Фарфор

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ФА ФБ ФЕ ФЁ ФЗ ФИ ФЛ ФО ФР ФТ ФУ ФЫ ФЬ ФЭ ФЮ
ФАБ
ФАВ
ФАГ
ФАД
ФАЖ
ФАЗ
ФАИ
ФАЙ
ФАК
ФАЛ
ФАМ
ФАН
ФАО
ФАР
ФАС
ФАТ
ФАУ
ФАХ
ФАЦ
ФАШ
ФАЩ
ФАЭ
ФАЮ
ФАЯ

Фарфор (тур. farfur, fagfur, от перс. фегфур), изделия тонкой керамики, спекшиеся, непроницаемые для воды и газа, обычно белые, звонкие, просвечивающие в тонком слое, без пор. Фарфор обладает высокой механической прочностью, термической и химической стойкостью, электроизоляционными свойствами и применяется для изготовления высококачественной посуды, художественно-декоративных и санитарно-технических изделий, коррозионностойких аппаратов химической технологии, электрои радиотехнических деталей, низкочастотных изоляторов и т.д. Фарфор обычно получают высокотемпературным обжигом тонкодисперсной смеси каолина, пластичной глины, кварца и полевого шпата (такой Фарфор называется полевошпатовым). С развитием техники появились разновидности Фарфор: глинозёмный, цирконовый, борнокальциевый, литиевый и др.

Фарфор. Блюдо с полихромной росписью (т.н. протофарфор). Китай. Нач. 7 — нач. 10 вв. Музей Гиме. Париж. Фарфор.

Фарфор. Блюдо с полихромной росписью (т.н. протофарфор). Китай. Нач. 7 — нач. 10 вв. Музей Гиме. Париж.

Фарфор. Фляга. Корея. 13 в . Музей Виктории и Альберта, Лондон. Фарфор.

Фарфор. Фляга. Корея. 13 в . Музей Виктории и Альберта, Лондон.

Фарфор. Блюдо. Вустер (Великобритания). 1965. Фарфор.

Фарфор. Блюдо. Вустер (Великобритания). 1965.

Фарфор. Ваза «черного семейства». Китай. 17—18 вв. Музей Виктории и Альберта, Лондон. Фарфор.

Фарфор. Ваза «черного семейства». Китай. 17—18 вв. Музей Виктории и Альберта, Лондон.

Фарфор. Фляга с декором из гротесков (т. н. фарфор Медичи). Флоренция. 1575—87. Музей Виктории и Альберта, Лондон. Фарфор.

Фарфор. Фляга с декором из гротесков (т. н. фарфор Медичи). Флоренция. 1575—87. Музей Виктории и Альберта, Лондон.

Фарфор. Ваза, покрытая глазурью «бычья кровь». Цзиндэчжэнь (Китай). 18 в. Эрмитаж. Ленинград. Фарфор.

Фарфор. Ваза, покрытая глазурью «бычья кровь». Цзиндэчжэнь (Китай). 18 в. Эрмитаж. Ленинград.

Фарфор. Чайник. Сен-Клу (Франция). Ок. 1720. Музей изящных искусств. Бостон. Фарфор.

Фарфор. Чайник. Сен-Клу (Франция). Ок. 1720. Музей изящных искусств. Бостон.

Фарфор. Блюдо. Арита (Япония). Ок. 1700. Фарфор.

Фарфор. Блюдо. Арита (Япония). Ок. 1700.

Фарфор. Кашпо. Шантийи (Фарнция). Ок. 1740. Музей Виктории и Альберта, Лондон. Фарфор.

Фарфор. Кашпо. Шантийи (Фарнция). Ок. 1740. Музей Виктории и Альберта, Лондон.

Фарфор. «Тюлень». Королевская фарфоровая мануфактура. Копенгаген (Дания). 1906. Фарфор.

Фарфор. «Тюлень». Королевская фарфоровая мануфактура. Копенгаген (Дания). 1906.

  В зависимости от состава фарфоровой массы различают так называемый твёрдый и мягкий Фарфор (мягкий Фарфор имеет несколько меньшую твёрдость, чем твёрдый). Твёрдый Фарфор беднее флюсами и богаче глинозёмом, чем мягкий; для получения необходимой плотности и просвечиваемости он требует более высокой температуры обжига (до 1450 °С). Мягкий Фарфор более разнообразен по химическому составу, чем твёрдый; температура обжига до 1300 °С. К мягкому Фарфор относится также костяной Фарфор, в состав которого входит до 50% костяной золы, а также кварц, каолин и т.д. Костяной Фарфор характеризуется наибольшей белизной и просвечиваемостью. И твёрдый, и мягкий Фарфор либо покрывают глазурью, либо выпускают в виде т. н. бисквитного Фарфор, т. е. без глазури (см. Бисквит). В повседневном обиходе (посуда) и в технике (электроизоляторы) обычно применяется твёрдый Фарфор; мягкий Фарфор используется преимущественно для изготовления художественных изделий.

  О производстве Фарфор (способах приготовления керамической массы, методах формовки, режимах обжига) см. в ст. Керамика.

 

  Лит.: Технология фарфорового и фаянсового производства, М., 1975.

  И. А. Булавин.

Художественный фарфор. Исторический очерк. Фарфор появился в Китае в 4–6 вв.: вытянутые стройные амфоры с гладкой полированной поверхностью светлых тонов, вазы и кувшины со скульптурным изображением жанровых сцен на крышках. В 7–13 вв. кит. Фарфор проник в страны Азии и Европы. Это изысканные кувшины с горлышками в виде птиц и зверей, вазы в форме античных амфор с ручками в виде драконов, белоснежные и расписанные яркими цветными глазурями голубые и зеленовато-серые сосуды с рельефной орнаментацией (селадон) из мастерских Лунцюаня, молочно-белые сосуды «бэй-дин» из Динчжоу с вытисненными рисунками, тяжёлые сосуды и бутыли с остроэкспрессивной росписью коричневой краской на светло-молочном фоне из Цычжоу, голубые изделия «жу-яо» и изысканные, украшенные глазурью с контрастом ярких пятен на нейтральном фоне сосуды «цзюнь-яо» из провинции Хэнань.

  С 14 в., когда центром производства Фарфор стал Цзиндэчжэнь, распространились изделия, украшенные свинцовыми глазурями трёх цветов («сань-цай») или подглазурной росписью синим кобальтом, которая в 15 в. часто сочеталась с надглазурной росписью («доу-цай» – «борьба цветов»). В 16 в. образцами росписи иногда служили узоры шёлковых тканей. Утончённость форм, чистота и белизна черепка, узорность и красочность росписи свойственны изделиям 17–18 вв., особенно с росписью эмалями зелёного и розового цвета и т. н. пламенеющего Фарфор с глазурью, переходящей из голубого в красный цвет. Богатством и пластичностью форм отличаются фигуры божественных мифических персонажей, легендарных красавиц. В конце 18 в. формы становятся вычурными, имитируют изделия из лака, бронзы, камня и т.п. В 19 в. фарфоровая промышленность пришла в упадоколо Современные изделия кит. Фарфор обычно просты по форме, часто монохромны и покрыты традиционными цветными глазурями (серовато-зелёной, голубовато-серой, красной). Выполняется много изделий и фигурок из белого бисквита. В Корее фарфоровые изделия известны с 10 в.: гладкие без декора – «сомун», украшенные изображениями животных и растений – «санхен», с красным орнаментом – «динхон», с рисунками золотом – «хвагым», корейские селадоны – «сангам» и др. В Японии производство Фарфор возникло в 16–17 вв. под влиянием Китая и Кореи. Особенно известны изделия г. Арита (т. н. имари) с росписью эмалями по белому фону (цветы, птицы), повлиявшие на роспись европейского Фарфор 18 в. В современном японском Фарфор (как и в керамике) часто применяется лаконичная контрастирующая с формой изделий роспись, требующая от исполнителя тонкого композиционного такта.

  В Европе в конце 16 в. изготовляли мягкий Фарфор, близкий по своему составу молочному стеклу (т. н. фарфор Медичи во Флоренции, имевший светлый черепок, покрытый свинцовой глазурью, и роспись кобальтом, подражавшую вост. моделям). Около 1709 в Германии И. Фарфор Бётгером (при содействии Э. В. Чирнхауза) был открыт способ производства твёрдого Фарфор, а в 1710 основан первый в Европе фарфоровый завод в Мейсене (см. Мейсенский фарфор), выпускавший изысканную по росписи и пластическому богатству посуду, вазы, скульптуру в стиле рококо (живописец И. Г. Хёрольдт, скульптор И. И. Кендлер и др.), а позднее – классицизма. В 1717–18 была основана мануфактура в Вене, а затем в Берлине, Хёхсте, Нёйдеке (в 1761 переведена в Нимфенбург), Франкентале, Фюрстенберге, Людвигсбурге; в некоторых из них работали крупные мастера (Фарфор А. Бустелли в Нимфспбурге, И. П. Мельхиор в Хёхсте), в основном в духе рококо.

Фарфор. «Арлекин». Модель И. И. Кендлера. Сер. 18 в. Мейсен (Германия). Музей Виктории и Альберта, Лондон. Фарфор.

Фарфор. «Арлекин». Модель И. И. Кендлера. Сер. 18 в. Мейсен (Германия). Музей Виктории и Альберта, Лондон.

  Во Франции в 17–18 вв. мануфактуры (в Руане, Сен-Клу, Меннесси, Шантийи, Венсенне) изготовляли предметы роскоши (в т. ч. лепные цветы) из мягкого Фарфор, покрытые легкоплавкой свинцовой глазурью и яркой росписью на белых полях цветных фонов. Твёрдый Фарфор здесь начали производить лишь с последней трети 18 в. Особое место заняло производство бисквитной скульптуры (по рисункам и моделям Э. М. Фальконе, Фарфор Буше и др.) на Севрской мануфактуре (см. Севрский фарфор). В Великобритании с середины 18 в. изготовлялись посуда и скульптура из мягкого Фарфор и затем его разновидности – «костяного Фарфор» с каолином и пережжённой костью (мануфактуры в Боу, Челси, Вустере), покрытые свинцовой глазурью и яркой сочной росписью (часто среди цветного фона). В Италии твёрдый и мягкий Фарфор выпускался в 18 в. в Венеции, Дочче близ Флоренции, Неаполе (в основном посуда с кит. мотивами и гротесками и мелкая пластика, рельефные панно для дворцов). В 18–19 вв. мануфактуры по производству твёрдого и мягкого Фарфор были созданы также в Дании (Копенгаген), Швеции (Мариеберг), Голландии (Весп, Гаага), Бельгии (Турне), Швейцарии (Цюрих), Чехии (Славков, Клаштерец). На мануфактурах 19 в. (в Бржезове в Чехии; Херенде в Венгрии) применялась надглазурная роспись эмалями в подражание китайской. На протяжении всего 19 в., несмотря на улучшение технологического процесса, художественное качество европ. Фарфор снижается. Лишь изредка из технических достижений извлекается художественый эффект (подглазурная роспись блёклыми матовыми красками с мягкими, нежными переходами тонов на заводе в Копенгагене в конце 19 – начале 20 вв.). В 20 в. в оформлении массовых изделий повсеместно вводятся механические приёмы (деколькамания, штамп, трафарет, ручная и машинная отводка), увеличивается выпуск технического Фарфор, ведутся поиски современных выразительных форм изделий, применяется скупая, динамичная, часто остроэкспрессивная роспись. Некоторые заводы выпускают изделия по старым (в основном 18 в.) формам.

  В России Фарфор был известен со 2-й половины 16 в.: в 18 в. здесь над способом производства Фарфор работали М. В. Ломоносов, московский керамист И. А. Гребенщиков. В 1744 в Петербурге был основан первый в России фарфоровый завод (см. Фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова в Ленинграде), где около 1747 Д. И. Виноградовым был открыт способ производства твёрдого Фарфор из отечественных материалов (простые и изящные по форме сосуды, сервизы, табакерки с декоративными изображениями птиц, животных, пейзажей, кит. сюжетов, портретов, гербов, монограмм, особенно выполненные живописцем А. И. Чёрным, жанровые фигурки). В последней четверти 18 в. на заводе работали выпускники петербургской АХ и иностранные мастера, изготовлявшие сервизы, вазы, портретные бюсты, скульптуру (серия «Народы Российского государства», 1780-е гг.), в основном в стиле раннего классицизма, а в начале 19 в., и особенно после Отечественной войны 1812, в стиле ампир (изделия с живописью военных сцен, портретами героев 1812, скульптуры по моделям С. С. Пименова). С 1830-х гг. завод выпускал эклектические изделия, лишь на рубеже 19–20 вв. с применением кристаллических и цветных огнеупорных глазурей и подглазурной росписи, а также с работой на заводе технолога Н. Н. Качалова, художника Е. Е. Лансере, скульптора Н. Я. Данько были созданы отдельные значительные произведения. Массовая продукция отличалась стилизацией, обилием слащавых мещанских мотивов, перегруженностью росписей золотом.

<a target=<a target=Русский и советский фарфор. Поднос из чайного сервиза с аллегорической росписью на темы побед русского оружия. Завод Фарфор Я. Горднера. Живописец И. Кестнер. 1775. Русский музей, Ленинград. Фарфор." alt="Русский и советский фарфор. Поднос из чайного сервиза с аллегорической росписью на темы побед русского оружия. Завод Фарфор Я. Горднера. Живописец И. Кестнер. 1775. Русский музей, Ленинград." Фарфор." alt="Русский и советский фарфор. «Водоноска» (по рисунку С. С. Пименова). Нач. 19 в. Императорский фарфоровый завод, Петербург. Эрмитаж. Ленинград."

Русский и советский фарфор. Поднос из чайного сервиза с аллегорической росписью на темы побед русского оружия. Завод Фарфор Я. Горднера. Живописец И. Кестнер. 1775. Русский музей, Ленинград. Фарфор.

Русский и советский фарфор. Поднос из чайного сервиза с аллегорической росписью на темы побед русского оружия. Завод Фарфор Я. Горднера. Живописец И. Кестнер. 1775. Русский музей, Ленинград.

Русский и советский фарфор. «Водонос». 1817. Императорский фарфоровый завод, Петербург. Русский музей, Ленинград. Фарфор.

Русский и советский фарфор. «Водонос». 1817. Императорский фарфоровый завод, Петербург. Русский музей, Ленинград.

Русский и советский фарфор.Ваза-ароматница. 1760-е гг. Императорский фарфоровый завод, Петербург. Русский музей, Ленинград. Фарфор.

Русский и советский фарфор.Ваза-ароматница. 1760-е гг. Императорский фарфоровый завод, Петербург. Русский музей, Ленинград.

Русский и советский фарфор. Поднос с видом усадьбы. Завод С. Батенина. 1-я пол. 19 в. Русский музей, Ленинград. Фарфор.

Русский и советский фарфор. Поднос с видом усадьбы. Завод С. Батенина. 1-я пол. 19 в. Русский музей, Ленинград.

Русский и советский фарфор. Р. Р. Михайловская. Чайный сервиз «Калач». Дулёвский фарфоровый завод им. газеты «Правда». 1964. Музей Дулёвского фарфорового завода. Фарфор.

Русский и советский фарфор. Р. Р. Михайловская. Чайный сервиз «Калач». Дулёвский фарфоровый завод им. газеты «Правда». 1964. Музей Дулёвского фарфорового завода.

Русский и советский фарфор. Ваза «Ранняя весна». Форма А. А. Лепорской, роспись В. М. Городецкого. Ленинградский фарфоровый завод им. М. В. Ломоносова. 1958. Музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века», Москва. Фарфор.

Русский и советский фарфор. Ваза «Ранняя весна». Форма А. А. Лепорской, роспись В. М. Городецкого. Ленинградский фарфоровый завод им. М. В. Ломоносова. 1958. Музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века», Москва.

Русский и советский фарфор. Чашка и блюдце из зеленого с золотом сервиза. Сер. 19 в. Императорский фарфоровый завод, Петербург. Русский музей, Ленинград. Фарфор.

Русский и советский фарфор. Чашка и блюдце из зеленого с золотом сервиза. Сер. 19 в. Императорский фарфоровый завод, Петербург. Русский музей, Ленинград.

Русский и советский фарфор. Чайник «Красный конь». Форма Э. М. Криммера, роспись А. В. Воробьевского. Ленинградский фарфоровый завод им. М. В. Ломоносова. 1960. Музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века», Москва. Фарфор.

Русский и советский фарфор. Чайник «Красный конь». Форма Э. М. Криммера, роспись А. В. Воробьевского. Ленинградский фарфоровый завод им. М. В. Ломоносова. 1960. Музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века», Москва.

Русский и советский фарфор. «Водоноска» (по рисунку С. С. Пименова). Нач. 19 в. Императорский фарфоровый завод, Петербург. Эрмитаж. Ленинград.

  В 18–19 вв. были открыты многие частные фарфоровые заводы: Фарфор Я. Гарднера (см. Дмитровский фарфоровый завод) в с. Вербилки Московской губернии, сочетавший ампирные формы с жанровой трактовкой изобразительных мотивов; князя Н. Б. Юсупова в с. Архангельском, выпускавший изделия по французским образцам; А. М. Миклашевского в с. Волокитино Черниговской губернии, изготовлявший вазы с лепными цветами, статуэтки и даже иконостас. Завод А. Г. Попова в с. Горбуново Московской губернии выпускал жанровую скульптуру подчёркнуто демократического характера. К середине 19 в. были основаны крупные заводы: Дулёвский фарфоровый завод, завод около с. Буты Харьковского уезда на Украине, в Риге, которые постепенно перешли в руки капиталиста М. С. Кузнецова; продукция этих заводов, несмотря на высокое качество фарфорового черепка, в целом была эклектичной, отмеченной чертами отвлечённой символики и стилизации.

  В сов. время было налажено производство технического, бытового, художественного Фарфор целиком из отечественных материалов, освоена новая сов. тематика в росписи (изделия т. н. сов. агитационного фарфора С. В. Чехонина, А. В. Щекатихиной-Потоцкой и др., сочетавшие изящество исполнения и плакатную броскость изображения с новой сов. эмблематикой и надписями) и скульптуре (обобщённые по форме, актуальные по общественному звучанию произведения В. В. Кузнецова, Н. Я. Данько и др.). В 1930-е гг. значительно увеличился выпуск массовой продукции, в основном силами Дулёвского и Дмитровского заводов, на которых были организованы художественные лаборатории, внедрившие в производство роспись изделий по эскизам заводских художников (т. и, ситцевые мотивы П. В. Леонова, мотивы рус. народного орнамента Е. П. Смирнова). Однако общими недостатками Фарфор тех лет, особенно массового, были увлечение приёмами станковой живописи, неорганическая связь росписи с формой изделий и затянувшийся процесс обновления этих форм. Поиски практичных, утилитарно-целесообразных форм начались в 50-е гг. (Э. М. Криммер, Н. М. Суетин, С. Е. Яковлева в Ленинграде, Т. Н. Воскресенская в Дулёве и др.). Появились лаконичные, простые по исполнению росписи, подчёркивающие красоту самого материала. Вместе с тем возросло применение механических способов украшения массового Фарфор, что существенно повлияло на его художественное качество. К концу 1960-х гг. наряду с внедрением в производство новых форм и органично связанной с формой росписи, стремящейся подчеркнуть красоту и благородство самого материала, наметился отход от узко понятой утилитаризации в сторону усиления декоративного начала, повышения эмоционального звучания фарфорового изделия в интерьере (В, М. Городецкий, П. В. Леонов и др.).

Русский и советский фарфор. «Красногвардеец». Скульптор В. В. Кузнецов. Петроградский фарфоровый завод. 1918. Русский музей, Ленинград. Фарфор.

Русский и советский фарфор. «Красногвардеец». Скульптор В. В. Кузнецов. Петроградский фарфоровый завод. 1918. Русский музей, Ленинград.

 

  Лит.: Селиванов А. В., Фарфор и фаянс Российской империи, Владимир, 1903; его же, Первое прибавление к книге: Фарфор и фаянс Российской империи, Владимир, 1904; его же, Второе прибавление..., 2 изд., Владимир, 1914; Императорский фарфоровый завод. 1774 – 1904, [СПБ. 1907]; Тройницкий С., Русский фарфор, Л., 1928; его же, Русские фарфоровые фигуры. Л., 1928; Гурвиц П. А., Фарфор и фаянс. Указатель русской литературы о фарфоре, Хар., 1922; Русский художественный фарфор. Сб. ст. под ред. Э. Фарфор Голлербаха и М. В. Фармаковского, Л., 1924; Кверфельдт Э. К., Фарфор, Л., 1940: Безбородов М. А., Дмитрий Иванович Виноградов – создатель русского фарфора, М. – Л., 1950; Русский художественный фарфор. [Альбом], сост. Б. Н. Эмме и М. Л. Егоропа-Котлубай, М. – Л., 1950: Кочетова С. М., Фарфор и бумага в искусстве Китая, М. – Л., 1956; Западноевропейский фарфор XVIII–XIX вв. [Путеводитель по выставке], М., 1956; Андреева Л. В., Советский фарфор, 1920 – 1930 гг., М., 1975; Zimmermann E., Chinesisches Porzellan, seine Geschichte, Kunst und Technik, Bd 1–2, Lpz., 1913; Hannover E., Pottery and porcelain, v. 1–3, L., 1925; Penkala M., European porcelain, Arnst., [1947]; Walcha О., Porzullan, Lpz., [1963]; Weiss G., Ullstein-Porzeilanbuch, B. – Fr./M. – W., 1964: Jedding H., Europäisches Porzellan, Bd 1–2, Münch,, 1971; Schnorrv. Carolsfeld (K. Slimann), Europäisches Porzellan, Bd 1–2, Braunschweig, 1974.

  В. Д. Синюков.

Так же Вы можете узнать о...


Демократический блок в Румынии, массовая антифашистская организация румынских трудящихся в мае 1935 — осенью 1937.
Железная дорога, рельсовый путь, предназначенный для движения поездов.
Институт красной профессуры (ИКП), специальное высшее учебное заведение, готовившее преподавателей общественных наук для вузов, а также работников для научно-исследовательских учреждений, центральных партийных и государственных органов.
Каузальность (от лат. causalis— причинный, causa — причина), см.
Контактная подвеска, устройство контактной сети, предназначенное для обеспечения стабильного контакта проводов с токосъёмником электрического подвижного состава.
Ла-Мут (La Mouthe), пещера близ г. Монтиньяк на Юге Франции (департамент Дордонь).
Ма Юань, Цинь-шань [родился в конце 12 века — умер в 1-й половине 13 века, провинция Шаньси], китайский живописец.
Мизантропия (греч. misanthropia, от miséo — ненавижу и anthropos — человек), нелюбовь к людям, отчуждение от них, человеконенавистничество.
Натрия гидроокись, едкий натр, каустическая сода, NaOH, едкая щёлочь; бесцветные кристаллы, плотность 2,13 г/см3, tпл 320 °С.
Омуляхская губа, мелководный залив в западной части Восточно-Сибирского моря, на побережье Якутской АССР.
Перш (франц. perche, от лат. pertica — шест, жердь), цирковой снаряд, деревянный или металлический шест длиной от 2 до 10 м.
Преступления должностные, по советскому уголовному праву преступные деяния, посягающие на нормальную деятельность советского государственного или общественного аппарата, совершаемые должностными лицами, использующими для этого своё служебное положение.