Дороги

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ДА ДВ ДД ДЕ ДЁ ДЖ ДЗ ДИ ДЛ ДМ ДН ДО ДП ДР ДУ ДХ ДЫ ДЬ ДЭ ДЮ ДЯ
ДОБ
ДОВ
ДОГ
ДОД
ДОЕ
ДОЖ
ДОЗ
ДОИ
ДОЙ
ДОК
ДОЛ
ДОМ
ДОН
ДОО
ДОП
ДОР
ДОС
ДОТ
ДОУ
ДОФ
ДОХ
ДОЦ
ДОШ

Дороги, общее наименование всех разновидностей наземных путей сообщения, предназначенных для передвижения людей, транспорта и грузов.

  Сеть Дороги для регулярных сообщений начинает складываться в Евразии в 5-м тысячелетии до н. э. Обычно древнейшие Дороги, как и большинство Дороги 2—1-го тысячелетия до н. э., покрытий не имели. Основная дорожная сеть стабилизировалась в Евразии в 1-м тысячелетии до н. э. Эта дорожная сеть послужила основой для таких трансконтинентальных путей обмена и торговли, как Великий шёлковый путь, Дороги Арабского халифата, которые достигали Скандинавии. На Американском материке расцвет дорожного строительства происходит в первой половине 1-го тысячелетия до н. э., когда в державе инков создаются мощёные и прорубленные в скалах Дороги Формирование дорожной сети оказало воздействие на планировку поселений: от нерегулярной застройки, типичной для древнеземледельческих поселений, уже во 2-м тысячелетии до н. э. на юге Евразии намечается переход к устойчивым принципам планировок посёлков и городов с учётом возможности передвижения транспорта по улицам. На местах пересечения крупных Дороги и вдоль них возникают большие поселения.

  Для древних путей сообщения характерно сочетание речных и морских перевозок с наземными. Таковы крупные Дороги обмена, сложившиеся в конце 3-го тысячелетия до н. э.: «янтарный путь», пересекавший всю Среднюю Европу, «оловянный путь» от полуострова Корнуолл в Англии к странам Средиземноморья. Роль сухопутных передвижений повышается по мере усиления обмена и регулярных культурных контактов. Так, на Ближнем Востоке и в пределах Средней Азии выявляются следы так называемого лазуритового пути, по которому ляпис-лазурь Бадахшанских месторождений распространялась по значительной части Западной Азии начиная с 4-го тысячелетия до н. э.; у хеттов и ассирийцев в периоды расцвета государств и крупных завоевательных походов строятся Дороги значительной протяжённости, часто с каменными покрытиями. Возникнув на месте древних караванных путей, эти Дороги, в свою очередь, вошли в состав дорожной сети державы Ахеменидов в 6—4 вв. до н. э. Из ахеменидских Дороги особо известна «царская», шедшая от Эфеса до Суз и Сард. Дороги имела каменное покрытие, дорожные столбы с указанием расстояний, станции с гостиницами и прочее. По образцу этой Дороги в конце 4 в. до н. э. была построена Аппиева дорога от Рима до Капуи и Брундизиума, положившая начало активному строительству римских торговых и военных Дороги Римлянами была создана сеть Дороги, пересекавших Западную Европу. Сеть римских Дороги состояла из 372 больших Дороги, 29 из которых оканчивались у Рима. Римские Дороги строились из гравия, булыжного и тёсаного камня, уложенных в известковом растворе. В болотистых районах римляне, используя опыт аборигенного населения, строили Дороги с деревянным покрытием. Римские Дороги были снабжены указателями расстояний и пересечений путей. Толщина дорожной одежды, состоящей из нескольких слоёв, достигала 1 м. Ширина мощёной части римской Дороги была невелика. Аппиева Дороги шириной до 4,3 м была исключением, чаще Дороги предназначались для проезда одного экипажа. Вдоль мощёного полотна по обе стороны прокладывался грунтовой просёлок для движения неподкованных вьючных и верховых животных. Римские Дороги, проходившие через Альпы, имели ширину 1,5—3,5 м и были очень крутыми. С падением Римской империи прекратилось строительство Дороги в Европе. Только начиная с 13 в. возобновилась дорожно-строительная деятельность, были построены Дороги в Швеции, Германии, Англии, Испании, Нидерландах. В Англии был впервые установлен предел веса повозок и введено правило, чтобы все экипажи держались одной стороны. В 15—16 вв. в Италии создаётся сеть Дороги с расчётом на проезд двух карет. Организация регулярных почтовых и пассажирских сообщений уже в 17 в. привела к значительному росту дорожного строительства в Европе. Изобретение в начале 19 в. дорожной одежды из сплошного слоя утрамбованного щебня вызвало бурный рост дорожного строительства (см. Дорожно-строительные работы) и стало широко применяться при строительстве шоссе с 20-х гг. 19 в.

  На территории Древней Руси в 8—10 вв. н. э. Киевское государство имело несколько торговых путей (главным образом водных), связывавших Киев с Крымом и устьем Дона. С ростом Русского государства формировалась сеть Дороги от Москвы к окраинам. Началом систематического строительства Дороги в России можно считать 1722, когда по указу Петра I было начато строительство Дороги Петербург—Москва, получившей название «першпективной дороги». Эта Дороги была грунтовой, укреплённой на некоторых участках бревенчатыми настилами. В 1817 начались работы по мощению этой Дороги щебнем и к 1834 Дороги Петербург—Москва длиной свыше 700 км стала называться Московским шоссе.

  Конец 18 и начало 19 вв. во всех странах характеризовались интенсивным строительством шоссе — Дороги с твёрдым, главным образом щебёночным, покрытием. Толщина дорожной одежды уменьшилась от 1 м до 0,24—0,27м. Создание автомобиля предъявило новые требования к Дороги Щебёночные дорожные одежды не могли выдержать интенсивного движения автомобилей, и с 20-х гг. 20 в. началось широкое строительство автомобильных дорог и автомобильных магистралей с асфальтовым покрытием.

  Рост дорожной сети повлёк за собой развитие дорожного машиностроения (см. Дорожные машины) и производство новых дорожно-строительных материалов. Современные городские дороги, а также Дороги, соединяющие города и отдельные государства, представляют собой комплексы инженерных сооружений, обеспечивающие высокие скорости движения, допускающие большую грузоподъёмность транспортных средств и не имеющие, как правило, пересечений на одном уровне.

  К 20-м гг. 19 в. относится строительство в Великобритании первой железной дороги общего пользования. В России строительство первой такой железной дороги (Петербург—Царское Село) было закончено в 1837.

  Развитие больших городов с огромной протяжённостью транспортных магистралей, затруднённость наземных автомобильных сообщений приводят к развитию подземных рельсовых дорог — метрополитенов и наземных монорельсовых дорог. См. также Железнодорожный транспорт, Автомобильный транспорт, Городской транспорт.

 

  Лит.: Кудрявцев А. С., Очерки истории дорожного строительства в СССР, ч. 1 — Дооктябрьский период, М., 1951; Арциховский А. В., Средства передвижения, в кн.: Очерки русской культуры 13—15 вв., ч. 1, М., 1969; Кларк Г., Доисторическая Европа, пер. с англ., М., 1953; Стамп Дороги, Бивер С., Британские острова, пер. с англ., М., 1948; Мец А., Мусульманский Ренессанс, пер. с нем., М., 1966; Американская география, пер. с англ., М., 1957, с. 301—21; Forbes R. J., Studies in ancient technology, v. 2, Leiden, 1955.

  П. М. Кожин.

 

Так же Вы можете узнать о...


Диаграмма (чертёж) Диаграмма (от греч. diagramma — изображение, рисунок, чертёж), графическое изображение, наглядно показывающее линейными отрезками или геометрическими фигурами соотношение между разными величинами.
Комплектность продукции, наличие всех составных частей, приспособлений, инструмента, определяющее пригодность промышленной продукции к использованию.
Морской десант, войска, предназначенные для высадки с моря или высадившиеся на побережье противника.
Программа Коммунистической партии Советского Союза, основной теоретический документ партии, содержащий в себе конечную цель и важнейшие задачи на определённый исторический период.
Сухой Лог, город областного подчинения, центр Сухоложского района Свердловской области РСФСР.
Чрезвычайный Всероссийский съезд Советов крестьянских депутатов, состоялся 11(24) ноября — 25 ноября (8 декабря) 1917 в Петрограде.
Бенедиктсон Бьярни Бенедиктсон, Бенедихтсон (Benediktsson) Бьярни (30.
Гуанидин, карбамидин, (H2N)2C=NH; бесцветные гигроскопические кристаллы, tпл около 50°C.
Кетле Ламбер Адольф Жак Кетле (Quetelet) Ламбер Адольф Жак (22.2.1796, Гент, — 17.
Мепробамат, лекарственный препарат из группы успокаивающих средств (транквилизаторов); то же, что андаксин.
Подзаконный акт, правовой акт государственного органа (управомоченной организации), изданный на основании и во исполнение закона.
Спазмофилия (от спазм и греч. philia — любовь, склонность), детская тетания, заболевание детей раннего возраста, обусловленное расстройством кальциевого обмена и характеризующееся повышенной возбудимостью и склонностью к судорогам.
Хронобиология (от хроно... и биология), биоритмология, раздел биологии, изучающий условия возникновения, природу, закономерности и значение биологических ритмов (БР).