Шишкин Иван ИвановичБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Шишкин Иван Иванович [13(25).1. 1832, Елабуга, ныне Татарской АССР, — 8(20). 3.1898, Петербург], русский живописец, один из крупнейших мастеров реалистической пейзажной живописи. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1852—56) у А. Н. Мокрицкого и в петербургской АХ (1856—65) у С. М. Воробьёва (в 1862—65 пенсионер АХ в Мюнхене, Праге, Дюссельдорфе). Академик (1865), профессор (1873), руководитель пейзажной мастерской (1894—95) петербургской АХ. Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок (см. Передвижники). В начале своего творчества Шишкин Иван Иванович следовал традиции романтического пейзажа середины 19 в. («Вид на острове Валааме», 1858, Киевский музей русского искусства); в 1860-e гг. он преодолевает условность колорита и световых эффектов и обращается к возможно более объективному изображению русского лесного пейзажа, ставшего главной темой его творчества. Стремясь к точной передаче бесконечного разнообразия форм растительного мира, Шишкин Иван Иванович от описательности и детализации пейзажного мотива («Рубка леса», 1867, Третьяковская галерея, Москва) переходит к созданию целостных образов русской природы, композиционными средствами раскрывая идею величия и красоты родной земли, своеобразия её лесов и полей («Рожь», 1878; «Лесные дали», 1884, — обе в Третьяковской галерее, Москва). Постоянно работая над этюдами с натуры, Шишкин Иван Иванович совершенствует светотеневое решение картин, добивается живописно-тонального единства, иногда обращаясь к мотивам изменчивого состояния природы («Сосны, освещенные солнцем», 1886, Третьяковская галерея, Москва). Он раскрывает типически-выразительные и поэтические черты русского ландшафта, вводя в пейзаж жанрово-повествовательные элементы [«Утро в сосновом лесу», 1889 (медведи написаны К. А. Савицким), Третьяковская галерея, Москва; «Среди долины ровныя...», 1883, «Дубовая роща», 1887, — обе в Киевском музее русского искусства]. Шишкин Иван Иванович создал монументальные и жизнеутверждающие образы родной природы, созвучные демократическим идеям исторического бытового и портретного жанра передвижников, а в лучших произведениях поднялся до широкого обобщения, воспевая национальный пейзаж героического характера («Корабельная роща», 1898, Русский музей, Ленинград). " Шишкин Иван Иванович.">" Шишкин Иван Иванович." alt="Шишкин И. И. «Утро в сосновом лесу». 1889. Третьяковская галерея. Москва. "Шишкин Иван Иванович.">" " Шишкин Иван Иванович."> Шишкин Иван Иванович.">" " Шишкин Иван Иванович."> Шишкин Иван Иванович.">" " Шишкин Иван Иванович."> Шишкин Иван Иванович.">" " Шишкин Иван Иванович."> Шишкин Иван Иванович.">" Шишкин И. И. «Сосновый бор». 1872. Третьяковская галерея. Москва. Шишкин И. И. «На реке после дождя». Офорт. 1887. Третьяковская галерея. Москва. Шишкин И. И. «Срубленный дуб. В Беловежской пуще». Этюд. 1892. Ярославский художественный музей. Шишкин И. И. «Пасека». 1882. Шишкин И. И. «Утро в сосновом лесу». 1889. Третьяковская галерея. Москва. Пристально изучая натуру, Шишкин Иван Иванович много внимания уделял рисунку; офорты Шишкин Иван Иванович, по содержанию и стилистически близкие его живописи, способствовали возрождению этого вида графики в России. Реалистические пейзажи Шишкин Иван Иванович, ставшие широко популярными, сыграли важную роль в борьбе за народный характер русской культуры в 1870—90-е гг.
Лит.: Пикулев И. И., И. И. Шишкин, М., 1955; Рисунки И. И. Шишкина. [Альбом], текст А. Н. Савинова, М., 1960.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|