Шуберт Франц Петер

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ША ШВ ШЕ ШЁ ШИ ШК ШЛ ШМ ШН ШО ШП ШР ШТ ШУ ШХ ШЫ ШЭ ШЮ ШЯ
ШУА
ШУБ
ШУВ
ШУГ
ШУД
ШУЙ
ШУК
ШУЛ
ШУМ
ШУН
ШУП
ШУР
ШУС
ШУТ
ШУУ
ШУФ
ШУХ
ШУЦ
ШУШ
ШУЯ

Ф. Шуберт. Шуберт Франц Петер.

Ф. Шуберт.

Шуберт (Schubert) Франц Петер (31.1.1797, Лихтенталь, близ Вены, — 19.11.1828, Вена), австрийский композитор. Род. в семье школьного учителя. Его первыми музыкальными наставниками были отец (скрипка), старший брат Игнац (фортепьяно), регент приходской церкви М. Хольцер (пение). В 1808 Шуберт Франц Петер был принят «певчим мальчиком» в придворную капеллу; с ним занимались В. Ружичка (генерал-бас), а затем (до 1816) А. Сальери (контрапункт и композиция). В 1813—14 Шуберт Франц Петер прошёл курс в учительской семинарии, после чего работал помощником учителя в школе своего отца (до 1818), затем ушёл из семьи. В течение ряда лет Шуберт Франц Петер давал уроки музыки, неоднократно пытался получить постоянную музыкальную должность, но безуспешно. Вокруг Шуберт Франц Петер сложился кружок друзей — поклонников его творчества, которые оказывали ему посильную материальную помощь (чиновник Й. Шпаун, поэт-любитель Ф. Шобер, поэт И. Майрхофер, худ. М. Швинд, поэт и комедиограф Э. Бауэрнфельд, композитор А. Хюттенбреннер и др.). Пропагандистом песен Шуберт Франц Петер стал певец М. Фогль. В кругу друзей и знакомых часто собственными силами исполнялись сочинения Шуберт Франц Петер; такие вечера назывались «шубертиадами». С 1821 произведения Шуберт Франц Петер начали издаваться. Изредка, главным образом в летние месяцы, Шуберт Франц Петер выезжал за пределы Вены. В 1818 и 1824 в качестве учителя музыки дочерей графа И. Эстерхази он побывал в Венгрии, где слушал народную венгерскую и цыганскую музыку; в 1819, 1823 и 1825 был с Фоглем в Верхней Австрии, в 1827 посетил Грац. Песни Шуберт Франц Петер приобрели большую известность. В 1823 он был избран почётным член Штирийского и Линцского музыкальных союзов. 26 марта 1828 в Вене состоялся концерт из сочинений Шуберт Франц Петер, имевший большой успех. Осенью того же года Шуберт Франц Петер заболел брюшным тифом и скончался.

  Живший в эпоху жестокой меттерниховской реакции в Австрии, Шуберт Франц Петер явился первым крупнейшим представителем музыкального романтизма. В своих сочинениях он стремился воссоздавать отсутствующий в жизни светлый идеал, запечатлевал тоску по нему, страдания человека в чуждой и враждебной ему общественной обстановке. Сердечность, задушевность музыки Шуберт Франц Петер, свойственные ей непосредственность, «открытость» выражения определялись и личными качествами композитора. Музыка Шуберт Франц Петер тесно связана с народным искусством Австрии (хотя Шуберт Франц Петер редко использовал в своих сочинениях подлинные народные темы), с бытовой музыкой Вены; нашёл отражение в ней и фольклор входивших тогда в Австрийскую империю венгров, славянских народов. В музыке Шуберт Франц Петер главенствует мелодия, большое значение имеют колорит, красочность, обусловившие обогащение гармонии, оркестровки. При всей новизне своей музыки Шуберт Франц Петер сохранил тесную связь с традициями венской классической школы.

Важнейшее место в творчестве Шуберт Франц Петер заняла песня для голоса и фортепьяно (немецкий Lied; жанр, соответствующий романсу в русской музыке). Этот жанр Шуберт Франц Петер сделал способным к воплощению глубокого содержания за счёт более тесного единения слова и музыки, роста значительности и индивидуализации музыкальных образов. Вокальная мелодия в песнях Шуберт Франц Петер (нередко включающая речитативные элементы) большей частью заключает в себе целостное музыкальное обобщение. Партия фортепьяно имеет важное выразительное, а часто и музыкально-изобразительное значение. Шуберт Франц Петер развил и обогатил прежние типы песен, создал новый тип песни сквозного развития с объединяющим целое варьируемым мотивом в партии фортепьяно а также первые зрелые образцы песенного цикла. В песнях Шуберт Франц Петер (около 600) представлены стихотворения около 100 поэтов. Для каждого крупного поэта композитор находил соответствующие поэзии стилистические приёмы. Наибольшее значение для песенного творчества Шуберт Франц Петер имели И. В. Гёте (около 70 песен, в том числе «Лесной царь», «Гретхен за прялкой»), Ф. Шиллер (свыше 40, в том числе «Жалоба девушки», «Группа из Тартара»), В. Мюллер (песенные циклы «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь»), Г. Гейне (6 песен, в том числе «Двойник»), И. Майрхофер (47 песен). Выдающиеся песни композитор создал и на тексты К. Ф. Д. Шубарта («Форель»), Ф. Л. Штольберга («Баркарола»), М. Клаудиуса («Девушка и смерть»), Г. Ф. Шмидта («Скиталец»), Л. Рельштаба («Вечерняя серенада», «Приют»), Ф. Рюккерта («Привет», «Ты мой покой»), а также М. Коллина, Я. Н. Крайгера, Ф. Шобера («К музыке»), В. Скотта («Ave Maria»), У. Шекспира («Утренняя серенада»).

  К песням Шуберт Франц Петер примыкают квартеты для мужских и женских голосов, хоры, произведения типа кантат и ораторий. В духовных сочинениях, из которых особенно значительны 2 последние мессы (1819 и 1828), Шуберт Франц Петер, подобно И. С. Баху, выражал простые человеческие чувства. Завершенные композитором 3 оперы и 6 зингшпилей при его жизни не ставились и не стали репертуарными, главным образом из-за плохих либретто. 3 драматические пьесы, к которым Шуберт Франц Петер написал музыку, не удержались на сцене, однако увертюра и танцы из музыки к пьесе Х. Шези «Розамунда...» (1823) широко исполняются.

  В инструментальных произведениях Шуберт Франц Петер часто использовал напевные, закруглённые лирические темы песенного типа, которые разрабатывал главным образом как целое, давая им различное «освещение». Из 7 завершенных симфоний Шуберт Франц Петер последняя (до мажор, окончательная редакция — 1828) выдержана в героико-эпических тонах. Это величественное сочинение, по словам В. В. Стасова, поистине гениальное «по вдохновлению, по силе, по порыву, по красоте, по выражению „народности” и „народной массы”...». Углублённым психологизмом насыщена двухчастная лирико-драматическая «Неоконченная» симфония си минор (1822). Из концертных увертюр популярность приобрели 2 «увертюры в итальянском стиле» (1817).

  Многие камерные инструментальные сочинения Шуберт Франц Петер связаны с распространённым тогда в Австрии домашним музицированием, в том числе жизнерадостный фортепьянный квинтет «Форель» (1819), в предпоследней части которого варьируется тема одноименной песни. Ряду сочинений присущи черты оркестральности. Наиболее значительны струнный квинтет до мажор (1828) и 3 последних струнных квартета — ля-минорный (1824), ре-минорный, включающий вариации на тему песни Шуберт Франц Петер «Девушка и смерть» (1824—26), и соль-мажорный (1826). Фортепьянная музыка — одна из основных областей творчества Шуберт Франц Петер В фортепьянных сонатах Шуберт Франц Петер испытал влияние Л. Бетховена, однако нашёл собственную трактовку жанра. Лучшие из них — сонаты ля мажор (1819), ля минор (1823), ля минор, ре мажор, соль мажор (1825), си-бемоль мажор (1828). В фантазии «Скиталец», в которой использована тема одноименной песни, Шуберт Франц Петер намечает структуру симфонических поэм Ф. Листа. «Экспромты» (11, 1827—28) и «Музыкальные моменты» (6, 1818—28) — романтические фортепьянные миниатюры, предвосхитившие характерные черты фортепьянной музыки Ф. Шопена и Ф. Листа. Фортепьянные танцы Шуберт Франц Петер — вальсы, лендлеры, «немецкие», экосезы, галопы (более 400) — важный шаг на пути к поэтизации танца. Шуберт Франц Петер создал также многие сочинения для фортепьяно в 4 руки, в числе которых фантазия фа-минор (1828), Венгерский дивертисмент (1824), вариации, марши, полонезы и др.

  В некоторых сочинениях Шуберт Франц Петер последних лет («Зимний путь», песни на тексты Гейне) углубились драматические, даже трагические настроения. Однако и в эти годы им противостояли произведения (включая песни), исполненные энергии, силы, мужества, жизнерадостности. При жизни Шуберт Франц Петер получил признание главным образом как автор песен; многие его крупные инструментальные сочинения были впервые исполнены через десятилетия после смерти («большая» симфония до мажор в полном объёме впервые прозвучала под управлением Ф. Мендельсона в 1839, «Неоконченная» симфония в 1865). Лишь к началу 20 в. стали понимать, что Шуберт Франц Петер велик не только в песне, но и в инструментальной музыке.

 

  Соч.: Werke. Kritisch durchgesehene Gesammtausgabe, 41 Bd, Lpz., 1884—97 (факсим. переизд., v. 1—19, N. Y.—Wiesbaden, 1965—69); Neue Ausgabe sämtlicher Werke. Ser. 1—8, Kassel—[u. a.], 1964¾1977— (по 1977 вышло 15 т. разл. серий; изд. продолжается).

 

  Лит.: Венок Шуберту. 1828—1928. Этюды и материалы, М., 1928; Глазунов А. К., Франц Шуберт. Очерк, Л., 1928; Дамс В., Франц Шуберт, пер. с нем., М., 1928; Жизнь Франца Шуберта в документах, М., 1963; Воспоминания о Шуберте, М., 1964; Гольдшмидт Г., Франц Шуберт. Жизненный путь, пер. с нем., 2 изд., М., 1968; Хохлов Ю., О последнем периоде творчества Шуберта, М., 1968; его же, Шуберт. Некоторые проблемы творческой биографии, М., 1972; Музыка Австрии и Германии XIX века, кн. 1, М., 1975; Franz Schubert. Die Dokumente seines Lebens und Schaffens, hrsg. von O. E. Deutsch, Bd 3, Sein Leben in Bildern, Münch,— Lpz., 1913; Mies P., Franz Schubert, Lpz., 1954; Schubert. Die Dokumente seines Lebens, gesammelt und erläutert von O. E. Deutsch, Kassel, 1964; Deutsch O. E., Wackeling D. R., Schubert. Thematic catalogue of all his works in chronological order, L., 1951; Einstein A., Schubert, N. Y., 1951; его же, Ein musikalisches Porträt, Z., 1952; Vetter W., Der Klassiker Schubert, Bd 1—2, Lpz., 1953; Schubert. Die Erinnerungen seiner Freunde, hrsg. u. erläut. von O. E. Deutsch, 2 Ausg., Lpz., 1966; Brown M. J. E., Schubert, A critical biography, L., 1958; его же, Essays on Schubert, L.—N. Y., 1966; Reed J., Schubert. The final years, L., 1972.

  Ю. Н. Хохлов.

 

Так же Вы можете узнать о...


Уральский резной камень, художественные изделия из уральских цветных камней, старинная отрасль рус.
Адельсбергский грот (Adelsberg), немецкое название пещеры Постойнска-Яма в Югославии.
Волжско-Камский заповедник, находится в Татарской АССР.
Ибн Ямин Амир Фахроддин Махмуд ибн Амир Ямин-од-дин Тограй Мустауфи Фарюмади (1286, Фарюмад, около Себзевара, — 1368), персидско-таджикский поэт.
«Летопись событий в южной Руси», составлена в начале 18 в.
Оскол, река в Курской и Белгородской области РСФСР и Харьковской области УССР, левый приток р.
Седло (математич.) Седло,особая точка дифференциального уравнения первого порядка.
Филлоксеры (Phylloxeridae), семейство насекомых из отряда равнокрылых (надсемейство тлей).
Амигдалин, Ca20H27O11N, природное органическое соединение из класса гликозидов, содержащееся в семенах горького миндаля (2,5—3,5% ), в косточках персика (2—3%), абрикосов и слив (1—1,8%), вишен (0,8%), яблок, груш, в листьях лавровишни и т.
Галантамин, лекарственный препарат из группы антихолинэстеразных средств, алкалоид, содержащийся в некоторых видах подснежника, белоцветнике летнем и унгернии Виктора.
Ионтофорез, ионофорез (от ионы и греч. phoresis — несение, перенесение), физиотерапевтический метод лечения; то же, что электрофорез лекарственный.
Луцк, город, центр Волынской области УССР. Расположен на обоих берегах реки Стырь (правый приток Припяти).
Партия арабского социалистического возрождения (Сирия) Партия арабского социалистического возрождения (ПАСВ; Хизб аль-Баас аль-Араби аль-Иштираки) Сирии, иначе —Баас (буквально — возрождение), революционно-демократическая партия.
Сисеро (Cicero), город на С. США, в штате Иллинойс.
Хайек Фридрих Август Хайек (Науек) Фридрих Август (р. 8.5.1899, Вена), английский экономист, представитель Лондонской школы, буржуазной политической экономии.
Арманд Инесса Арманд (урождённая Стеффен) Инесса (Елизавета Федоровна) (26.