Большая Советская Энциклопедия

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ТА ТБ ТВ ТЕ ТЁ ТИ ТК ТЛ ТМ ТО ТР ТС ТУ ТХ ТЦ ТЧ ТШ ТЫ ТЬ ТЭ ТЮ ТЯ
ТЕЧ
ТЕШ
ТЕЯ

ТЕО
Теоброма (Theobroma), род растений семейства стеркулисовых.
Теобромин 3,7диметилксантин, алкалоид из группы пуриновых оснований.
«Теогония» («Родословная богов»), дидактическая поэма Гесиода (8—7 вв.
Теодицея (франц. theodicee, от греч. theos — бог и dike — справедливость), «оправдание бога», общее обозначение религиозно-философских доктрин, стремящихся согласовать идею «благого» и «разумного» божественного управления миром с наличием мирового зла, «оправдать» это управление вопреки существованию тёмных сторон бытия.
Теодолитгеодезический инструмент для определения направлений и измерения горизонтальных и вертикальных углов при геодезических работах, топографических и маркшейдерских съёмках, в строительстве и т.
Теодолитная съёмка горизонтальная геодезическая съёмка местности, выполняемая для получения контурного плана местности (без высотной характеристики рельефа) с помощью теодолита.
Теодоракис Микис (Theodorakes) Микис (р. 29.7.1925, о. Хиос), греческий композитор и общественно-политический деятель.
Теодорик Детрших (Theodorik, Theodoricus; Dětřich) (год рождения неизвестен — умер около 1381), чешский живописец.
Теодорих Великий, Теодерих (Theodoricus, Theodcrich) (около 454, Паннония, — 26.
Теодорович Иван Адольфович Иван Адольфович [29.8(10.9).1875 — 20.9.1937], советский партийный и государственный деятель.
Теодоряну Йонел (Teodoreanu) Йонел (7.1. 1897, Яссы, — 3.2.1954, Бухарест), румынский писатель.
Теодульф (Theoduife) (середина 8 в., Испания, — 821, Анже), деятель «Каролингского возрождения».
Теократия (греч. theokratia, буквально — власть бога, от theos — бог и krátos — сила, власть), форма государства, в котором как политическая, так и духовная власть сосредоточены в руках духовенства (церкви).
Теологическое образованиесистема профессиональной подготовки служителей религиозных культов, специалистов-теологов, преподавателей богословия в различного типа и уровня духовных учебных заведениях.
Теология (греч. theologia, от theos — бог и logos — слово, учение), богословие, совокупность религиозных доктрин о сущности и действии бога, построенная в формах идеалистического умозрения на основе текстов, принимаемых как божественное откровение.
Теон из Смирны (Theon), греческий математик 2 в. Автор труда «О математических знаниях, необходимых для чтения Платона», который и до наших дней является источником для изучения древнегреческой математики.
Теорба (франц. théorbe, téorbe, от итал.
Теорелль Аксель Хуго Теодор (Theorell) Аксель Хуго Теодор (р. 6.7.1903, Линчёпинг), шведский биохимик, президент Национальной АН Швеции (1967—69), член Национальной АН США, Лондонского королевского общества (1959) и др.
Теорема (греч. theorema, от theoreo — рассматриваю, исследую), предложение некоторой дедуктивной теории (см.
Теорема СРТ (СРТ-теорема), теорема квантовой теории поля, согласно которой уравнения теории инвариантны относительно СРТ-преобразования, то есть не меняют своего вида, если одновременно провести три преобразования: зарядовое сопряжение С (замена частиц античастицами), пространственную инверсию (зеркальное отражение) Р (замена координат r на — r) и обращение времениТ (замена времени t на — t).
«Теоретическая и математическая физика» научный журнал Секции физико-технических и математических наук Президиума АН СССР.
Теоретической астрономии институт (ИТА), научно-исследовательское учреждение АН СССР в Ленинграде, ведущее работы в области всех теоретических и прикладных проблем небесной механики.
Теоретической и экспериментальной физики институтГосударственного комитета по использованию атомной энергии СССР (ИТЭФ), научно-исследовательский ядерно-физический центр.
Теория (греч. theoria, от theoreo — рассматриваю, исследую), в широком смысле — комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления; в более узком и специальном смысле — высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существующих связях определённой области действительности — объекта данной Т.
«Теория вероятностей и её применения» научный журнал Отделения математики АН СССР. Публикует оригинальные статьи и краткие сообщения по теории вероятностей, общим вопросам математической статистики и их применениям в естествознании и технике.
«Теория и практика физической культуры» ежемесячный научно-теоретический журнал, орган Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР.
Теория относительности см. Относительности теория.
Теория познания гносеология, эпистемология, раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности.
Теосинте виды растений семейства злаков из рода эвхлена (Euchlaena).
Теософия (от греч. theos — бог и sophia — мудрость, знание), 1) в широком смысле слова — мистическое богопознание (см.
Теотиуакан (Teotihuacán), город в древней Мексике, один из крупных центров раннеклассового общества в долине Мехико (на территории современного штата Мехико).
Теофедрин лекарственный препарат; комбинированные таблетки, содержащие по 0,05 гтеофиллина, теобромина и кофеина, по 0,2 г амидопирина и фенацетина, по 0,02 г гидрохлорида эфедрина и фенобарбитала, 0,004 г экстракта красавки и 0,0001 г алкалоида цитизина.
Теофиллин 1,3-диметилксантин, алкалоид из группы пуриновых оснований, в небольшом количестве содержится в листьях чая.
Теофиполь посёлок городского типа, центр Теофипольского района Хмельницкой области УССР.
ТеофрастФеофраст (Theophrastos, то есть «обладатель божественной речи»; настоящее имя — Тиртам) (около 372 до н.
Так же Вы можете узнать о...

Гирокомпас, механический указатель направления истинного (географического) меридиана, предназначенный для определения курса объекта, а также азимута (пеленга) ориентируемого направления.
Жабродышащие (Branchiata), надкласс животных подтипа членистоногих; включает единственный класс ракообразных.
Каталанский язык, язык каталонцев, принадлежит к романской группе языков.
«Кыу куок» («Cu'u quôc» — «Спасение родины»), еженедельная газета, орган ЦК Отечественного фронта Вьетнама после образования фронта в сентябре 1955.
Мещеряков Михаил Григорьевич [р. 4(17).9.1910, с.
Ольмекская культура, археологическая культура, распространённая на территории современных штатов Мексики — Веракрус, Табаско, Герреро.
Преобразование, одно из основных понятий математики, возникающее при изучении соответствий между классами геометрических объектов, классами функций и т.
Северо-Кавказский экономический район, один из крупных экономических районов СССР.
Танк (воен.) Танк (английский tank, основное значение — цистерна, бак), боевая гусеничная полностью бронированная машина.
Форстер Эдуард Морган Форстер (Forster) Эдуард Морган (1.1.1879, Лондон, – 7.
Эгида (от греч. aigis, род. п. aigidos), в древнегреческой мифологии щит Зевса—символ покровительства и гнева богов.
Ареические области (от греч. а — отрицательная частица и rhéô — теку, стекаю, растекаюсь), то же, что бессточные области.
Бюджетные комиссии, постоянно действующие комиссии высших и местных органов власти, созданные для рассмотрения государственного бюджета.
Гироинерциальная вертикаль, один из типов гировертикали.
Жаботинский Леонид Иванович (28.1.1938, с. Успенка Сумской области), советский тяжелоатлет, заслуженный мастер спорта (1964), преподаватель.
Каталаза (от греч. Katalуo — разрушаю), фермент из группы гидропероксидаз, катализирующий окислительно-восстановительную реакцию, в ходе которой из 2 молекул перекиси водорода образуются вода и кислород: Кысакюрек Неджип Фазыл Кысакюрек (Kisakurek) Неджип Фазыл (настоящее имя и фамилия — Ахмет Неджип) (родился 26.
Мещерского уравнение (по имени И. В. Мещерского), дифференциальное уравнение движения точки переменной массы, является основным уравнением механики тел переменной массы.
Ольджо, Олдо, река в Якутской АССР, правый приток р.