикская Советская Социалистическая Республика.

Сцена из оперы «Восстание Восе» С. А. Баласаняна. Таджикский театр оперы и балета им. С. Айни. 1939.

Сцена из музыкального представления «Лола» С. А. Баласаняна и С. Ю. Урбаха. Таджикский театр оперы и балета им. С. Айни. 1938. Таджикская Советская Социалистическая Республика.

Сцена из музыкального представления «Лола» С. А. Баласаняна и С. Ю. Урбаха. Таджикский театр оперы и балета им. С. Айни. 1938.

  В годы Великой Отечественной войны 1941—45 композиторы создают произведения с остро злободневным содержанием, направленным на борьбу с фашизмом: музыкальная драма «Песня гнева» Баласаняна (пост. 1942), музыкальная комедия «Розия» Баласаняна и З. Шахиди (пост. 1942), музыкальная драма «Золотой кишлак» И. О. Рогальского по пьесе М. Мыршакара (1944, Хорог), песни З. Шахидн, Ф. Салиева, Ш. Бобокалонова, Н. Пулатова. В 1946 был создан государственный гимн Таджикской ССР (слова Лахути, музыка С. Юдакова).

  Во 2-й половине 40-х и в 50-е гг. появились значительные оперы: «Тахир и Зухра» (пост. 1944) и «Невеста» (1946) Ленского, «Бахтиор и Ниссо» Баласаняна (пост. 1954), «Пулат и Гульру» Ш. Сайфиддинова (пост. 1957). Создаются произведения для симфонического оркестра — «Таджикская рапсодия» Салиева (1947), «Праздничная увертюра» А. Хамдамова (1958), концерт для фортепьяно с оркестром (1955) и симфоническая поэма «Памяти Рудаки» Я. Сабзанова (1958); кантаты — «Цвети, Таджикистан» Сайфиддинова (1954), «К партии» Д. Ахунова (1960), песня-кантата «Слава партии» Сабзанова (1956) и др.

Таджикская ССР. А. К. Хайдаров. «Невеста». 1957. Республиканский объединённый историко-краеведческий и изобразительных искусств музей им. Бехзада. Душанбе. Таджикская Советская Социалистическая Республика.

Таджикская ССР. А. К. Хайдаров. «Невеста». 1957. Республиканский объединённый историко-краеведческий и изобразительных искусств музей им. Бехзада. Душанбе.

  В 60—70-х гг. ярко выявилось стремление композиторов к обогащению музыкального языка современными средствами выразительности в произведениях разных жанров, к претворению в них глубинных фольклорных пластов. Появляются оперы на социально значительные темы: «Возвращение» Сабзанова (пост. 1967), «Проклятый народом» Д. Дустмухаммедова (пост. 1973), а также «Хосият» Ленского (пост. 1964). Выделяются оперы «Комде и Мадан» З. Шахиди (пост. 1960), «Знатный жених» Урбаха (на русском языке, пост. 1964), «Шерак» С. Хамраева (пост. 1970), «Парасту» А. Одинаева (пост. 1970). Обращаются композиторы и к жанру оперетты («Девушка из Душанбе» З. Шахиди, 1967; «Живая вода» Г. С. Александрова, 1975). Значительны кантата «Вечно живой» Дустмухаммедова (1970), посвящённая В. И. Ленину, оратория «Огни Нурека» Сабзанова (1970), вокально-симфонические поэмы «Смотрите, осторожно, Сталинград» (слова В. А. Урина, 1967), «Дорога к мавзолею» (слова М. Турсун-заде, 1969) Сайфиддинова, «Посвящение матери» Дустмухаммедова (для голоса, чтеца и оркестра, слова Г. Мирзо, М. Фархата, А. Шукухи, Г. Сулеймановой, 1973). Симфонии пишут Ленский, Одинаев, Александров, Ю. Г. Тер-Осипов, А. Ядгаров, М. Атоев, А. Салиев, Ю. Мамедов, Дустмухаммедов, Ф. Бахор и др. Популярным становится жанр симфонической поэмы — «Золотой кишлак» Сайфиддинова (1963), «Ленин на Памире» Одинаева (1967), «1917 год» З. Шахиди, симфонические миниатюры — «Хореографическая картинка» Хамраева (1970), «Маком-каприччио» Т. Шахиди (1972), «Мараканда» Ф. Бахора.

Мавзолей Мухаммеда Башшара. 14 в. Капитель пилястры портала. Таджикская Советская Социалистическая Республика.

Мавзолей Мухаммеда Башшара. 14 в. Капитель пилястры портала.

  Написан ряд концертов для инструментов с оркестром (Х. Абдуллаев, Т. Яхъяев, Дустмухаммедов, Ядгаров, Е. Д. Лобенко, Атоев), камерно-инструментальных произведений (Сайфиддинов, Сабзанов, Ахунов, М. А. Цветаев, Н. Ш. Муравин, Л. М. Бирнов, Абдуллаев, Бахор, А. Салиев, Ш. Пулоди, З. Зульфикаров, Ю. Мамедов, З. Миршакар), концертных сочинений для национальных инструментов — «Фалак» Одинаева (для думбрака с оркестром, 1974). Созданы яркие романсы на тексты из таджикской поэзии («Горе души» З. Шахиди на слова Хилоли; «Моё сердце» Хамдамова на слова Х. Юсуфи; романсы Сайфиддинова, Сахибова, Шахобова, Дустмухаммедова и др.).

  Среди музыкальных деятелей Т.: дирижёры — народные артисты Таджикской ССР А. Камалов, И. Абдуллаев, Ф. Салиев, заслуженные деятели искусств Таджикской ССР Э. Д. Айрапетянц, А. С. Хамдамов, Л. Г. Кауфман, Л. Я. Левин; хоровые дирижёры — заслуженный артист Таджикской ССР Х. Муллокандов и др.; режиссёры — народные артисты Таджикской ССР Г. Валамат-заде, Р. А. Корох; певцы — народные артисты СССР Т. Фазылова, А. Бабакулов, Х. Мавлянова, народные артисты Таджикской ССР Л. Кабирова, Х. Таиров, Р. Галибова, Р. Толмасов, А. Муллокандов, З. Назимов, Дж. Муродов, Ш. Мулладжанова, М. Ибрагимова, М. Бокиева, Б. Ниёзов, С. Бандишоева, Б. Исхакова; народные хафизы — Х. Ризо, М. Баходуров, О. Хашимов, Н. Курбанасейнов, Ф. Джорубов, Н. Одинаев, Ш. Джураев, Б. Файзуллаев, Ф. Шахобов, Ш. Сахибов; исполнители на народных инструментах — народный артист СССР Г. Гуломалиев, народный артист Таджикской ССР А. Алаев, заслуженный деятель искусств Таджикской ССР М. Муминов и др.

1-й Учредительный съезд Советов Таджикской АССР 1 декабря 1926. Душанбе. Таджикская Советская Социалистическая Республика.

1-й Учредительный съезд Советов Таджикской АССР 1 декабря 1926. Душанбе.

  Работают (1975): Таджикский театр оперы и балета, Республиканский театр музыкальной комедии им. Пушкина (Ленинабад), Областной театр музыкальной комедии им. А. Рудаки (Хорог Горно-Бадахшанской АО), музыкально-драматические театры (Куляб, Канибадам), Узбекский музыкально-драматический театр (Нау); филармония, при ней — симфонический оркестр (1965), ансамбль рубабисток (1940), ансамбль песни и танца (1940); при Комитете по телевидению и радиовещаниюоркестр народных инструментов, ансамбль шашмакомистов (1964), эстрадный ансамбль «Гулыпан» (1966) и др.; сектор истории искусств института истории им. Ахмада Дониша АН Таджикской ССР (1958); институт искусств (1973, в 1967—73 факультет искусств Педагогического института, Душанбе), 2 музыкальных училища (Душанбе, Ленинабад), Республиканская средняя специальная музыкальная школа, Республиканская средняя музыкальная школа-интернат (обе — в Душанбе), 52 детские музыкальные школы; Союз композиторов Таджикской ССР (1940). Декады таджикского искусства состоялись в Москве (1941, 1957) и др. городах Советского Союза; в Таджикской ССР проводятся декады искусств др. республик, многочисленные конкурсы и фестивали, посвященные народному и профессиональному искусству.

Таджикская ССР. З. Н. Хабибуллаев. «Бахор». 1967. Республиканский объединённый историко-краеведческий и изобразительных искусств музей им. Бехзада. Душанбе. Таджикская Советская Социалистическая Республика.

Таджикская ССР. З. Н. Хабибуллаев. «Бахор». 1967. Республиканский объединённый историко-краеведческий и изобразительных искусств музей им. Бехзада. Душанбе.

 

  Лит.: Миронов Н., Музыка таджиков, Сталинабад, 1932; Ленский А., Таджикская ССР, 2 изд., М., 1957; Джами А., Трактат о музыке, пер. с перс., Таш., 1960; Беляев В., Музыкальная культура Таджикистана, в его кн.: Очерки по истории музыки народов СССР, в. 1, М., 1962; История музыки народов СССР, 2 изд., т. 1—5, М., 1970—74; Музыкальная жизнь Советского Таджикистана, в. 1—2, Душ., 1974—75.

  З. М. Таджикова.

Таджикская Советская Социалистическая Республика (Республикаи Советии Социалистии Тоджикистон), Таджикистан.

Таджикская ССР. Флаг государственный. Таджикская Советская Социалистическая Республика.

Таджикская ССР. Флаг государственный.

I. Общие сведения
II. Государственный строй
III. Природа
IV. Население
V. Исторический очерк
VI. Коммунистическая партия Таджикистана.
VII. Ленинский Коммунистический Союз Молодёжи Таджикистана.
VIII. Профессиональные союзы.
IX. Народное хозяйство.
X. Медико-географическая характеристика
XI. Народное образование и культурно-просветительные учреждения
XII. Наука и научные учреждения
1. Естественные и технические науки
2. Общественные науки
3. Научные учреждения
XIII. Печать, радиовещание, телевидение.
XIV. Литература
XV. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.
XVI. Музыка
XVII. Танец. Балет
XVIII. Драматический театр
XIX. Кино.
Так же Вы можете узнать о...


Куджир (Cugir), город в центр, части Румынии, в уезде Алба.
Лаосский (лаотянский) язык, язык лао, официальный язык Лаоса.
Лингала, нгала, язык, распространённый в Республике Заир, на северных и южных берегах р.
Люневильский мир 1801, мирный договор, заключённый 9 февраля в городе Люневиль (Luneville, Франция) между Францией и Австрией после разгрома австрийских войск наполеоновской армией при Маренго (14 июня 1800) и при Гогенлиндене (3 декабря 1800).
Мариньяно, совр. Меленьяно (Marignano, Melegnano), город в Северной Италии, в 16 км юго-восточнее Милана, в районе которого 13—14 сентября 1515 произошло сражение между 40-тысячной французской армией короля Франциска I и швейцарскими наёмниками (до 30 тысяч человек) миланского герцога Максимилиана Сфорца во время Итальянских войн 1494—1559.
Менделевий (лат. Mendelevium), Md, искусственно полученный радиоактивный химический элемент семейства актиноидов, атомный номер 101.
Михаловский Валериан Николаевич [26.7(7.8).1866 — 2(15).
Муавия I (г. рождения неизвестен — умер 680), основатель и первый халиф династии Омейядов.
Нахлебничество, то же, что комменсализм.
Новобратцевский, посёлок городского типа в Красногорском районе Московской области РСФСР.