Хиндемит Пауль

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ХА ХВ ХД ХЕ ХЁ ХИ ХЛ ХМ ХН ХО ХР ХТ ХУ ХШ ХЫ ХЬ ХЭ ХЮ ХЯ
ХИА
ХИБ
ХИВ
ХИГ
ХИД
ХИЖ
ХИЙ
ХИК
ХИЛ
ХИМ
ХИН
ХИО
ХИП
ХИР
ХИС
ХИТ
ХИХ
ХИЧ
ХИШ
ХИЩ

Хиндемит (Hindemith) Пауль (16.11.1895, Ханау, — 28.12.1963, Франкфурт-на-Майне), немецкий композитор, музыкальный теоретик, дирижёр, скрипач и альтист. С 13 лет работал в оркестрах. Одновременно учился в консерватории Франкфурта-на-Майне (классы композиции и скрипки). В 1915—23 концертмейстер оперного театра там же. в 1921—29 альтист струнного квартета Л. Амара — П. Хиндемита, в 1927—37 профессор Высшей музыкальной школы в Берлине. Творчество Хиндемит Пауль включает оперы, балеты и симфонии, сочинений камерных жанров, произведений сложнейших форм и простые инструктивные пьесы для любителей музыки. В своём творчестве Хиндемит Пауль утверждал высокие этические принципы, в течение всей жизни оставался верен идеям христианского гуманизма. Он был убеждённым антифашистом; композитор полагал, что музыкальное искусство помогает преодолеть отчуждение между странами и нациями. Сложной была эволюция стиля Хиндемит Пауль В ранних произведениях заметно воздействие И. Брамса и М. Регера. После 1-й мировой войны 1914—18 он испытал влияние современного урбанизма. В середине 1930-х наметился перелом в его творчестве. Хиндемит Пауль стремился возродить традиции И. С. Баха — Л. Бетховена — А. Брукнера, его музыка стала более уравновешенной, гармоничной, сдержанной, не утратив при этом динамичности. Вместе с тем возросло его мастерство как композитора-полифониста.

  Произведения Хиндемит Пауль 20-х гг. не лишены эпатирующих, гротесковых черт. Таковы одноактные оперы «Убийца, надежда женщин» и «Нуш-Нуши» (пост. 1921, Штутгарт), фортепьянная сюита «1922», серия «Камерных музык» для солистов и камерного оркестра, струнные квартеты. Зрелость стиля обнаруживают вокальные циклы «Молодая служанка» на тексты Г. Тракля (1922) и «Житие Марин» на тексты Р. М. Рильке (1923), концерт для оркестра (1925) и одно из центральных произведений 20-х гг. опера «Кардильяк» (по мотивам повести Э. Т. А. Гофмана «Мадемуазель де Скюдери», пост. 1926, Дрезден; 2-я редакция 1952). Хиндемит Пауль активно участвовал в организации фестивалей современной музыки (с 1921 — в Донауэшингене, Баден-Бадене, Зальцбурге, Берлине), а также был одним из вдохновителей движения «гебраухс-музик» (Gebrauchsmusik — «бытовая музыка»), ставившего своей целью пропаганду новой музыки в любительских кругах. В конце 20-х гг. и начале 30-х гг. Хиндемит Пауль создал комическую оперу «Новости дня» (пост. 1929, Берлин) с элементами социальной критики и сатиры, музыку к «Поучительной пьесе» Б. Брехта (1929, Баден-Баден), музыкальную игру «Мы строим город» (1930, Берлин), «Бостонскую симфонию» (1930), ораторию «Бесконечное» на текст Г. Бенна (1931), «Филармонический концерт» (1932). Из-за политических преследований, а также запрета исполнения оперы «Художник Матис» (была поставлена в 1938, Цюрих; на материале этой оперы Хиндемит Пауль написал одноименную симфонию) Хиндемит Пауль эмигрировал из фашистской Германии, жил в Швейцарии, с 1939 в США, где в 1946 получил американское гражданство, вёл педагогическую работу в университетах и колледжах, выступал как дирижёр. В США были исполнены его крупные сочинения 40-х гг.: «Симфония in Es» (1940), балет с солирующим фортепиано «Четыре темперамента» (пост. 1946, Нью-Йорк), «Симфонические метаморфозы тем К. М. Вебера» (1943), симфония «Серена» (1946), реквием на текст У. Уитмена «Когда перед домом цвела этой весною сирень» (1946). С 1953 Хиндемит Пауль жил в Швейцарии, продолжая интенсивную деятельность дирижёра, выступая на многочисленных музыкальных фестивалях в Европе и США, пропагандируя свои музыкально-теоретические и эстетические взгляды в устных выступлениях и печатных трудах. В своём учении о композиции Хиндемит Пауль выступал как защитник тонального принципа, на котором, по его убеждению, зиждется дальнейшее развитие музыкального искусства. Он создал оперу «Гармония мира» (пост. 1957, Мюнхен) и одноименную симфонию, основанную на музыкальном материале этой оперы, «Питсбургскую симфонию» (1958), оперу «Долгая рождественская трапеза» (по пьесе Т. Уайлдера, 1961, Мангейм), кантату «Песнь к надежде» по заказу ЮНЕСКО (1953), концерт для органа и оркестра (1962) и мессу a cappella (1963). Автор книг «Руководство по композиции» (т. 1—3, 1937—70), «Мир композитора» (1952) и статей. Лауреат Баховской премии (ФРГ), премии Сибелиуса. В Швейцарии (г. Блоне) после смерти Хиндемит Пауль учрежден «Фонд Хиндемита» — центр собирания и изучения его наследия.

 

  Соч. в рус. пер.: Монолог П. Хнндемита, «Советская музыка», 1962, № 3; Мир композитора. [фрагменты из книги], там же, 1963, № 4, 5; Умирающие воды, там же, 1967, № 5; Иоганн Себастьян Бах. Обязывающее наследие, там же, 1973, № 11.

 

  Лит.: Беляев В., Пауль Хиндемит, Л., 1927; Глебов И. [Асафьев Б. В.], Элементы стиля Хиндемита, в кн.: Новая музыка, в. 2, Л., 1927; Левая Т. Н., Леонтьева О. Т., Пауль Хиндемит, М., 1974; Strobel Н., Paul Hindemith, 3 Aufl., Mainz, 1948; Briner A., Paul Hindemith, Z. — Mainz, 1971.

  О. Т. Леонтьева.

 

 

Так же Вы можете узнать о...


Гидростатическое взвешивание, метод измерения плотности жидкостей и твёрдых тел, основанный на законе Архимеда (см.
Коррида (исп. corrida — бег, быстрое движение; corrida de toros, буквально — бег быков), национальное испанское зрелище.
Паприка (венг. paprika, от греч. péperi — перец), овощное растение семейства паслёновых, более известное под названием красного перца стручкового.
Талдан, посёлок городского типа в Сковородинском районе Амурской области РСФСР.
Аксиология, см. Ценностей теория.
Губные гласные (или лабиализованные), гласные, произносимые при дополнительном участии губ в артикуляции, например в русском языке «о» и «у».
Кучукское озеро, Кучук, горько-солёное озеро в Алтайском крае РСФСР.
Платиновые металлы, платиноиды, химические элементы второй и третьей триад VIII группы периодической системы Менделеева.
Тотлебен Эдуард Иванович [8(20).5.1818, Митава, ныне Елгава Латвийской ССР, — 19.
Аржантёй (Argenteuil), город во Франции, в департаменте Сена и Уаза, на р.
Дили (Dili), главный город и порт португальской колонии на острове Тимор, на северном его берегу.
Литьевое прессование пластмасс, трансферное прессование, метод изготовления изделий различной формы из реактопластов, при котором материал размягчается (пластицируется) в литьевом цилиндре (тигле), откуда нагнетается в пресс-форму (рис.
Приватный (от лат. privatus — частный) (устаревшее), частный, личный, неофициальный, домашний.
Урюпинск, город (с 1929) областного подчинения, центр ого района Волгоградской обл.
Барца II (Вагса II), верхнепалеолитическая стоянка на территории Чехословакии, в окрестностях г.
Женевская номенклатура, международная научная система названий (номенклатура) органических соединений, принятая в Женеве в 1892.