Тибетский автономный район

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ТА ТБ ТВ ТЕ ТЁ ТИ ТК ТЛ ТМ ТО ТР ТС ТУ ТХ ТЦ ТЧ ТШ ТЫ ТЬ ТЭ ТЮ ТЯ
ТИА
ТИБ
ТИВ
ТИГ
ТИД
ТИЕ
ТИЗ
ТИЙ
ТИК
ТИЛ
ТИМ
ТИН
ТИО
ТИП
ТИР
ТИС
ТИТ
ТИУ
ТИФ
ТИХ
ТИЦ
ТИЧ
ТИШ
ТИЩ

Тибетский автономный район, Тибет (кит. Сицзан), на Ю.-З. Китая, в пределах Тибетского нагорья. Площадь 1221 тысяч км2. Население около 1,6 млн. чел. (1975). Административный центр — г. Лхаса.

  Основная часть населения составляют тибетцы и близкие к ним цян, ну, дулун, абор, мишми, дафла. Говорят на языках тибето-бирманской группы; исповедуют буддизм-ламаизм.

  Хозяйство. Ведущая отрасль экономикисельское хозяйство. Свыше 60% его валовой продукции даёт земледелие. В долинах рек и на горных склонах — посевы голозёрного ячменя, овса, гороха, гречихи, на Ю.-В. — пшеницы и риса. Выращивают картофель, репу, брюкву, лук, яблоню, грушу. Отгонное скотоводство (яки, овцы, козы, лошади, ослы, мулы); важнейшая животноводческая продукция — овечья шерсть. В земледельческих хозяйствах разводят свиней и коров.

  На территории района в небольших количествах добывают каменный уголь (районы Лхасы, Шигацзе, Джангдзе), соль, оуру, золото. Несколько ГЭС. Мелкая (местная) обрабатывающая промышленность (в г. Лхаса — производство энергетического оборудования и чугунного литья, кожное и ковровое производство; в Чамдо — кожное производство, Шигацзе и Джангдзе — ковровое производство). Имеются лесопиление, кирпичное, фармацевтическое производство; текстильная промышленность (Линьчжи). Шоссе связывают Тибетский автономный район с др. частями Китая.

  И. М. Федоров.

  Исторический очерк. Ядро тибетского народа составили племена цянов, переселившиеся из района Кукунора на территорию Тибета около 6—5 вв. до н. э. и смешавшиеся с автохтонами. К 7 в. н. э. часть цянов перешла к земледелию. Разложение первобытнообщинного строя привело в начале 7 в. к объединению всех основных тибетских племён во главе с Намри — правителем Ярлунга (в юго-восточной части Тибета). Его сын и преемник Сронцзангамбо (умер 649) считается основателем Тибетской империи 7—9 вв. В 1-й половине 7 в. в Тибете появилась письменность. Период расцвета империи приходится на царствование Тисонгдэцэна (755—791). В 7—9 вв. в Тибете сложились феодальные производственные отношения. В 787 государственной религией стал буддизм. В правление Лангдармы (836—842) начались преследования буддистов, а после его убийства Тибет распался на самостоятельные феодальные княжества. В 11—12 вв. в Тибете возник ряд буддийских сект, основывались монастыри, наиболее крупные из них вместе с подвластными территориями являлись самостоятельными теократическими государствами. В 13 в. Тибет попал в зависимость от монголов, прекратившуюся с падением в 14 в. династии Юань. В 14—17 вв. в Тибете происходила борьба за власть между феодальными родами, опиравшимися на различные религиозные секты. В конце 14— начале 15 вв. монах Цзонкаба основал новую буддийскую секту Гэлугба (так называемые желтошапочники), глава которой с 16 в. стал носить титул далай-ламы. В 17 в. 5-й далай-лама Агвант-лобсанг-джамцо обратился за помощью к ойратскому Гуши-хану, правителю Кукунора. В 1642 войска Гуши-хана разгромили главного соперника 5-го далай-ламы — царя области Цанг. Секта Гэлугба стала господствующей в Тибете, а далай-лама — духовным и светским главой страны. Т. о. был завершен процесс объединения Тибета и сложилась теократическая форма правления. В середине 17 в. в Тибете возник институт панчен-лам — вторых (после далай-лам) иерархов ламаистской церкви.

Бодхисатва Самантабхадра. Бронза. 16—17 вв. Музей искусства народов Востока. Москва. Тибетский автономный район.

Бодхисатва Самантабхадра. Бронза. 16—17 вв. Музей искусства народов Востока. Москва.

  К середине 18 в. восточные и северо-восточные области Тибета (на территории современных провинций Цинхай, Сычуань, Ганьсу) были включены в состав Цинской империи и подчинены непосредственно маньчжуро-цинским властям. К 1792 в состав Цинской империи были включены (окончательно) и др., основные, районы Тибета (примерно территория Тибетский автономный район). Власть на этой территории сохранялась в руках правительства далай-ламы. Но Цинский двор посылал в Лхасу своих резидентов (амбаней), которые осуществляли верховный контроль над деятельностью правительства. В конце 19 в. Тибет становится объектом экспансии Великобритании. В 1903—04 Великобритания осуществила вооруженную интервенцию. 3 августа 1904 английские войска вступили в Лхасу, а 7 сентября 1904 тибетские власти подписали договор, предоставлявший Великобритании значительные привилегии в Тибете. Проникновение Великобритании в Т. вызвало противодействие российского правительства. В англо-русском соглашении от 31 августа 1907 обе стороны обязались уважать территориальную целостность Тибета, не вмешиваться в его внутреннее управление. В период Синьхайской революции (1911—13) все цинские войска и чиновники были изгнаны из Тибета, 13-й далай-лама объявил о прекращении всех связей с Пекином. На восточных границах Тибета разгорелся вооруженный конфликт с посланными в Тибет войсками Юань Ши-кая. Напряжённое положение на тибето-китайской границе сохранялось вплоть до середины 30-х гг., выливаясь часто в вооруженные столкновения между тибетскими и китайскими войсками. С середины 30-х гг. отношения между гоминьдановским правительством, занятым отражением японской агрессии, и Тибетом несколько нормализовались. Одновременно в Тибете сохранялось сильное английское влияние. С окончанием 2-й мировой войны 1939—45 в Тибете усиливается активность США. Накануне победы народной революции в Китае тибетские власти порвали все контакты с гоминьдановским правительством, а 4 ноября 1949 так называемое Великое собрание, состоявшее из представителей правительства, монастырей и чиновников, официально провозгласило независимость Тибета. 20 января 1950 правительство КНР сделало заявление по тибетскому вопросу, в котором охарактеризовало действия тибетских властей как сепаратистские и предложило Лхасе направить своих представителей в Пекин для переговоров. В октябре 1950 части Народно-освободительной армии Китая начали продвижение к центральным районам Тибета. Тибетское правительство приняло предложение правительства КНР и 23 мая 1951 в Пекине между представителями правительства КНР и властей Тибета было подписано «Соглашение о мероприятиях по мирному освобождению Тибета», которое предоставляло Т. право на осуществление национальной автономии в составе КНР.

Реликварий для ношения на груди. Медь. 18—19 вв. Тибетский автономный район.

Реликварий для ношения на груди. Медь. 18—19 вв.

  Во 2-й половине 50-х гг. обстановка в Тибете обострилась. В марте 1959 вспыхнуло восстание в Лхасе, 14-й далай-лама эмигрировал в Индию. После подавления восстания в Тибете была организована система военно-контрольных комитетов. В 1965 был создан Тибетский автономный район.

 

  Лит.: Богословский В. А., Очерк истории тибетского народа, М., 1962; Востриков А. И., Тибетская историческая литература, М., 1962; Schulemann G., Geschichte der Dalai-Lamas. Lpz., 1958; ShakabpaTsepon W. D., Tibet. A political history, New Haven — L., 1967.

  В. А. Богословский.

  Литература. Древнее устное поэтическое творчество тибетцев представлено мифами, эпосом («Гэсэриада»), легендами, песнями, сказками, произведениями афористической поэзии. С распространением буддизма (7 в.) появляются буддийские мифы. Период возникновения и раннего развития письменной литературы (7—10 вв.) совпадал с рождением, возвышением и распадом тибетского феодального государства, временем первоначального распространения буддизма. Литература взаимодействовала с литературой древних тюрков, особенно уйгуров, оказав на неё большое влияние. В то же время тибетская литература испытывала воздействие фольклора и включала погодные хроники, исторические хроники, генеалогии царей, эпиграфические памятники, переводы буддийских канонических произв., а также тибетскую версию «Рамаяны». В 11—14 вв. устанавливался традиционный состав литературы: переводные произв. (буддийский канон); оригинальные сочинения тибетских авторов, куда входили религиозно-философские трактаты (комментарии к канону), исторические труды (история буддизма), агиографические произведения (жития и биографии), повествовательно-дидактические памятники (поучения, наставления) и эпистолярные сочинения Позднее (15—19 вв.) литература активно служила целям систематизации, канонизации и пропаганды вероучения и политических взглядов буддийской секты Гэлуг-ба. Чувства человека, пейзаж занимали в литературе мало места. Главное в ней — создание нормы, образца поведения для верующих. Но в начале 18 в. на фольклорной почве родилась светская лирическая поэзия 6-го далай-ламы Цанджан-джамцо (1683—1706). Традиция эта не была продолжена. Литература последующего времени интересна грамматическими, астрологическими, астрономическими и медицинскими произведениями.

Апостол буддизма («архат»). Глиняная статуя в монастыре Цзянцзы-баньгэн. 15 в. Фрагмент. Тибетский автономный район.

Апостол буддизма («архат»). Глиняная статуя в монастыре Цзянцзы-баньгэн. 15 в. Фрагмент.

  В 50-е гг. 20 в. началось издание газет, журналов, книг, которые содержали в основном переводные китайские материалы.

 

  Лит.: Востриков А. И., Тибетская историческая литература, М., 1962; Савицкий Л. С., Тибетская литература 18 в., в сборнике: Теоретические проблемы изучения литератур Дальнего Востока, М., 1974; Тибетская литература, в кн.: Кычанов Е. И., Савицкий Л. С., Люди и боги страны снегов, М., 1975; Stein R. A., Civilisation tibetaine, P., 1962.

  Л. С. Савицкий.

Архитектура и изобразительное искусство. Важнейшие памятники искусства Тибета созданы в эпоху феодализма. Средневековая тибетская архитектура отличается неприступной суровостью и монументальным лаконизмом образов, органично сочетающихся с дикой и пустынной природой страны. На вершинах гор строились крепости-замки (цзонги). К характерным культовым постройкам на территории Т. относятся чортены (субурганы) и монастыри, располагавшиеся у подножия гор или на вершинах, окаймляющих горные долины, окруженные несколькими кольцами стен, с главным храмом, обращенным на С., и мощёной площадью перед ним; жилища монахов располагались амфитеатром по склонам. Наиболее типичные черты дворцового зодчества средневекового Тибета сконцентрированы во дворце-крепости Потала в Лхасе.

Дворец Потала в Лхасе. 16—17 вв. Тибетский автономный район.

Дворец Потала в Лхасе. 16—17 вв.

  Преобладающий тип тибетского жилого дома — 4-угольное в плане сооружение крепостного характера со скошенными, суживающимися кверху стенами и плоской крышей. Дома в Тибете белятся известью, двойные карнизы и обрамление окон выделяются чёрной краской; ведущую роль в декоре играют расписной фриз и пёстрые ткани, укрепляемые на фасаде.

  Средневековое изобразительное искусство Тибета, строго подчинённое буддийской (ламаистской) догматике, развивалось преимущественно в монастырях, где создавались настенные росписи и иконы «тан-ка», отличающиеся иератическим симметризмом композиций, чёткой линеарностью изображений, яркими контрастными красками, усиленными введением золота и серебра. Скульптура средневекового Тибета представлена высеченными в скалах раскрашенными культовыми рельефами, храмовыми статуями и статуэтками божеств из дерева, глины и металла.

Икона на холсте — «тан-ка». Тибетский автономный район.

Икона на холсте — «тан-ка».

  Вплоть до 20 в. в Тибете сохранились традиционные виды декоративно-прикладного искусства: вышивка, изготовление бронзовой культовой и бытовой утвари, музыкальных инструментов, ворсовых ковров и изделий из шиферного сланца.

Зелёная Тара. Живопись минеральнми красками на полотне. 2-я пол. 19 в. Музей искусства народов Востока. Москва. Тибетский автономный район.

Зелёная Тара. Живопись минеральнми красками на полотне. 2-я пол. 19 в. Музей искусства народов Востока. Москва.

 

  Лит.: Всеобщая история искусств, т 2 кн. 2, М., 1961, с. 415—20; [3акке М. П.], Тибетская мелкая пластика, Рига, 1962; Всеобщая история архитектуры, т. 9, М 1971, с. 489—99; Hummel S., Geschichte der tibetischen Kunst. Lpz., 1953.

Так же Вы можете узнать о...


Бугийский язык, язык бугов, один из индонезийских языков.
Даль-Эльвен, Далельвен (Dal-alven), река в Швеции (истоки в Норвегии).
Караискакис Георгиос Караискакис (Karaiskákes) Георгиос (около 1780, Аграфа, — 4.
Лозаннская конференция 1922 - 23 Лозаннская конференция 1922—23, международная конференция, созванная для урегулирования положения на Ближнем Востоке после провала империалистической интервенции в Турции и победы Кемалистской революции; происходила в Лозанне (Швейцария) с 20 ноября 1922 по 24 июля 1923.
Обухов Павел Матвеевич [30.10(11.11).1820 — 1(13).
Раск (Rask) Расмус Кристиан (22.11.1787, Бренненкилле, о.
Суровьё, неотделанное текстильное полотно (тканое, трикотажное, нетканое).
Хуанши, город в Китае, в провинции Хубэй, на р.
Ангстрем Андерс Йонас Ангстрем, Онгстрём (Angstroм) Андерс Йонас (13.
Вителлофаги (от лат. vitellus — желток и греч.
Дрезденская картинная галерея, одно из крупнейших в мире собраний живописи, входящее в состав Государственных художественных собраний в Дрездене.
Коклен Бенуа Констан Коклен (Coquelin), Коклен-старший Бенуа Констан (23.
Меди галогениды, соединения меди с галогенами: CuX и CuX2 (где Х — F, Cl, Br и I).
Парижская лига 1584—94, объединение широких слоев населения Парижа во время Религиозных войн во Франции; входило в Католическую лигу 1585—96.
Самодед, посёлок городского типа в Плесецком районе Архангельской области РСФСР.