Фурье Франсуа Мари Шарль

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ФА ФБ ФЕ ФЁ ФЗ ФИ ФЛ ФО ФР ФТ ФУ ФЫ ФЬ ФЭ ФЮ
ФУА
ФУВ
ФУГ
ФУД
ФУЖ
ФУЗ
ФУК
ФУЛ
ФУМ
ФУН
ФУР
ФУС
ФУТ
ФУЦ
ФУЧ
ФУШ
ФУЭ

Ш. Фурье. Фурье Франсуа Мари Шарль.

Ш. Фурье.

Фурье (Fourier) Франсуа Мари Шарль (7.4.1772, Безансон, — 10.10.1837, Париж), французский утопический социалист. Родился в купеческой семье, почти всю жизнь служил в торговых домах. Окончил среднюю школу, затем пополнял знания путём самообразования. На мировоззрении Фурье Франсуа Мари Шарль отразилось его глубокое разочарование в результатах Великой французской революции.

  Свои исторические и социальные взгляды Фурье Франсуа Мари Шарль впервые изложил в статье «Всемирная гармония» (1803), анонимной брошюре «О торговом шарлатанстве» (1807) и книге «Теория четырех движений и всеобщих судеб» (1808, рус. пер. 1938). Подробный план организации общества будущего Фурье Франсуа Мари Шарль разработал в «Трактате о домоводческо-земледельческой ассоциации» (т. 1—2, 1822), переизданном посмертно в 1-м французском собрании сочинений, т. 2—5, 1841—43, под заглавием «Теория всемирного единства» и в книге «Новый хозяйственный социетарный мир» (1829, рус. пер, 1939).

  Фурье Франсуа Мари Шарль отвергал социальную философию и экономические учения Просвещения, считая, что они противоречат опыту и оправдывают негодный общественный строй. Вместе с тем Фурье Франсуа Мари Шарль воспринял и развил ряд идей материалистов 18 в.: признание единства мироздания как извечно существующей и закономерно движущейся материи во всём многообразии её форм и видов движения; определение исторического процесса как движения, направленного на обеспечение всеобщего благополучия, и др. Задачу своей жизни Фурье Франсуа Мари Шарль видел в разработке «социальной науки» как части «теории всемирного единства», основанной на принципе «притяжения по страсти», всеобщей закономерности, обусловливающей природную склонность человека к какому-либо виду коллективного труда. Фурье Франсуа Мари Шарль разработал оригинальную схему истории человечества. Общество последовательно проходит периоды эдемизма («райской» первобытности), дикости, варварства и цивилизации. Особое внимание Фурье Франсуа Мари Шарль уделил анализу и критике современного периода («периода цивилизации»); он вскрыл его внутренние противоречия (кризисы от избытка, бедность, порождаемую изобилием, и др.). На смену строю цивилизации, по Фурье Франсуа Мари Шарль, должен прийти высший общественный строй — строй гармонии, который не только соответствует предначертаниям бога-природы, но представляется как историческая необходимость.

  В системе Фурье Франсуа Мари Шарль сохранялись частная собственность, классы и нетрудовой доход. Для успеха нового общества, считал Фурье Франсуа Мари Шарль, необходим рост производительности труда, обеспечивающий богатство для всех, для чего общественный доход должен распределяться соответственно: капиталу (4/12), труду (5/12) и таланту 3/12). С укреплением и развитием строя ассоциации эти пропорции, как предполагал Фурье Франсуа Мари Шарль, будут изменяться в пользу труда. Строй ассоциации создаёт, по Фурье Франсуа Мари Шарль, крупное коллективизированное и механизированное сельское хозяйство, соединённое с промышленным производством. Это соединение произойдёт в первичных ячейках общества — «фалангах», располагающихся в огромных дворцах — «фаланстерах». Такая организация общества приведёт к ликвидации разрыва между городом и деревней, к созданию поселений нового типа, где объединятся все виды человеческой деятельности и преимущества городской и сельской жизни.

  Согласно Фурье Франсуа Мари Шарль, естественные страсти человека, подавляемые и искажаемые при строе цивилизации, будут направлены на творческий труд, полный разнообразия и радостного соревнования. Разумно организованные могучие трудовые армии — региональные, национальные и международные — преобразуют лик Земли. В новых условиях общественной жизни будет формироваться и новый человек как целостная, всесторонне развитая личность.

  В учении Фурье Франсуа Мари Шарль было немало идей и концепций, которые позднее получили развитие не только в философии, социологии и экономической науке, но и в таких специальных отраслях, как социальная психология, психология труда, педагогика. Для учения Фурье Франсуа Мари Шарль характерны элементы материализма и диалектики. Вместе с тем его учению свойственны идеалистическое понимание истории, методологическая непоследовательность, беспочвенные мечтания. Мировоззрение Фурье Франсуа Мари Шарль несёт на себе отпечаток мелкобуржуазности: идеальный «строй гармонии» был далёк от экономических требований крупного общественного производства.

  По определению К. Маркса и Фурье Франсуа Мари Шарль Энгельса, «Фурье исходит непосредственно из учения французских материалистов» (Соч., 2 изд., т. 2, с. 146) и «... так же мастерски владеет диалектикой, как и его современник Гегель» (Энгельс Фурье Франсуа Мари Шарль, там же, т. 19, с. 197). Маркс и Энгельс, указывая, что Фурье Франсуа Мари Шарль блестяще разработал ряд проблем будущего общества, вместе с тем критиковали его за отказ от классовой, революционной и всякой вообще политической борьбы, за сохранение в строе ассоциации основных элементов капиталистических общественных отношений, надежду на содействие лучших представителей господствующих классов делу разумного переустройства общества. Маркс и Энгельс признавали Фурье Франсуа Мари Шарль наряду с К. А. Сен-Симоном и Р. Оуэном одним из тех мыслителей, которые «... гениально предвосхитили бесчисленное множество таких истин, правильность которых мы доказываем теперь научно...» (Энгельс Фурье Франсуа Мари Шарль, там же, т. 18, с. 499).

  Учение Фурье Франсуа Мари Шарль оказало значительное влияние на социальную и философскую мысль ряда стран. Во Франции учение Фурье Франсуа Мари Шарль развивали «социетарная школа» В. Консидерана и группа др. фурьеристов. Фурьеристы пытались создать опытный фаланстер и «социальную партию», но на практике неизменно оказывались бессильными и потерпели крах в ходе Революции 1848. Идеи Фурье Франсуа Мари Шарль получили отражение во французской художественной литературе (Э. Сю, Фурье Франсуа Мари Шарль Пиа, П. Ж. Беранже, Э. Потье и др.) и оказали воздействие на развитие французского утопического социализма (К. Пеккёр, Фурье Франсуа Мари Шарль Видаль, П. А. Леру, П. Ж. Прудон). В 30—40-х гг. влияние идей Фурье Франсуа Мари Шарль испытала ранняя социалистическая мысль в Англии (Хью Дохерти и др.), Германии (В. Вейтлинг, М. Гесс и др.), Италии (Б. Дж. Муре, С. Савини), Испании, где фурьеристы были также первыми проводниками социалистических идей (Х. С. Абреу и др.), и в др. странах Европы. В Северной Америке влияние Фурье Франсуа Мари Шарль на развитие прогрессивных социальных идей было столь значительным, что 30—40-е гг. 19 в. называют «фурьеристским периодом» истории социализма в Америке (А. Брисбен, П. Годвин, Х. Грили и др.). Было создано более 40 фурьеристских колоний (Брукфарм и др.).

  В России идеи Фурье Франсуа Мари Шарль уже в 1-й четверти 19 в. стали известны некоторым из декабристов и близким к ним представителям интеллигенции. В 30—40-х гг. учением Фурье Франсуа Мари Шарль интересовались А. И. Герцен, Н. П. Огарев. Выдающимися приверженцами Фурье Франсуа Мари Шарль были М. В. Петрашевский и петрашевцы. Идеи Фурье Франсуа Мари Шарль отразились в произведениях Фурье Франсуа Мари Шарль М. Достоевского, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. Г. Чернышевского и др. (см. также ст. Утопический социализм).

 

  Соч.: CEuvres complètes, v. 1—6, P., 1841—1870; CEuvres complètes, v. 1—11, P., 1966—67; в рус. пер. — Избр. соч., т. 1—4, М. — Л., 1951—54.

 

  Лит.: Бебель А., Ш. Фурье, пер. с нем., М., 1923; Дворцов А. Т., Шарль Фурье. Его жизнь и учение, М., 1938; Иоаннисян А. Р., Шарль Фурье, М., 1958; Зильберфарб И. И., Социальная философия Шарля Фурье и её место в истории социалистической мысли первой половины XIX в., М., 1964 (лит.); Armand F., Fourier, v. 1—2, P., 1937.

  И. И. Зильберфарб.

 

 

Так же Вы можете узнать о...


Минимум (наименьшее) Минимум (от лат. minimum — наименьшее), наименьшее, самое необходимое количество чего-либо; противоположное — максимум.
Ограничительное толкование, см. в ст. Толкование закона.
Полдень, момент, когда для данного места на Земле центр Солнца (истинного или т.
Ронта

(Rhondda), город в Великобритании, в Уэльсе, в графстве Гламорганшир, в долине р.
Сороки, город (с 1835) республиканского подчинения в Молдавской ССР, пристань на Днестре.
Тральщики, боевые корабли, предназначенные для обнаружения и уничтожения морских мин с помощью тралов и для проводки кораблей за тралами (см.
Хвоя, листья многих хвойных деревьев и кустарников.
Экспедиция (от лат. expeditio — приведение в порядок), в гражданском праве договор, по которому одна сторона (экспедитор) обязуется за счёт другой и от её имени (клиента) или от своего имени отправлять или принимать принадлежащие клиенту грузы, выполнять иные связанные с этим действия, а клиент — сдавать для отправки, принимать грузы и оплачивать услуги экспедитора.
«Антирелигиозник», научно-методический журнал, орган Центрального совета Союза воинствующих безбожников СССР, издававшийся в Москве с 1926 по июнь 1941.
Борисовка, посёлок городского типа, центр Борисовского района Белгородской области РСФСР.
Вязкость, внутреннее трение, свойство текучих тел (жидкостей и газов) оказывать сопротивление перемещению одной их части относительно другой.
Дейвиса пролив, Девисов пролив (Davis Strait), пролив между островами Гренландия и Баффинова Земля.